АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления младших школьников

Читайте также:
  1. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  2. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ
  3. II. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики
  4. II. Организация проведения предполетного и послеполетного досмотров
  5. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  6. III. Организация и руководство соревнованиями
  7. IV. Алгоритм действий командира (начальника) при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта
  8. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  9. IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
  10. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  11. V. Организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период
  12. V. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Эстетико-педагогические условия имеют двустороннюю структуру, включающую педагогические и эстетические условия.

Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина, Дж. Смита и других.

Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований организации окружающей среды, вопросами которой занимались: В.П. Зинченко, В.П. Глазычев, И.М. Демина, Л.М. Холмянский, И.П. Юров и другие.

Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе создания вальдорских школ. А также, попытки аналогичного синтеза были осуществлены педагогами: В.А. Караковским, Н.Л. Арининой, Г.Б. Кобахидзе, С.А. Анискиным, что и стало теоретической основой для создания эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в этой работе.

Итак, с начало остановимся на анализе педагогических условий, создаваемых известными педагогами в русле своей теории с точки зрения их применения в конкретной школьной и классной обстановке, ставшей базой экспериментального исследования.

Субъективные условия, способствующие развитию творческого мышления у детей имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это субъективно-индивидуальные, физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы, ЗУН; с другой стороны - интеллектуально-психологические особенности педагога, лежащие в основе его творческой личности. Создание данной группы условий осуществляется на основе положений экспериментальной эстетики по формо-цветовым предпочтениям. Качественные характеристики, которые необходимо развивать для возможности функционирования творческого мышления у младших школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект.

Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников почти не отличается от тех, которые необходимы для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка. Исходя из этого, субъективные условия развития творческого мышления можно сформулировать как индивидуально творческие.

Данные условия находят свое выражение и становятся эффективными только в результате непосредственного взаимодействия педагога с детьми, то есть проявляются через объективно субъективные условия.

Индивидуально творческие условия объединяют две стороны: эстетический внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим показателям: стиль одежды, соответствие целям и ситуации, гармония с окружающей предметно-цветовой средой, гармонию эстетических, профессиональных морально-эстетических, интеллектуальных качеств личности педагога, определяющих индивидуальный стиль учителя и направленных на выявление способностей и призвания ребенка; определенный уровень развития психолого-интеллектуальных качеств ребенка, необходимых для обеспечения дальнейшего развития его творческого мышления и иных вышеперечисленных качеств личности.

Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих: морально-этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и так далее), эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение, мастерство (высокий уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого мышления и потребность в творчестве).

Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером развитого творческого мышления, а подражательная способность младших школьников стимулирует функционирование и развитие творческой активности.

Субъективно-объективные условия, способствующие развитию творческого мышления, заключается в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе, демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий характеризуется образованием творческой атмосферы в классном коллективе, которая формируется на фоне эстетического отношения коллектива к выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных коллективных отношений.

эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе, заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости, оптимизме, реализации творческой деятельности, эстетичность межличностных отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами характеризующимися следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью ми так далее.

Теория коллективного воспитания, стиля и тона коллектива глубоко разработана педагогом А.С. Макаренко. Он выделил несколько признаков стиля детского коллектива, способного решать любые воспитательные задачи:

1. Мажор: постоянная бодрость, готовность к действию, радужное, веселое, мажорное настроение.

2. Ощущение собственного достоинства каждого ребенка

3. Идея защищенности от насилия, самодурства, издевательства

4. Способность к торможению

5. Красивый внешний облик коллектива: цвет, костюмы, чистота комнат, обуви.

Наибольшую сложность вызывает создание второго и третьего признаков стиля коллектива. В результате этого, учитель начальных классов вынужден выполнять в коллективе компенсаторную функцию, создавая такую атмосферу, которая способствует снятию стрессовой ситуации и сохранению чувства собственного достоинства каждого ребенка.

Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в классе, субъективно-объективные условия включают и другие факты учебно-воспитательного процесса.

Более четко отражают субъективно-объективные факторы, способствующие формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги О.С. Богданова и В.И. Петрова создание на уроках, в учебном процессе, обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение от решения новых познавательных задач;

-активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают как соучастники добывания новых знаний;

-включение школьников в разнообразные виды психической деятельности, где развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера психики, познавательные процессы и интересы;

-осуществление разнообразных форм взаимодействия программного материала с личным опытом ребенка, окружающей жизнью.

Вышеперечисленные педагогические условия активизации познавательной деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, которые можно отнести к субъективно-объективным, создаются непосредственно в учебно-воспитательном процессе, в школе.

Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития творческих способностей надо начинать задолго до поступления ребенка в учебное заведение.

В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения:

-ранее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления;

-окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали его разнообразную творческую деятельность;

-максимальное напряжение сил, которые вытекают из самого характера творческого процесса;

-представление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, чередовании дел, продолжительности занятий;

-ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого.

Итак, вышеперечисленные факторы, составляющие часть субъективно-объективных условий, касающиеся развития творческого мышления посредством создания соответствующих эмоционально-психологической комфортности учащегося во время учебно-воспитательного процесса, можно определить как социально-эмоциональные условия.

Создание данных условий основано на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества атмосфера коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без которых не обходится формирование ни с одного психологического и интеллектуального процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов и подразделяются на следующие группы:

-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный метод (рассказ, лекция, объяснение и так далее)

-репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике

-проблемное изложение изучаемого материала

-исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И. Махмутов классифицировал методы по трем основаниям: общие методы обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, программированный; методы преподавания – информационно-сообщающий, объяснительный, интуитивный, стимулирующий, побуждающий; методы - исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность педагога и деятельность ученика, раскрывая весь спектр методологической деятельности.

К методам, преложенным Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым, направленым на активизацию учебно-познавательной деятельности на протяжении всего учебного процесса, можно добавить еще несколько методов организации и осуществления творческой деятельности:

-индивидуально-личностного творческого примера педагога, так и других окружающих ребенка людей;

-иллюстративно-эвристический метод, когда рассказ, демонстрация картин, лекция и так далее, преподносятся не педагогом, а учеником для объяснения и доказательства индивидуального решения творческой задачи;

-синтетической деятельности по единовременному восприятию слуховой, зрительной, осязательной и так далее информации по созданию ассоциативных –синтетических образов;

-психологического тренинга;

 

Специфика функционирования творческого мышления требует, помимо общепринятых, использование соответствующих специфических форм организации деятельности по развитию данного процесса.

К традиционным формам, способствующим развитию творческого мышления у младших школьников в учебно-воспитательном процессе относятся: урок, экскурсия, факультативы, домашняя работа, формы внеклассной работы, студии, конкурсы, концерты. Кроме перечисленных, возможно целесообразно использование таких форм организации деятельности, которые нацелены непосредственно на развитие творческого мышления. Это может быть миниурок /5-10 минут/ творческого фантазирования, уроки-подсказки, уроки-диспуты, музыкальные, художественные, театральные гостиные, театрализованные представления, дидактические, ролевые, развивающие творческое мышление игры.

Обобщая вышеуказанные факторы объективно-субъективных условий, отметим, что данная группа включает в себя, с одной стороны стиль общения педагога с учениками, тон коллектива, предполагающий наличие творческой атмосферы в классе - социально-эмоциональных условий; с другой стороны - разнообразие форм и методов работы, нацеленных на развитие творческого мышления у младших школьников - условия которые можно сформулировать как эвристико-дидактические.

Безусловно, данные условия вытекают непосредственно из учебно-дизайнерских, так как творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического содержания окружающей среды, стимулирующий творческий потенциал.

Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей - продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного, творчески стимулирующего материала.

Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов работы включается в эстетическое содержание учебно-воспитательного процесса, которые характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации.

Данное содержание учебно-воспитательного процесса предполагает создание эстетических продуктов деятельности, побуждающих к дальнейшей творческой деятельности.

Эстетическое содержание продуктов деятельности определяется новизной оригинальностью, гармоничностью, использование различных выразительных средств композиции, закономерностью, целостностью, оптимальностью, логичностью, и другим в зависимости от вида творческой деятельности и специфики ее продукта. Творческие характеристики атмосферы коллектива, форм и методов педагогической деятельности являются показателями того, что социально-эмоциональные и эвристико-дидактические условия становятся не просто педагогическими, а эстетико-педагогическими, так как творчество - есть одна из категорий эстетического, изучающего общие законы творческой деятельности; данные же условия не только повышают эффективность учебно-воспитательного процесса по усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и способствует эстетическому воспитанию по формированию эстетических качеств, лежащих в основе развитой творческой личности.

Следующая группа условий, обозначаемая в педагогике как объективные условия, заключается в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические качества окружающего мире. Их называют учебно-дизайнерскими.

Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую организацию физической и предметной школьной среды.

 

В убранстве интерьера больше значение имеет цвет. Можно с большим художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные переходы цвета.

Рассмотрим проблему цвета в дизайне.

Значение цвета в нашей жизни многократно. Цвет и форма неотделимы друг от друга. Их соединение может быть гармоничным и дисгармоничным. В зависимости от этого меняется эмоциональный тон восприятия.

Понятие "цветового проектирования" введено у нас архитекторами, прежде всего А.В. Ефимовым. На наш взгляд, это понятие может быть использовано и в сфере дизайна. Будем исходить из того, что цветовое проектирование – это вид проектной деятельности, направленной на формирование колористики различных объектов и предметно-пространственой среды в целом.

Таким образом, актуальность подготовки методических рекомендаций по использованию цвета в дизайне очевидна.

Элементы объективной окружающей среды: цвет, ритм, форма так далее, воздействуют на человека на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях.

М. Люшером были определены следующие значения цветов:

-синий – спокойствие, умиротворенность;

-зеленый – эластичная напряженность;

-черный – угнетение, отречение и так далее.

Е.Ф. Бажиным дана иная интерпретация цветов:

-красный – гнев и радость;

-желтый – удивление;

-коричневый – отвращение;

-черный – страх.

Любое эмоциональное состояние может быть активизировано (то есть возбуждено, дополнено, подчеркнуто) или компенсировано (то есть смягчено, ослаблено) соответствующим цветовым сочетанием. Например, комната, окрашенная в желтый или фиолетово - синий цвет, располагают к серьезным размышлениям, сосредоточенности. Оранжевый и зеленовато - синий цвета создают жизненно радостную атмосферу. Они хорошо сочетаются с синим цветом.

Пурпурный и зеленый цвета создают атмосферу покоя, праздности. Красный и сине - зеленый цвета стимулируют деятельность. Особое воздействие достигается сочетанием желтовато - зеленого с фиолетовым. Сильная цветовая контрастность этих цветов эстетически выразительна. В целом цветовое решение жилого интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт и способность к оптимальному зрительному восприятию элементов жилого пространства.

Правильно использовать цвет поможет знание основных положений цветоведения, дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических свойствах цвета. Используя цветовой круг, можно составить разнообразные цветовые гаммы и созвучия.

Назовем 4 основных приема гармонических сочетаний цветов:

1) Комбинирование темных и светлых оттенков одного цвета.

2) Комбинирование цветов одной цветовой области (на круге -цвета одного сектора + 2 прилегающие к нему).

Цветовая гармония, достигаемая этими двумя приемами называется нюансной, так как строится на соотношениях оттенков одного цвета или близких цветов. Достигаемые при этом мягкие цветовые сочетания создают в интерьере спокойную обстановку, приятное для глаз равновесие. Избежать разнообразие поможет включение в спокойную, нюансную цветовую гамму ярких "пятен" близких или противоположных цветов. Кроме того, в самых разнообразных цветовых решениях можно использовать ахроматические цвета – белый, серый, черный, так как они хорошо сочетаются с другими цветами.

3) Использование цветов одной светлой или темной степени насыщенности, так как в данном случае берутся только неяркие цвета, сочетания даже противоположных по цветовому кругу цветов выглядит назойливым и пестрым.

4) Дает возможность сочетать цвета по принципу дополнения (на круге –цвета, секторов, лежащих напротив друг друга.

Такие комбинации основаны на эффекте усиления цвета. Но если расположить их рядом, то они взаимно усиливают (дополняют) друг друга. Это свойство можно использовать, если необходимо выделить тот или иной элемент интерьера. Оживить некоторую монотонность общего цветового решения жилой ячейки. Для создания наиболее выразительных цветовых комбинаций, составленных по принципу дополнения, рекомендуется соблюдать определенные пропорции в соотношении основных и дополнительных цветов и оттенков.

Замечено, что зрение человека реагирует на пропорции различных цветов, исходя из силы цвета и площади,которую он занимает. Практика показывает,что наиболее приемлемые пропорции составляют 1\4 желтого и 3\4 фиолетового, 2\3 синего и 2\3 оранжевого, 1\2 красного и 1\2 зеленого.

Однако, эти соотношения не являются жесткими для приглушенных или осветленных тонов. В этих случаях лучше всего придерживаться общего правила: чем интенсивнее тон цвета, тем меньше должна быть его поверхность.

Наиболее благотворно на нервную систему человека воздействуют желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые. серебристо-серые цвета. Красный, фиолетовый, синий -утомляют зрение и возбуждают. Их применение должно быть сдержанным и осторожным, в основном для небольших плоскостей и отдельных предметов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЦВЕТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ:

1. Красный и желтый – действуют приветливо, бодрят, приглашают;

2. Желто-зеленый, коричневый – создают уют;

3. Темные оттенки синего или голубо-зеленого – представительность;

4. Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, пурпурно-красные- торжественность, праздничность.(71,с.28)

В целом оформление детского помещения должно быть ясным и приветливым, не перевозбуждающим и не отвлекающим. Интересная способность цвета исправлять пространственные недостатки помещения. Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) приближаются к зрителю, выступая вперед. Помещение кажется меньше размером. Помещение, окрашенное в холодные цвета (голубой, светло-зеленый, фиолетовый) зрительно становятся более просторными, так как эти цвета как бы отступают назад.

В рабочем классе должна преобладать деловая атмосфера, ярких цветов следует избегать. Рекомендуются такие цветовые сочетания:

-охра(светлая) – серовато-синий, коричневый;

-светло-серый - красновато-коричневый, коричневый;

-желтовато-зеленый (светлый) – зеленовато-синий, желто-коричневый.

 

Эстетико-педагогическая организация физической среды школьного пространства включает наличие необходимых нормальных санитарно-гигиенических качеств (освещенность, температурный режим, шумоподавление и так далее) формирующую цветовую звуковую организацию, соответствующую целенаправленности учебного помещения и возрастным особенностям занимающимся в нем детей.

Предметная среда включает в себя эстетико-педагогическую направленность природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-демонстрационного материала и комплекса предметов благоустройства.

Эргономическая сторона заключается в создании оптимальных, удобных для учебной деятельности условий. Эстетическая сторона необходима для активизации творческих процессов и осуществления эстетического воспитания детей.

Данные условия предполагают соответствующее возрастным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям младших школьников, цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление, включенное в единый интерьер учебного процесса.

Проблемы создания объективных условий, способствующих активизации той или иной физической, психологической, интеллектуальной деятельности, стоит значительно шире, и истоки ее лежат в теории дизайна и эргономики исследуемой К.И. Лазаревым, В.Я Петрущик, С.П. Ильиным, Л.Н. Безмоздиной и другими.

Обеспечение положительного воздействия на организм человека некоторых эргономических факторов находится в зависимости от эстетической организации среды. В данной области дизайна Ю.С. Лапиным были поставлены задачи:

-обеспечение композиционной целостности предметной среды;

-выражение в форме назначения предмета и его взаимосвязь с человеком;

-использование выразительности средств конструкции и интерьеров, оборудование, выбор цвета и фактуры поверхности;

-использование объемно-пространственного решения предметной среды, графических элементов, визуальных коммуникаций;

-привлечение художественных элементов и декора при создании композиционных акцентов.

Данные задачи определены целями создания эстетической организации среды:

-достижение экспрессивных и образных характеристик среды, то есть придание ей определенной эмоциональной направленности, соответствующей роду выполняемой деятельности.

-выявление стилевых возможностей интерьера и направляющих его предметных элементов.

Таким образом, учебно-дидактические условия характеризуются следующими эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность, функциональность, выразительность, цельность, мобильность, гармоничность интерьерной организации физической и предметной школьной среды.

Следовательно эстетический и педагогические аспекты включены во все группы условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать предложенную систему условий, способствующих развитию творческого мышления младших школьников - эстетико-педагогическими условиями.

 

 

Совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления у младших школьников

 

 

1. Учебно-дизайнерские

 

 

Эргономические   Эстетические

 

 

2.Социально-эмоциональные

 

 

Эстетическое отношение к деятельности   Эстетические межличностные отношения

 

 

3. Эвристико-дидактические

 

 

Эвристическое содержание учебно-воспитательного процесса   Эстетическое содержание продуктов деятельности

 

 

4. Индивидуально-творческие

 

 

Физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка   Гармония эстетических, морально-этических, интеллектуальных, профессиональных качеств педагога, эстетический внешний облик, наличие творческого мышления

 

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТРУДА.

. 1.2Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения.

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.

Несколько слов о истории художественного конструирования.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами.

В литературе различают два вида конструирования: техническое и художественное.

Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.

Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.(65,с.45)

Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий "дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме.

Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайн объединяет 2 аспекта:

-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.

-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.(38,с.10)

На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе формирования у них элементов графической грамоты и технических представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных конструкторских задач.

Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

-единство цвета и формы;

-сочетание материала и формы;

-соответствие формы назначению;

-пропорциональность различных форм в композиции.

Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или дизайнерскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового обучения всвязи с эстетическим воспитанием учащихся.

 

Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими, т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

1. Личная направленность.

2. Психологическая структура деятельности.

3. Уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада:

1. Творческое воображение.

2. Зрительное восприятие и зрительная память.

3. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.

4. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.

Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно – конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения, развития конструкторских способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.

- Знания свойств материала и элементарной технологии.

- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий.

1.Конструирование под диктовку учителя.

Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует примы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Учащиеся занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

2.Конструирование по аналогии.

После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия.

3.Конструирование по образцу.

Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования. Т.о, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.

4.Конструирование по собственному замыслу.

Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.

5.Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия, включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.)

6.Конструирование по условиям.

Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

7.Констрирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

В нашем исследовании мы используем конструирование по собственному замыслу, по условиям, по письменным и графическим описаниям с использованием материала бумаги.

 

В обучении конструированию из бумаги решаются общие задачи:

-Учить анализировать образец: выделять форму листа, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали.

-Формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой.

-Учить планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность на основе анализа.

-Развивать у детей творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности, переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.

Остановимся на особенностях конструктивной деятельности.

Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувство цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке выразительность.

Содержание конструирования должно быть представлено в виде системы знаний в различных проявлениях этой общей конструктивной зависимости и постепенно усложняющихся конструктивно-технических умений.

Такое содержание требует отбора адекватных методов и приемов обучения конструированию. В частности установлена высокая эффективность использования в обучении конструированию таких задач, которые требует от детей нахождения новых для них способов действия, т.е, задач проблемного характера.

Постановка перед детьми таких задач способствует развертыванию поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток использования различных способов решения, анализа условий задачи с целью нахождения наиболее адекватных способов решения и практического

их апробирования.

В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность.

Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты. (30,с.26)

Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

-процесс создания замысла;

-процесс его выполнения.

В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели- конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.(63,с.25)

 

Методы обучения конструированию.

1.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленения обобщенного способа их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное-научиться" читать чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что с ними надо сделать(разрезать, согнуть и др.)

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии "дома", можно предложить детям следующие варианты:

-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги).

-домики разного цвета и разной высоты (высокий и низкий), дети выбирают цвет и длину прямоугольника.

-домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются на учет всех трех свойств)

Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна.

В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его не устраивает плохо сделанная вещь.

Основными методами формирования рациональных действий являются:

-показ;

-объяснение;

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

-сам четко представлять алгоритм рационального действия;

-обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и самостоятельного его применения;

-помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

-в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Т.к. внимание ребенка при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений рукой и инструментом.

Трудность, которую часто испытывают дети, -отсутствие или недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

 

2.Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.

Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.

Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

 

3.Анализ несовершенной поделки.

В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.

 

4.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения

художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

-оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка;

-по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;

-нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

-оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.

 

5.Игровые приемы.

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога. Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях. ()

Остановимся на этапах изготовления изделия.

Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:

1.Планирование труда.

И.И.Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:

-анализ образца;

-определение последовательности операций;

-поиски вариантов решения.

Остановимся подробнее на анализе образца.

Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:

-самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;

-педагогическое руководство процессом восприятия.

Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?"

Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия: (30,с.28)

-Какую геометрическую фору напоминает общая форма предмета?

-Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она, какие свойства имеет?

-Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?

-Помогает ли он выразить красоту предмета?

-Что можно сказать о выразительности фактуры материала?

-Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?

-Определите конструктивное строение предмета. Из каких деталей он состоит? Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично ли связаны между собой детали?

-Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?

Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие. Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства.

Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как обычно получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний.

Это подтверждается учением психологов о том, что:

-определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;

-в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия;

Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения:

- систематическое введение элементов художественного конструирования в уроки;

-создание проблемных ситуаций;

-введение элементов творчества;

 

Т.о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к. сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

2.Анализ чертежа, выполнение разметки.

В чертеже (следует напомнить об этом детям)заложена красота формы предмета.

При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу -обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы.

Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах:

-на основных деталях изделия;

-на трудовых операциях;

-на технике выполнения чертежа.

3.Обработка материала, монтаж, сборка.

Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.057 сек.)