|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция № 2: Знание исламской Акыды – обязанность мусульманинаХвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Каждый мусульманин обязан изучать исламскую Акыду[1]. Нужно понимать её, знать, на чём она зиждется, что противоречит ей, что делает её недействительной или неполноценной. Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (Коран, 47: 19). Великий ученый, автор самого достоверного сборника хадисов «ас-Сахих», имам аль-Бухари, одну из глав своего сборника назвал «Глава о том, что знание предшествует словам и делам», и подкрепил это утверждение вышеуказанным аятом священного Корана[2]. Аль-Хафиз ибн Хаджар писал в своем толковании к собрнику «ас-Сахих»: «Ибн аль-Мунаййир, объясняя этот момент, сказал: «Имам аль-Бухари имел в виду, что знание является условием правильности слов и дел. Они не принимаются в расчет, если были совершены без знания. Знание предшествует им, потому что именно оно делает правильным намерение и сами дела человека». Вот почему обладатели знания уделяют большое внимание изучению вопросов Акыды и обучению людей правильным убеждениям. Более того, учёные отдают приоритет изучению Акыды перед остальными исламскими науками. На эту тему составлено множество книг, в которых подробно рассматривается всё, что связано с Акыдой, и поясняется, почему получить знания в этой области становится важнее, чем в любой другой сфере знаний об Исламе. В этих трудах учёные детально анализируют и разъясняют проблемы многобожия, искажений и нововведений, которые портят религию или делают её абсолютно недействительной. К примеру, смысл свидетельства «Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) – важнейший и первостепенный вопрос Акыды. Это не просто слова, которые мы говорим своим языком. Эти слова, на самом деле, указывают на конкретные вещи – убеждения, поступки, запреты и так далее. Так что они содержат в себе важный смысл и требуют от человека необходимых действий. Всё это нужно знать, а затем воплощать в своей жизни как практически, так и духовно. Более того, следует узнать и то, что по причине некоторых плохих поступков или слов это свидетельство может быть нарушено частично, а может быть разрушено полностью. Узнать об этом можно только через получение соответствующих знаний. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб[3] (да будет им доволен Аллах) сказал: «Боюсь, скоро будут распущены завязи Ислама одна за другой, когда вырастут в Исламе те, кто не ведает, что представляет собой джахилийя [4] (невежество)». Изучая Акыду, необходимо выбирать правильные книги, которые составлены в соответствии с Кораном, Сунной и убеждениями праведных предшественников[5]. Следует сторониться книг, которые противоречат пути сторонников Сунны, – это, например, книги ашаритов, му’тазилитов, джахмитов и прочих заблудших сект, сбившихся с пути сподвижников. Акыда должна преподаваться как в медресе, так и в мечетях. В медресе должно быть выделено достаточное число учебных часов, дабы студенты смогли усвоить материал наилучшим образом. В мечетях также должны быть организованы кружки для изучения Акыды, в которых люди с преподавателем изучали бы книги по данной теме, получая квалифицированное толкование. От этих уроков будут получать пользу как ищущие знания, так и все остальные присутствующие. Также имамы и учителя должны давать более упрощённые уроки для обычных прихожан, чтобы исламская Акыда укоренялась, в том числе и среди простых людей. Если есть возможность, то такие уроки нужно доводить до людей посредством радио, и хорошо, если будет один и постоянный радиоканал, посвящённый вопросам исламской Акыды. Кроме того, конечно же, необходимо и крайне важно, чтобы каждый мусульманин лично заботился о своей Акыде. Он должен читать книги по этой теме, знакомиться с трудами, которые были составлены в соответствии с убеждениями праведных предшественников. А когда он освоится и окрепнет в правильных убеждениях, то тогда может ознакомиться и с трудами тех, кто противоречит пути сторонников Сунны. Это поможет ему получить представление об убеждениях тех, кто сошёл с прямого пути Истины, а также опровергнуть сомнения, которые направлены против правильной Акыды. Когда мы размышляем над текстами священного Корана, то замечаем, как много аятов и сур посвящается теме убеждений. Все суры мекканского периода почти полностью посвящены теме исламской Акыды и отведению сомнений, направленных против неё. Имам ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Знай, что эта сура («аль-Фатиха» [6]) наилучшим образом охватывает самые возвышенные и фундаментальные понятия. Она полностью вобрала в себя всё самое необходимое. Эта сура знакомит нас с Тем, Кому мы поклоняемся, и называет три Его имени, которые являются основой и источником прекрасных имён и возвышенных качеств Всевышнего Аллаха. Это три имени: «Аллах[7]», «ар-Рабб» (Господь, Владыка, Устроитель), «ар-Рахман» (Всемилостивый). Основа этой суры в том, что только Аллах достоин поклонения (аль-улюхийя), только Он управляет этим миром (ар-рубубийя) [8] и всё вокруг связано с Его качеством безграничной милости ко всему сущему. «Тебе одному мы поклоняемся» – значит, что поклонение может быть посвящено только Аллаху. «Тебя одного молим о помощи» - значит, что только Он господствует и управляет мирозданием. «Веди нас прямым путем» — эти слова указывают на Его милость. «Хвала Аллаху» - хвала включает в себя все три вещи; он достоин хвалы за своё исключительное право на поклонение (аль-улюхийя), за своё господство и власть (ар-рубубийя), за свою милость (асма ва сыфат). Мы возносим Ему хвалу и прославляем Его так, как подобает Его величию. Эта сура содержит в себе весть о том, что после смерти мы все вернёмся к Нему, и рабы его будут судимы в соответствии со своими делами добрыми или злыми. В тот День только Один Аллах будет выносить решение о судьбе своих творений, и суд Его будет справедливым. Весть об этом содержится в словах: «Властелину Дня воздаяния!»… Весь Коран – это либо призыв к Единобожию (Таухид), соблюдению его принципов и описание награды тем, кто исповедует его, либо предостережение от многобожия (ширк), от его сторонников и описание той кары, которая непременно падёт на них. «Хвала Аллаху, Господу миров» - это Единобожие. «Милостивому, Милосердному» - Единобожие. «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал» - это тоже Единобожие и мольба о том, чтобы Аллах вёл нас путём единобожников. «Не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», — то есть не веди нас путём тех, которые отошли от Единобожия». Большинство коранических сур содержит в себе два раздела [9] Единобожия8. В своих текстах Коран либо сообщает нам об Аллахе, о Его именах и качествах, это — теоретическое Единобожие, воплощённое в знаниях (Таухид ’Ильми). Либо Коран сообщает нам о призыве к поклонению одному только Аллаху, отказу от поклонения кому-либо другому, помимо него, это — практическое Единобожие, воплощённое в действиях (Таухид Таляби). Третий вид коранических текстов призывает нас к повиновению конкретным приказам Аллаха или Его запретам, что также является нашей обязанностью в отношении Единобожия и доводит его до совершенства» (Конец слов Ибн аль-Кайима аль-Джаузийя). Несмотря на то, что священный Коран уделяет такое внимание вопросам исламских убеждений, многие люди читают его, но не понимают Акыду должным образом, путают элементарные вещи и ошибаются. Это происходит не потому, что Акыда сложна. Нет! Она легка и проста. Но проблема в том, что некоторые люди следуют за своими страстями и идут по пути, на котором они застали своих отцов. Они читают, но не размышляют над сутью и содержанием Корана. Воистину, нет силы и мощи, кроме как с соизволения Аллаха. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам. Сноски
[1] Акыда – в переводе на русский язык арабское слово акы́да значит «убеждение» человека, его мировоззрение. Если же рассматривать это слово в спектре исламских шариатских понятий, то слово «акыда» приобрело более узкое, более конкретное значение и обозначает вероубеждение мусульманина, основанное на вере в Аллаха, Его посланников, Судный День, а также остальных столпах Имана. [2] Самое первое веление, содержащееся в данном аяте, – это приказ Аллаха «Знай», затем Он велит свидетельствовать, что нет никакого божества достойного поклонения, затем совершать молитву о прощении. Таким образом, знание предшествует словам и делам. [3] Второй праведный халиф, один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). [4] Джахилийя (невежество) – понятие, которое подразумевает доисламскую эпоху, время до прихода пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда люди забыли наставления прежних пророков и жили без божественного закона, опираясь на свои ограниченные и несовершенные законы, обычаи, традиции и частные мнения каких-то людей. [5] Праведные предшественники (Саляфу салих) – это понятие в первую очередь относится к самому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам (сахаба), затем к поколению табиинов (ученики сподвижников) и поколению табиу-табиинов (ученики учеников сподвижников). Три поколения, о которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшее из поколений – моё поколение, затем те, кто после них, а затем те, кто после них». [6] Сура аль-Фатиха: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (Коран, 1: 1-7). [7] Великое слово «Аллах» образовано от слова «аль-илях», что значит «объект поклонения», «тот, кому поклоняются», с признаком определённости и конкретики объекта. [8] О трёх разделах Таухида (Единобожия) можно прочесть в статьях «Единобожие», «Многобожие», «Как принять Ислам». [9] Чаще можно встретить разделение тем, обсуждающихся в науке Единобожия, на три раздела, это: 1) Наука об исключительном праве Аллаха на поклонение, называемое «Единобожием в поклонении» (улюхийя). 2) Наука о том, что только Аллах господствует над этим миром, управляет им и наделяет уделом свои творения. Этот раздел называют «Единобожием в господстве и власти» (рубубийя). 3) Наука об именах и качествах Аллаха (асма ва сыфат). Также нередко два последних раздела объединяют в один и рассматривают их в одной теме. В таком случает разделение происходит по такому принципу: 1) Наука о делах людей (поклонение) в отношении того, что связано с Единобожием. (В данный раздел входит все, что связано с «Единобожием в поклонении» (улюхийя). 2) Наука о делах Всевышнего Аллаха. В данный раздел входит все, что связано с «Единобожием в господстве и власти» (рубубийя) и «Единобожием в именах и качествах Аллаха» (асма ва сыфат).
Вопросы для проверки усвоения прочитанного:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |