АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История книгопечатания в России

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Обзор среды и история болезни
  7. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  8. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  9. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  10. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  11. VIII. Полицейский и История
  12. X. Одичание и история

 

Развитие книгопечатания в России относится к XVI в. В 1553 г. в Москве началось строительство первой государственной типографии под руководством Ивана Федорова.

В этой типографии Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была отпечатана первая русская книга «Апостол». Работа над книгой продолжалась в течение целого года, лишь 1 марта 1564 г. книга «Апостол» была выпущена в свет. Иван Федоров и его помощники в последующие годы издали и ряд других книг: «Часовник», «Евангелия учительного», «Псалтыри» и др. При непосредственном участии Ивана Федорова были созданы типографии и в других городах России, Все книги, изданные Иваном Федоровым и его учениками, оформлены с большим художественным вкусом, их отличает высокое мастерство исполнения.

С дальнейшим развитием книгопечатания и бумажного производства совершенствуются брошюровочные и переплетные процессы. Для скрепления блоков вместо жил и кожи стали использовать шнуры и нитки; деревянные сторонки переплетных крышек были заменены картонными. Однако все операции по изготовлению блока и переплетной крышки по-прежнему выполнял один мастер

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
вручную. Изменяется и содержание книг. Наряду с книгами церковного содержания появляются светские, предназначенные для гражданского пользования.

Развитие книгопечатания оказало большое влияние на технологический процесс изготовления книги. Книга перестает быть драгоценностью, а переплетное дело превращается в ремесло. Появляются крупные мастерские по изготовлению книг, что позволяет значительно увеличить тиражи выпускаемых изданий, изменяется характер- обработки блоков и упрощается конструкция переплетов.

В XVII начали изготовлять составные переплеты с кожаными корешками и углами. Картонные сторонки таких переплетов оклеивали цветной бумагой или тканью.

К этому времени относится появление нового вида издания — брошюры. Впервые издания брошюрного типа стали выпускать во Франции. Брошюрами в XVII—XVIII вв. называли небольшие по объему сочинения малого формата, сшитые и непереплетенные. Обычно брошюры были написаны на злободневные темы и выпускались в короткие сроки. Брошюры сыграли большую роль в буржуазных революциях Англии и Франции. Практически брошюра в те времена заменяла газету и журнал и была их прямой предшественницей.

Во втором десятилетии XVIII в. появляются типографии в новой русской столице — Петербурге. Первая из них, Санкт-Петербургская типография, основана в 1710 г. Она выпускала основную массу гражданских книг, став в короткое время ведущей типографией в стране. Первая датированная книга, выпущенная этой типографией в июле 1712 г., — «Краткое изображение процессов, или судебных тяжб», излагает правила производства суда и следствия.

В 1720 г. при Александро-Невском монастыре открылась вторая типография в Петербурге. В ней печатались кирилловским шрифтом «Проповеди» и «Слова» Ф. Прокоповича и других сподвижников Петра I, некоторые учебники, в том числе популярный букварь Ф. Прокоповича — «Первое учение отроком».

В 1721 г. образована типография при сенате, где в большом количестве печатались законодательные документы — указы, регламенты, уставы, а также манифесты и другая литература.

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии.

Развитие экономики, общественной мысли, науки, просвещения, появление такого крупного культурного центра, как Академия наук, обусловили дальнейшее развитие издательского дела в России.

После смерти Петра I типографии оказались в тяжелом финансовом положении, на складах скопилось много нераспроданных книг. Это «привело правительство уже вскоре после, смерти Петра к мысли о необходимости свертывания издательской деятельности».

Многие книги были запрещены как противоречащие церковным Догматам, оскорбляющие достоинство русских князей и по другим ничтожным и надуманным поводам. Запрещалось даже печатание хронографов, так как «в оных историях писаны лжи явственные» и опубликование их может вызвать в народе «соблазн»! Цензурные ограничения с каждым годом усиливались. После переворотов 1740-1741 гг. из печати изымались всякие упоминания о прежних правителях империи: регенте Бироне, малолетнем императоре Иване VI Антоновиче и др. Были запрещены даже государственные акты, изданные от имени Петра I и составленные при его ближайшем участии. Особенно преследовались сочинения старообрядцев, книги, гравюры, листовки, подрывающие престиж духовных и светских властей.

Вместе с тем книгопечатание продолжало развиваться, наращивая даже темпы, особенно периодическая печать. Этому в первую очередь содействовало учреждение Академии наук.

Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства. Для открытия топографии требовалось лишь заявить в местную управу благочиния, куда представлялись на «утверждение и списки книг, предназначавшихся к изданию.

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
Указ о вольных типографиях способствовал расширению издательского дела и развитию частной инициативы. С этого времени частные типографии начинают играть важную роль в развитии русского печатного производства». Они выпускали книги для более широкого круга читателей, лучше учитывали спрос на книгу.

В конце 80-х — начале 90-х гг. напуганная возросшей силой печатного слова, подрывавшего устои крепостнического строя, и французской революцией 1789 г. Екатерина II принимает ряд мер, стеснительных для литературы и журналистики. В 1786 г. была введена строжайшая духовная цензура, обращенная не в последнюю очередь против сочинений французских просветителей. Московский архиепископ Платон в донесении Екатерине II о ревизии книг в типографии и книжном магазине Новикова призывал к уничтожению подобных книг: «Сии то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать пагубные плевелы, возрастающие между добрыми семенами».

В 1787 г. Екатерина подписала указ «О запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Этот указ был направлен прежде всего против Новикова и «Типографической компании» — большая часть книг были изъяты на основании указа из принадлежащих ему типографий. В 1796 г. последовал указ о закрытии вольных типографий и введении в четырех русских городах «столичной цензуры», просмотру которой подлежали все издания, выходившие в России, в 1798 г. созданы цензурные учреждения во всех русских портах для просмотра ввозимых в Россию книг, а в 1800 г. ввоз иностранных книг был запрещен. Централизация и бессмысленная строгость светской и духовной цензуры, доведенные до крайности, привели к сокращению количества изданий. Если прежде обычным было 350-400 книг в год, то в 1797 г. вышло 262 названия, а в последующие годы еще меньше.

Выдающуюся роль в истории русской культуры и издательского дела сыграл замечательный русский просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью разливать свет образования в своем отечестве».

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для борьбы с крепостничеством и социальными пороками. Первым журналом был «Трутень». На страницах журнала подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные социальные вопросы.

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех у читателей был огромный.

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г. Острие сатиры Новиков направил против «французомании» и «не мысленного обезьянства» дворянского сословия, против его легкомыслия и невежества. В журнале развивалась идея равноправия сословий, предпочтения нравственных и общественных достоинств человека знатности происхождения — «похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем».

Идейное направление обличительной сатиры Новикова подхватили в конце XVIII в. Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов.

В начале 70-х гг. Новиков расширяет свою издательскую деятельность, выпускает книги. Ряд крупных изданий внес вклад в развитие русской науки. В 1772 г. выходит составленный самим Новиковым «Опыт исторического словаря о российских писателях» — серьезное критико-библиографическое издание, положившее начало русскому литературоведению и легшее в основу последующих русских биобиблиографических словарей.

В 1773 г. Новиков издал капитальный труд «Древняя российская идеография» — ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси. В нем публиковалось рукописное сочинение XVII в. о водных путях России «Книга Большому чертежу». «Древняя российская идрография» неоднократно переиздавалась.

В 1773 г. Новиков организовал первый издательский коллектив в России — «Общество, старающееся о напечатании книг». Целью его было издание книг, «очищающих от заблуждений и предрассудков», как сообщалось в «Живописце» по поводу открытия «Общества». Новиков и его друзья столкнулись со значительными трудностями — отсутствием необходимых средств, слабым развитием книжной торговли, особенно провинциальной. Вследствие этих трудностей в 1774 г. «Общество» распалось.

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
B 1779 г. Новиков арендовал типографию Московского университета, что позволило ему значительно расширить издательскую и просветительскую деятельность. По договору, типография, словолитня, книжная лавка и издание газеты «Московские ведомости» передавались ему на десятилетний срок. С переездом в Москву начался исключительно плодотворный период в деятельности Новикова, вошедший в историю русского просвещения под названием «Новиковского десятилетия». Обновив оборудование университетской типографии, увеличив шрифтовое хозяйство, Новиков вскоре превратил ее из убыточного предприятия в лучшую типографию России.

Во второй половине 80-х гг. «Типографическая компания» давала 30-40% всей книжной продукции России тех лет.

Книги по русской истории, издававшиеся Новиковым, воспитывали патриотизм, чувство национального достоинства! Всего Новиков выпустил около 1 тыс. изданий большими для того времени тиражами в 5-10 тыс. экз. Для всех изданий Новикова характерно стремление распространить знания, привить любовь к науке, чтению. Недаром А.И. Герцен называл его «подпольным идейным руководителем» передового общества второй половины XVIII в.

В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Его судили как «государственного преступника», издателя «развращенных книг», опасного для России человека и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена 15-летеним тюремным заключением. Многие книги, изданные Новиковым, были уничтожены, все имущество «Типографической компании» продано с аукциона.

Деятельность Н.И. Новикова — выдающееся явление в истории русской книги. Она оказала большое прогрессивное влияние на все русское издательское дело. По отзыву А.С. Пушкина, Новиков «подвинул на полвека образованность России». Огромна заслуга Новикова в демократизации книги, в ее широком распространении среди читателей, «третьего сословия», на которых он главным образом и ориентировался.

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
Многие русские издатели XIX в. продолжали просветительские традиции Новикова.

 

Возникновение книгопечатания и развитие печатной книги это огромный по значению шаг для нашего государства. Это новый этап. Благодаря этому мы до сих пор пользуемся печатными материалами, лишь по технике обновленными.

 

 


 

Лист
 
КР13.035002. номер по журналу. 000П3  
2.Описание и обоснование выбора технологии изготовления полиграфического изделия


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)