|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИВ обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые обладают в обществе относительной самостоятельностью. Связи между сферами носят причинно-следственный и функциональный характер. Существенные изменения в какой – либо из сфер, как причина, влекут за собой изменения и в других сферах. Функциональные зависимости существуют в рамках сложившейся качественно устойчивой общественной системы, предназначены для поддержки, дополнения другой сферы. Скажем, научные достижения как продукт духовной сферы способствует функционированию материального производства, или, управленческая деятельность обеспечивает организацию духовной, материальной сфер. В производственно - деятельностной сфере человек удовлетворяет свои материальные потребности. Она является социальной формой, в рамках и посредством которой осуществляется производство. Вопрос о роли материального производства наиболее разработан в учении К.Маркса. Он вводит понятие способа производства. Способ производства – это конкретно-историческая, устойчивая система связей, отношений, в которой люди, соединяясь определенным образом с орудиями труда и выступая на основе их взаимного отношения к средствам производства и в общении друг с другом, осуществляются, регулируют и контролируют вещественный обмен между природой и обществом, а также между собой для удовлетворения своих жизненных потребностей, т. е. для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя людей с их способностями и навыками применять орудия труда, а также средства производства, с помощью которых человек, воздействуя на природу, создает мир очеловеченной природы. Производительные силы – это наиболее подвижный элемент. Дело в том, что каждая удовлетворенная потребность, процесс ее удовлетворения, ведут к рождению новой потребности. А более совершенная потребность вызывает необходимость усовершенствования орудий труда для ее удовлетворения, а также развития способностей, возможностей, навыков человека как главной производительной силы. Таким образом, уже в самих производительных силах заложена внутренняя противоречивость, которая обуславливает изменение и развитие общества. Социальной формой, в рамках и по средствам которой осуществляется производство, предопределяется взаимоотношение не только между людьми, но и между обществом и природой, являются производственные отношения. Возникнув как результат процесса производства, они превращаются в его предпосылку: оказывают активное воздействие на производительные силы, способствуя или препятствуя их развитию. Производственные отношения – относительно самостоятельная система отношений, которая характеризуется присущей ей внутренней структурой. В наиболее общем виде производственные отношения можно охарактеризовать как систему связей и отношений, в которые вступают люди в процессе производства. С точки зрения внутренней структуры они выступают: – как взаимоотношения между людьми, обусловленные их взаимным отношениям к средствам производства и выражающиеся: а) в конкретно-исторических формах собственности; б) в способе соединения рабочей силы с орудием труда; – как обусловленные различием места, положения лиц, групп и классов в системе общественного производства формы обмена деятельностью; – как формы распределения, обмена и потребления. Производственные отношения могут стимулировать или, наоборот, сдерживать, тормозить развитие производительных сил. В этом случае происходит смена производственных отношений. Социально-политическая сфера включает в себя социальные образования (группы, классы, организации, этнические общества и т. п.) и их взаимодействие. Содержание этой сферы объемно, зависит, прежде всего, от степени развития духовности самого человека. Назначение социальной сферы заключается в воспроизводстве общества как такового, сохранения его устойчивости. Поэтому особое место занимают организации и учреждения, призванные осуществлять управление обществом: социальные институты, государство. Особое значение для обеспечения устойчивости отношений, от которых зависит бытие общества,имеют социальные институты. Они получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп, вырабатывают способы действия как безличные. Социальные институты многообразны, т.к. многобразна и сама общественная жизнь: экономические, политические, воспитательные и культурные, социальные в узком смысле слова (добровольные объединения – клубы, общества), религиозные и многие другие. Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. В этом смысле субъект управления также имеет сложную структуру, главным составляющим которой выступает государство. Именно оно обладает основной властью в обществе. Маркс отмечал, что деятельность государства «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (К.Маркс. Капитал. Т.3 // соч. т. 25, ч. 1, стр. 422). Возникает вопрос: каково соотношение между государством и гражданским обществом? Гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (индивидуальных, коллективных). Именно гражданское общество обеспечивает плюрализм и демократию, широкое признание принципа социальной справедливости, перераспределение доходов в пользу менее имущих групп и т. п., способствуя гуманизации общества. Духовная сфера связана с производством и удовлетворением людьми своих духовных потребностей. Как реальный процесс жизнедеятельности она включается во все социальные процессы, в то же время в силу своей специфики выступает в качестве относительно самостоятельной сферы. В процессе духовной деятельности люди вступают в духовные отношения. Достижения этой деятельности закрепляются в общественном сознании как части духовной сферы. Общественное сознание – это воспроизведение людьми действительности в виде идей, теорий, взглядов, привычек, нравов и т. п. Общественное сознание многообразно и проявляет себя с различных сторон. Выделяют типы, виды, уровни, сферы, формы общественного сознания. Типопределяется историческими условиями и культурными особенностями того или иного общества. Например, первобытное сознание и современное, восточный тип сознания и западный и т. д. Виды общественного сознания выделяются в зависимости от социального субъекта: индивидуальное, групповое, массовое и общественное. На ранних стадиях развития общества не было такой дифференциации, т. к. сама социальная структура общества была достаточно проста. Индивидуальное сознание – это социальное содержание психики и мышления отдельного человека. Групповое – общие идеи, настроения, ценности –«общий дух» отдельной группы. Массовое сознание присуще большим сообществам людей: классам, нациям. Это общеклассовые и общенациональные ценности, нормы, традиции и т. п. Складывается оно посредством массовых коммуникаций. Общественное сознание интегрирует все виды общественного сознания, не сводится к их простой сумме. В отличие от массового оно включает в себя лишь наиболее общие, актуальные («работающие», используемые только в данный период истории) составляющие сознания, наполненные соответствующим содержанием. Уровниобщественного сознания: обыденное и теоретическое сознание. Они различаются по степени близости к практической деятельности. Содержание обыденного сознания – это чувственно-наглядный опыт практики, живое созерцание, приемы, стереотипы, доведенные до автоматизма. Основа же теоретического сознания – обобщенный чужой опыт. Это сознание уже не имеет чувственно-наглядной формы, оно выражено в понятиях, чертежах, формулах. Различны они и по способу передачи информации. Объединенное сознание существует через непосредственное общение, натуральный показ. В нём ярко выражен личностный акцент. Теоретическое сознание передается через массовые коммуникации. Образно говоря – это диалог одного со многими или многих со многими. Информация теоретического уровня обезличена. Формы, в которые облекается информация того и другого уровня, также отличаются друг от друга. В обыденном сознании превалирует наглядный образ, жест, действие. Из них складываются навыки, умения, привычки, наблюдения, приметы и т. п. Именно на этом уровне, прежде всего, закрепляется менталитет общества. Менталитет общества – это образ мышления, стереотип навыков, привычек, руководящих поведением индивидов и групп, толп, масс, народов. Это не индивидуальная мысль, или образ поведения. Это – автоматизм сознания. На теоретическом же уровне информация существует в последовательной, систематизированной, обобщенной форме. Элементы теоретического сознания: абстракции, идеализации, символы, трактаты, концепции, гипотезы, учения и т. п. Обыденное и теоретическое сознание не разделены непроходимой границей, а непрерывно обмениваются содержанием. Сферы общественного сознания общественная психология и общественная идеология. «Психея» – душа (греч.). «Идея» – образ (греч.). Общественная психология – эмоции, чувства, настроения, потребности. Иначе говоря, – это отражение действительности посредствам чувств. Общественная идеология – формирование мысленного образа предмета на уровне абстрактно – понятийной формы. Это система идеального мыслеобразования, воспроизводящая способ жизнедеятельности общества. В ней раскрываются объективные стороны и отношения вещей. Элементы идеологии: идеи, понятия, суждения, взгляды, т. е. все то содержание сознания, которое связано с осмыслением сторон и отношений предмета. Там, где у человека «вижу», и, «чувствую» – психология. Там, где «мыслю» и «понимаю» – идеология. Сферы в общественном сознании находятся в неразрывном единстве. Любое явление в своей жизни и любое событие человек одновременно и переживает, и осмысливает. В реальной жизни люди в своем сознании подвергают проверке мышлением все свои переживания и впечатления, или, наоборот, те или иные мысли приводят их в восторг, вызывают негодование. Формы общественного сознания формируются в зависимости от разнообразия общественной духовной деятельности людей. Складывающиеся в результате этой деятельности отношения людей проходят через их сознание, выступают уже в виде идей и чувств. Выделяются следующие формы общественного сознания: политика, право, мораль, наука, искусство, религия, философия. В литературе сейчас говорят ещё об экономической, экологической, космологической формах сознания, но это, скорее, есть разновидности научного сознания. В каждой форме есть уровни и сферы сознания. Формы отличаются по предмету отражения и регулирования, по форме существования и по специальным функциям. Следует иметь в виду, что в реальном общественном сознании эти формы отражения связаны и взаимопроникают друг в друга. Политическое сознание возникло с делением общества на классы, когда возникает политическая деятельность. Политика ближе всего располагается к экономике и пронизывает все другие формы общественного сознания. Предмет отражения и регулирования политических отношений – это отношения между людьми, соответствующий вид деятельности, касающейся вопросов государственного устройства, управления, политической власти. Политические отношения складываются в соответствии с определенными взглядами и представлениями людьми, которые имеют своими корнями экономику. Формы существования политического сознания – политические идеи и взгляды, политические задачи социальных групп, политические настроения, чувства. Политическое сознание играет наиболее активную роль в обществе, т. к. служит связующим звеном между экономикой и другими формами общественного сознания. Его задача – представлять те изменения и то состояние, которое происходит в области политики, и регулировать политическую деятельность. Это целеполагающее сознание, оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и задач социальных групп. Пока существуют классы и государства, а, следовательно, и политические отношения, политическая деятельность сохранится и политическое сознание. Право, как политика, есть продукт возникновения государства. Предмет отражения и регулирования - отношения людей к действующему праву, т.е. к правовой организации общества. Формы существования правового сознания: правовые взгляды, нормы, представления о своих правах и обязанностях, о правомерности и неправомерности того или иного поведения, о справедливости и несправедливости тех или иных норм права. Включаются также новые правовые требования, которые включают в свое содержание представления о желаемом в области права. Содержание правосознания во многом зависит от правоотношений, но самая глубокая основа лежит в экономических отношениях. Право по сравнению с другими формами общественного сознания очень подвижно и ранее других отражает противоречия между изменившимися условиями жизни и действующим законодательством. Главная функция права – регулирование отношений между государством и отдельными людьми, группами людей. Общественные отношения по мере становления человеческого общества выражались, прежде всего, в моральных отношениях, которые и определяли специфику морального сознания. Таким образом, предметом отражения и регулирования морали являются нравственные отношения. Это отношения между отдельным человеком и коллективом, заключающиеся в соблюдении интересов и требований коллектива (позже в истории общества – и личности). Общее требование состояло в том, чтобы индивиды удовлетворяли свои потребности только через удовлетворение потребностей коллектива. Соблюдение общих интересов выступало нормой поведения и закреплялось в привычках, традициях, обычаях. Формы отражения и регулирования морали: представления и взгляды о должном поведении, принципы и правила такого поведения. Все это формирует нравственные ценности людей. Оценочная форма моральных суждений находит выход в главной функции морали – регулятивной, а именно, регулировать отношения между личностью и коллективом, ориентация на лучшие примеры поведения. С ней связана воспитательная функция. По определению Энгельса, религия есть фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Но не всякая фантазия выступает как религия, а лишь такая, которая обращена к неземному. Появление религии было обусловлено таким отношением к природе, в котором главной стороной является не господство людей над природой, а, напротив, господство природы над людьми. Это привело к тому, что люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам воздействия на природу. Они имитировали многие производственные процессы: охоту, рыболовство. Возникла целая система приемов, в основу которых легла вера в сверхъестественное воздействие на окружающие человека предметы и явления. Предмет отражения и регулирования религиозного сознания выступают отношения, основанные на вере в сверхъестественное, т. е. своеобразное отношение к воображаемым объектам в религиозной деятельности. Особенности этой деятельности: – вера в реальность существования сверхъестественных существ, свойств и отношений; – переживание своего отношения к сверхъестественному; – иллюзорно-практическое (воображаемое) отношение людей к сверхъестественному.
Литература. 1. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002. 2. Спиркин Г.А. Философия. – М., 2003. Гл. 17-18. 3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 6, п. 1, 3. 4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 2.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |