АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О том, как «братки» богатырями стали

Читайте также:
  1. V2: 04.04. Износостойкие стали
  2. Б. Работа стали на продольный изгиб
  3. Батареи: когда другие уже устали, они все еще полны энергии
  4. Безопасность технологического процесса выплавки стали мартеновским способом
  5. Братство Стали
  6. Братство Стали
  7. Было ли нападение гитлеровцев действительно неожиданным для Сталина и его ближнего окружения?
  8. В кабинете Сталина
  9. В общем, через полгода объемы у нас стали такие, что председатель Центробанка Виктор Геращенко заметил и вызвал меня к себе.
  10. В постперестроечное время и без того не очень большое российское мультпроизводство было полностью развалено, молодые амбициозные аниматоры стали один за другим уезжать из страны.
  11. В этом письме выражена суть сталинизма, суть той борьбы, которая потрясает народы уже целое столетие.
  12. Ведомость расхода стали, кг

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: сила воли и отвага, труд и защита во имя блага своего народа и т. д. «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня и Алёша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным». Если в былинах Алёша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всём обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть…

В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алёша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же лёгкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алёша и признаёт свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось…». Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алёша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: «Что же это я как вор?!» – и принимается молотить сонных тугар, спасая своё богатырское реноме.

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон «мультипликационного» богатыря: «Я понятно объясняю?», «Упал – отжался». Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живёт анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз», недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей?

В мультфильме без конца подчёркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «братками», которые удивительным образом похожи на «новых русских богатырей». Что же, время выдвигает новых героев…

Былину пишет… осёл.

Теперь вкратце о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная, мудрая и трудолюбивая подруга, которая готова вечно любить и ждать. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, просватанная за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.

Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему уж нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи.

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнёт, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может! Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет… осёл.

«Смешарики»: Бочка дёгтя с ложкой мёда»

Мультсериал «Смешарики» знаком прак-тически всем детям и родителям. Он выпускается уже более 10 лет, изображения героев сериала довольно популярны, бренд «Смешарики» используется во многих видах товаров: игрушки, посуда, одежда, продукты и т.д. Сериал содержит более 200 серий, среди которых имеются как чисто познавательные, так и раскрывающие серьёзные и даже философские темы.

Для начала рассмотрим положительные стороны этого мультфильма.

1) По замыслу авторов, в сериале нет насилия и отрицательных персонажей.

2) Мультфильм яркий и динамичный, нравится детям.

3) Встречаются довольно трогательные и поучительные серии, такие как «Коллекция», «Телеграф» и другие. В отдельных эпизодах герои демонстрируют умение дорожить дружбой, взаимовыручку, доброту, трудолюбие, умение мечтать и верить в чудо, но преподносится это с расчётом больше на взрослую аудиторию, чем на детей.

На этом положительные стороны заканчиваются. Перейдём к отрицательным.

1) Подавляющее большинство серий мультфильма не учат ничему хорошему, так как герои не извлекают урок из произошедших событий, а образа взрослых или родителей, которые могли бы давать нравственную оценку поступкам Смешариков и нести воспитательную функцию, в мультфильме просто нет.

В серии «Экономия времени» Бараш перестал чистить зубы, чтобы экономить время для занятия творчеством. Эта экономия закончилась зубной болью и посещением стоматолога-Совуньи. Но вместо того, чтобы извлечь урок, Бараш радуется тому, что экономит время, пропуская ужин.

В серии «Педагогическая поэма» Карыч выработал в Кроше рефлекс на хлопки. Теперь, когда кто-то хлопнет в ладоши, Крош засыпает. Даже когда это не требуется. Осознав ошибку, Смешарики пытаются вернуть всё обратно. Серия заканчивается тем, что Крош просыпается среди ночи при звуке хлопков (аплодисменты в радиоконцерте). Ошибка не исправлена, урок не извлечён.

В серии «Два волшебника» Нюша и Бараш получают дар волшебства. Всю серию они соревнуются в волшебстве, изменяя реальность вокруг себя. В итоге всё исчезает, и они остаются вдвоём в белоснежной пустоте. Каждому ребёнку интересно знать, чем же всё закончится, как герои вернутся в свой мир, к друзьям. Но это остаётся за кадром.

В серии «Это сладкое слово мёд» у Копатыча явная зависимость, ведь он не устоит ни перед чем, чтобы поесть мёда, даже если от него становится плохо. И он совершенно не способен себя сдерживать. Серия заканчивается тем, что Копатыч в очередной раз объелся мёда, ему плохо, и Бараш зовёт на помощь.

Так же в мультике очень много бездумных поступков вроде выходов из дома по ночам, поедания огромного количества конфет и т.д. Ребёнок – губка, всё впитает, запомнит и повторит.

2) В мультфильме затрагиваются сомнительные темы из тех сфер, которые не уместны в продукции для детей: Совунья гадает; Карыч занимается гипнозом; Лосяш увлекается астрологией и приметами; Бараш ищет «смысл жизни» и Карыч рассказывает ему о так называемой «Кузинатре»; Крош «доказал» что Земля плоская («Край Земли»). В одной из серий Смешарики всё лето пили индийский чай и питались энергией солнца (серия «Индийский чай»). Смысловое значение этих и других серий больше подходит взрослым, нежели детям, которые о подобных вещах в своём возрасте обычно не задумываются, да и не должны думать.

3) Нельзя обойти вниманием и музыкальную тему сериала. В хороших мультфильмах песни мелодичные, добрые, запоминающиеся, их хочется напевать. Даже песни должны учить хорошему, ведь все мы знаем, как они влияют на детей. Учит ли хорошему песня «Он у меня внутри живёт», в которой содержатся эвфемизмы и жаргонные слова «баламут, обормот, балбес», «кружится башка», и сам текст песни заключается в том, что автор мог бы быть хорошим, но внутри него живёт некая личность, которая заставляет его делать дурные поступки?

 

Мне говорят, что я балбес Что я вчера с берёзы слез Не человек, а динамит И подо мной земля горит. И, в общем, правду говоря Ведь в этом я не виноват А виноват-то в этом тот, Кто у меня внутри живёт. Он у меня внутри живёт Он мне покоя не даёт Он удивительный хитрец Он баламут и обормот. Он всё творит исподтишка Да так, что кружится башка Он баламут и обормот Он на “слабо” меня берёт.


Я мог бы по-другому жить.

Я мог бы лобзиком пилить.

И даже, Боже мой, как знать

Я мог бы марки собирать

И даже сидя за столом

Листал бы старый книжный том

И все соседи, наконец,

Сказали бы: «Ты молодец!»

 

4) Мультфильм знакомит юного зрителя с различными зависимостями, какого-либо поучительного урока герои при этом не извлекают.
В серии «Большой куш» Смешарики проиграли всё, что у них было, в игре на автомате, изобретённом Пином. В серии «Запретный плод» Лосяш из любопытства попробовал сок «жамалистового дерева» и приобрёл зависимость. В серии «Бутерброд» Лосяш не может справиться с чувством голода, ему мерещится огромный бутерброд, который с ним разговаривает. В серии «Это сладкое слово «мёд» Копатыч зависим от мёда. В серии «Телеграф» показана зависимость от технологий, заменяющих живое общение. Хотя эта серия всё же может стать исключением, так как в ней зависимость показана в негативном ключе, и серия заканчивается правильным выводом. Лосяш постоянно играет в компьютерные игры, и это никак не осуждается. В серии «Игра» он настолько увлёкся, что потерял связь с реальностью.

5) Герои мультфильма ругаются. Эвфемизмами, конечно. Ведь это детский мультфильм. Детский мультфильм – детские ругательства. Но приучить ребёнка использовать слова-паразиты и эвфемизмы для выражения своих чувств – это значит засорить его лексику (сознание) и открыть возможности в будущем перейти на более крепкие выражения. Примеры: Ёлки-иголки (Крош); Укуси меня, пчела (Копатыч); Компрессия (Пин. Кроме того, Пин часто использует выражения на немецком языке); Дурочка из переулочка (Нюша); Дурак, дурочка, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее (разные герои); Нередко от героев можно услышать и фразы в стиле: “я…это … пойду, погуляю, что ли…”.

6) Теперь о характере персонажей. Как уже говорилось, в мультфильме нет отрицательных персонажей. Но есть ли положительные? Такие, с которых ребёнку следует и хотелось бы брать пример? Крош – весёлый, но глупый и совершенно не поучительный персонаж. Если ребёнок будет брать пример с Кроша, то для родителей это обернётся непослушанием, гиперактивностью, глупостью. Ёжик – серьёзный и рассудительный. Но вряд ли какой-нибудь ребёнок выберет его в качестве примера: скучный «ботаник», полностью подчинённый лидерству своего гиперактивного друга. О свинке Нюше отдельный разговор. Глядя на неё хочется воскликнуть: «как это нет отрицательных персонажей? А как же Нюша?». Эгоцентричная, увлечённая собой, зацикленная на моде и своём внешнем виде. Имеет романтическую привязанность к Барашу, но часто обращается с ним неуважительно, эгоистично. Вызывает недоумение также тот факт, что Нюша, несмотря на отношения с Барашём, воображает романтического героя, некоего «Чёрного Ловеласа». Что должна подумать девочка, смотря этот мультфильм? Что нужно мечтать о недосягаемом идеале, а встречаться с тем, кто поближе и доступнее?

При просмотре складывается впечатление, что сюжеты многих выпусков взяты из популярных взрослых фильмов и сериалов. Но надо ли погружать совсем юных зрителей во взрослую жизнь, тем более, таким образом, как это показано в Смешариках? Помимо так называемых «свободных отношений», на примере Нюши в сериале присутствует тема продажной любви: в серии «Горы и конфеты» Нюша соглашается проводить время с Барашём в обмен на конфеты. К слову, сценаристы своих мотивов не скрывали. Барашу нравится смотреть на горы, сидя на качелях рядом с Нюшей, потому что так можно увидеть не просто какой-то там пейзаж, а именно что Горы. Но Нюше надоедает так просто сидеть, и Бараш её подкупает конфетами. Милая, смешная детская и недетская (аудитория прошлых показов на СТС — от 4 до 45 лет с провалом от 17 до 25) история про любовь. И про то, как болит живот, если съесть много сладкого. Анатолий Прохоров, художественный руководитель «Смешариков», рассказывал, как сценарист Алексей Лебедев её придумал. Ему как-то сказали, что раз он пишет для детей, то многих важных тем не может касаться по определению. «Нет таких тем, просто надо всё так преподнести, чтобы было понятно детям», — упёрся он. «Ты же не можешь сделать фильм о проституции!» — возразили ему. «На спор!» — сказал сценарист. Так получился мультик о продажной любви «Горы и конфеты». В свою очередь, художественный руководитель и, по большому счёту, главный идеолог «Смешариков» Анатолий Прохоров является по совместительству экспертом скандально известного форсайт-проекта «Детство-2030» по изъятию детей из семьи для воспитания в детских городах без родителей. В одном из своих интервью он откровенно заявил, что «Смешарики» – специальный проект, имеющий своей целью изменение сознания детей. Его отношение к роли родителей показывает отрывок из интервью: А.Прохоров: «Вот смотрите, для нас обучение – это только школа, только классно-урочная система, и мы не очень понимаем, что существует два профессионала, (по счастью два, иногда один, к сожалению) рядом с ребёнком – это его родители. Вопрос – они профессионалы или нет?» Ведущий: «Они родители. Они обязаны воспитывать, наверное, но почему они должны учить, они же не учителя?» А.Прохоров: «Если бы они только учить не могли, они и воспитывать не могут…» Возможно, благодаря именно такому отношению создателей мультфильма к семье во многих школах сегодня можно встретить плакаты, на которых герои мультсериала «Смешарики» призывают детей звонить по телефонам доверия и помогают продвигать в СНГ Ювенальную юстицию: “У тебя появился братик? Позвони и пожалуйся, как тебе плохо!”. Насилие: Сериал позиционируется, как без насилия, но в некоторых сериях герои сознательно подвергают себя и других опасности (серии «Ля», «Верь в меня, Ёжик», «Приятные новости»). Так же есть сцены, которые могут напугать ребёнка. Секс: в серии «Новогодняя сказка» неосновной персонаж Тигриция ведёт себя очень развязно, флиртует с несколькими героями. Наркотики: Во многих сериях юного зрителя знакомят с разного рода зависимостями. Так как поучительная мораль в этих сюжетах отсутствует, то подобное знакомство вполне может спровоцировать интерес у ребёнка к этим зависимостям. Мораль: Если и смотреть «Смешарики», то только «Азбуку здоровья» и «Азбуку безопасности», так как в них есть поучительная составляющая (но тем самым вы приучите ребёнка к этому бренду, а стоит ли?). Основные же серии затрагивают темы, не предназначенные для детей, несут негативный воспитательный посыл и в частности содержат пропаганду: безответственного поведения, свободных отношений, потребительского отношения к близким, зависимостей, слов паразитов и ругательств.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)