|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Об обязанностях
…Я решил написать для тебя, сын мой Марк, кое-что, соответствующее твоему возрасту и моему авторитету. Скажу, что многие философы тщательно разбирали вопрос об обязанностях, ведь ни одна из сторон жизни не может быть свободна от них. В служении обязанностям кроется нравственная красота жизни, а пренебрежение ими является позором. < …> Скажу прежде всего, что каждому виду живых существ природа вручила стремление защищать свою жизнь. <…> Человек отличается от животного тем, что, будучи наделенным разумом, может видеть последовательность между событиями, способен усматривать причины, сравнивать сходные явления и связывать настоящее с будущим. Человек силой разума сближается с другим человеком, образовывает объединения людей. Для человеческой природы подходит все простое и истинное. Кроме желания искать истину, человеку свойственно и желание первенствовать, главенствовать. Повиноваться же человек будет лишь тому человеку, который способен наставить его, обучить действиям ради общей пользы. Кроме человека, никакие другие существа не могут замечать соразмерности частей, понимать красоты. Из того, что мы ищем разумом, и создается нравственно-прекрасное, свойственное только мудрым людям. Как писал Платон, мы рождены на свет не только для себя. На наше существование имеют претензии наши друзья, наше отечество. Люди рождаются ради людей, чтобы служить общим интересам. Мы обмениваемся услугами, своим трудом и способностями связываем общество. Основанием справедливости является верность, которую можно было бы назвать правдивостью в словах и в принятых на себя обязательствах. < …> Да, нравственно прекрасные поступки совершаются не силой тела, а силой духа. Все-таки стоит упражнять и тело, чтобы оно могло умело подчиняться разуму, решать поставленные перед ним задачи, уметь переносить лишения. Свойством храброго человека является способность не смущаться при трудностях, не терять присутствия духа, не лишаться рассудка. Если того требуют обстоятельства, необходимо сразиться в смертельном рукопашном бою и кончину героя предпочесть рабству и позору. < …> Посоветую при счастливых обстоятельствах избегать гордости – не следует проявлять неумеренности как во времена счастливые, так и в дни несчастий. Это будет признаком ничтожности характера. Всегда в жизни, что бы ни случилось, имейте одно и то же выражение лица. А еще более умеренным следует быть тем, кто занимает высокое положение. Даже при обстоятельствах счастливых не забывайте прибегать к советам друзей. Никогда не слушайте зато советов, даваемых вам потворщиками, льстивыми и лживыми. Поговорим теперь о нравственной красоте и рассмотрим вопросы уважения людей, умеренности, соблюдения во всем меры. Помните, что все справедливое подобает, а все несправедливое – позорно. Итак, следует к каждому человеку проявлять уважение. Почему? Потому что если ты станешь пренебрегать мнением, составленным о себе каждым человеком, то тебя можно будет назвать не только заносчивым, но попросту нравственно падшим. Но отделяйте справедливость по отношению к людям от уважения. Справедливость требует не оскорблять людей, а уважение стремится не ранить их самолюбия. Каждый наш поступок не должен быть замешан на поспешности, небрежности. Нельзя совершать ничего такого, чего нельзя было бы потом оправдать. Все стремления наши нужно подчинять разуму, вот тогда-то и может засиять свет умеренности. Стремления, буквально переливающиеся через край, являются теми, которые не сдерживаются разумом. Они и переходят всякую границу. Взгляните на лица людей, распаленных гневом, страстью, на просто взволнованных людей. Ведь у этих людей весь облик изменяется. Вот тут-то и кроется наша обязанность: уметь сдерживать, успокаивать все свои стремления, тренировать в себе тщательность, чтобы не допускать себя до опрометчивых поступков. Помните, что природа породила нас не для развлечений и шуток, но для дел значительных. Впрочем, шутки тоже можно допускать, но не более чем, к примеру, сон. К тому же шутки наши должны быть скромными. Когда мы рассматриваем вопрос об обязанностях, следует всегда помнить превосходства природы человека над природой животных. < …> Нужно помнить о двойной роли, возложенной на нас природой. Первая роль заключается в обладании нами разумом, из которого проистекает все нравственно прекрасное. Это – общая всем нам роль. Вторая же роль – особенная, принадлежащая каждому из нас в отдельности, ведь в душевном складе людей так много особенного. Каждый должен быть верен своей душевной природе, но только не недостаткам. Поступайте так, чтобы не противиться своей природе, но и не идти наперекор природе, свойственной всем людям. В ранней молодости каждому из нас пришлось определить будущую стезю деятельности. В большинстве случаев мы следуем наставлениям родителей, другие слушают суждения толпы и следуют ее примеру, делая то, что считается прекрасным во мнении толпы. И крайне редко можно встретить таких людей, которые, обладая дарованиями, образованием, начинают размышлять о том, какой же путь им выбрать. Помните, что при выборе жизненного пути необходимо предусмотреть дорогу, позволяющую оставаться верным себе на протяжении всей жизни, то есть нужно принимать во внимание свойства своей натуры, поскольку натура куда более надежна, постоянна, чем судьба. Разным возрастам свойственны и разные обязанности: молодым – одно, старым – другое. Долгом юноши является почитание тех, кто старше их. Но из них юноше следует выбрать наиболее уважаемых, мудрых, чтобы опираться на их знания и авторитет. Молодость страдает отсутствием знаний, а опыт стариков позволяет ей руководствоваться их советами. Нужно еще стараться оберегать от страстей юный возраст, упражнять дух и тело в труде, тренировке, чтобы потом, когда придется исполнять воинский и гражданский долг, можно было рассчитывать на воспитанную в юношах настойчивость. Теперь давайте поговорим с вами о распорядке. Нужно уметь все ставить (что делается и говорится) на свои места, а для этого надо знать, что такое умеренность. Умеренность же нужно понимать как умение выбирать время, подходящее для выполнения тех или иных действий. В действиях нам надо соблюдать порядок, позволяющий все подгонять одно к другому, в жизни и в речи. К примеру, совершенно неуместно, говоря о важном, серьезном деле, пользоваться словами, годными лишь для пирушек. Расскажу, как однажды Перикл и Софокл занимались исполнением государственных обязанностей, и вдруг Софокл увидел мальчика, проходившего мимо: «Какой красивый мальчик!» – заметил он вслух. Перикл же ему на это ответил: «Это верно, но при исполнении должности тебе не следовало бы давать воли своим взорам». Итак, подобно тому, что музыкант, играющий на флейте или на лире, способен услышать даже малейшую фальшь, так и в жизни нужно наблюдать за тем, чтобы в наших поступках не явилось какого-либо разлада. Будем судить о правильности нашего поведения и по тому, как воспринимают нас люди, – хмурятся или смеются, печальны они или молчаливы. А особенно оценивать свои поступки, пользуясь чужим примером, так как чужие просчеты мы замечаем лучше, чем свои. Порой не худо бы обратиться за советом и к ученым людям. <…> …Нравственная красота имеет четыре источника: познание, общественное начало, великодушие и самообладание. Так вот, обязанности, которые своей основой тлеют общественное начало, больше соответствуют природе, чем те, что своим источником имеют познание. Созерцательное познание нельзя назвать полным, если за ним не последует какое-то действие. А действие более всего заметно, когда оно касается охраны людских интересов. <…> У всех людей должна быть одна цель – польза для каждого человека в отдельности и для всего общества. <…> Сама природа заставляет человека желать добра для другого человека уже потому, что он – человек. < …> Разум требует от людей, чтобы они не делали ничего коварного, притворного, лживого. Велико значение слов: «Честным людям нужно поступать честно, без обмана! Да не буду я обманут тобой и не понесу убытка из-за своего доверия к тебе!»
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |