АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  2. I. Понятие о синонимии
  3. I. Понятие распределительной (сбытовой) логистики
  4. II. КРИТИКА: основные правила
  5. II. Основные модели демократического транзита.
  6. II. Понятие о семе и семеме.
  7. III. Основные задачи Управления
  8. III. Основные обязанности администрации
  9. IV. Основные обязанности работников театра
  10. SCADA. Назначение. Возможности. Примеры применения в АСУТП. Основные пакеты.
  11. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  12. А. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ 7. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.

 

Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими людьми), тем не менее, является проявлением и утверждением его общественной сущности. Только в связях и отношениях человек формируется как таковой. В самом широком смысле общество можно определить как социум, сферу надорганической реальности. В более узком смысле общество понимается как социокультурная реальность, поскольку складывается на основе определенных историческими условиями и особенностями культуры отношениях. Специфический способ существования этой реальности (в отличие от природной) – человеческая деятельность: все, что включено в деятельность и есть общественное, социальное. Люди как субъекты и основные компоненты общественной жизни наделены сознанием, определяют свою деятельность постановкой целей и задач, поэтому сложность существования общества состоит в диалектике материального и идеального, объективного и субъективного (условия жизни, в том числе и природные, состояние материального производства, материальные потребности, отношения и т. п., с одной стороны, и взгляды, идеальны, отношение к обществу, воля людей, - с другой стороны). Наличие субъективного вносит особый признак в существование общественной системы.

Помимо таких необходимых системных признаков как взаимосвязь элементов, наличие окружения, несущего ограничения системе, обладание ресурсами, которые обеспечивают ее функционирование, общественная система обладает еще одной - целью и возглавляется управляющим центром.

Общество можно понимать как объединение людей, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности.

Системообразующим основанием общества служат связи и отношения между людьми, группами людей в процессе их жизнедеятельности. Но философское понятие общества включает не все разнообразие связей, а лишь постоянные, устойчивые и существенные взаимосвязи, которые получили название «общественные отношения». В этом смысле общество есть система общественных отношений. Отношения возникают самого различного характера: материальные, социальные (в узком смысле), политические, духовные.

Общество – это открытая система. Происходящие в нем явления и процессы строятся с учетом условий, в которых оно возникает и которые определяют его жизнь. Различают природные, экономические и культурные условия, они в совокупности создают возможность существования и развития общества и оказывают влияние на происходящие в нем процессы.

Так, биологические особенности человеческого организма, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу общественной жизни: они определяют ее общие «рамки», ее возможности и границы. Но не определяют однозначно и неотвратимо, общество выделяет себя из природы, и имеет относительную самостоятельность (хотя бы за счет субъективного фактора). Люди с одинаковыми генетическими задатками, проживающие в одной географической среде, могут развивать разные формы совместной жизни, создавать группы и общности разной структуры и организации, развивать различную культуру, экономику, политические системы. Следовательно, в тех рамках, которые установила для человека природа, существуют огромные возможности разнообразия поведения, деятельности, стремлений и творчества. Окончательная форма общественной жизни формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На их основе проявляют себя другие силы и факторы, выступающие уже на социальном уровне, обусловленном отношениями между людьми.

Поскольку общество – это сверхсложная система, то определить его строение сложно. Строение общества можно выделить по различным основаниям в зависимости от носителя системообразюущих связей. Например, 1) по видам деятельности человека для удовлетворения тех или иных потрбностей; 2) по характеру общественных отношений; 3) по форме субъектов деятельности.

1. Выделение общественного субъекта на основании видов деятельности на сегодняшний день является самой распространенной моделью «элементарных» частиц общества, т.к. более полно учитывает социальную природу элементов общества. Человеческая деятельность расчленена на множество видов. Чем выше развитие общества, тем шире круг его потребностей и богаче возможности, тем многообразнее виды, формы, типы человеческой деятельности. Совокупность видов деятельности составляет систему общественной деятельности. Разграничение по видам деятельности тоже может иметь различный критерий: по характеру занятий (трудовая, политическая, научная и т.д.); по производительной и непроизводительной значимости; по степени творчества и другие.

Некоторые авторы предлагают разграничение видов деятельности на фундаментальные и актуальные, постоянные и переменные. В первую группу включают формы деятельности, обеспчивающие производство самой материальной жизни (деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. К другой группе относят актуальные, производимые от первой формы. Но однозначно определить «производительную» деятельность – сложно, т.к. общество очень сложная система, и в различные периоды те или иные элементы могут иметь определяющее значение. Например, в современном развитии и политическая, и научно – техническая деятельность имеют не менее важное значение, чем производственная, которую авторы относят к фундаментальной.

2. Отношения между людьми также могут служить основой для выделения сложной системы строения общества. По характеру удовлетворяемых потребностей они делятся на материальные, социально – политические и духовные. Это соответствует трем основным подситемам общества, или сферам: производственно – деятельностной, социально – политической и духовной. Ввиду усложнения современной общественной жизни социальная и политическая сферы рассматриваются часто как отдельные.

3. Говоря об элементах общества, надо заметить, что самыми главными элементами этого специфического образования являются, прежде всего, субъекты – носители целенаправленного действия. Такими субъектами могут быть как отдельные личности, так и коллективы. Между личностями и коллективами также складываются отношения.

Общественный субъект рассматривается по-разному: в производственно – деятельностной сфере видится как экономический субъект (с точки зрения своего экономического интереса), в социальной и политической сфере субъект характеризуется со стороны своей принадлежности к различным социальным и политическим общностям, объединениям, институтам, в духовной сфере он – субъект духовной деятельности. Многообразие различных «обликов» человека выражает многокачественность его проявлений.

Коллективный субъект выступает в разных формах. Например, социально – исторические общности людей образуются естественным путем в ходе исторического процесса. Это: род, племя, народность, нация. Род – группа людей, связанных узами кровного родства. Устойчивость рода обеспечивается общественной собственностью на средства производства и на коллективном труде. Племя – объединение родов по родственным и территориальным признакам. Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Нация – следующий этап исторического объединения людей. Главный признак этой общности уже экономическое и культурное единство, лежащее в основе самосознания нации.

Другие образования общественного коллективного субъекта – естественно – функциональные общности: классы, семья и другие. Они тоже имеют исторический характер, возникают на определенных этапах развития общества, но существуют скорее как деление по функциональным признакам, т.е. по их роли, назначению. Так, семья возникла вследствие потребности общества в упорядоченном воспроизводстве населения. Классы – по причине развившегося и расширившегося производства с многообразием видов производственной деятельности и необходимости его организации. Их место в обществе определяется отношением к средствам производства и ролью, которую они играют в организации производства.

Выделяется еще ряд субъектов социальных отношений: социальные группы, сообщества, толпа, публика, аудитория и другие.

Современные социально-философские концепции общества, так или иначе, связаны с именем М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса. Поэтому следует рассмотреть их основные положения во взглядах на общество.

М. Вебер (1864 – 1920), немецкий социолог, философ и историк, занимаясь анализом хозяйственной жизни общества, формированием материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания, выдвинул идею «понимающей социологии». Оценивая, она «понимает» социальные действия тем самым стремится объяснить его причину. Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие. Поведение – всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие – это когда смысл соотносится с поведением с поведением другого человека и ориентируется на него. При этом имеет в виду субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действующим индивидом смысл действия. Сочетание человеческих действий порождают устойчивые «смысловые связи» поведения. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

Целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей.

Ценностнорациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.

Аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями.

Традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Категорией более высокого порядка является социальное отношение, под которым понимается устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий (борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д.). Социальные отношения, поскольку они воспринимаются индивидами как обязательные, обретают статус легитимного порядка. В соответствии с членением социальных действий выделяются четыре типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

В своей социологии Вебер разработал еще учение об идеальном типе, которое диктовалось необходимостью выработки понятийных конструкций, помогающих исследователю ориентироваться в многообразии исторического материала. В идеальном типе фиксируется «культурный смысл» того или иного явления, который помогает систематизировать эмпирический материал и определить его близость к идеально – типическому образу.

Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения (или как образованные им). Схема такова: индивид → общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепция М.Вебера характеризует как концепцию социального атомизма, или «волюнтаризм».

Э.Дюркегейм (1858 – 1917) делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции («коллективное сознание», «органическая» против «механической» солидарности, и т.д.), получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду. Схема: общество → индивид. Общество Дюркгейм понимает как особый коллектив, образующий внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность. Эту концепцию называют субъективной.

Теория К.Маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. Такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. Если, по Дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реляционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений. Общество есть и условие (материальная причина), и непрерывный воспроизводимый результат человеческой деятельности.

Существование и развитие общества Маркс понимал как естественно-исторический процесс, т.е. в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Способ производства строго детерминирует все остальные стороны общества, распределяет связь индивидов и групп со средствами производства и ресурсами, функции и роли этих индивидов и групп (например, в разделении труда). Такой подход помогает понять существование различных интересов, конфликтов, противоречий внутри общества.

Эти теории лежат в основе многих современных концепций общества.

 

Литература.

1. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002.

2. Спиркин Г.А. Философия. – М., 2003. Гл. 14.

3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 7, п. 1.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 2.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)