АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская письменность

Читайте также:
  1. III Русская художественная культура
  2. Исконно русская лексика
  3. Исконно русская лексика с точки зрения времени ее возникновения
  4. Русская лексика с точки зрения ее происхождения
  5. Русская лексикография 18-19 вв.
  6. РУССКАЯ ПРАВДА
  7. Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституционный проект» Н. Муравьева. Сравнительный анализ.
  8. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЖИЗНЬ»
  9. РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
  10. Скифская письменность

В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации. Поэтому невозможно было взаимовлияние культур и письменности.

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры - братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кириллицы". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.

 

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глоголицы и кириллицы. Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица.

 

Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава (рис. 16), т.е. древнейшая форма кириллицы. Одним из лучших образцов уставного письма является "Остромирово Евангелие". Позже устав сменился полууставным письмом (рис. 17). Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу - уставу, от которого и произошло их название. С 13 столетия, полуустав постепенно вытесняет устав. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.

Постепенно появляется скорописный шрифт - скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.

 

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента (рис.18).


Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

 

В 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве (рис. 19). Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием "Геометрия". Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

 

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский (рис. 15), гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями

 

Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн ("модный") и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и др.

 

Конец XIX века ознаменовался возникновением стиля модерн, с которым тоже связаны поиски художественной выразительности шрифта. Но эта выразительность иного рода. Шрифт снова становится очень декоративным, подобно древнерусской вязи или готической фрактуре. Он приобретает асимметричность, пластику и динамичность растительных форм. «Художники модерна бесстрашно ломали конструкцию знаков, избегали привычных начертаний, порой в явный ущерб их читаемости… Буквы тесно сплетались в строки, подобные орнаментальным бордюрам строки заполняли плоскость листа подвижным сплошным узором».1 Таковы шрифты художника-декоратора Отто Экмана, оформлявшего немецкий журнал «Jugend». / Ил. 38.

 

Разумеется, шрифты такого рода вряд ли могли быть использованы для набора большого объема текста, они носили скорее рекламный, плакатный характер и широко использовались в чисто шрифтовых плакатах, которые были столь же характерны для стиля модерн, как и изобразительные. При этом ритмические и декоративные качества шрифта доводились до предельной остроты.

 

В России прекрасный образец такого плаката выполнил в 1902 году М. Врубель для «Выставки работ 36 художников». По форме это – шрифтовая афиша, по сути – произведение искусства высокого образца. Врубель мастерски использует выразительные возможности шрифта для смысловой акцентировки текста афиши и, одновременно, для создания совершенной, законченной орнаментальной композиции. Буквы и строки текста играют особую, главенствующую роль в композиции плаката. Каждая буква несет в себе тот заряд выразительности, который реализуется во взаимодействии с другими буквами цветом, фоном бумаги, строками, композиционным блоком текста в целом, его полями. Художник изобретательно, талантливо реализует эстетические возможности всех компонентов плаката. Афиша в его исполнении становится произведением искусства. / Ил. 39.

 

 

XX век

 

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

 

Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

 

Таким образом, познакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

 


2 Кирсанов Д. Джамбаттиста Бодони – шрифт и человек // Publish. – 2000. - № 5.

1 Герчук Ю. История графики и искусства книги. – М.: Аспект пресс, 2000, с. 257.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)