АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй раздел Единобожия называется «Таухид аль-Улюхийя» (Единобожие в поклонении)

Читайте также:
  1. B) международным географическим разделением труда
  2. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  3. I СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ
  4. I. Общий раздел
  5. I.1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛА
  6. I.Организационно – методический раздел
  7. II. Организационно-технический раздел.
  8. II. Разделение труда и машины
  9. SWOT – анализ раздела
  10. SWOT-анализ раздела «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»
  11. SWOT-анализ раздела «Профессорско-преподавательский состав
  12. SWOT-анализ раздела «Студенты»

2) Почему он так называется и что в нём рассматривается?

Этот раздел Единобожия называется Таухидом аль-Улюхийя (Единобожием в поклонении), потому что в нём рассматривается убеждение о том, что только один Аллах достоин поклонения.

3) Что значит слово «поклонение (Ибада) с точки зрения арабского языка?

Слово «поклонение» (`Ибада) в арабском языке обозначает смирение (зулль).

4) Вспомни определение шариатского термина «Поклонение» (`Ибада), которое дал шейх-уль-Ислам ибн Таймийя.

«Поклонение» (`Ибада) – это понятие, включающее в себя все слова и дела, как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен».

5) Поклонение (`Ибада) имеет три столпа. Назови их.

Любовь к Аллаху.

Надежда на милость Аллаха.

Страх перед Аллахом.

6) Ради какой цели было сотворено человечество? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.

Человечество было сотворено с целью поклонения одному только Аллаху. Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51: 56).

7) Поклонение имеет много видов. Приведи по три примера поклонения: которые совершаются телом, языком и сердцем.

Телом, например: намаз, пост, хадж.

Языком, например: дуа (мольба), зикр (поминание Аллаха), чтение Корана.

Сердцем, например: любовь к Аллаху, страх перед Ним и раскаяние (тауба).

8) Приведи довод из Корана на то, что нельзя обращаться с мольбами (дуа) к кому-либо кроме Аллаха.

Аллах сказал:

«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Коран, 72: 18).

9) Те, кто обращается с мольбами к умершим праведникам, утверждают, что они не поклоняются этим умершим, а лишь только хотят, чтобы они своей святостью и особым положением довели их молитвы до Аллаха и заступились за них, не более того. Как ты ответишь на их утверждение, подкрепи свой ответ аятами из Корана.

То, что они говорят, является самым настоящим многобожием, с которым в свое время боролся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А сами их слова и аргументы в точности совпадают со словами язычников многобожников, противостоящих Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Аллах упомянул в Коране аргументы идолопоклонников: «Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом» (Коран, 10: 18).

Также Аллах сказал: А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Коран, 39: 3).

 

Лекция № 7: Взаимосвязь между «Единобожием в поклонении» (Таухид Улюхийя) и «Единобожием во владычестве» (Таухид Рубубийя)

 

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.

 

Связь между этими двумя разделами единобожия заключается в том, что если человек признаёт единоличную власть Аллаха над всем сущим (ТаухидРубубийя), то он обязан признать и то, что поклонения достоин только лишь Аллах, и никто более. Другими словами, Единобожие во владычестве обязывает нас соблюдать Единобожие в поклонении. Кто признаёт Аллаха своим Господом, Творцом и убеждён в том, что только Он управляет делами вселенной, тот обязан поклоняться только Ему одному и не делить своё поклонение между Аллахом и ложными богами.

С другой стороны, Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) автоматически включает в себя Единобожие во владычестве (Таухид Рубубийя). Когда мы принимаем Единобожие в поклонении (Улюхийя), то уже подразумеваем своё убеждение в том, что только Аллах является Творцом всего сущего, и только Он властен над всем, и только Он правит мирозданием (т.е. убеждены в Таухиде Рубубийя). Это значит, что если человек поклоняется одному только Аллаху и не придаёт Ему сотоварищей (т.е. не посвящает своего поклонения и своей веры никому, кроме Него), то он обязательно будет верить, что только Аллах является Владыкой, Господом и Творцом всего, что есть в этом мире. В Коране упоминаются слова пророка Ибрахима[1] (мир ему), с которыми он обратился к своим соплеменникам, почитавшим идолов:

قَالَ أَفَرَأَيْتُم مَّا كُنتُمْ تَعْبُدُونَ * أَنتُمْ وَآبَاؤُكُمُ الْأَقْدَمُونَ * فَإِنَّهُمْ عَدُوٌّ لِّي إِلَّا رَبَّ الْعَالَمِينَ * الَّذِي خَلَقَنِي فَهُوَ يَهْدِينِ* وَالَّذِي هُوَ يُطْعِمُنِي وَيَسْقِينِ * وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ * وَالَّذِي يُمِيتُنِي ثُمَّ يُحْيِينِ * وَالَّذِي أَطْمَعُ أَن يَغْفِرَ لِي خَطِيئَتِي يَوْمَ الدِّينِ

«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы и ваши предки? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» (Коран, 26: 75-82).

Понятие «владычества» (Рубубийя) и понятие «единственности в поклонении» (Улюхийя) иногда встречаются в сурах Корана вместе (в одном предложении или в одном контексте). Тогда каждое из этих двух слов несёт свой особый смысл, соответствующий тому, что было разъяснено выше[2]. Например, в словах Аллаха:

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ* مَلِكِ النَّاسِ*إِلَهِ النَّاسِ

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа (Робб) людей,Царя людей, Бога (Илях)людей» (Коран, 114: 1-3).

[ От переводчика: В данном аяте употреблено слово «Господь/Робб» (رَبٌّ), что значит «властитель, владыка, хозяин, управитель, тот, кто взращивает, устраивает». От этого слова происходит и название первого раздела в Единобожии — «Рубубийя». Также употреблено слово «Бог/Илях» (إِلَهٌ), оно зачастую переводится с арабского как «Бог», что делается только с целью благозвучности текста, но совершенно не отображает суть данного слова[3], потому что слово «илях» обозначает «объект поклонения, тот, кому люди посвящают своёпоклонение». Иначе говоря, слово «илях» имеет более конкретный и определённый смысл, чем русское слово «бог». От слова «илях» образовано и слово «Улюхийя», которое переводится как «право на поклонение, поклоняемость». Подробнее об этом вы можете узнать, прочитав работу «Важные слова», § 5.Божество.]

Слово «Господь/Робб» (رَبٌّ) в данном аяте значит: Владыка, Властитель, управляющий Своим творением. А слово «Бог/Илях» (إِلَهٌ) значит «Достопоклоняемый, Единственный, Кто по настоящему достоин того, чтобы ему поклонялись».

Но в некоторых местах Корана эти два слова упоминаются по отдельности. Тогда каждое из них – на ряду со своим исключительным коренным смыслом- включает в себя смысл другого слова. Это значит, что если сказано «Господь/Робб» (رَبٌّ), то в его смысл включается и «объект поклонения», а если сказано «Илях» (إِلَهٌ)(объект поклонения), то подразумевается и «Господь». Например, известно, что допрашивая умершего человека в могиле, ангелы спросят его: «Кто твой Господь (Робб)?» То есть, кому ты поклонялся и кто твой Создатель? Также и в словах Всевышнего:

الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ بِغَيْرِ حَقٍّ إِلَّا أَن يَقُولُوا رَبُّنَا اللَّهُ

«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь (Робб) – Аллах» (Коран, 22: 40).

قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبًّا

«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа (робб) помимо Аллаха?» (Коран, 6: 164).

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنتُمْ تُوعَدُونَ

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь (Робб) – Аллах», – а потом были стойкими, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (Коран, 41: 30).

Во всех этих аятах слово «Господь/Робб» (رَبٌّ) включает в себя оба вида Единобожия (во владычестве/Рубубийя, и в поклонении/Улюхийя).

Нужно особо отметить такую важную деталь: миссия всех божьих посланников в основном была направлена на призыв к Единобожию в поклонении (ТаухидУлюхийя), а не к Единобожию во владычестве. Дело в том, что люди зачастую и так признавали Единобожие во владычестве (Рубубийя) в общих чертах, а отрицали его лишь немногие, но даже они делали это лишь внешне (тогда как глубоко в сердце признание владычества Бога было и у них). Но признания только одного аспекта Единобожия недостаточно для того, чтобы человек считался верующим единобожником. Вспомним, что даже Иблис (сатана) признавал господство и владычество Аллаха, но только лишь это не сделало его верующим.

قَالَ رَبِّ بِمَآ أَغْوَيْتَنِي لأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الأَرْضِ

«Он (Иблис) сказал: «Господи (Робб)! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное» (Коран, 15: 39).

Владычество Бога признавали даже язычники, к которым был направлен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).На это указывают ясные аяты Корана:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Коран, 43: 87).

Но подобное признание не помогло язычникам, ведь они не соблюдали Единобожия в поклонении. Поэтому нужно сделать такой вывод: тот, кто признаёт только Единобожие во владычестве (ТаухидРубубийя), ещё не является мусульманином, до тех пор, пока не утвердит в своём сердце Единобожие в поклонении (ТаухидУлюхийя) и пока не станет поклоняться одному только Аллаху.

Теперь становится ясным, сколь несостоятельны утверждения мутакаллимов[4] и суфиев, которые твердят, что если человек признает Аллаха своим Творцом и Управителем мира, то этого будет для него достаточно, и кто признает владычество Аллаха (Рубубийя), тот считается мусульманином. Когда в своих книгах по акыдемутакаллимы говорят о Единобожии (Таухид), то дают такие определения, которыми можно охарактеризовать только Единобожие во владычестве (Рубубийя).Например, они говорят: «Единобожие (Таухид) – это убеждение о том, что Аллах существует, что Он является Творцом, ниспосылает жизненный удел» и т. д. Затем они приводят доказательства, подтверждающие Единобожие во владычестве (Рубубийя).

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Все мутакаллимы в своих книгах о рационализме (калям) и логике признают Единобожие (Таухид), но самое большее, что они смогли сделать на этом поприще, – это разделить его на три вида. Они говорят:

«1) Аллах один в своей сущности, никто не разделяет с Ним Его сущности.

2) Он один в своих качествах, никто не обладает подобными качествами.

3) Он один в своих делах, никто не соучаствует с Ним в Его делах. Больше всего они обсуждают последний вид, который они называют «Единобожие в делах» (Таухид аль-Афʼаль), которое подразумевает, что Творец этого мира – один. Они начинают обосновывать это с помощью доводов взаимоисключения[5] (тамануʼ) и другими способами и полагают, что это и есть то Единобожие (Таухид), которое требуется в Исламе. Они считают, что именно в этом заключается смысл слов «Ля иляхаилля-Ллах»[6]. Мутакаллимы дошли до того, что стали толковать понятие «Улюхийя» как «способность творить», но ведь известно, что арабские язычники, жившие в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не отрицали этого. Более того, они свято верили, что Аллах — Творец всего сущего, они даже были уверены, что всё происходит только по Его воле и предопределению (Кадар). Тем не менее, они оставались многобожниками» (конец цитаты).

Слова шейха Ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью) подтверждаются кораническим аятом, в котором говорится:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута[7]!» (Коран, 16: 36).

Пророки не говорили своим народам: уверуйте, что Аллах – это Творец мироздания. Нет! Все они говорили: поклоняйтесь Аллаху и откажитесь отмногобожия!

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) также сказал: «Единобожие (Таухид), которое донесли до нас посланники, заключается в признании, что правом на поклонениеобладает только Аллах, это выражено в свидетельстве «Ля иляхаилля-Ллах», и поэтому нельзя поклоняться никому, кроме Него…

…Смысл Единобожия (Таухид) заключается не только в признании владычества Аллаха (Рубубийя) и того, что Он является Создателем Вселенной, как считают некоторые люди, такие как мутакаллимы и суфии. Они полагают, что если приведут доказательства существования Аллаха и Его власти, то тем самым исполнят Единобожие во всей его полноте…

…Если даже человек будет полностью убеждён в наличии у Аллаха Его возвышенных качеств, если он будет отрицать всё то, что ошибочно приписывают Аллаху, будет признавать, что только Он творит и управляет миром, то и тогда он не получит права именоваться единобожником. Он не станет единобожником, пока не засвидетельствует, что нет никакого объекта поклонения, кроме Аллаха, и пока не проникнется абсолютным убеждением, что поклонение можно посвящать только Ему, а затем станет неуклонно придерживаться Единобожия в поклонении единственному Аллаху.

…«Илях»(إِلَهٌ) – это тот, кому поклоняются, обожествляют и трепетно покоряются. Слово «илях»(إِلَهٌ) в арабской речи не имеет смысла «способный к сотворению или изобретению». Если человек будет толковать слово «илях»(إِلَهٌ) как «способный к созиданию» и сделает это своим убеждением, будет полагать, что вся суть Единобожия сводится к вере в то, что нет создателя кроме Аллаха (как это делают мутакаллимы и последователи Абу аль-Хасана аль-Ашʼари), то это говорит о незнании им истинной сути Единобожия (Таухид), с которым был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Арабы-язычники утверждали, что единственным Творцом всего является Аллах, но, несмотря на это, они оставались многобожниками. Всевышний сказал:

وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَهُم مُّشْرِكُونَ

«Большая часть их (язычников) если и верует в Аллаха, то наряду с Ним поклоняются другим» (Коран, 12: 106).

Объясняя этот аят,праведные предшественники говорили: «Если спросишь их:«кто создал небеса и землю?», они ответят: «Аллах!» Но несмотря на такой ответ,они поклоняются другим богам.

Аллах (Свят Он и Возвышен) говорит в Священном Коране:

قُل لِّمَنِ الْأَرْضُ وَمَن فِيهَا إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ * قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ * قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَأَنَّى تُسْحَرُونَ

«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)