|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нововведение бывает не имеющим никакой основы и добавленным к тому, что имеет основуТакже нововведение делится на не имеющее никакой основы, что именуется как «аль-бид’а аль-хакыкыя», и нововведение, добавленное к тому или иному виду поклонения, узаконенному в шариате, что именуется как «аль-бид’а аль-идафия». См. “Танбих улиль-абсар” 96, “Нур ас-Сунна” 41. Нововведений, не имеющих никакой основы в шариате (аль-бид’а аль-хакыкыя), к большому сожалению весьма много. И это то, на правомочность чего нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, ни единогласного мнения. К их числу можно отнести приближение к Аллаху посредством монашества, запрещать для себя что-либо дозволенное из мирских вещей, считая это благом, и т.п. Например, имам Малик запрещал стояние на солнце, молчание или обет отправиться куда-либо пешком, называя это грехом, когда это относили к поклонению. Имам аш-Шатыби, цитируя имама Малика, сказал: “Вдумайтесь, как Малик запретил стояние на солнце, молчание и обет идти пешком до Шама или Египта и назвал все это грехом! Эти деяния в основе своей являются дозволенными, однако когда их приписали к религии и посредством них решили поклоняться Аллаху, имам Малик назвал их грехами”. См. “аль-И’тисам” 2/534. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ношение шерстяной одежды с целью поклонения Аллаху, является нововведением”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/555. Также имам аш-Шатыби перечисляя виды нововведений, которые внедрили в религию и сделали частью шариата, упомянул: “Из числа этого – придерживаться определенных вещей в строго определенной форме, как например, совместное поминание Аллаха в один голос, или избрание ‘Идом (праздником) маулид – день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-И’тисам” 1/39. Что же касается нововведения, добавленного к поклонению, имеющему основу в шариате (аль-бид’а аль-идафия), то имам аш-Шатыби сказал, поясняя это понятие: “Это когда основа поклонения является узаконенной, однако эта добавка выходит из шариатской основы по причине отсутствия доказательства (на нее)”. См. “аль-И’тисам” 2/140. Таким образом, под «добавленным нововведением» речь идет о том, что примешалось из но-вовведений к поступку, имеющему основу в шариате, как например, после узаконенных слов азана или молитвы добавляется что-то, на добавление или постоянное совершение чего нет никакого указания в религии. Когда имама Ибн Хаджара аль-Хайтами спросили о словах благословения за пророка (мир ему и благословение Аллаха) непосредственно в азане, он ответил: “Основа этого (произнесения азана), является Сунной, но данный вид (произнесение благословения за пророка в самом азане) – нововведение!” См. “аль-Фатауа аль-хадисия” 1/131. Также ученые к такому разделу нововведений относили различные виды поклонения, как молитва, пост и т.п., совершаемые в неузаконенном виде. Как, например, молитва именуемая «рагъаиб». Это намаз в двенадцать рака’атов, который совершают некоторые несведущие люди в первую пятницу месяца Раджаб. Подобная молитва не имеет никакой основы в шариате и является нововведением по мнению имамов всех мазхабов. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/239, “аль-Мадхаль” 1/294. Или же молитва, совершаемая в середине месяца Ша’бан, именуется «салятуль-бараа». Она также относится к числу нововведений в религии, не имеющей шариатской основы. См. “ас-Сунан уаль-мубтади’ат” 156. Для ясности можно привести весьма полезные слова шейха ‘Али Махфуза, который говорил: “Следовать обобщенным текстам, не обращая внимания на разъяснение этого поступками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его оставлениями, является следованием сомнительному, неясному (муташабиху), которое запретил Аллах! Ведь если мы обратимся к обобщенным текстам, не обращая внимания на конкретизацию, то мы откроем огромную дверь нововведениям, которым не будет конца. Вот тебе пример тому, о чем мы говорим: В хадисе у ат-Табарани пришло: «Наилучшее деяние – это намаз». Если брать общий текст этого хадиса, то каким образом молитва рагъаиб и молитва в середине ша‘бана (салятуль-бараа) будет порицаемым нововведением, когда это относится к общему тексту хадиса?! Однако ученые указали на то, что эти два намаза являются скверным, порицаемым нововведением! Второй пример: Аллах говорит: «Призывай к пути Господа своего мудростью и добрым увещеванием». И также говорит: «Поминайте Аллаха много!» Представьте того, кто опираясь на это, решит совершать азан для молитвы двух праздников, молитвы затмения или тарауих. А если мы скажем: «Как ты можешь совершать то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не делал и не повелевал этого делать?!» Он нам ответит: «Поистине, муаззин является призывающим и поминающим Аллаха!» Так каким образом ты предоставишь ему довод и опровергнешь его нововведение?! Третий пример: Аллах говорит: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка, о вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте часто!» Опираясь на это внешнее и обобщенное веление можно приближаться к Аллаху благословением на Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стоя в молитве и в поясном поклоне и земном и в различных местах, в которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) не установил благословения за него! Кто тот, кто установил приближение к Аллаху Всевышнему посредством такого, и будет ли намаз такой правильным, когда нам известен хадис: «Молитесь так, как вы видели совершающим молитву меня»?!” См. «аль-Ибда’» 25. В качестве примера тому, о чем идет речь, можно привести хадис, переданный от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь, он увидел стоящего человека и спросил о нем. Люди сказали: “Это – Абу Исраиль, который дал обет стоять на солнце, и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите ему, чтобы он разговаривал, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведет до конца» ”. аль-Бухари 6704. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел этому человеку соблюдать только пост, запретив все остальное, поскольку пост – это поклонение, которое любит Аллах. А то, что он совершал помимо поста, не являлось поклонением, которое приближает к Аллаху, даже если кто-либо и считает так”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/614. Имам аш-Шатыби сказал: “Поистине, «бид’а хакыкыя» (не имеющая основы) хуже грехом, чем «бид’а идафия» (добавленное нововведение), поскольку оно явно запрещено, является явным противоречием и выходом из Сунны, как заблуждение къадаритов, или непринятие хадисов «хабар аль-ахад», непризнание единогласного мнения, дозволение вина, утверждение о непогрешимости имамов, и тому подобное”. См. “аль-И’тисам” 2/145. Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, разъясняя положения, связанные с «бид’а идафия», сказал, что деяние становится нововведением по причине добавления, искажения или изменения существующего поклонения с одной из шести сторон несоответствия шариату, а это: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |