|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пионеры-герои в литературеБеллетризованные биографии «пионеров-героев», как отмечалось, появляются и тотчас входят в широкий обиход с середины 1950-х гг., хотя первый и наиболее известный образец жанра был написан несколько раньше (Л. Кассиль, М. Поляновский. Улица младшего сына. М., 1949, Сталинская премия 1950 — о Володе Дубинине). Кандидат филологических наук С. Г. Леонтьева[14] находит в биографиях «пионеров-героев» признаки шаблона, в котором она видит многочисленные пересечения с христианскойагиографической литературой, прежде всего в деталях его характеристики, описании раннего детства и мученической смерти[15]. Герой непременно наделяется всеми мыслимыми добродетелями (особенный же упор делается на хорошую учёбу в школе); как правило он является лидером, ведущим и наставляющим сверстников; но при этом подчеркивается его «обычность», что должно показать, что героем может стать любой. Герой отличается высокой сознательностью, его подвиг детерминирован принадлежностью к пионерской организации. С другой стороны, особо подчеркивается «детскость» героя, что должно придать особое значение его поступкам, достойным взрослого человека[16]. В этой связи можно отметить, что например в книге Юрия Королькова Лёня Голиков представлен маленьким мальчиком: «Офицер оглянулся и увидел, что за ним бежит какой-то мальчишка. Совсем маленький. Если бы их поставить рядом, мальчишка едва бы достал ему до пояса»[17]. Рукава кителя убитого Лёней немецкого генерала свисают ему ниже колен, и т. д.[17]. Между тем, описываемые события произошли в августе 1942 г.[17], то есть когда Лёне было 16 лет (родился в 1926 г.)[18]. Морфологически С. Г. Леонтьева выделяет шесть сюжетных типов: · идейная победа героя над врагом; · победа героя, сопровождающаяся устранением врага; · победа героя — месть сообщников врага и гибель героя — месть соратников героя; · гибель героя — месть соратников героя; · уничтожение врага героем со второй попытки; · уничтожение врага героем со второй попытки — месть сообщников врага и гибель героя. В описании мученической смерти героя обыкновенны натуралистические подробности пыток и мучений, что, по мнению С. Г. Леонтьевой, направлялось на удовлетворение возрастного запроса аудитории на «страшные» и «кровавые» сюжеты (блокированному в остальных жанрах тогдашней детской литературы[19]). Однако литература о пионерах-героях воспитывала в подрастающем поколении чувства патриотизма, товарищества и мужества. Хорошим примером является книга Михаила Лезинского и Бориса Эскина «Живи, Вилор!», вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» в 1983 году. В пост-советское время в популярной детской и юношеской литературе не хватает положительных и патриотических примеров. Это неизменно отражается на нравственном облике подрастающего поколения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |