|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ «МОДУЛЯ И МОДУЛЬНОЙ СЕТКИ»Содержание учебного материала: Буквы большинства шрифтов вписываются в прямоугольник или квадрат, а поэтому при разметке шрифта и выборе его размера удобно пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка дает возможность нарисовать и построить букву любой пропорции и величины. За модуль (единицу меры) принимают обычно ширину основного штриха буквы. Соотношение ширины и высоты должно быть кратным выбранному модулю. Используя модульную сетку, можно (в зависимости от модуля) определить пропорции букв, скопировать любой шрифт, увеличить или уменьшить букву, меняя пропорции. Общие пропорции буквы и всех элементов, закономерность стилевых особенностей и построения создают основу ее рисунка. Буквы алфавита делят на симметричные и асимметричные: симметричные — А, Д, Ж, И, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ц, Ш; асимметричные, открытые вправо, — Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ы, Ю; асимметричные, открытые влево, — З, У, Ч, Э, Я; полуторные — М, Ж, Ш, Щ, Ю, Ы. Основными (ключевыми) буквами для построения шрифта являются буквы А, Н, О. По ним определяются характер и основа всего алфавита. Так, буква А определяет конструкцию островерхих и наклонных штрихов, Н — всех прямоугольных букв и местоположение срединных штрихов, О — форму и характер округлых элементов. Если ключевые Н, О, А вписаны в квадрат, то остальные буквы строятся по этой же схеме. Если буква О круглая — все остальные буквы округлого начертания (С, Э, Ф, Ю) тоже должны быть круглыми. Другой вариант: эта же буква представлена в овальной форме. Значит, округлые буквы строятся овальными. Если же она прямоугольная, то буквы С, Э, Ф, Ю соответственно прямоугольные. Рис. Полиграммы академического шрифта А, Д, Л, Н, П, Ц, И, Ь, О, С, Э, З Алфавит, как система букв, должен быть построен по единому графическому и конструктивному принципу: иметь общие размеры (высоту букв, толщину основных штрихов) и одинаковые элементы там, где они повторяются. Совмещение одинаковых элементов в разных буквах дает возможность проверить правильность построения шрифта. Всегда следует помнить о ритме. Ведь при одних и тех же размерах можно получить совершенно разные по рисунку буквы. А поэтому нужно учитывать, как ритмически соединяются между собой элементы. Алфавит можно построить как при одинаковой ширине букв с двумя вертикальными штрихами, так и при разной. Пропорции в шрифте — это не только отношение ширины буквы к высоте, но и отношение ширины основных штрихов к ширине самой буквы и просвету между этими штрихами. Шрифт может быть светлым или темным («жирным»). Это определяется отношением ширины основных штрихов к высоте буквы, а также шириной внутрибуквенного просвета. Характер буквы меняется при постоянном внутрибуквенном просвете и изменении ширины основного штриха. Переработка светлого по начертанию шрифта в темный («жирный») не механическая работа, а процесс сугубо творческий. Буквы с островерхим окончаниями (в вариантах шрифта ГРОТЕСК — A, Л, Д), вписанные в треугольник с острой вершиной, зрительно будут казаться меньше других. Это обстоятельство надо учитывать при разметке и сверху выводить их за строку — на 1/20 ее высоты. Такой же прием используется в работе с буквой И. Все круглые буквы и буквы с округлыми элементами также выносятся за пределы строки сверху и снизу — на 1/30 высоты строки. В противном случае и они будут казаться меньшими по сравнению с другими буквами того же ряда. Во всех такого рода случаях делаются поправки, учитывая явление иррадиации. чем такие же белые буквы на черном фоне Иррадиация — это свойство нашего зрения, которое проявляется в кажущемся увеличении светлых объектов на темном фоне по сравнению с фактически равными им темными объектами на светлом фоне. Следовательно, одна и та же буква на светлом и темном фонах не может выглядеть одинаково. Средний горизонтальный штрих в буквах Б, В, Е, Ж, З, Н, Ь и цифрах 3, 5, 6, 8 следует строить немного выше геометрической середины высоты знака. А в буквах А, Р, Ч и цифрах 4, 9, наоборот, среднему штриху надо быть чуть ниже геометрической середины. Все это придает буквам большую гармоничность и устойчивость. В штрихах, имеющих одинаковую толщину горизонтальных и вертикальных элементов, горизонтальные штрихи (по причине упомянутого выше явления иррадиации) должны быть чуть тоньше вертикальных, иначе они будут казаться толще основных.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |