|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: ЗАВИСИМОЕ (АДДИКТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ КАК ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ЗАВИСИМОСТЬ — навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности:, ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ разновидность девиантного поведения, характеризующееся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам др. личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на опр. видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения., ЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ расстройство личности, характеризующееся низкой степенью самооценки, устойчивой тенденцией избегать ответственности и наклонностью подчинять личные побуждения тем, которые диктуются другими людьми ДЕСТРУКТИВНОСТЬ – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам. ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда[2][3].Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей[1] НАРКОМАНИЯ — хроническое прогредиентноезаболевание, вызванное употреблением наркотических веществ, НАРКОМАН — человек, систематически употребляющий вещества, зачастую страдающий от болезненной зависимости, ряда психических расстройств и нарушений биохимических процессов АЛКОГОЛИЗМ — заболевание, разновидность токсикомании[6][7], характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него[8]. Алкоголизм характеризуется потерей контроля над количеством выпиваемого алкоголя, ростом толерантности к алкоголю (нарастание доз спиртного, требующихся для достижения удовлетворения), абстинентным синдромом (похмельем), токсическим поражением органов, а также провалами памяти на отдельные события, происходившие в период опьянения[9]. АЛКОГОЛИК-ЭТО ЛюдИ, страдающиЕ от алкоголизма КОМПЬЮТЕРНАЯ/ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ, — форма психологической зависимости[, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — форма психологической зависимости[, проявляющаяся в навязчивом увлечении азартными играми, ГЭМБИНГ – игромания, патологическое пристрастие к азартным играм. Как считают, игрок-гэмблер постоянно проверяет, насколько к нему благосклонна судьба, для внутреннего комфорта ему необходима убежденность, что судьба «улыбается» ему. В отсутствие игры игрок пребывает в плохом настроении, у него возникает тревожное состояние. ЛЮДОМАНИЯ - (лат. ludo — <я> играю + др.-греч.μανία — страсть, безумие, влечение), игромания, игровая зависимость, гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. ПИЩЕВАЯ АДДИКЦИЯ — это одновременно психологическая зависимость и утоление голода. По мере того как еда приобретает все больший аддиктивный потенциал, происходит искусственное стимулирование чувства голода.Пищевые аддикции выражаются таким образом, что еда, т.е. переедание, или ее отсутствие, т.е. голодание, подкрепляют положительную реакцию. СОЗАВИСИМОСТЬ – это психическое состояние родственников больных зависимостью. Болезнь химически зависимого становится стрессом для всех членов семьи. Они оказываются зависимыми от его состояния, от того, когда, что и сколько он употребляет 1.ПОНЯТИЕ О ЗАВИСИМОМ ПОВЕДЕНИИ. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ разновидность девиантного поведения, характеризующееся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам др. личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на опр. видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Факторы развития аддиктивного поведения. Нравственная незрелость личности: - отрицательное отношение к обучению; - отсутствие социально-одобряемой активности и социально-значимых установок; - узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; 1. Неопределенность в вопросах профессиональной ориентации. 2. Отсутствие установки на трудовую деятельность. 3. Дефицит мотивации достижений. 4. Уход от ответственных ситуаций и решений. 5. Утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности. 6. Терпимость к пьянству, наркотикам. 7. Нарушенная социальная микросреда: - неполная семья; - сильная занятость родителей; - отсутствие братьев и сестер (симблингового взаимодействия); - искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных норм; - патологирующие типы семейного воспитания; - легкий неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; - алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; - низкий образовательный уровень родителей. 8. Индивидуально-биологические особенности личности: - наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма; - тяжелые соматические заболевания и нейро-инфекции в раннем возрасте; - органические поражения мозга; - умственное недоразвитие; - психологический инфантилизм. 9. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: - низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам; - повышенная тревожность, импульсивность; - склонность к рискованному поведению; - недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях; - различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформный, гипертимный, демонстративный; - психопатии. 2.ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИСУЩИЕ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ. ПРИЗНАКИ ЗАВИСИМОСТИосновные признаки зависимости, на которые легко могут обратить внимание родственники, близкие друзья, или сам человек, у которого развивается зависимость. 3.ВИДЫ ЗАВИСИМОСТИ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА: -а) ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ: ПОНЯТИЕ О ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда[2][3].Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей, Деструктивный культ — группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.
Признаки деструктивного культа
ЭТАПЫ ВТЯГИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ. Втягивание человека в секту и закрепление в ней проходит в три этапа (Осипова, 205): ▪ индоктринация; ▪ контроль сознания; ▪ консолидация выработанного поведения и невозможность выйти из секты. Первый этап — это фаза индоктринации. Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению». В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. Большая часть людей попадают в секты в кризисных ситуациях. Секты реализовывают стремление человека заполнить имеющийся у него психологический дефицит и преодолеть тревогу. Экзистенциальный страх, появляющийся у человека, делает его идеальной жертвой различных тоталитарных групп, в которых он освобождается от беспокоящих его мыслей. Индоктринация является массивным психологическим средством влияния на индивидуума или группу с целью внедрения мнения, идеи, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. В результате индоктринации члены секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция происходит незаметно и членами секты не распознается. Поэтому члены группы лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У вновь прибывших в секту складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Фазы в насильственной индоктринации членов сект. 1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. 2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой личности, думающей, чувствующей в иных категориях, используется другая система ценностей. Формируется новая аддиктивная личность. 1. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой. 2. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты. 3. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой. Следующий этап — контроль сознания. Теория контроля сознания — это практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Контроль сознания (или «незаконное влияние», как его иногда называют зарубежные специалисты) — это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют (Волков, 2001). Существует несколько моделей контроля сознания, применяемых сектами, ставших уже классическими, людей в сектах, и тех условий, при которых цели методик контроля сознания достигаются. Существует шесть условий для контроля сознания (Singer, 1997). 1. Завоевание контроля над временем человека, особенно его (или ее) временем размышления. 2. Создание ощущения беспомощности у новичка, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры). 3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом. 4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам). 5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы. 6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |