|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходской школеВнутренний строй жизнедеятельности церковно-приходских школ был направлен в первую очередь на то, чтобы обеспечить христианское воспитание детей. «Воспитание детей в духе церковности, - писал П.О. Каптерев в своей книге «История русской педагогики» - должно быть не только теоретическим, осуществляться не только беседами, уроками, наставлениями, но в равной мере и даже более практическим путем, соответственными религиозными упражнениями – совершением молитв, посещением храма, деятельным участием в богослужении, исполнением заветов и преданий церкви»[68]. Для церковно-приходских школ существовали специальные программы, которые утверждались Синодом[69]. В «Правилах о церковно-приходских школах» разъяснялось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания»[70]. Учебный день церковно-приходских школ начинался чтением утренних молитв по особому ритуалу, причем чтение перемежалось пением, чтением Евангелия и т.п.[71] Основными предметами в Летской церковно-приходской школе были: Закон Божий, в которого входили чтение церковной и гражданской печати, православная краткая Катахизма, Священная история Старого и Нового Заветов и церковное пение; практически изучение первых правил арифметики (сложения, вычитания, умножения), чистописание[72]. Закон Божий являлся главнейшим предметом в церковно-приходской школе. Он являлся центром всего учебно-воспитательного дела, определяющий собою до известной степени тон и направление преподавания прочих предметов[73]. Церковное пение и церковная грамота вносили в атмосферу школьной жизни дух православной церковности. Церковнославянский язык, являясь первоисточником русского языка и языком церкви, помогал ученикам при изучении молитв и богослужения и подготавливал его к выразительному чтению церковных книг. Обучение арифметике имело целью научить детей основным действиям с числами и формирование умения применять эти знания к решению практических задач из повседневного быта. После революции 1917 года произошли большие изменения в преподавании учебных предметов во всех школах Российского государства, в том числе и изменения с преподаванием Закона Божьего. Краевед Иван Плосков рассматривает один интересный архивный документ, датирующийся 1918 годом из Устьсысольского Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов к заведующим начальных училищ, в котором говорится: «По вопросу о преподавании Закона Божия в Начальных училищах сообщается для сведения и руководства, что постановлением Устьсысольского Совета Рабочих Солдатских и Крестьянских Депутатов преподавание Закона Божия с 1 марта нового стиля с. г. за счет казны не принимается»[74]. Из циркулярного распоряжения по учебной части Уездного отдела Народного образования Летскому училищу говорится (датируется 4 апреля 1918 г.): «Г. Учительнице Летского земского училища. Летское Волостное народное Собрание 3 апреля… с.г. постановило: ходатайствовать перед Устьсысольским Советом Солдатских, Рабочих и Крестьянских Депутатов об оставлении в начальных земских училищах преподавания Закона Божия первым обязательным уроком учебного дня и об отпуске на этот предмет средств от Уездного Земства»[75]. Но еще в марте 1918 года в Летке не соглашались с «декретом Комиссара Народного Просвещения». Из тоже циркулярного распоряжения говорится (датируется 22 марта 1918 г.): «Заместительнице учителя Летского земского училища А.Г. Кузнецовой. Считаясь с мнениями родителей учащихся в Вашей школе, Управа сего числа… просила о. Малиновского продолжать преподавание Закона Божия в Летском Училище – первым уроком дня, несмотря на декрет Комиссара Народного Просвещения. В ближайшем народном собрании Управою будет поднят вопрос по этому поводу. Управа сообщает Вам об этом для сведения и руководства»[76]. Таковы были решения со стороны властей по поводу вопроса о Законе Божием. В связи с появлением «Положения о единой школе» в 1918 г. и становления новой советской трудовой школы на территории страны, была преобразована старая система образования, и исчезло преподавание богословских предметов, главным из которых являлся Закон божий. Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса в Летской церковно-приходской школе была в духе христианского воспитания теоретическим и практическим путем. Главнейшим предметом с момента открытия и до конца существования школы являлся Закон Божий, который в последующем был исключен из программы обучения новой школы советской властью. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |