|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретические положения технической эстетикиТеория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов. Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д. Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу. Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия. Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25) Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования. Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения. Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности. Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является: -объемная пространственная структура и тектоника; -масштаб; -пропорции; -ритм и метр; -контраст и нюанс; -симметрия и асимметрия; -колорит. Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством. Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы. Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов. Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом. Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света. Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы. Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности. Нюанс - отношение элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. Таким образом, гармоничность и единство достигаются формой, цветом, фактурой, текстурой, пропорциональностью, масштабностью, нюансом и контрастом (30,с.25) Остановимся на принципах построения: композиции 1. Выбор характерных элементов композиции: -объединение по однородным признакам: форме, цвету, текстуре, фактуре. -выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции. -включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение. 2. Соблюдение закона ограничения (не более трех элементов) в материи, деталях, цвете, форме. 3. Основа живой композиции - не равносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. 4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив по 2-3 элемента. 5. Обеспечение свободного пространства между группировками дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении. 6. Подчеркивание соподчинения между группировками. 7. Взаимосвязь между группировками и внутри их ритмом, линией, пластикой, а также когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю. 8. Объемность, стереоскопичность, перспектива – достигаются с помощью цвета, размера, динамики форм. 9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. 11. Эксперимент – залог успеха в творчестве (41,с.25) Рассмотрим характеристики гармоничной формы: 1.Органичность и целостность внешней формы. Органичность понимается в том смысле, что созданное изделие воспринимается как единое целое, а все части его естественно входят в это целое. Целостность определяется тем, что он воспринимается как естественно созданный, то есть напоминает какую-то геометрическую форму. 2.Пропорциональность и ритм. Пропорциональность в художественном конструировании – приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй. Ритм – чередование некоторого числа элементов. 3.Масштабность. Это свойство основано на сопоставлении величины предмета и наших представлений об этой величине. Признаками масштабности является контрастное отношение части к целому. Добиваются правильной масштабности выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушает соотношение предмета с человеком или с его окружением. 4.Пластичность. Это свойство формы, по которому можно судить о внешнем облике предмета. Различают угловатые и округлые формы. Объем, ограниченный плоскими формами, будет образовывать угловатую фигуру. Если объем ограничен кривыми поверхностями, то форма будет округлой. Часто в одном предмете встречаются комбинации округлых и угловатых форм. 5.Динамичность и статичность. Форма считается динамичной, если ее внешний облик вызывает чувство движения, и статичной, если облик вызывает чувство покоя. 6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если ее внешний вид вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем тяжесть ее внешнего облика. Также при создании композиции необходимо учитывать характеристики геометрической формы: 1.Симметричность и асимметричность. Форма считается симметричной на плоскости, если при мысленном перегибании плоскости относительно прямой или точки, части фигуры совпадают. В пространстве также существует симметрия. Она называется либо зеркальной, когда обе части фигуры относительно серединной секущей плоскости находятся как бы в зеркальном отражении; либо осевой, когда точки, лежащие на границе секущей плоскости, перпендикулярной оси вращения, равноудаленной от оси вращения. Фигуры, которые не обладают вышеуказанными свойствами, называются асимметричными. 2.Соотношение форм. Любой предмет обладает размером, по которому мы можем представлять его реальную величину. Размеры предмета между собой связаны в определенных отношениях. Эти отношения могут вызвать у человека положительные или отрицательные отношение. 3.Объемно – пространственное строение. Каждый предмет в пространстве обладает тремя измерениями: длиной, шириной, высотой. Мы их ощущаем: если длина и высота гораздо больше ширины, то такое строение фигуры называется фронтальным, а фигуры – плоские. Если же все измерения в предмете равнозначны, то такое строение фигуры называют пространственным, а фигуры – объемными (30,с.28). В связи с тем, что одной из задач работы является анализ результатов экспериментальной деятельности – представителей эстетики простых форм применительно к творческому мышлению младших школьников, необходимо рассмотреть пространственные особенности восприятия формы и цвета. Первоначальные процессы восприятия при анализе формы предмета рассматриваются как ориентировочные действия, которые тесно связаны с практическими и исполнительными действиями. Затем, в процессе развития, они все больше отделяются от исполнительной деятельности и складываются в относительно самостоятельную систему ориентированно-исследовательской деятельности, при помощи которой осуществляется предварительное ознакомление с объектом исследования и подготавливают к практическим действиям с ним.(51, с. 23) Уже с 9 месячного возраста ребенок способен дифференцировать основные цвета и формы. В младшем дошкольном возрасте цвет, форма, величина не существуют для ребенка изолированно от обладающих им предметов. Старшие дошкольники и младшие школьники уже легко выделяют в предметах цвет, форму, способные дифференцировать по принципу " нравится – не нравится". Таким образом, этот возраст сензитивен для воспитания и развития чувства цвета. При ссоздании композиции немаловажную роль играет цвет. Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее качество формы, ее эмоционально-психологический язык. Полезно знать о некоторых чисто зрительных изменениях формы путем использования свойств цвета. Так, желтый цвет как бы приподнимает поверхность. Оно даже кажется более обширном. Белый и желтый цвета создают эффект распространения на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он служит фоном и создает впечатление глубины. Голубой как бы удаляется от нас. В сумерках, наоборот, выдвигается на передний план. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет наиболее спокойный из всех цветов. В калориметрии и цветоведении существует такое понятие как " контраст". Широко распространены контрасты между темными и холодными цветами. Желтый, оранжевый и красный цвета всеми ощущаются как темные. Цвета фиолетовый, синий и зеленый как холодные. Полюс холодных тонов расположен в области сине-зеленых цветов, а темных - в области оранжевых. Контраст теплых и холодных цветов относителен. Красновато - синий кажется теплее, чем зеленовато - синий. Зеленый может показаться теплым по сравнению с сине - фиолетовым и холодным по сравнению с красным цветом. Существует еще и такие пары цветов, информация о которых может быть использована для совершенствования формы и для корректировки настроения. "Громкие - тихие". Ярко выраженные темные цвета производят впечатление "громких", кажется спокойным, тихим, смягчающим, "Сухие - влажные". Все темные тона кажутся сухими. Охра желтая кажется выжженной. Синевато - зеленый цвет производит впечатление влажного, как тающий лед. "Распространяющиеся - концентрирующиеся". Теплые, особенно желтые цвета, являются изучающими, распространяющимися. Синий, напротив, кажется плотным, концентрированным. Однако на темно - красным фоне и светло -голубом цвет кажется излучающим. "Легкие - тяжелые". Все светлые цвета кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Из цветов одинаковой светлости красноватый кажется более тяжелым, цвет же, тяготеющие к синему более легким. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на желтом фоне. Голубой цвет тоже легкий и парящий. "статичный - динамичный". Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, (например, желтый и фиолетово - синий). Особенно статичным воспринимается сочетание зеленого и пурпурного цветов. Динамичными будут сочетания красного и синего или оранжевого с зеленым. "Возбуждающиеся и успокаивающие". Цветовой ряд от зеленого к желтому или от красного к желтому успокаивает. Цветовой ряд от желтого к красному или от желтого к зеленому возбуждает.
Приведем таблицу гармоничных и дисгармоничных сочетаний цветов.
При создании композиции нужно учитывать ее закономерности. В теоретической части нашего исследования необходимо рассмотреть вопрос о композиции, цветовом решении костюма поскольку в практической части мы используем данный материал. Эстетика внешнего вида. Одежда должна составлять «ансамбль», в переводе с французского означает тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой взаимоподчиненности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером. Обладает свойством отражать образ человека. Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного человека. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом. При создании ансамбля одежды с точки зрения формы могут быть использованы принципы подобия и контраста. Это означает, что каждая часть костюма может быть выражена одной геометрической формой (принцип подобия) или элементы костюма могут быть противопоставлены друг другу (принцип контраста), но в любом случае должно сохраняться впечатление целостности ансамбля. Основой ансамбля обычно является наиболее крупная по массе или важная по психологической роли часть костюма. Взаимосвязь элементов костюма обуславливается функциональным назначением и определенными требованиями общности их стиля, конструкции, цвета. Для ансамбля характерны многослойность и многочастность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного использования всех его частей (14,с.11). Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека. Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту плеч и др. Масса и линии головного убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть его набок, прямо или на затылок. Четкие вертикальные и горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы молодят, опущенные книзу создают впечатление таинственности (13,с.45). Мы подошли к закономерности эстетики внешнего вида – композиции костюма. Слово «композиция» обозначает «согласно соединить». Относительно костюма это означает умение правильно сочетать все элементы в единое целое для создания гармоничного образа. Элементами, от которых зависит красота костюма является форма, материал, цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями: одежда должна быть удобна, практична, красива, т. е. она выполняет две функции: эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции костюма является четкая взаимосвязь между формой в целом и характером отдельных частей. Под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно – временной системы, обладающей многоуровневой структурой между ее элементами, человеческой фигурой и средой. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами: повторять те же линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармония цвета. (17,с.25) Лучше всего выражает форму силуэт. Различают силуэты по степени прилегания к фигуре (прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапецевидный, овалообразный, х-образный).(32,с.51)
Сочетая трапецию, прямоугольник, овал, можно выразить все многообразие форм. Доминирует в ансамбле обычно одна форма, ей подчинены все остальные части костюма. Вырабатывается как бы обобщенный геометрический символ костюма. Все части формы соподчинены между собой, при этом членения формы являются границами от частей. Помогают организации формы пластики и ритмики. Пластика – постепенный переход от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется с помощью ткани: направление движения складок, воланов, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы. Большую роль в организации формы играют линии. При создании любого костюма художник – проектировщик пользуется различными линиями. Горизонтальные линии создают представление о ширине изделия, они создают иллюзию полноты, спокойствия, стабильности. Вертикальные линии создают представление о длине изделия, впечатление прочности, основательности. Такие линии подчеркивают рост, придают величественный вид. Наклонные линии подчеркивают движение. Прямые линии и линии с постоянным радиусом кривизны вызывают ощущение статичности, спокойствия, уравновешенности, линии с переменным радиусом кривизны – ощущение переменчивости, динамики, беспокойства, нарядности. Каждый костюм играет и ритмическое решение само простое проявление ритма – повторение одного и того же элемента через равные промежутки. В основе ритма лежат пропорциональные отношения, поэтому пользоваться ритмом нужно умеренно, иначе возникает ощущение однообразия и монотонности. Ритмическая организация различных элементов в костюме является важным средством для создания целостного образа. Организация образа костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной, пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом сопоставляются одни ее части с другими. Сопоставления могут быть тождественным и пропорциональным, но в любом случае должно соответствовать чувство согласованности, соразмерности. При тождественном сопоставлении происходит полное сходство площадей, линий, цветов, при этом многократное повторение элементов утомляет. Контрастное отношение проявляется в небольших различиях в линиях, площадях. Композиционно форма может быть решена по принципу симметрии и асимметрии. При определении характера симметрии следует помнить, что композиционный центр располагается в верхней части одежды. Асимметрией пользуются при создании нарядной одежды. Асимметричное решение должно быть уравновешенно с соблюдением чувства меры. Характер формы изделия зависит от материала, в данном случае - ткани, которая, благодаря своим свойствам, определяя легкость, мягкость или жесткость формы изделия, ее конструктивное решение. Важную роль в ткани играет фактура материала, т. е. его поверхность. Восприятие одного и того же цвета в одежде сольно меняется при использовании материалов различной фактуры. Фактура – свойство, характеризующее строение материала. Восприятие фактуры зависит от характера освещения поверхности. Цвет значительно смягчает на поверхности ворсового материала и усиливается на блестящих поверхностях. Каждый из природных материалов обладает своей фактурой: шерсть – мягкостью, хлопок – матовостью, шелк – блеском. В каждой фактуре заложены признаки определенного образа. Гладкие материалы с благородным блеском используются для нарядных платьев, пестрые рекомендуются для повседневной одежды. Хороший эффект дает использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, бухлированной и гладкой, матовой и глянцевой. Фактура материала оказывает влияние и на пропорциональные соотношения элементов формы. Крупный рисунок уменьшает размеры поверхности, а мелкий – увеличивает. Сложную по рисунку поверхность нужно уравновешивать: небольшой участок ярко выраженной фактуры лучше смотрится на гладком фоне поверхности большой площади. При выборе материала необходимо учитывать и его массу. Так, тяжелые, матовые, ворсовые материалы зрительно увеличивают форму. Каждая ткань обладает структурой, влияющей на форму изделия. Так называемые «сухие» ткани позволяют создавать устойчивые формы с четкими контурами, рыхлые ткани типа бухле могут создавать неустойчивую, скользящую форму. Есть ткани тонкие, прозрачные, но обладающие разными пластическими свойствами: капрон создает торчащие, жесткие складки, шифон – мягкие, меняющиеся при движении фигуры. Огромная роль в композиции костюма играет и цветовое решение. Родственными считаются цвета, которые в своем цветовом фоне содержат один общий основной цвет (красный, желтый или синий). Родственные цвета создают впечатление покоя, удовлетворения. Контрастные сочетания показывают динамику. Гармонические пары цветов подбираются либо по принципу подобия (родственные цвета), либо по принципу контраста. Неумело подобранные родственные и контрастные цвета «убивают» друг друга. Белые детали на красном платье приобретают зеленоватый оттенок. Необходимо иметь ввиду, что на светлом фоне все цвета темнеют, на темном – светлеют. При этом чем меньше площадь детали, тем больше она подвержена влиянию соседнего цвета. Родственные цвета сереют один на фоне другого. Правильный выбор зависит и от функционального назначения костюма. Цвет влияет и на форму. Если форма костюма лаконична, имеет четко выраженное плоскостное решение, то костюм не будет выглядеть мрачным при использовании темно – синих цветов. При форме костюма с массивными складками из такой же ткани темно – синего цвета, он будет выглядеть как черный. Эта же форма в светлых тонах будет восприниматься иначе. С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные тона, а для сложной лучше использовать постельные, мягкие цвета. Уравновешенности цвета можно добиться тремя способами: -равным количеством главных цветов; -равной светлотой; -равной насыщенностью. Цветовое решение дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д. Цвет вызывает у человека определенные ассоциации. Приведем таблицу цветовых ассоциаций (13,с.15)
Художественно – конструкторские знания. На уроках трудового обучения используются дизайнерские знания, участвующие в эстетическом воспитании учащихся. Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности. Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений. Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов. Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими, т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры. В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки. В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства: 4. Личная направленность. 5. Психологическая структура деятельности. 6. Уровень развития механизмов мышления. Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления. Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада: 5. Творческое воображение. 6. Зрительное восприятие и зрительная память. 7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели. 8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания. Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно – конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения. Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения, развития конструкторских способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников: - Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала. - Знания свойств материала и элементарной технологии. - Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике. Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании. Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.
ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.) |