|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внесок Гюстава Лєбона у розвиток теорії натовпуВСТУПНА ЧАСТИНА. 1.1. Отримую рапорт від чергового учбової групи. 1.2. Перевіряю зовнішній вигляд курсантів. 1.3. Перевіряю повноту навчально-матеріального забезпечення. 1.4. Оголошую тему та мету заняття. ОСНОВНА ЧАСТИНА. Внесок Гюстава Лєбона у розвиток теорії натовпу.
Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 г. в Ножан-ле-Ротру, в провинции Эвр-и-Луара. Семья Лебона была полубургунской, полубретонской. Мать — Аннет-Жозефина-Ежени-Тетье Дезмалинс; отец — Жан-Мари-Шарль Лебон занимал должность рядового чиновника во французском правительственном департаменте. Герб семьи зарегистрирован в Геральдической Палате в 1698 г. Несмотря на дворянское происхождение, члены семьи были представителями типичного для Франции среднего класса. В восьмилетнем возрасте со своими родителями и младшим братом Георгом Лебон покинул Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался. Однако жители этого старого городка по-прежнему гордятся своим соотечественником: одна из улиц носит имя Гюстава Лебона. Очень мало известно о детстве Лебона. Он получил классическое образование в лицее г. Тур, где не отличался хорошей успеваемостью. В 1860 г. он поступает в Парижский университет на медицинский факультет, который, после прохождения практики в одном из парижских госпиталей, оканчивает в 1866 г. И хотя в последствии он именовал себя доктором, никогда практической медициной не занимался. Да и все обучение в лицее и университете Гюстав Лебон считал лишь тормозом в самообразовании. Первой опубликованной работой Лебона в 1862 г. была статья, посвященная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых местностях. Затем появился ряд статей о явлении лихорадки при интоксикации организма. Первая книга Лебона «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение» опубликована в 1866 г. Ее тема — констатация и определение понятия смерти. Решения проблемы, предлагаемые автором, стали актуальными лишь век спустя. В 1868 г. выходит в свет книга по вопросам размножения видов у человека и животных, выдержавшая во Франции 10 изданий за два года. Г. Лебон добровольно принимает участие во франко-прусской войне 1870–1771 гг. в качестве фронтового врача. В результате появляется его новый труд о поведении человека в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства. Эта работа была по достоинству оценена французским генералитетом и стала учебным пособием в ряде военных учреждений Франции и за ее пределами. По завершении войны Гюставу Лебону было присвоено звание Кавалера Ордена Славы. В 30 лет Гюстав Лебон стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 г., которая в некоторых отношениях была страшнее царства террора 1793–1794 гг. В 1871–1914 гг. Лебон занят вопросами психологии. Он первым выдвигает идею, что психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Появляются его очередные труды: «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени». В последнем труде, в разделе «Пацифизм и война», он говорит: «Если бы природа не была безжалостна к слабым, мир был бы заселен одними монстрами и уродами, не зародилась бы ни одна цивилизация», «Только хорошо вооруженный народ может позволить себе быть пацифистом». Если труд Гюстава Лебона «Психология толпы» получил международное признание, то книга «Психология социализма» вызвала ожесточенный гнев в политических кругах того времени, где преобладали удавшиеся и неудавшиеся будущие кормчие коллективистских экспериментов. Из альтернативы: тотальная обструкция или умалчивание, они выбирают последнее. Имя Лебона исчезает из официальной печати, его идеи систематически бойкотируются. И тем не менее, в июне 1914 г. по настоянию Теодора Рузвельта Г. Лебон был включен в состав комиссии по урегулированию политического, военного и экономического положения в Европе. Позже президент США признался, что он в своих странствиях никогда не расставался с маленькой книжкой Гюстава Лебона «Психологические законы эволюции пародов». Эта «маленькая книжка» вскоре после выхода в свет была переведена на японский язык самим Мотоно — министром иностранных дел Японии. Молодой Владимир Ульянов (Ленин) уже в 1895 г., приехав в Париж, изучает этот труд. Экземпляр книги, испещренный заметками и росчерками Ильича, и в последствии оставался его настольной книгой. Книги Гюстава Лебона изучают Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд. Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава Лебона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему бродит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру! Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 г. в предместье Парижа в возрасте 90 лет.
Тезис 1. Знание психологи толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, - не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, что-бы не давать им слишком много воли над собой.
Тезис 2. Современная эпоха представляет собой один из самых критических моментов, когда человеческая мысль готовиться к изменению. В основе этого изменения лежат два главных фактора. Первый – это разрушение религиозных, политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй – это возникновение новых условий существования и совершенно новы идей, явившихся следствием современных открытий в области наук и промышленности…. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс.
Толпа - это универсальное средство "усреднения людей" - стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения - люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня людей с низшей психологией. Формулировка термина "толпа" по Лебону, не носит оценочных характеристик - это название человеческого коллектива, имеющего особые черты, не сводящиеся к совокупности черт составляющих его индивидов, социальная система, если использовать современный термин.В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в «законе духовного единства толпы». Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. "В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. "Весь мир", как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, - Вольтер умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо понимать толпу". В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает "сознание непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности. В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизмы этот в гипнозе и внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, "засыпает" сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей - им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным. Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы абсурдного решения. Впрочем толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм - все зависит от того, какое внушение ее было сделано. Таковы общие характеристики толпы. Лебон сознает, что созданная им схема толпы - идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются. Однако в качестве абстрактного объекта данная схема вполне пригодна. Рассмотрим теперь свойства толпы подробно. 2. Общая классификация и характеристики толпы. Толпы, по Г.Лебону, подразделяются следующие разновидности: 1. Разнородная толпа. 1) Анонимная толпа (например, уличная); 2) Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.). 2. Однородная толпа. 1) Секты (политические, религиозные и пр.). 2) Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.). 3) Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.). Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр. Поскольку главный фактор, влияющий на характеристики толпы - раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас. Например, касательно политических вопросов, латинская толпа обнаруживает стремление к централизации и "цезаризму", тогда как английская или американская толпа предпочитает деятельности государства частную инициативу. Французы больше ориентированы на ценности равенства, англичане Однородная толпа по степени организации подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований. Например, религиозных и политических верований. Каста - высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Что касается класса, то он возникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. К классу могут относиться люди разных профессий и верований. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |