|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с файламиТип-файл представляет собой последовательность компонент одного типа, расположенных на внешнем устройстве (например, на диске). Элементы могут быть любого типа, за исключением самого типа-файла. Число элементов в файле при описании не объявляется. Работа с физическими файлами происходит через так называемые файловые переменные. Для задания типа-файла следует использовать зарезервированные слова File и Of, после чего указать тип компонент файла. Пример: Туре N = File Of Integer; {Тип-файл целых чисел} С = File Of Char; {Тип-файл символов} Есть заранее определенный в Бейсике тип файла с именем Text. Файлы этого типа называют текстовыми. Введя файловый тип, можно определить и переменные файлового типа: Var
Тип-файл можно описать и непосредственно при введении файловых переменных: Var Z: File Of Word; Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и т.д.). Их можно использовать лишь для выполнения операций с файлами (чтение, запись и т.д.). Элементы файла считаются расположенными последовательно, то есть так же, как элементы линейного массива. Отличие же состоит в том, что, во-первых, размеры файла могут меняться, во-вторых, способ обращения к элементам совсем другой: невозмо:г:'.э обратиться к произвольному элементу файла; элементы его просматриваются только подряд от начала к концу, при этом в каждый момент времени доступен только один элемент. Можно представить себе, что для каждого файла существует указатель, показывающий в данный момент на определенный компонент файла. После проведения операции чтения или записи указатель автоматически передвигается на следующий компонент. Перед тем, как осуществлять ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом при помощи процедуры Assign. Формат: Assign(<Имя файловой переменной>,<Имя файла>); Имя файла задается либо строковой константой, либо через переменную типа Sting. Имя файла должно соответствовать правилам работающей в данный момент операционной системы. Если строка имени пустая, то связь файловой переменной осуществляется со стандартным устройством ввода-вывода (как правило - с консолью). После этого файл должен быть открыт одной из процедур: Reset(<№^ файловой переменной>); Открывается существующий файл для чтения, указатель текущей компоненты файла настраивается на начало файла. Если физического файла, соответствующего файловой переменной не существует, то возникает ситуация ошибки ввода-вывода. Rewrite (<Имя файловой переменной>); Открывается новый пустой файл для записи, ему присваивается имя, заданное процедурой Assign. Если файл с таким именем уже существует, то он уничтожается. После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт процедурой Close. Close(<Имя файловой переменной>); Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись. Теперь paссмотрим непосредственную организацию чтения и записи. Для ввода информации из файла, открытого для чтения, используется уже знакомый вам оператор Read. Правда, в его формате и использовании вы заметите некоторые изменения: Read(<Имя файловой переменной>, <Список ввода>); Происходит считывание данных из файла в переменные, имена которых указаны в списке ввода. Переменные должны быть того же типа, что и компоненты файла. Вывод информации производит, как можно догадаться оператор Write (<Имя файловой переменной>, <Список вывода>);Данные из списка вывода заносятся в файл, открытый для записи. Для текстовых файлов используются также операторы Readln и Writeln с соответствующими дополнениями, относящимися к файловому вводу-выводу. Любопытно, что вывод данных на монитор и ввод с клавиатуры в языке Паскаль тоже являются действиями с файлами. Они даже имеют свои предопределенные файловые переменные текстового типа: Output и Input соответственно. Переменная Output всегда открыта для записи, Input - для чтения. Если не указывать файловые переменные в операторах ввода-вывода (придем к формату, рассмотренному в теме "Операторы ввода-вывода"), то в случае записи по умолчанию выбирается файл Output, в случае чтения - Input. Как вы знаете, любой файл конечен и продолжать чтение из него информации можно лишь до определенного предела. Как этот предел установить? Проверить, окончен ли файл, можно вызовом стандартной логической функции Eof (<Имя файловой переменной>) Она вырабатывает значение True, если файл окончен, и False - в противном случае. Решим следующую задачу: "Написать программу, которая вводит с клавиатуры список фамилий учащихся, а затем распечатывает его, кроме тех учащихся, у которых фамилия начинается с буквы 'Ш'". Так как заранее количество данных не известно, то для их хранения используем файл. Тип элементов - строковый. Program L; Var I,N: Integer; S: String; F: File Of String; Begin {Связываем переменную F с файлом Spis.lst} Assign(F,'Spis.lst'); Writeln('Введите количество учащихся'); Readln (N); Rewrite(F); {Создаем файл для записи} For I:=l To N Do Begin Writeln ('Введите фамилию');Readln(S); Write(F,S) End; Close(F); Reset(F); Writeln('Список учащихся:'); While Not(Eof(F)) Do Begin Read(F,S); If S[1]<>' Ш ' Then Writeln(S) End; Close(F) End. Контрольные вопросы Перечислить основные разделы программы. Какой (какие) из них являются обязательными. Что определяет тип данных Перечислить базовые типы данных Указать разделитель операторов в программе Правила записи операторов ввода и вывода Оператор присваивания. Правила записи. Перечислить встроенные математические функции, указать какой тип значения они возвращают Правила записи арифметического выражения Логические величины и выражения. 10. Назначение составного оператора Операторы условного и безусловного перехода Операторы цикла, сравнительный анализ Использование символьных и строковых величин. Встроенные символьные функции Определение типов Использование в программе одномерных массивов Использование в программе двумерных массивов Назначение процедур и функций. Формальные и фактические параметры. Локальные глобальные переменные. Основные операторы и функции при чтении и записи текстовых файлов
Рекомендуемая литература Аляев Ю.А., Козлов О.А. Алгоритмизация и языки программирования(Pascal, C++, Visual Pascal): Учебно-справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002 Голицына О.Л., Попов И.И., Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. Пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 Гусева А.И., Учимся программировать:Pascal 7.0,, М., "Диалог-МИФИ", 1998 г. Немнюгин С.A. Turbo Pascal, СПб: Издательство «Питер», 2000 Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник для сред. проф. Образования, М.: Издательский центр «Академия», 2003 Угольницкий Г.А. Методы программирования., М.: Вузовская книга, 1999 г.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |