|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Книга о храме1. О душевляемые Божественною любовію къ познанію того, какое символическое значеніе имеютъ совершаемые при Богослуженіи обряды и священныя одежды, примите съ любовію слова, которыя я сообщаю вамъ, будучи тоже одушевляемъ Божественною любовію. Богъ такъ возлюбилъ насъ, что предалъ за насъ и Своего единороднаго Сына. Сынъ Божій пришелъ къ намъ съ любовію и, будучи вездесущимъ, жилъ между нами, родился отъ Девы Маріи и прошелъ все возрасты человеческіе, чтобы и я чрезъ Него очистился и освятился Его словами и делами. Наконецъ Онъ предалъ намъ Самого Себя въ пріобщеніе. Онъ соединился со мною еще черезъ плоть, которую принялъ въ утробе Пресвятой Девы; но надобно было, чтобы Онъ непосредственно соединился со всеми верующими, потому что это служитъ основою нашего спасенія и нашей жизни. Онъ Самъ сказалъ: аще бо не снесте плоти Сына человеческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себе: и Азъ живу, и ядый Мя живъ будетъ Мене ради (Іоан. 6, 53–57). 2. Э то благо Онъ сообщилъ намъ посредствомъ Таинствъ. Онъ возраждаетъ насъ крещениемъ (ср. Іоан.3, 5; 1 Петр. 1, 23), пріобщая чрезъ него Своему безстрастному рожденію. Чрезъ возложение рукъ и дуновение Онъ даетъ намъ благодать мира; а это миро — Самъ Онъ. Ибо сказано: миро изліянное —имя Твое (Песн. 1, 2). Онъ, какъ Богъ Самъ Себя помазалъ, и какъ человекъ принялъ помазаніе. И насъ благодатно помазуя (ср. 1 Іоан. 2, 20), Онъ даетъ намъ благоуханную и живую силу духа (ср. Іоан. 3, 34). А что важнее всего, Онъ Самого Себя даетъ намъ въ пріобщеніе, — что показалъ намъ установленіемъ Таинства: потому что, принявъ хлебъ и чашу, освятилъ ихъ, о хлебе сказалъ: сіе есть тело Мое; о чаше: сія есть кровь Моя. Но Онъ не только освятилъ ихъ, но и призвалъ къ пріобщенію, потому что сказалъ: пріимите, ядите, и: пійте отъ нея вси (Матф. 26, 26–27). 3. И не только Самъ совершилъ сіе Священнодействіе, но и заповедалъ совершать его до окончанія века; потому что сказалъ: сіе творите въ Мое воспоминаніе (1 Кор. 11, 24). И действительно Онъ Самъ вполне пріобщился плоти и крови и явился, подобно намъ, человекомъ, будучи неизменнымъ Божествомъ; а чтобы насъ сделать причастниками Своей Божественности (ср. 2 Петр. 1, 4), Онъ Божественнымъ образомъ совершилъ то, что, будучи вездесущимъ, по своему всемогуществу, Божественною Своею силою присутствуя въ хлебе, который мы вкушаемъ, и въ вине, которое пьемъ, претворяетъ хлебъ въ Свое тело и вино въ Свою кровь. Чрезъ это Онъ соединяется съ нами и, какъ солнце правды, сообщаетъ намъ светъ соответственно степени чистоты нашихъ душъ. Но действуетъ не просто, какъ солнце, которое только бросаетъ лучи; нетъ: Онъ очищаетъ въ насъ все нечистое и делаетъ насъ способными къ принятію Божественнаго света. 4. П оелику такъ велико Таинство священнодействія и такова цель воплощенія Спасителя, — чрезъ которое мы делаемся причастными Божеству и сами богами по благодати: то церковь и прилагаетъ объ этомъ самое тщательное и благочестивое попеченіе: Она совершаетъ въ Литургіи то, что установлено съ самаго ея начала и посредствомъ символовъ внушаетъ истины, превышающія все усилія ума человеческаго. 5. Э ти видимые образцы Богослуженія изумляютъ всякаго: но не всякій самъ собою можетъ постигать смыслъ ихъ. Многіе находятся въ недоуменіи то касательно того, то другого предмета и желаютъ знатъ ихъ причины. Действителъно, совершаемое въ Литургіи выше всякаго понятія; не только человеческій, но и Ангельскій умъ не въ состояніи постигнуть и объяснить, какъ Богъ воплощается, какъ мы входимъ съ Нимъ въ общеніе, и вообще, какъ происходитъ то, что церковь проповедуетъ и совершаетъ. Однакоже Богъ не совершенно оставилъ насъ безъ разуменія Его действій, но далъ намъ средства столько, сколько намъ возможно, изследовать, узнавать, понимать ихъ, потому что они совершились для насъ. 6. Т акимъ образомъ и я, малейшій по духу и смиренный, вамъ, которые имеете о мне хорошее мненіе, передаю съ любовію то, что почерпнулъ у Св. Отцевъ. Потому что у насъ ничего нетъ новаго; но мы какъ символъ веры сохранили все въ томъ виде, въ какомъ оно дошло до насъ отъ первобытныхъ временъ. Мы совершаемъ священнодействіе точь–въ–точь такъ, какъ заповедалъ Самъ Спаситель, какъ установили Апостолы и Отцы Церкви. 7. Г осподь священнодействовалъ съ учениками, преломивъ хлебъ и подавъ имъ чашу. Такъ и теперь Церковь совершаетъ священнодействіе: Архіерей, или Іерей подаютъ хлебъ и чашу другимъ священнодействующимъ съ ними. О семъ самомъ свидетельствуетъ и преемникъ Апостоловъ, Священный Діонисій Ареопагитъ, уча совершать Божественную Литургію, какъ и мы ныне священнодействуемъ; и Богоглаголивые Учители, Великій Василій и Святый Златоустъ, изложивъ пространнейшій чинъ священнодействія, не иначе установили совершать службу, но какъ наша Церковь всегда содержитъ; это ясно доказываютъ ихъ молитвы, произносимыя при совершеніи Евхаристіи, которыми означаются входъ первый и вторый и прочія части Божественной службы. 8. П о определенію Отцевъ Церкви, въ Храмъ, и особенно въ Алтарь, изъ благоговенія къ нимъ не должны входить все. Оглашенныхъ они, очевидно, повелевали высылать вонъ. А Священный Амвросій не только изъ Алтаря, но и изъ Храма удалилъ Императора феодосія. Святый Григорій Двоесловъ утверждаетъ, что не только Литургію надъ хлебомъ кваснымъ должно совершать, но и Святые Храмы повелеваетъ въ особенномъ иметь почтеніи такъ, что строго запрещаетъ погребатъ въ нихъ тела усопшихъ. 9. И сидоръ Пелусіотъ, древнейшій изъ святыхъ Отцевъ Учитель Церкви, во многихъ своихъ посланіяхъ такъ же точно объясняетъ чинъ нашей Литургіи. Согласно съ ними премудрый въ Божественныхъ умозреніяхъ Максимъ Исповедникъ подробно излагаетъ каждое Таинственное действіе Литургіи, которую Кафолическая Церковь совершаетъ, и каждому действію, бываемому въ чиноположенін ея, показываетъ причины. Изъ сихъ и другихъ Богомудрыхъ Отцевъ, прежде насъ тщательно занимавшихся изъясненіемъ Таинствъ Церкви, своими изысканіями избравъ все, что можетъ быть въ писаніяхъ ихъ полезно для нашей цели, я пишу для васъ, надеясь на помощь Благодати Божіей. 10. В о–первыхъ начнемъ говорить о Храме, ибо онъ есть орудіе священнодействія, равно какъ и Священникъ; Іерей священнодействуетъ, а Храмъ заключаетъ въ себе Алтарь. Посему объ обоихъ и говорить надобно. 11. Х отя Храмъ устраивается изъ вещества, но его осеняетъ высшая благодать. Онъ освящается таинственными молитвами Архіерея, помазуется миромъ Божественнымъ и весь делается селеніемъ Верховнаго Существа. Почему и не всемъ позволено входить во все части его, но иныя места определены священнымъ лицамъ, а иныя мірянамъ. Двойственное сіе разделеніе Храма на входный и невходный прообразуетъ: 1) Христа, въ двухъ существахъ, какъ Бога и какъ человека; изъ нихъ первое, т. — е. Божество, невидимо, второе, т. — е. человечество, видимо; 2) прообразуетъ человека, состоящаго изъ души и тела; 3) живописуетъ таинство Святыя Троицы которая, будучи неприступна по существу, открывается въ промысле и силахъ природы; 4) прообразуетъ міръ видимый и невидимый; 5) или лучше сказать только міръ видимый. Алтарь есть образъ неба; Храмъ же — Божественный символъ земли. 12. Е ще Храмъ разделяется на три части: на Притворъ, Церковь и Алтарь. Сіи три части прообразуютъ: 1) Святую Троицу, 2) чиноначалія горнихъ силъ, на три Іерархіи разделяющихся, и 3) самый народъ благочестивый, на три разряда разделяющійся, а именно: Священниковъ, вполне верныхъ и кающихся. Сей образъ Божественнаго Храма представляетъ намъ собою еще и то, что на земли, что на небесахъ, что превыше небесъ. Притворъ соответствуетъ земле, Церковь небу, а святейшій Алтарь — тому, что выше неба. 13. Б ожественный Храмъ посредствомъ страшнаго жертвенника, т. — е. Святаго Престола, прообразуетъ самого Бога. Поэтому престолъ и называется Святая Святыхъ, седалищемъ Божіимъ, местомъ Его успокоенія, очистилищемъ греховъ всего міра, алтаремъ высочайшаго жертвоприношенія, гробомъ Христовымъ и селеніемъ Его славы. Подъ именемъ завесы, вокругъ Престола находящейся, разумеется небесная скинія подле Престола Божія, где обитаютъ лики ангеловъ и покоятся праведники. Преградами же означается различіе между чувственными и духовными предметами. 14. Н а четырехъ углахъ трапезы, или Престола, лежитъ четырьмя концами священная ткань: этимъ знаменуется, что Церковь составилась изъ племенъ всехъ концовъ міра. На четырехъ углахъ написаны имена четырехъ Евангелистовъ, потому что чрезъ нихъ образовался составъ церкви и Евангеліе распространилось по всему міру. К роме сего трапеза имеетъ на себе еще нижнюю одежду, называемую Срачица, сверхъ же нея верхнее благолепное одеяніе: ибо Трапеза есть и Гробъ и Престолъ Іисуса Христа: посему подъ срачицей разумеется Плащаница, которою обвито было тело Его; а подъ верхнимъ облаченіемъ — ризы присносущныя Его славы; это явствуетъ и изъ Псалма, при облаченіи Престола во время Освященія Храма возглашаемаго: Господь воцарися, въ лепоту облечеся (Псал. 92, 1). 15. С вященная Трапеза делается изъ камня: ибо знаменуетъ Христа, который во Святомъ Писаніи нарицается камнемъ, какъ основаніе наше и главная опора, камень краеугольный, котораго прообразованіемъ былъ древній камень, источившій Израилю воду въ пустыни: но намъ, новоизбранному Израилю, ныне точитъ этотъ камень не воду естественную, но реки жизни вечной, животворящую Кровь Слова. Горнее место прообразуетъ воплощенное Слово, седящее одесную Отца на небесахъ; прочія же седалища, по обеимъ его странамъ нисходящія, означаютъ чины достоинства священныхъ лицъ и безплотныхъ силъ. Священникъ служитъ образомъ Самого Іисуса Христа, Котораго прообразуетъ и священное Евангеліе среди Божественнаго Престола. Крестъ же, лежащій близъ Святаго Евангелія, означаетъ смерть Его. 16. П одъ Святою Трапезою полагаются Святыя мощи мучениковъ, потому что оне сопутствуютъ Христу, великому свидетелю небеснато Отца, Алтарю Церкви оне служатъ основаніемъ, ибо Церковь основана Кровію Христа и мучениковъ. Миромъ Божественнымъ помазуется Трапеза, потому что исполнена чудныхъ силъ Духа, и имеетъ миро живое, на себе Священнодействуемое. Покровами сверху облекается и украшается Трапеза, потому что не всемъ видимо и понятно совершаемое на ней. Она делается возвышенною и украшается, потому что есть Престолъ Бога живаго. Чины, имеющіе власть входить въ Алтарь, это премірныя силы; куреніе фиміама, начинающееся отъ Святаго Престола, значитъ нисходящую и благоухающую благодать Духа Святаго. Зажигаемые светильники никогда неоскудевающее въ Святыхъ просвещеніе Духа. Все сіе прообразуется Алтаремъ. 17. В сею же Церковію означается: 1) сей дольній обитаемый міръ, или и 2) нами зримое небо, ибо когда возсылаемъ молитвы, стоя предъ Церковію, почитаемъ ее небомъ и вместе раемъ Едемскимъ; потому въ некоторыхъ Священныхъ обителяхъ, во время совершенія молебныхъ пеній, вне Церкви отделяютъ Храмъ завесами, и отнимаютъ ихъ при вступленіи во внутренность Церкви. Симъ означается, что Сынъ Божій благоволилъ снити къ намъ и, средостеніе преграды разрушивъ и умиротворивъ насъ, возвелъ на небо. По сей же причине не имеютъ дерзновенія вступать въ него впадшіе въ тяжкія преступленія. И самый торжественный чинъ Освященія Храма представляетъ намъ его таинственнымъ небомъ и Церковію первородныхъ; когда же внутри Церкви мы совершаемъ страшное более всехъ таинствъ Священнодействіе Литургіи, тогда Алтарь бываетъ намъ небомъ, Церковь же означаетъ землю: въ нее все стекаются и составляютъ молитвенное славословіе. 18. П редъ Алтаремъ противъ Царскихъ вратъ находящійся амвонъ знаменуетъ камень, отваленный отъ Гроба Христова, съ котораго Священники и Діаконы, по образу Ангела, благовестившаго воскресеніе Спасителя, проповедуютъ Божественное Евангеліе, Діаконы во время священныя Литургіи, а Іерей на утрени вместе съ прочими утренними молитвословіями. Красота церкви означаетъ красоту созданія; горящія на возвышенномъ, среди церковнаго свода висящемъ Паникадиле свечи — лучезарныя звезды; а куполъ его — небесную твердь; чрезъ елей изобразуемъ милость Бога нашего, на насъ обильно изливаемую; чрезъ воскъ, составленный изъ тьмочисленныхъ цветовъ, наше всецелое и всеобщее приношеніе Богу, чрезъ фиміамъ, или ладонъ, — Божественную любовь, которая на всехъ простирается, означаемъ же чрезъ него благоуханіе Духа Святаго. 19. С вященники, начинающіе Божественныя песнопенія внутри Священнаго Алтаря, прообразуютъ первыя чиноначалія Духовныхъ силъ, окрестъ Престола Славы Божіей стоящихъ; Діаконы, чтецы и лики, Божественные Псалмы и Священныя писанія по чиноположенію возглашающіе, знаменуютъ среднія ликованія небесныхъ чиновъ. Народъ же, весь утвержденный въ правоверіи. усердно внимающій песнопевцамъ, ожидающій себе отъ Бога милости, представляетъ нижній чинъ горнихъ силъ. Поэтому съ ними не должны стоять преступники, или люди не православные, потому что нетъ ничего общаго между светомъ и тьмою. Но ежели кто обратился къ Свету, то можетъ быть безпрепятственно принятъ вообще къ сынамъ Света. Сіи то Таинства прообразуются Божественнымъ храмомъ; но могутъ быть еще и другія многія значенія открыты теми, кои получаютъ отъ Бога силу разуменія. 20. С вященникъ во Святомъ писаніи, называется Ангеломъ Господа Вседержителя 1) какъ проповедникъ Божественныхъ Его повеленій и 2) какъ ревностный исполнитель Его воли. Прообразуетъ и Самаго Іисуса Христа; ибо чрезъ рукоположеніе воспріялъ онъ власть Его и силу; но выше его есть Архіерей, который сидитъ на седалище Христовомъ, и полную власть имеетъ, по Писанію, вязать и решить; ибо онъ преемникъ Апостоловъ. Потому, нося на себе образъ Христа, когда предпріемлетъ совершать Божественное священнодействіе Литургіи, облекается одеждами, имеющими смыслъ духовный и таинственныя значенія содержащими. О семъ будемъ теперь по возможности нашей говорить, но начнемъ несколько выше. 21. Л ица въ Алтаре рукополагаемыя разделяются на три степени, т. — е. на Епископовъ, Пресвитеровъ и Діаконовъ; первые изъ сихъ, т. — е. Епископы, именуется Просветителями, какъ имеющіе власть раздавать Божественный светъ. Ибо все отъ рукъ ихъ пріемлютъ печать рукоположенія: Священники, Діаконы и клирики. Они совершаютъ освященіе храмовъ, крещеніе, миропомазаніе. Отъ изобилія ихъ благодатныхъ даровъ, какъ отъ источника Света, истекаетъ на весь народъ оставленіе греховъ, общеніе Таинствъ. Вторые, т. — е. Пресвитеры, называются Совершителями, какъ только получившіе совершенную благодать къ совершенію Божественныхъ Таинствъ. Хотя Іерей креститъ и священнодействуетъ, но не рукополагаетъ, ниже можетъ произвести Іереевъ или въ другія должности. Діаконы же называются Служителями, поелику проходятъ должность служителей. Они безъ Священника ничего не могутъ творить, что означаетъ последній Ангельскій чинъ. 22. И зъ сихъ Священныхъ лицъ каждое облекается въ одежды, сану своему приличныя. Діаконъ въ такія, которыя означаютъ Ангельскій чинъ. Пресвитеръ же какъ въ сіи, потому что былъ предварительно запечатленъ благодатію Діаконства, такъ и въ те, коими знаменуется благодать, данная ему къ совершенію Таинствъ; къ числу такихъ принадлежитъ Епитрахиль. Но Архіереи и облекаются во все эти одежды, и сверхъ того еще пріемлютъ на себя Омофоръ, при помощи котораго прообразуетъ онъ воплощеннаго Божія Сына. 23. С вятитель облекается во–первыхъ въ стихаръ, который знаменуетъ светоносную Ангельскую ризу. Безплотныя существа многократно являлись въ светлыхъ одеждахъ: такъ напримеръ, Ангелъ явился на гробе Спасителя въ светлой одежде (Матф. 28, 3). Кроме сего стихарь знаменуетъ еще чистоту и непорочность священнаго чина, почему духовныя лица удостоиваются такой благодати, — это каждый изъ Священнослужителей явно выражаетъ. И облекаясь въ сію одежду, говоритъ: да возрадуется душа моя о Господе! облече бо мя въ ризу спасенія, и проч. 24. Д іаконъ, прообразуя (какъ выше сказано) чинъ Ангела, кроме помянутаго облаченія, носитъ еще на левомъ плече повешенный Орарь, который, будучи распростертъ какъ крыло, изображаетъ невещественное и духовное Ангельскихъ силъ существо. И потому подражая Херувимамъ, предъ величіемъ славы Господней лица свои закрывающимъ во время Божественныя Литургіи, когда хощетъ приступить ко Святому причащенію, препоясывается Ораремъ крестообразно. На Ораре начертаны слова: Святъ, Святъ, Святъ. Сіи слова проявляютъ служебный чинъ Ангельскихъ духовъ. Въ Архіерейскомъ стихаре есть такъ–называемыя реки или источники. Они означаютъ въ немъ высшій даръ — давать поученія. И Ангелы не все равны. Но между ними преимущоственнейшіе и ближайшіе къ Престолу славы суть учители нижнихъ чиновъ; Источниками же называются, по слову Самого Спасителя, въ Святомъ Евангеліи глаголющаго: Иже веруетъ въ Мя, реки истекутъ изъ чрева его воды живы (Іоан. 7, 38); тоже самое значатъ и на Архіерейской мантіи находящіеся источники. Скрижали, сверхъ источниковъ на ней возлежащія, суть образъ ветхой и новой благодати; оне показываютъ, что учитель Церкви долженъ заимствовать и почерпать свое ученіе изъ обоихъ заветовъ. Все сіи Таинства означаетъ и стихарь. 25. Е питрахиль означаетъ благодать Духа Святаго, ниспосылаемую свыше, потому какъ самъ Первосвященникъ, такъ и Іерей, возлагая ее на главу, говоритъ: Благословенъ Богъ, изливаяй Благодать Свою на Священниковъ Своихъ. Почему всякій Пресвитеръ, приступая къ совершенію какого либо Священнодействія, имеетъ нужду возлагать оную на свою выю. 26. П оясъ означаетъ служеніе Спасителя нашего, которое совершилъ Онъ во плоти Своей, и которое еще обетовалъ оказать намъ и въ будущемъ веке, ибо въ Евангеліи говоритъ, что препояшется Онъ и возлещи, ихъ сотворитъ и приступивъ послужитъ имъ. Кроме сего Таинства, поясъ прообразуетъ еще крепость и державу Божественной силы, укрепляющей Священнослужителей въ прохожденіи и непорочномъ исполненіи ихъ служенія. Благословенъ Богъ, возглашаетъ Іерей, препоясуяй мя силою. На поясе Архіерей носитъ набедренникъ, который пробразуетъ собою 1) победу, данную намъ надъ смертью; 2) нетленіе нашего естества и 3) какъ величіе Божественнаго ополченія, такъ и свирепость лукаваго духа, потому и имеетъ видъ меча, и привешивается на бедре при чреслахъ, въ которыхъ, какъ говорятъ, заключается вся человеческая крепость. Сіе подтверждаютъ и изреченія, при возложеніи его возглашаемыя: препояши мечь твой по бедре твоей, сильне (Псал. 44, 4)! 27. П оручи означаютъ 1) всемогущество силы Христовой, 2) то, что Онъ на Тайной Вечери Собственными руками принесъ въ жертву Богу Отцу Свое Тело и Кровь. Такой смыслъ заключается и въ словахъ, при возложеніи оныхъ произносимыхъ: Десница Твоя, Господи, прославися въ крепости (Исх. 15, 6), и: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Псал. 118, 73) и проч. 3) Некоторые толкователи поручамъ даютъ знаменованіе узъ Спасителя нашего, которыми связаны были пречистыя Его руки, когда его вели со двора Архіереева къ Пилату въ преторъ (ср. Іоан. 18, 12). 28. С вященный Фелонь прообразуетъ собою 1) свыше подаваемую силу Святаго Духа, а еще более 2) ту хламиду, въ которую былъ облеченъ Спаситель, преданный поруганію: потому и имеетъ видъ вретища, и безъ рукавовъ, но яснее сей образъ хламиды представляетъ саккосъ, который носятъ первенствующіе Архіереи; сіе же изобразуетъ Фелонъ, испещренный весь крестами и называемый многокрестникомъ, въ который облачаются прочіе Архіереи, для изображенія страсти Спасителя. Онъ же прознаменуетъ и того, Который крестомъ и страданіями исполнилъ вечную правду и, сокрушивъ мучителя міродержца, даровалъ намъ истинную свободу. Потому при возложеніи Фелоня говорится: Священницы Твои, Господи, облекутся въ правду, и преподобніи твои радостію возрадуются (Псал. 131, 9). И действительно, правда черезъ Крестъ даровала намъ радость. 29. Э тими одеждами облекается Священникъ (исключая одинъ только набедренникъ) и Діаконъ, и таковы, по нашему разуменію, таинственныя ихъ знаменованія. Но Іерархъ возлагаетъ на себя и набедренникъ, и прочія одежды, и чрезъ то имеетъ вящшую предъ всеми Священнослужителями благодать. Более же всего Святительскій характеръ Архіерея отличается отъ всехъ прочихъ возлагаемымъ Омофоромъ священнымъ, истканнымъ изъ волны, которымъ онъ облекается и спереди, и сзади по раменамъ. Этимъ означается отъ Девы вочеловеченіе Слова Божія. Потому онъ делается изъ волны, что прообразуетъ 1) заблудшее овча, которое подъялъ Спаситель на рамо Свое; а это овча есть наше естество; 2) Самъ онъ былъ нареченъ Агнцемъ, за насъ закланнымъ: такое значеніе подтверждается и самыми возгласами при возложеніи его на рамена; это надобно разуметь о священной одежде. На рамо, Христе, заблудшее взявъ естество, вознесшійся, къ Богу и Отиу привелъ еси. 30. В осточные Архіереи и Іереи съ открытою головою совершаютъ Божественную Литургію, исключая одного только Александрійскаго Патріарха. Это делаютъ они не по недостатку уваженія, но потому, что съ этимъ соединяется высшій божественный смыслъ. Апостолъ Павелъ называетъ Іисуса Христа — главою, а насъ членами, и потому повелеваетъ намъ, изъ уваженія къ Главе, молиться съ открытыми головами. Къ тому же, какъ Священник принимаетъ рукоположеніе съ открытою головою, то также съ открытою головою долженъ и молиться, и священнодействовать, Архіерей же — темъ более, потому что, при рукоположеніи его, на голову ему кладется Евангеліе, слова, данныя намъ Богомъ. 31. З десь можетъ сказать кто–нибудь: Патріархъ Александрійскій и другіе премногіе Архіереи, нося, хотя и по древнему преданію, на главе своей священное покрывало (то–есть Митру или Святительскую шапку), неужели противозаконно поступаютъ? Я не говорю этого, ибо обыкновеніе сіе подлинно есть древнейшее преданіе у содержащихъ оное, да и заимствовано оно изъ самыхъ ветхозаветныхъ обрядовъ. Первосвященникъ ветхозаветный носилъ на главе своей Кидаръ, который и Митрою назывался, какъ и ныне могутъ еще сказать носящіе Митру что чрезъ нее прообразуютъ они терновый венецъ Господа нашего, или сударь. При всемъ томъ, носящіе его, совершая Священнодействіе, при случаяхъ благопотребныхъ снимаютъ его съ главъ своихъ, а темъ самымъ доказываютъ, что необходимо нужно следовать и преданію Божественнаго Павла. 32. А рхіерей, намереваясь священнодействовать, снисходитъ съ солеи и идетъ къ западнымъ дверямъ храма, чрезъ сіе живописуя снисшествіе Сына Божія къ намъ; потомъ облекается въ священныя одежды, и прообразуетъ темъ святейшее Его воплощеніе. Снисшедши же къ западнымъ дверямъ храма, представляетъ Его явленіе на земле, и даже смерть и сошествіе въ адъ. Это онъ означаетъ, когда отходитъ на средину Церкви къ западнымъ вратамъ. 33. П отомъ начинается, по благословенію Архіерейскому, Священная Литургія, ибо ничего нельзя безъ его благословенія начинать. Тогда Священники, стоя внутрь Божественнаго Алтаря, произносятъ тайно молитвы Антифоновъ, означая собою горніе чины духовнаго воинства; лики же возглашаютъ — Антифоны, прообразуя Соборъ Богогласныхъ Пророковъ, разделяя ихъ на три части въ прославленіе Святыя Троицы. Прежде полагаютъ возглащенія, изъ псалмовъ взятыя, после же присовокупляютъ къ нимъ песнопенія новой благодати; Псаломскія слова возвещаютъ Слова Божія воплощеніе, которое сообщено было и древнимъ Патріархамъ Пророческими откровеніями. Чрезъ присоединяемые же къ нимъ припевы они знаменуютъ самую благодать, уже совершеніе пріемшую. Потому во первыхъ благоговейно чтя нетленно девственно рождшую Его Матерь, просимъ Ея о насъ заступленія, возглашая: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси насъ! Потомъ, воспоминая соборы Святыхъ, до смерти подвизавшихся о Таинстве веры, и венецъ правды на небесахъ отъ Подвигоположника воспріявшихъ, молимъ ихъ о предстательстве. Наконецъ, Начальника нашего спасенія и Совершителя, Іисуса Христа, превознося усердными славословіями, торжественно восклицаемъ: Спаси насъ, Сыне Божій. 34. Т акимъ образомъ Іерархъ, совершивъ вне Святаго Алтаря при вратахъ западныхъ молитвы Антифоновъ, стоитъ съ Діаконами, которые не только образуютъ Богоизбранный Апостольскій ликъ, но и самихъ Ангеловъ, въ таинственномъ смотреніи вочеловеченія послужившихъ Христу. Потомъ Священники, окончивъ свои славословія внутрь Святаго Алтаря, выходятъ къ Архіерейскому Амвону. Чрезъ сіе означается снисшествіе Ангеловъ съ превыспреннихъ круговъ въ Вознесеніи Христовомъ. Тогда передъ ними идутъ Діаконы по два въ рядъ съ зажженными свечами; за ними следуетъ священное Евангеліе, а потомъ и самъ Архіерей, окружаемый отовсюду и поддерживаемый Діаконами, грядетъ въ Алтарь; вследъ за нимъ идутъ и прочіе священнослужители, возглашая купно велегласно: Пріидите поклонимся и припадемъ ко Христу. Вскоре после того Архіерею клиръ воспеваетъ приветствіе; несколько же прежде сего Діаконъ, держа руками Евангеліе, возглашаетъ: Премудростъ, прости! 35. Ш ествіе изображаетъ Таинство Воскресенія и Вознесенія Спасителя нашего. Діаконъ, возглашающій: Премудростъ! проповедуетъ возстаніе Его, подобно Ангелу, благовестившему Воскресеніе; прочій же ликъ Іереевъ и Діаконовъ представляетъ Апостоловъ, соприсутствующихъ Господу и наслаждающихся Его зреніемъ, равно означаетъ и святейшихъ Ангеловъ. Архіерей прообразуетъ Самого воскресшаго Господа, ученикамъ явившагося и возносящагося отъ земли на небо. Потому и сказано выше, что Храмъ есть образъ земли, а святейшій Алтарь — подобіе неба. И какъ при Вознесеніи Іисуса Христа на небо предшествовали славе Его, съ Боголепнымъ торжествомъ, лики силъ духовныхъ и, по предреченію Боговдохновеннаго Пророка и царя Давида, Возьмите врата! восклицали горнимъ чиноначаліямъ, возглашая его Царемъ Славы и Господомъ: подобное торжество и Церковь творитъ, когда приветствуетъ пеніемъ многолетія (???????????,???????) Іерарха, великолепно входящаго во святый Алтарь, да и священныя двери Алтаря, прежде его входа бывшія затворенными, отворяя при самомъ вшествіи, представляетъ отверстіе прежде затворенныхъ вратъ небесныхъ, при восхожденіи Христа въ нерукотворенная Святая. 36. В шедшій же Архіерей въ Алтаръ, кадя окрестъ Святый Престолъ благоуханнымъ куреніемъ фиміама, означаетъ темъ сошествіе Духа Святаго, небеснымъ осененіемъ котораго вскоре покрылись мы после того, какъ Іисусъ Христосъ восшелъ къ славе Отца Своего. Ограждая Дикириемъ Евангеліе, чрезъ то даетъ разуметь, что воплощеніемъ Сына Божія и на небеси и на земли возсіяло просвещеніе Іисуса Христа, въ двухъ естествахъ покланяемаго. Ибо вочеловеченіе Слова ипостаснаго, озарило не только людей, но и Ангеловъ, и научило познанію сокровенныхъ Божіихъ Таинствъ, что воплотившийся есть самъ Сынъ Божій. 37. З а симъ непосредственно следуетъ Песнь Трисвятаго. Симъ Божественнымъ пеніемъ провозглашается Таинство Святыя Троицы, о которомъ исповедалъ человекамъ единъ отъ Троицы, воплощенный Божій Сынъ, Сый въ недрахъ Отчихъ. Оно означаетъ еще единодушіе и мирный союзъ Ангеловъ съ людьми, потому и возглашается какъ внутри Святаго Алтаря священными чинами, такъ и вне клириками и людьми предстоящими, потому что Іисусъ Христосъ образовалъ Церковь изъ Ангеловъ и людей. Сіе самое означаетъ и Архіерей, Трикиріемъ вторично ограждая Евангеліе, показывая темъ, что въ Евангеліи заключается проповедь о Троице, моляся притомъ, да утвердится сія проповедь. После того Архіерей восходитъ на Горнее Место, которое прообразуетъ Престолъ Іисуса Христа одесную Бога Отца, и оттуда осеняя Трикиріемъ, научаетъ насъ: 1) что освященіе наше проистекаетъ только отъ Святой Троицы; 2) что Христосъ, вознесшійся на небо, ниспослалъ на насъ какъ сіяніе Трипостаснаго Божества (которое светомъ сего cветилъника знаменуется), такъ и благословеніе Его. Восшедъ же на Горнее Место и сидя на нем, Архіерей прообразуетъ собою Іисуса Христа, а по бокамъ сидятъ другіе Епископы и Священники, представляющіе ликъ Апостоловъ, причемъ Архіерей возглашаетъ: Миръ всемъ! сіе же проявляетъ наше единодушное соединеніе. Ибо Христосъ, по ученію Святаго Апостола Павла, естъ миръ нашъ, разрушившій вражду плотію Своею и сотворивый обоя едино, яже на небеси и яже на земли (Ефес. 2, 14). 38. З а симъ следуетъ чтеніе Апостольских Посланій, чрезъ которое знаменуется посланіе Апостоловъ на проповедь: чтеніе Посланій Епископы и Священники, кроме однихъ Діаконовъ, слушаютъ, сидя на своихъ местахъ, ибо они имеютъ благодать, равную Апостоламъ. Предъ Евангеліемъ же возглашается песнь Аллилуіа, которая есть хвала живому Богу и возвещаетъ пришествіе Божественныя благодати, означаемой чтеніемъ Святаго Евангелія. 39. Ч теніе Евангелія значитъ проповедь Евангельскую, которою оглашенъ весь міръ по вознесеніи Господнемъ, чрезъ учениковъ Его. Читаются же прежде Апостольскія Посланія, а потомъ провозглашается Евангеліе потому, что ученики Христовы были прежде посланы на проповедъ, будучи укреплены силою свыше: потомъ уже вселенную повсюду обтекши, проповедали Евангеліе. Кажденіе предъ Евангеліемъ знаменуетъ благовоніе Духа Святаго, которое чрезъ проповедь Евангельскую по всему міру разлившись, облагоухало сердца человеческія верою въ Сына Божія. 40. К огда читается Святое Евангеліе, тогда Архіерей слагаетъ съ себя Омофоръ, свидетельствуя темъ покорность свою предъ Господомъ. Ибо тогда Самъ онъ вещаетъ Евангелъскимъ гласомъ, Самъ присутствуетъ: и въ Его присутствіи Первосвященникъ не дерзаетъ носить на себе образъ Его воплощенія, то–есть Омофоръ, но снявъ съ раменъ своихъ, отдаетъ одному изъ Діаконовъ, который, сложивъ его, держитъ правою рукою, стоя близъ самого его, а во время Великаго Входа торжественно идетъ съ нимъ предъ Святыми Дарами, въ честь и уваженіе къ ихъ великому достоинству. 41. В о время чтенія Евангелія одинъ изъ Діаконовъ держитъ передъ Евангеліемъ горящій трикирій; этимъ означается: 1) что въ блаженстве грядущаго века для всехъ предметомъ зренія и размышленія будетъ Іисусъ, плотію человечества облеченный и за насъ преданный страданію: 2) что Христосъ, Сый единъ отъ Троицы, насъ светомъ Божества Своего просвещаетъ. По окончаніи Евангелія, Архіерей, сшедъ съ Горняго места и возсылая моленіе о Царяхъ, осеняетъ трикиріемъ народъ и темъ учитъ, что и благочестивое Царство и Священство Евангеліемъ учреждаются, а потому проситъ вечно царствующее Трипостасное Божество, да пребудутъ оба они невредимы подъ сенію благодати. 42. П отомъ, приступивъ къ Божественному Престолу, начинаетъ возсылать молитвы, какъ служитель Таинства; вскоре после того оглашеннымъ повелевается изыти вонъ изъ храма и позволяется однимъ только верующимъ пребывать при совершеніи священнодействія. Сіе время Божественной Литургіи означаетъ окончаніе века сего. Егда же проповедано будетъ, говоритъ Спаситель, Евангеліе во всемъ міре, тогда пріидетъ кончина; въ скончаніи же, пошлетъ Сынъ человеческій Ангелы Своя и разлучитъ нечестивыхъ отъ праведныхъ. Сообразно сему действію судебъ Божіихъ творитъ и Церковь Она повелеваетъ оглашеннымъ изыти вонъ изъ храма и остатъся однимъ только верующимъ. 43. П о сему следуетъ заметить и понимать, какую должны иметь предосторожность верные, чтобы не иметь сообщенія съ людьми, не православно мыслящими, и съ теми, которые живутъ недостойно Христіанскаго званія! наибольшее же тщаніе о семъ обязаны принимать Священныя лица. Ибо ежели молиться съ человекомъ, Церковію отверженнымъ, есть беззаконно, то темъ более непозволительно удостоивать его пріобщенія жертвы. Священники не должны принимать приношенія отъ недостойныхъ. 44. П режде перенесенія Святыхъ Даровъ съ жертвенника на Престолъ, во время Херувимской песни, Святителъ умываетъ руки предъ всемъ народомъ, являя темъ свою чистоту и незазорность совести, съ которою приступаетъ къ священнодействію, а притомъ и намъ внушаетъ, что къ страшнымъ Тайнамъ приступать должно, очистивъ себя прежде отъ всякія скверны, и такъ служить Таинствамъ пречистымъ. 45. П отомъ следуетъ перенесеніе Божественныхъ даровъ. Оно бываетъ съ большимъ великолепіемъ. Чтецы, Діаконы, Пресвитеры и прочіе служители Церкви, иные съ зажженными свечами, другіе со священными сосудами, идутъ одни впереди, другіе позади. Сіе торжественное сопровожденіе Даровъ означаетъ имеющее быть въ кончину века пришествіе Спасителево, когда явится Онъ со славою; потому и предшествуетъ Омофоръ, представляющій Крестъ на немъ начертанный. Этотъ крестъ означаетъ знаменіе Іисуса Христа, которое тогда явится съ небеси, и которое увидитъ тогда всякій человекъ. Крестъ означаетъ и Самого Іисуса, по немъ тогда пріити имеющаго съ силою и славою многою. За Омофоромъ следуютъ Діаконы, образующіе чины Ангеловъ, которые прознаменуются Рипидами, которыя Св. Діонисій называетъ крылами. Потомъ идутъ носящіе Божественные Дары, а за ними и прочіе. После же следуетъ и самый тотъ, который на главе своей несетъ Священный покровъ, называемый Воздухомъ. Этотъ Воздухъ образуетъ обнаженнаго и мертваго, Іисуса, препровождаемаго къ Боголепному погребенію. Все они обходятъ храмъ, моляся о людяхъ, также и объ Архіерее священнодействующемъ, возсылая моленія велегласно. Они молятся о томъ, чтобы Богъ помянулъ во царствіи Своемъ. А сіе все доказываетъ, что при кончине міра Спаситель, явившись съ небесъ и нечестивыхъ отделивъ отъ собора праведныхъ, веровавшихъ дастъ наследіе Царствія Божія. Сіе Царство Божіе есть Самъ Богочеловекъ, Христосъ Іисусъ, и размышленія о Его смотреніи, то–есть: мы будемъ тогда созерцать единственно то, что Единородный Божій Сынъ смирилъ Себя даже до смерти, заклался для нашего искупленія, что тело Его за насъ закланное, будучи обожено и всякой жизнеподательности исполнено, показуетъ намъ виды язвъ, что, переменившись въ безсмертное, оно победу надъ смертью даровало, изъ сихъ знаковъ тленія точитъ намъ нетленіе и обоженіе со Ангелами, сделалось пищею, питіемъ, жизнію, светомъ истиннымъ, хлебомъ жизни и жизнію вечною. И такъ сей входъ есть прообразованіе и втораго пришествія Христова, и Его погребенія, ибо Самъ Онъ будетъ единъ вечноблаженное наше царство. 46. В о время великолепнаго сего шествія все верующіе достодолжно преклоняютъ свои главы ко Іереямъ, и творятъ поклоны, прося молитвъ ихъ и воспоминанія при священнодействіи Божественномъ, равно же и изъявляя почтеніе Святымъ Дарамъ. Ибо хотя совершенно они еще не освящены: однако уже предпосвящены Богу въ Проскомидіи, где Священникомъ принесено о нихъ моленіе Господу, чтобы воспріялъ Онъ ихъ въ пренебесный жертвенникъ, хотя они не претворялись еще совершенно въ тело и кровь Господню, но къ жертвоприношенію сему уже приготовлены, и суть жертва Богу, суть предъизображенія Владычняго тела и крови. Ежели мы Святымъ иконамъ воздаемъ честь и поклоненіе: то еще больше должны поклоняться симъ Священным Дарамъ, которые, по изъясненію великаго Василія, суть вместообразная, суть предначертанія высочайшихъ Таинствъ, и предназначены къ тому великому совершенію, чтобы быть теломъ и кровію Христовою. Надобно же припадать ко Іереямъ и для священныхъ сосудовъ, отъ нихъ несомыхъ, хотя бъ были некоторые изъ нихъ и пусты. Все суть исполнены Святыни по причине совершаемыхъ въ нихъ Даровъ. Не должно же сему и удивляться, что некоторые изъ сосудовъ священныхъ, не имея никакого въ себе вложенія, въ сей знаменитой церемоніи носятся. Ибо носятъ ихъ изъ благоговенія къ Святымъ Дарамъ и для того, дабы какъ взирающіе на нихъ, такъ и приближающіеся къ нимъ получили освященіе. 47. К огда же сіи священныя знаменія Тела и Крови Христовой поставлены на Божественной трапезе, тогда покрываются Воздухомъ. Чрезъ это означается, что Іисусъ Христосъ, съ начала Своего явленія, не всеми былъ признанъ, яко Онъ есть Сынъ Божій, и хотя въ плоть человеческую облекся, но Божество съ нимъ неразлучно сопребывало и всегда есть непостижимъ и неизследимъ, и столько познаваемъ бываетъ, сколько Самъ благоизволитъ открыть кому Свое величество. 48. П отомъ преклонивъ главу свою, Архіерей проситъ у всехъ молитвъ и о себе: 1) всемъ равнымъ признавая себя человекомъ; притомъ 2) ужасаяся и трепеща предлежащаго ему служенія; къ сему жъ 3) исполняя и Апостольское повеленіе: Исповедайте, говоритъ Святый Іаковъ, другъ другу согрешенія и молитеся другъ за друга (Іак. 5, 16); ибо самъ о себе молиться не дерзаетъ, будучи человекомъ немощами обложеннымъ. Такимъ смиреннымъ образомъ испросивъ о себе молитвъ отъ священнослужителей, выходитъ изъ Алтаря, и осеняетъ народъ, моляся о людяхъ, и о себе прося молитвы отъ всехъ. Ликъ тогда не Господи помилуй! но, На многая лета, Владыко! восклицаетъ (???????????,???????), желая ему благопоспешенія во священнодействіи, и пребыванія долговременнаго въ Святительскомъ званіи. 49. П о возвращеніи его во святый Алтарь затворяются царскія врата, ибо не должны быть отъ всехъ зримы Таинства, въ немъ совершаемыя, но едиными только теми, кои къ совершенію призваны. И какъ между Ангельскими силами, по премудрому въ тайнозреніяхъ Божественныхъ Діонисію, такой учрежденъ порядокъ, что первые чины наслаждаются светомъ Божественнымъ непосредственно, вторые чрезъ первыхъ, а последніе чрезъ сихъ посредствующихъ светомъ Божества озаряются: подобное чиноположеніе и въ Церкви зрится. Архіерей непосредственно приближается къ Святой Трапезе, Священники и прочіе служители Таинствъ чрезъ него, а чрезъ нихъ уже простолюдины входятъ во общеніе съ страшнымъ священнодействіемъ, и слышатъ воспеваемыя Божественныя славословія. 50. П о совершеніи молитвы приношенія Даровъ и другихъ приношеній, предъ возглашеніемъ Божественнаго Символа, бываетъ целованіе. Оно знаменуетъ: 1) что правымъ Троицы, и единаго изъ Нея воплощеннаго Лица исповеданіемъ, мы не только между собою, но со Ангелами соединились; и 2) что любить другъ друга непреложный долгъ нашъ, ибо и Христосъ принесъ Себя за насъ жертву Богу Отцу, только по единой Божественной къ намъ любви; 3) лобзаніе сіе означаетъ еще и то, что приступающему ко святому причащенію отнюдь не должно являться предъ Алтаремъ съ сердцемъ, изрыгающимъ злобу и мщеніе на своего клеврета. Предзнаменуетъ же 4) и сіе, что въ обетованной жизни все искреннимъ между собою будутъ сопряжены союзомъ дружества, и не услышится тамъ нарицаніе врага; ибо враждебные духи далеко отвержены будутъ отъ мирнаго того гражданства. Во время чтенія Символа, держатъ Воздухъ Іереи надъ Святыми Дарами, пріосеняя ихъ, и какъ бы отъ созерцанія очесъ сокрывая, дондеже совершится, чемъ внушаютъ намъ, что кто хощетъ видеть Іисуса Христа, тотъ предварительно долженъ исповедать тайны смотренія Его правымъ умомъ, чистымъ сердцемъ и нелицемерными устами. 51. С овершивъ все сіе, Архіерей приступаетъ къ самой Евхаристіи, которую и начинаетъ исчисленіемъ великихъ делъ Божіихъ, и за все возблагодаривъ Бога, переходитъ къ торжественному хваленію безплотныхъ воинствъ, и съ ними соединившись, единую победную песнь возглашаетъ Господу силъ: Святъ, Святъ, Святъ, Господъ Саваофъ, исполнь небо и земля Славы Твоея. Тужъ самую песнъ восклицаетъ и народъ, показуя, что въ грядущемъ веке все мы, соединившись во едино общество со Ангелами, единое съ ними хваленіе воскликнемъ Господу Саваофу. Далее прославивъ величественнейшее более всехъ Божіихъ благодеяній дело, самое воплощеніе единороднаго Сына Божія и его смотреніе, т. — е. смерть, потомъ приступаетъ къ воспоминанію Таинствъ, въ Сіоне на вечери совершенныхъ, и самые возглашаетъ Божественные глаголы, которые изрекъ тогда Спаситель, сященнодействуя. 52. В оздавъ за все сіе чудному Его о насъ промыслу благодареніе, и виды хлеба и вина, предложенные на Престоле, о всехъ и за вся оказанныя Его къ намъ благодеянія, Ему въ жертву принесши, потомъ проситъ какъ на себя самого, такъ и на предлежащіе Дары, ниспосланія благодати Духа Святаго; освятивъ Дары крестообразнымъ осененіемъ своей руки и призываніемъ Духа Пресвятаго, уже видитъ Самого въ нихъ Іисуса Христа, передъ собою возлежащаго, Который есть для насъ хлебъ и чаша жизни. Ибо Его есть слово сіе: Хлебъ сей есть тело Мое; Его жъ и сіе: а еже въ чаши, есть кровь Моя, чистительная жертва всего міра; сладость, оживотворяющая души; веселіе духовное; царство небесное, истинное благо, подаваемое верующимъ отъ Святой Трапезы. 53. П отому Іерархъ съ дерзновеніемъ о всехъ молитвы возсылаетъ; съ дерзновеніемъ потому, что видитъ человеколюбиваго и незлобиваго Господа, предъ лицемъ своимъ смиренно возлежащаго и во очищеніе міра священнодействуемаго, и воспеваетъ Его и о всехъ молится и воспоминаетъ объ усопшихъ, преимущественно же о девственнорождшей Іисуса Отроковице, Божіей Матери. Этимъ свидетельствуемъ, что чрезъ сію жертву мы вошли въ общеніе со святыми, что они, имея дерзновеніе къ возлюбившему ихъ, и отъ нихъ возлюбленному Господу, могутъ и насъ съ Нимъ примирить и соединить, чрезъ проливаемыя предъ лицемъ Его моленія. После сего, прося усердно отъ Бога Отца, да даруетъ намъ едиными устами и единымъ сердцемъ со дерзновеніемъ воспеть великолепное имя Его, и призвавъ на насъ милости Бога нашего Іисуса Христа, возводитъ насъ во усыновленіе къ небесному Отцу, моляся вместе, да очистясь чрезъ Его единосущнаго Сына отъ всякаго порока, будемъ по благости Его сынами, и достойно наречемъ Его небеснымъ Отцемъ своимъ. Усыновленіе наше небесному Отцу показываетъ какъ наше другъ съ другомъ единодушіе, такъ и соединеніе съ Богомъ въ Духе Святомъ, чрезъ единороднаго Его Сына, долженствующее совершиться въ грядущемъ веке. За симъ Архіерей молится и благодаритъ Бога, съ преклоненіемъ главы, прося Его ниспослать на всехъ свое благословеніе, освятить и укрепить во благое, и предлежащихъ Таинствъ сподобить неосужденно. 54. Т акимъ образомъ совершивъ священнодействіе, Архіерей приступаетъ къ самому причащенію. Приступая–жъ, беретъ обратно на свои рамена Омофоръ; этимъ означаетъ, что прежде онъ былъ въ должности служителя и потому не дерзалъ возлагать на себя священновластное оное одеяніе. А какъ священнодействіе окончилось, и онъ долженъ уже воздвигнуть хлебъ, раздробить его на части, пріобщить себя самого, и после допустить другихъ къ причащенію, то и имеетъ нужду облечь себя во все священныя знаменія своего достоинства. Но преимущественное украшеніе Святительскаго сана есть Омофоръ; почему и долженъ украсить себя сею благолепною одеждою и въ ней воспринять Божественные Дары. 55. И такъ, возложивъ на себя Омофоръ, воздвигнувъ хлебъ, и возгласивъ: Святая Святымъ! къ Божественной и живой пище, предлежащей на священной трапезе, зоветъ симъ гласомъ всехъ святостію жизни себя предуготовившихъ: Святая Святымъ! Народъ же едиными устами и сердцемъ отвечаетъ: Единъ Святъ, Единъ Господь Іисусъ Христосъ, во славу Бога Отца. Единодушное сіе возглашеніе людей означаетъ оное торжественное Іисуса Христа отъ всего Света признаніе и исповеданіе, которое по предвещанію Святаго Апостола, исполнится въ последній день, когда поклонится и покорится Іисусу Христу всяко колено небесныхъ, и земныхъ и преисподнихъ и всякъ языкъ исповесть яко Господm Іисусъ Христосъ во славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11). Сіе пророчество исповедуетъ какъ общее соединеніе верующихъ, такъ единогласное отъ всехъ народовъ міра проповеданіе воплощеннаго Сына Божія, Который вадъ всеми воцарится, и царствію Котораго, по писанію, не будетъ конца. Ответъ же народа на слова: «Святая Святымъ», возгласомъ: «Единъ Святъ» и проч., означаетъ, во–первыхъ, ту несозданную святость, коею Существо Божіе Само въ Себе отъ вечности изобилуетъ и которая есть источникъ освященія всемъ; а во–вторыхъ наше смиреніе. Мы какъ бы такъ восклицаемъ: «Кто можетъ быть чистъ изъ насъ отъ греховъ, или кто святъ? Единъ только Святъ, единъ Богочеловекъ Іисусъ Христосъ, Который по Своему человеколюбію и насъ освящаетъ». 56. В озвышеніе Святаго Хлеба прообразуетъ воздвиженіе Іисуса Христа на Крестъ; потому предстоитъ близъ Его Потиръ, содержащій въ себе самую истекшую тогда изъ ребръ Христовыхъ Кровъ и воду. Потомъ Архіерей четверочастно раздробляетъ Святый Хлебъ и крестообразно оный полагаетъ; творя же такое раздробленіе Агнца, прообразуетъ темъ распинаніе Іисуса Христа. Этого предмета что же можетъ быть величественнее? Ибо Самъ верховный Богъ созерцается здесь, соделавшійся для насъ смиреннымъ человекомъ. Потомъ горнюю часть Святаго Хлеба взявъ и сотворивъ съ нею надъ Потиромъ образъ Креста, влагаетъ въ Чашу, и чрезъ то творитъ соединеніе Таинствъ. По семе соединеніи вливаетъ въ Чашу теплую воду, свидетельствуя темъ, что Тело Господа Іисуса, по разлученіи съ духомъ Его на Кресте, хотя было мертво, но при всемъ томъ пребыло животворящимъ. Ибо Божество, ипостасно съ Нимъ соединившееся, Его не оставило: чудотворныя силы, изъ Него прежде безмерно точившіяся, отъ Него не удалилися. Вліяніе воды можетъ иметь еще и следующее знаменованіе: какъ теплая вода, по теплоте своей, животворное начало, то, чтобъ сія животворность ея и въ самое время божественнаго причащенія нами была чувствуема, влагается она въ Чашу, дабы мы, прикасаясь устами нашими ко святому Потиру, и пріемля въ себя раствореніе Крови Господней, такое ощущали впечатленіе, какъ бы изъ самаго пронзеннаго спасительнаго ребра Владычня пили Кровь животворящую, еще теплыми парами дышащую. Вотъ какъ мы понимаемъ вліяніе теплоты въ Потиръ! Много и другихъ причинъ сему священнодействію отъ Богомудрыхъ учителей Церковныхъ показывается, намъ же довольно и вышеозначеннаго объясненія: ибо оно есть самое то, которое назнаменуетъ Церковъ, когда влагаетъ теплоту во святые Дары, со следующими словами: теплота веры, исполнь Духа Святаго. Яснее же еще доказываетъ сіе въ Преждеосвященной Литургіи употребленіе теплоты; ибо ежели бы для другихъ какихъ причинъ сія вода вливаема была во святые Дары, то не было бы нужды вторично ее вливать въ Потиръ; потому что уже на совершенной Литургіи она была въ раствореніи Тела и Крови Христовой. 57. П отомъ Архіерей раздробляетъ Святый Хлебъ на многія частицы, и симъ подражаетъ священнодействію Самого Іисуса Христа. Онъ, какъ повествуется во Евангеліи, пріимъ хлебъ, переломилъ и даде ученикамъ Своимъ. Прежде же всехъ причащается самъ Святаго Хлеба, а потомъ и страшной Чаши, никто другой не можетъ ему подавать Святыя Тайны, разве также, какъ и онъ, Архіерей. По причащеніи самого себя, онъ раздаетъ и прочимъ Священнослужителямъ Алтаря Божеcтвенные Дары; они, пріемля ихъ, целуютъ его руку и ланиту. Чрезъ сіе раздаяніе означается, что Іисусъ и въ грядущемъ веке пребудетъ въ нерушимомъ соединеніи съ плотію Своею, но и она будетъ очамъ блаженныхъ предметомъ зренія и вечнаго наслажденія. Руку же и ланиту Іерарха лобзаютъ священнослужители потому: 1) что рука есть служительница страшныхъ Тайнъ, близко къ нимъ прикасается; а ланита есть орудіе, которымъ совершаются молитвы: лобзаютъ же еще руку и ланиту Архіерея 2) и въ знаменіе взаимной нашей любви и соединенія другъ съ другомъ, что подтверждается самыми словами, въ сіе время произносимыми: Христосъ посреде насъ; 3) въ воспоминаніе, что на ней Господь нашъ понесъ заушеніе; это должно въ Архіерее возбудить мысль, какъ смиренъ былъ Учитель всехъ, Владыка! и уничтожить въ немъ всякое чувство гордости. 58. П о причащеніи всехъ Священнослужителей во Святомъ Алтаре близъ самаго Престола такимъ образомъ, что принимая Хлебъ прежде въ руки, потомъ пія изъ Чаши, по порядку своихъ степеней, после показуются покровенные Святые Дары; это делается въ знакъ того, что не подобаетъ всемъ зреть страшныя Тайны. Тогда ежели кто ко причащенію себя предуготовилъ, приблизившись со страхомъ и благоговеніемъ, сподобляется ихъ; однако не непосредственно изъ Чаши, но Лжицею изъ руки Святительской причащается. Потомъ Архіерей, помолясь о Божіемъ достояніи и о благочестивейшемъ Императоре и людяхъ Его, прося имъ спасенія и благословенія Его, отпускаетъ Святые Дары съ куреніемъ фиміама въ Предложеніе, произнося все то, что напоминаетъ вознесеніе Спасителя, и по немъ славу проповеди Его, всю тварь огласившей. Онъ какъ бы симъ образомъ тогда беседуетъ съ Спасителемъ: Ты снизшелъ до насъ, и явился между нами, какъ равный намъ человекъ, Ты вознесся на небо къ Отцу Своему, и наполнилъ землю славою Твоею; мы, ею облеченные, совершая Божественныя Твоя Тайны, причащаемся Тебя, и неразлучно съ Тобою пребываемъ. 59. П отомъ Святые Дары переносятся въ Предложеніе; Дискосъ возлагается на главу Діакона, а Потиръ несетъ Священникъ въ рукахъ; самъ Архіерей, воздавъ благодарственныя молитвы и умывъ руки, исходитъ изъ Святаго Алтаря, и раздаетъ народу такъ называемый Антидоръ. И такъ какъ Іерархъ представляетъ собою образъ Іисуса Христа, Котораго въ Священнодействіи приносилъ въ жертву, Телу и Крови Котораго пріобщался и другимъ давалъ пріобщаться, надобно, чтобъ и люди освященія сподобились, которое хотя и получаютъ верующіе таинственнымъ и духовнымъ образомъ отъ слушанія молитвъ и присутствія при страшномъ Священнодействіи, но мы теломъ чувственнымъ облечены и, следовательно, намъ надобно принимать освященіе чрезъ посредство чего нибудь видимаго. Сіе самое и ниспосылается на насъ чрезъ воспріятіе Антидора. «Антидоръ есть хлебъ освященный, о которомъ въ Предложеніи принесены молитвы, изъ котораго внутренняя часть изъята, и въ Священнодействіи въ тело Владычне, молитвами Архіерейскими или Іерейскими, освящена». Сей–то Хлебъ, какъ носящій на себе знаменіе копіемъ, после всего и Божественныхъ глаголовъ сподобившійся, вместо страшныхъ Даровъ раздается, т. — е. не причастившимся Божественныхъ Таинствъ. После этого Архіерей, испросивъ благословеніе Господне на предстоящихъ, оканчиваетъ Литургію. 60. Н амъ хотелось пространнее изъяснить Таинства Божественной службы, но слабость ума нашего далее простираться возбраняетъ, а притомъ ведаемъ, что некоторые изъ великихъ и искуснейшихъ въ Божественныхъ умозреніяхъ мужей, о семъ самомъ предмете, по мере высокаго своего знанія, довольно уже писали, мы умалчиваемъ, отсылая васъ къ ихъ премудрымъ писаніямъ. Да и все то, что мы въ этихъ разсужденіяхъ изложили, вымыслили не отъ себя, но почерпнули изъ писаній Отцевъ, которые мудро говорили объ этихъ предметахъ. Равномерно предполагали мы изъяснить и на Проскомидіи совершаемое; но и объ этомъ теже великіе Учители пространно разсуждали, почему нетъ нужды и о нихъ намъ беседовать, упомянемъ объ этомъ только вкратце. 61. П о древнему установленію, во–первыхъ, Священникъ приготовляетъ Агнецъ къ жертвоприношенію, потомъ соединяетъ вино и воду въ чаше; далее приноситъ Богу частицы: изъ нихъ первую, въ честь преблагословенныя Девы Маріи, Матери Господни, а другія въ память Святыхъ, прочія же о живыхъ и мертвыхъ, въ вере скончавшихся. И такъ спрашивается: «Какую силу имеютъ въ себе частицы? и претворяются ли оне въ Тело Господне? какое действіе производятъ на техъ, за кого приносятся?» 62. Ч то частицы темъ, за кого приносимы бываютъ, приносятъ многоразличную пользу, о томъ ученіе отъ древнихъ Отцевъ дошло до насъ. Частицы представляютъ при Священнодействіи те самыя лица, отъ имени которыхъ вынимаются, и бываютъ о нихъ жертвоприношеніемъ Богу. Сіе подтверждается словами, отъ Священника во время Проскомидіи произносимыми: Пріими, Господи, глаголетъ онъ, жертву сію въ пренебесный Твой жертвенникъ! Частицы, о Святыхъ приносимыя, служатъ имъ въ славу, честь, въ преумноженіе достоинства и въ большее пріятіе Божественнаго Света; о верныхъ же приносимыя, усопшимъ ходатайствуютъ избавленіе отъ греховъ и пріобщеніе Божественныя благодати, живымъ же, ежели только въ покаяніи жизнь свою препровождаютъ, даютъ защиту отъ несчастій, служатъ ходатайствомъ объ оставленіи греховъ. И потому Божественное священнодейтвіе соборамъ Святыхъ бываетъ въ пріумноженіе немерцающей славы, и вернымъ даруетъ Божественную милость и Его щедроты. 63. Н о сколько полезно тому, за кого приносится жертва сія, когда онъ живетъ достойно званію Христіанскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предавъ себя греховной жизни, нерадитъ о достойномъ исправленіи званія Христіанскаго. Ибо частица, будучи принесена отъ имени какого либо Христіанина, и близъ Божественнаго хлеба возлежащая, когда онъ священнодействуется и пременяется въ Тело Господне, делается причастною освященію, и внесенная въ раствореніе Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровію: почему и душе той, за которую принесена бываетъ, ниспосылаетъ благодать; тогда совершается духовное соединеніе человека съ Богомъ. Если душа благочестива, или хотя по слабости и въ грехъ падаетъ, но потомъ покаяніемъ очищается: такое невидимо пріемлетъ общеніе Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствуетъ многократно опытъ. Ежели же кто будучи преданъ греху, и отъ него отступить не хочетъ, такой, какъ недостойный общенія съ Богомъ, горшее осужденіе себе пріиметъ отъ принесенной за него жертвы. Поэтому Священникъ внимательно долженъ наблюдатъ, чтобы не принимать приношеній и не возноситъ жертвъ за такихъ людей, которые, изгнавъ изъ сердца своего стыдъ и совесть, предаются всякому беззаконію; за это и самъ Священникъ подвергается вместе съ ними осужденію. Отъ сего–то приключаются человеку и многоразличныя искушенія и скорби. Сего ради, вопіетъ Павелъ, мнози въ васъ немощни и недужливы, и спятъ довольни (1 Кор. 11, 30). 64. И такъ Священникъ долженъ въ сихъ столько великихъ строеніяхъ Божіихъ быть къ себе строго внимательнымъ и себя самого испытывать и разсуждать, по Писанію, и осторожнымъ быть сколько возможно. Ибо ежели неизменный долгъ его пещися о другихъ, то темъ более о себе самомъ! Если ядый и піяй недостойне, судъ себе ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 29) темъ большему осужденію подлежитъ тотъ, кто дерзаетъ недостойно священнодействовать. Потому мы, принявшіе благодать Священства, должны быть къ себе какъ можно более внимательны, заботиться о чистоте и святыне, и непамятозлобивому нраву научаться. Да возрастутъ же въ душахъ нашихъ смиреніе и любовь! Эти добродетели суть первыя свойства Іисуса Христа. Тогда и въ настоящемъ веке достойно Его пріобщимся, и въ грядущемъ удостоимся неизглаголаннаго и вечнаго съ Нимъ соединенія, благодатію и человеколюбіемъ Господа нашего, Іисуса Христа, Которому принадлежитъ всякая слава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ, и съ Пресвятымъ и Животворящимъ Духомъ, ныне и присно и во веки вековъ, аминь. Источникъ: Историческое, догматическое и таинственное изъясненіе Божественной Литургии. Основано на Священномъ Писаніи, Правилахъ Вселенскихъ и Поместныхъ соборовъ, и на писаніи Св. Отцевъ Церкви. Составлено Иваномъ Дмитревскимъ. Вновь пересмотренное и исправленное, съ рисунками Академика ф. Г. Солнцева. Съ приложеніемъ «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунскаго. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1884. — С. 305–352. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |