|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Почему? (По поводу воззванiя Мартова против смертной казни.)
(По поводу воззван i я Мартова против смертной казни.)
"Какое счастье -- говорил Мирабо 27 i юня 1789 года, -- что великая революц i я обойдется без злод e ян i й и без слез. Истор i я слишком часто пов e ствовала о д e ян i ях хищных зв e рей. Мы можем над e яться, что начнем истор i ю людей". Как ошибался Мирабо. Как ошибался Жорес, писавш i й, что слова "великаго трибуна" должны сд e латься гуманным лозунгом для грядущей пролетарской революц i и. "Пролетар i и, помните", добавлял Жорес по другому поводу, вспоминая слова Баб?фа, "что жестокость -- остаток рабства, потому что она свид e тельствует о присутств i и в нас самих варварства, присущаго угнетающему режиму!"... Но "истор i я людей" не началась еще и в наши дни. Так остро это ощущаешь, когда вновь перечитываешь яркое воззван i е Ю. О. Мартова против смертной казни, выпущенное редакц i ей "Соц i алитическаго В e стника" отд e льным издан i ем. Это -- документ, написанный по истин e "кровью сердца и соком нервов". "Всю силу своего желан i я, страсти, негодован i я, бичующаго сарказма" -- говорит редакц i я -- Мартов бросил "в лицо палачам, чтобы остановить их преступную руку". {304} Хот e лось бы строка за строкой вновь повторить статью Мартова, еще раз выписать сильныя м e ста, написанныя им в защиту того учен i я, которое провозгласило "братство людей в труд e высшею ц e лью челов e чества", и именем котораго совершается "кровавый разврат" террора в современной Росс i и. Возьмем лишь посл e дн i я строки. Мартов кончал: "Нельзя молчать. Во имя чести рабочаго класса, во имя чести соц i ализма и революц i и, во имя долга перед родной страной, во имя долга перед Рабочим Интернац i оналом, во имя зав e тов челов e чности, во имя ненависти к вис e лицам самодержав i я, во имя любви к т e ням замученных борцов за свободу -- пусть по всей Росс i и прокатится могуч i й клик рабочаго класса: Долой смертную казнь! На суд народа палачей-людо e дов!" Нельзя молчать! Каждое слово этого воззван i я д e йствительно "бьет, как молот; гудит, как призывный набат". И т e м не мен e е воззван i е Мартова "не было услышано". Друзья покойнаго вождя русской соц i ал-демократ i и дают свое объяснен i е этому факту: "сдавленный импер i алистической интервенц i ей и блокадой, угрожаемый реставрац i онными и контр-революц i онными полчищами, рабоч i й класс был парализован в своей борьб e против террористической диктатуры". Так ли это? Не лежат ли объяснен i я в иной психологической плоскости? Редакц i я "Соц i алистическаго В e стника" вольно или невольно сд e лала большую хронологическую ошибку. Она отнесла воззван i е Мартова к осени 1918 года, а между т e м оно написано весной этого года в связи со смертным приговором, вынесенным Верховным Революц i онным Трибуналом капитану Щасному. Он был убит 28-го мая. Этой только хронологической датой и объясняется, в e роятно, то, что в своем воззван i и {305} Мартов почти умалчивает о д e ятельности чрезвычайных комисс i й. Гд e же тогда были эти реставрац i онныя и контр-революц i онныя полчища? В чем проявлялась импер i алистическая интервенц i я и блокада? Но не в этой хронологической ошибк e сущность д e ла. Было внутреннее противор e ч i е между обращенным к рабочему классу пламенным призывом Мартова: "дружно и громко заявить всему м i ру, что с этим террором, с варварством смертной казни без суда не им e ет ничего общаго пролетарская Росс i я", -- и той двойственной позиц i ей, которую занимало в то время большинство руководителей рабочей парт i и. Нельзя клеймить "презр e н i ем", призывать к активному протесту и в то же время находить нити, которыя так или иначе связывают с парт i ей, именуемой в воззван i и "всеросс i йским палачеством". Эти нити так охарактеризовал Р. Абрамович в своем предислов i и к книг e Каутскаго "От демократ i и к государственному рабству": "Мы вс e эти годы, однако, никогда не упускали из виду", что большевики "выполняют", хотя и не марксистскими методами, историческую задачу, объективно стоящую перед русской революц i ей в ц e лом". Еще ярче опред e лил эти задачи в 1921 г. Горьк i й в своем письм e к рабочим Франц i и по поводу голода: "по непреклонной вол e истор i и русск i е рабоч i е совершают соц i альный опыт"... и голод "грозит прервать этот велик i й опыт "... "Твоим именем совершают этот разврат, росс i йск i й пролетар i ат" -- писал Мартов, бичуя в связи с д e лом Щаснаго "кровавую комед i ю хладнокровнаго челов e коуб i йства". "Н e т, это не суд"... И я никогда не забуду гнетущаго впечатл e н i я, которое испытал каждый из нас через два года в зас e дан i и того же верховнаго революц i оннаго трибунала, когда меня, брата Мартова (Цедербаума-Левицкаго), Розанова и др. судили по д e лу так называемаго "Тактическаго Центра". Мног i е из нас стояли {306} перед реальной возможностью казни и, может быть, только случай вывел нас из объят i й смерти. В один из критических моментов "комед i и суда" перед р e чью обвинителя Крыленко в презид i ум трибунала подается присланное на суд заявлен i е центральнаго комитета меньшевиков о том, что Розанов и др. исключены из парт i и за свое участ i е в контр-революц i и. Заявлен i е это было публично оглашено. "Соц i алисты" посп e шили перед приговором отгородиться от "контр-революц i онеров" в ц e лях сохранен i я чистоты "соц i алистической" тактики. Т e, которые творили суд, были "клятвопреступники" перед революц i ей, кощунственно освящавш i е "хладнокровныя уб i йства безоружных пл e нников". В руки им давалось оруж i е: т e х, кого вы судите, мы сами считаем предателями соц i ализма. Этого момента я никогда не забуду. И не с точки зр e н i я личных переживан i й... Гипноз от контр-революц i и, гипноз возможности реставрац i и затемнил сознан i е д e йствительности той небывалой в м i р e реакц i и, которую явил нам большевизм. Не пережитая еще в психолог i и соц i алистических кругов традиц i я м e шала усвоить истину, столь просто формулированную недавно Каутским: важно д e ло контр-революц i онеров, а не их происхожден i е; и не все ли равно -- приходят они из среды пролетар i ата и его глашатаев или из среды старых собственников? Да, можно разстр e ливать ц e лыя "толпы буржуев" и д e лать контр-революц i онное д e ло... Этой элементарной истины не могли понять, да, пожалуй, не понимают и теперь н e которые русск i е соц i алисты. Что же удивляться, если их протесты против террора так долго не встр e чали отклика среди соц i алистов Западной Европы или, если и встр e чали, то соотв e тствовали той половинчатой позиц i и, которую занимали протестанты. Во время доклада Мартова в 1920 г. при упоминан i и о заложниках, которые разстр e ливаются в "отместку за поступки отцов и мужей", собравш i еся {307} в Галле могли кричать: "палачи, зв e ри"1 и в то же время признавать, что оффиц i альный протест "может быть истолкован, как сочувств i е контр-революц i онным элементам". Это одинаково будет и для британской "Labor Party" и для французской Конфедерац i и Труда... "Если н e которые соц i алисты остаются все же н e мыми свид e телями этого преступлен i я -- писал 10-го марта 1921 г. И. Церетелли в письм e к соц i алистам по поводу завоеван i я Груз i и -- то это можно было объяснить лишь двумя основан i ями: не знают правды или боятся, что их протест будет истолкован, как акт вм e шательства в русск i я д e ла"... Преступлен i е совершилось и началась расправа. И вновь центральный комитет грузинской с.-д. парт i и взывает к "сов e сти м i рового пролетар i ата" и просит его помощи: "Посл e попран i я свободы и независимости грузинской республики теперь физически истребляют лучш i я силы грузинскаго рабочаго класса. Единственное средство спасти жизнь грузинских борцов -- это вм e шательство европейскаго пролетар i ата. Допустит ли пролетар i ат Европы, чтобы тысячи его товарищей по классу, жертвовавших своей жизнью д e лу свободы и соц i ализма, были загублены жестокими завоевателями"? Того отклика, котораго ждали и не могло быть, ибо кто, как не соц i ал-демократы -- и русск i е и грузинск i е, выступали перед демократ i ей самыми горячими пропагандистами идеи невм e шательства в пер i од гражданской войны, формулы, оправдывающей то нравственное безучаст i е, с которым м i р в большинств e случаев относился к изв e ст i ям об ужасах террора. В сущности это недавно признала и редакц i я "Соц i алистическаго В e стника", писавшая в стать e "Признан i е и террор": "В героическую эпоху большевизма, в пер i од гражданской войны западно-европейск i е соц i алисты даже весьма ум e реннаго толка были склонны снисходительно {308} относиться к большевицкому террору".2 "Никакая всем i рная революц i я, никакая помощь извн e не могут устранить паралича большевицкаго метода" -- писал Каутск i й в "Терроризм e и коммунизм e ". "Задача европейскаго соц i ализма по отношен i ю к коммунизму -- совершенно иная: заботиться о том, чтобы моральная катастрофа одного опред e леннаго метода соц i ализма не стала катастрофой соц i ализма вообще, чтобы была проведена р e зкая различительная грань между этим и марксистским методом и чтобы массовое сознан i е восприняло эти различ i я ". Плохо понимает интересы соц i альной революц i и -- добавлял Каутск i й -- та радикальная соц i алистическая пресса, которая внушает мысль, что теперешняя форма сов e тской власти -- д e йствительно осуществлен i е соц i ализма. Может быть, этот предразсудок уже изжит: "пусть никто не см e шивает бол e е большевицк i й режим с рабочими массами в Росс i и и ея великой Революц i ей -- гласило воззван i е союза международных анархистов, напечатанное 24 i юля 1922 г. в брюссельском "Peuple". Но все же еще осталось умолчан i е -- в сущности форма той же категор i и. Массовое же сознан i е может быть воспитано лишь при опред e ленном и безоговорочном осужден i и зла. Разв e мы не чувствовали еще этой боязни осужден i я со стороны изв e стных групп соц i алистов хотя бы на посл e днем гамбургском съ e зд e, боязни сказать всю правду, чтобы не сыграть т e м самым на руку м i ровой реакц i и? A половинчатая и искаженная правда, д e йствительно, подчас хуже лжи. Ч e м по существу отличается позиц i я представителей англ i йской рабочей парт i и, уклонившейся от голосован i я по русскому вопросу на гамбургском съ e зд e, от откровеннаго заявлен i я Фроссара на орлеанском конгресс e Генеральной {309} конфедерац i и Труда: "если бы я знал что-нибудь плохое о сов e тской Росс i и, то никогда бы не позволил себ e огласить, чтобы не повредить русской революц i и"? И только тогда, когда будет изжит этот историческ i й уже предразсудок, который до наших дней заставляет искать моральное оправдан i е террору даже в пер i од французской революц i и, только тогда будет д e йствен призыв: "Долой смертную казнь!"; "На суд народа палачей-людо e дов!" К сожал e н i ю, он не изжит еще и в руководящих кругах. Не понят и не осознан массовой психолог i ей. Мы и в наши дни еще встр e чаемся с попытками в литератур e ослабить впечатл e н i е от "режима ужаса" ссылкой на то, что на другом фронт e творится -- или, в e рн e е, творилось -- не лучшее. "Но разв e воровство может быть оправдано т e м, что друг i е воруют?" -- спрашивал Каутск i й. Для того "историческаго объективизма", которой, наш Герцен назвал "ложной правдой", н e т и не может быть м e ста в наше время. Он не может прежде всего создать пафоса, столь нужнаго современности. Западно-европейск i й пролетар i ат -- зам e чает Каутск i й в своем отв e т e Троцкому -- с восторгом прив e тствовавш i й большевиков, "как Месс i ю", теперь "с возмущен i ем отворачивается от этой ужасной головы Медузы". И надо не бояться сказать всю правду, как не боится ее говорить Каутск i й. Он писал 29 сентября 1922 г. в предислов i и к русскому издан i ю "Пролетарская революц i я и ея программа": с московскими палачами никакая парт i я, борющаяся за освобожден i е пролетар i ата, не может им e ть ничего общаго. И только д e йствительная непримиримость может положить конец красному террору. "Зв e рь лизнул горячей челов e ческой крови"... Но мы люди! "Долой смертную казнь! На суд народа палачей-людо e дов!" {310} Р. S. "Наша парт i я никому не уступит чести борьбы против большевицкаго террора" -- писал недавно в "Соц i алистическом В e стник e " Ф. Дан по поводу участ i я "демократов и соц i алистов" в процесс e Конради. "В дни самаго свир e паго разгула его, она поднимала свой обличающ i й и протестующ i й голос и становилась на защиту жертв его, не спрашивая ни о классовом происхожден i и, ни о политической окраск e этих жертв. Только покойный Ю. Мартов нашел в себ e мужество открыто выступить в Сов e тской Росс i и с негодующим протестом против расправы с домом Романовых". Не уменьшая заслуг Мартова в этом отношен i и, все же необходимо внести зд e сь оговорку: не один Мартов находил мужество протестовать, -- друг i е за этот протест платились жизнью; но один только Мартов мог легально выступать в печати, ибо лишь орган парт i и меньшевиков был допущен к издан i ю большевиками. Сколь же двойственна была в то время борьба против террора в самой парт i и с.-д. меньшевиков, посколько р e чь шла не о соц i алистах, видно хотя бы из статьи харьковскаго органа этой парт i и "Наш Голос". 28-го марта 1919 г. редакц i я посвящает передовую статью "красному террору". Устар e лыми уже ссылками на прежн i я историческ i я работы Каутскаго и на слова Маркса перед к?льнским судом: "мы безпощадны и не требуем пощады для нас", "Наш Голос" доказывал, что истор i я оправдала якобинск i й террор, "направленный против свергнутых классов общества". "Классическая эпоха террора великой французской революц i и -- добавляла газета -- и до сих пор вызывает моральное негодован i е буржуазных историков... Наша оц e нка т e х или других террористических м e ропр i ят i й никогда не исходила из маниловской сантиментальщины. Мы их оправдывали и осуждали только с точки зр e н i я революц i онной ц e лесообразности и вреда". {311} Эта позиц i я бол e е характерна для изв e стнаго рода соц i алистов, ч e м минутныя увлечен i я страсти и негодован i я против насил i я над челов e ческой жизнью. Общественно аморальна однако самая уже постановка вопроса о ц e лесообразности террора. От этой двойственности и должны избавиться прежде всего т e, которые хотят быть д e йствительно демократ i ей будущаго. Для того, чтобы представлять демократ i ю, мало еще ссылаться "на многомилл i онныя трудящ i яся массы". {312}
1 "Воля Росс i и", 21-го октября 1920 г. 2 "Соц i алистическ i й В e стник" 1924 г., No. 5.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |