|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика формирования звукового анализа у первоклассников при обучении грамоте (раскрыть приемы звукового анализа и синтеза; особое внимание обратить на прием интонирования)Методика — (греч. methodike) – часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Звуковой анализ слов в современной методикепонимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности». В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой. Разновидности звукового метода: - звуковой аналитический метод (от слова к звуку) - звуковой синтетический метод (от звука к слову) Изначально звуковой метод обучения возник в Германии (1527 г.), и его первооткрывателем стал В. Икельзамер. Только после К.Д. Ушинского стало развиваться аналитико – синтетическая деятельность учащихся. Она заключалась в следующем: текст и слова расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и письме из них снова строили слова и их сочетания. Над совершенствованием методики в этом направлении работали: Н.А.Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в 20 веке – С.П. Редозубова, А.И. Воскресенской, Л.К. Назаровой, В.А. Кирюшкина и др. На уроках обучения грамоте немало времени отводится на звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма. Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Осветим одни из основных приемов. К приемам анализа относятся следующие позиции: 1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр). 2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука: а) выделение из предложения звука-слова «и» из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова «а» из предложения: «Это собака, а это кошка»; б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж; в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм — ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к; г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша;. д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.; е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша; ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке — лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к. Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками. Например: звук [д] — дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал. Не рекомендуется приводить примеры, где происходит позиционное чередование.: сад [сат], подставка [потстафка]. 3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный [а]. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые. Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора. 4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных. В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует сам навык чтения. Приемы синтеза: 1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем). 2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки. 3. Чтение слов по подобию: мама — Маша — Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр — сор — сом — сок. 4. Группа приемов, которые требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Для организации таких работ на уроке следует иметь такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное — на доске и индивидуальные — на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал — мала, сор — сорт, рот — крот, мел — смел. Добавление звука в середине слова: плот — пилот, трава — травка. Перестановка звуков: пи-ла — липа, хорош — шорох, лиса — сила и т. п. Перестановка слогов: сос-на — на-сос, но-ра — ра-но и т. п. Отбрасывание звука или слога: сухари — сухарь, машина —: маши и т. п. Добавление слога: на-ша — На-та-ша, мы — мы-ло, са-ни — са-ни-тар; ро-сли — сли-вы и т. п. Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке. Отдельно рассмотрим игровую методику обучения фонемному анализу слова, разработанную Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия: 1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме; 2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно); 3. Назови этот звук отдельно; 4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой. При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется: 1. // -- // -- // 2. // -- // -- // 3. // -- // -- // 4. Определи, гласный он или согласный; 5. Если согласный, то твердый или мягкий; 6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается; 7. Обозначь выделенный звук фишкой. При проведении звукового анализа важны две детали: 1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля; 2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово. В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке: 1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный? 2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его? Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.) 3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор. 4. Охарактеризуй новый звук. Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки. Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе». К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, те-традь, а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова. Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения. В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. (УМК «Школа России»). Кроме вышеперечисленных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках. Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский». В этой игре учитель объясняет особенности этих языков: во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний. И предлагает детям попробовать прочитать слова так, как их прочли бы француз и поляк. Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,— это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают «проблемные» ситуации — развивают - наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.
Решение лингвометодических задач №15, 16, 22, 26, 31, 33, 65, 90, 93, 94, 95, представленные в пособии В.В. Антохиной «Тренажер по методики формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться». 15. Ученики должны были выделить первый звук в слове ЭТАЖ. Укажите ошибочный ответ: 1) [э] 2) [и] Какой прием Вы можете рекомендовать для формирования способа звукового анализа: прием последовательного интонирования звуков в составе слова. 16. Ученики выделили первый звук в слове ОКНО. Укажите ошибочный ответ. Варианты ответа: 1) [о]; 2) [а]. Какой приём следует использовать для формирования у школьников УУД самоконтроля? – Интонирование звуков в слове. 22. Первоклассники выделяли 1-ый звук в слове КОТ. Укажите ошибочные ответы. Варианты ответа: 1)[кэ]; 2) [к]; 3) [ка]. Какие типичные ошибки допущены ошибки? Дети смешали буквы и звуки, не обнаружили навыка УУД осознания способа действия и самоконтроля. 26. Какие из слов, предложенных учителем на уроке чтения для выделения звука [о] отобраны правильно с лингвистической точки зрения? Варианты ответа: 1) огурец; 2) оса; Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |