|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Открытое лицоКогда человек с вами искренен и вы ему нравитесь, он смотрит вам прямо в лицо, а выглядит энергичным и очень оживленным. Глаза у него не бегают. Он не буравит вас тяжелым и упорным взглядом, а смотрит мягко и сочувственно. Мышцы его рта расслаблены, нижняя челюсть слегка опущена и как бы отдыхает. Обычно он искренне и радостно вам улыбается, при этом уголки его губ поднимаются вверх, глаза загораются и вокруг них появляются морщинки. Такое выражение лица свидетельствует о том, что человек вам доверяет, ничего не опасается и держится с вами не настороженно и замкнуто, а открыто и приветливо. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Жесты защиты. Жесты защиты – оборонительные. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего. Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» – люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки. Подбородок опирается на ладонь. Указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта (позиция «подождем-посмотрим»).Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!»). Наклоненная голова – жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены – значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель.Почесывание подбородка (жест «хорошо, давайте подумаем») используется, когда человек занят принятием решения.Жесты: очками /протирает очки, берет в рот дужку очков и т. п./ – это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос. Расхаживание. Жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»). Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот – собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону – показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу – верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу.Потрагивание или потирание носа указательным пальцем – знак сомнения (другие разновидности этого жеста – потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз). Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатии. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства.И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве. Жесты готовности. Руки на бедрах – первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти). Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их.Другие жесты этой группы – переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности – медленное и изящное поднятие руки к шее. Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями).Тесно оплетенные, напряженные руки – жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую – значит человек попал в «переделку» (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него).Поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) – женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу. Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест «купол»), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный). Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом – сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, и встать перед ним. Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук ото рта на стол).Позвякивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег.Подергивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя. Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза – сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.Вопросы, задания, упражнения
1. Что такое «невербальный комплекс»? Приведите примеры невербальных комплексов.
2. Как известно, при вызове на дуэль было принято бросать перчатку. Как вы думаете, почему? Имеет ли это отношение к невербальному поведению?
3. Какие традиционные языковые средства выразительности невербальных комплексов вам известны?
4. Определите реальные образы, положенные в основу следующих знаков. Докажите, что эти жесты являются изобразительными. · большой и указательный пальцы соединены в кружок (ноль, ничего); · указательные и средние пальцы обеих рук раздвинуты и наложены друг на друга в виде решетки, остальные пальцы прижаты друг к другу (тюрьма, попасть в тюрьму, сидеть в тюрьме); · к открытому рту приставлена кисть одной из рук, ладонью вниз; сложенные пальцы совершают движение вверх-вниз (чрезмерная разговорчивость, пустословие).
5. В одной истории из жизни Ф.И. Шаляпина рассказывается, как среди артистов в его присутствии разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!» Что же было «написано» на лице у Шаляпина, и почему артисты поверили ему? А от юриста, по Вашему мнению, требуется ли профессиональное владение лицедейством? Приведите пример.
6. Прочтите вслух текст, сопровождая его смысловыми интонациями и называемыми действиями. «…А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, на общепризнанном языке». Продолжите этот текст французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня своими обозначениями эмоций, передаваемых с помощью бровей и плеч, и сопроводите их соответствующей мимикой и жестами.
7. Как вы думаете, в каких ситуациях А.В. Суворов «явно предпочитал жест слову. Ему, изумлявшему – в других ситуациях – своих собеседников красноречием, здесь явно начинало не хватать слов, и он переходил на глоссолалию: кукареканье, экстатическую жестикуляцию»[3]. 8. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах», – уверял Ларошфуко. Согласны ли вы с этим наблюдением? А если выражение лица говорящего не совпадает со смыслом его слов – чему верить: словам или выражению лица? 9. Существуют и определенные правила невербального поведения собеседников в процессе других видов речевого общения. Например, интервьюируемому на телевидении категорически не рекомендуется: · непрерывно кивать при разговоре; · неестественно сгибаться к микрофону; · отворачиваться от камеры. А какие рекомендации вы дадите человеку, чье интервью будет транслироваться по радио? 10. Представьте, что рассказывая о чем-то, вы приближаетесь к кульминации – наиболее важному моменту. Как средствами внешнего поведения (перемещение, изменение позы и др.) вы подготовите к этому собеседника?
11. Представьте, что вам предстоит принять участие в любительском спектакле. Какими невербальными комплексами вы воспользуетесь, чтобы выразить на сцене: · замешательство, · удивление, · радость от неожиданной встречи, · стремление уверить собеседника в искренности ваших слов, · ощущение собственного превосходства над окружающими. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |