|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Красный террор
"В стран e, гд e свобода личности дает возможность честной, идейной борьбы... политическое уб i йство, как средство борьбы, есть проявлен i е деспотизма". Исполн. Комитет Нар. Воли.
Я прожил вс e первые пять л e т большевицкаго властвован i я в Росс i и. Когда я у e хал в октябр e 1922 года, то прежде всего остановился в Варшав e. И зд e сь мн e случайно на первых же порах пришлось столкнуться с одним из самых сложных вопросов современной общественной психики и общественной морали. В одном кафэ, содержимом на коллективных началах группой польских интеллигентных женщин, одна дама, подававшая мн e кофе, вдруг спросила: -- Вы русск i й и недавно из Росс i и? -- Да. -- Скажите, пожалуйста, почему не найдется никого, кто убил бы Ленина и Троцкаго? Я был н e сколько смущен столь неожиданно в упор поставленным вопросом, т e м бол e е, что за посл e дн i е годы отвык в Росс i и от возможности открытаго высказыван i я своих сужден i й. Я отв e тил ей однако, что лично, искони будучи противником террористических актов, думаю, что уб i йства прежде всего не достигают поставленной ц e ли. -- Уб i йство одного спасло бы, возможно, жизнь тысячей, погибающих нын e безсмысленно в заст e нках {35} палачей. Почему же при цар e среди соц i алистов находилось так много людей, готовых жертвовать собой во имя спасен i я других или шедших на уб i йство во имя отомщен i я за насил i е? Почему н e т теперь мстителей за поруганную честь? У каждаго есть брат, сын, дочь, сестра, жена. Почему среди них не подымется рука, отомщающая за насил i е? Этого я не понимаю. И я должен был, оставляя в сторон e вопрос о прав e и морали насил i я1, по сов e сти ей отв e тить, что основная причина, мн e кажется, лежит в том, что при существующем положен i и, когда челов e ческая жизнь в Росс i и считается ни во что, всякаго должна останавливать мысль, что совершаемый им политическ i й акт, его личная месть, хотя бы во имя родины, повлечет за собою тысячи невинных жертв; в то время как прежде погибал или непосредственный {36} виновник совершеннаго д e ян i я или в крайнем случа e группа ему сопричастных -- теперь иное. И сколько прим e ров мы видим за посл e дн i е годы!
1 "Насил i е им e ет оправдан i е только тогда, когда оно направляется против насил i я" -- говорил Исполнительный Комитет Народной Воли в своем обращен i и к американскому народу по поводу уб i йства президента Гарфильда в 1881 году.... "Я совершил величайш i й гр e х, возможный для челов e ка, два уб i йства, запятнал себя кровью -- писал посл e уб i йства Плеве из Бутырской тюрьмы в 1906 году Егор Сазонов в своих зам e чательных письмах к родителям, опубликованных мною в "Голос e Минувшаго" (1918 No. 10 -- 12)... Посл e страшной борьбы и мучен i й только под гнетом печальной необходимости мы брались за меч, который не мы первые поднимали... Не мог я отказаться от своего креста... Поймите же и простите... Народ скажет про меня и про моих товарищей, казненных и оставленных в живых, как сказал на суд e мой защитник: "Бомба их была начинена не динамитом, а горем и слезами народными... бросая бомбы в правителей, они хотят уничтожить кошмар, который давил народную грудь", скажет и оправдает нас, а наших противников, т e х, которые своими насил i ями над народом доводили нас до необходимости проливать кровь, осудит и память их предаст в e чному проклят i ю". * Моральное оправдан i е этих "уб i йц" в том, что они не только убивают, но и умирают за уб i йство, как сказал Гершуни. Они д e йствительно шли на эшафот и жизнь свою отдавали за жизнь других.
-------- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |