|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОСПРИЯТИЕ ТОНКОГОУтром, после того, как мы спустились к морю и умылись, Мастер Чу спросил: — Ну что, приступим? — Приступим, - ответил я. - У тебя есть план? — Мешок плана? - усмехнулся он. — Да нет, я серьезно... План, который план действий... — А зачем - план? - Мастер Чу приподнял брови, изобразив на своем лице некоторое подобие удивления. — Ну как же... План, ну... чтобы знать, в какой последовательности что делать... — Планы составляются только для того, чтобы ни в коем случае не быть выполненными. — Да? Однако бывает же такое, что события разворачиваются в строгом соответствии с планом... — А потом в самый решающий момент приходит нескладуха и ты вместе со своим планом оказываешься в глубокой заднице... — Но иногда план все-таки выполняется! - тоном триумфатора заключил я. — Да, - согласился он, - в тех случаях, когда это необходимо, чтобы тебе стало окончательно ясно - ради его выполнения ты чуть не вылез вон из кожи, а это, оказывается, никому ни на фиг не было нужно. — Сдаюсь, - сказал я. - Но каков выход? — Пустить дело на самотек. Пусть все идет, как идет... В любом случае ты ведь не сидишь, сложа руки... И сможешь использовать в своей собственной тренировке любой из элементов того, чему я успею тебя научить. В качестве общей физподготовки, например... Ты ведь все-равно занимаешься ОФП, правда? Гири, штанги, тренажеры разные, беготня по стадиону и пересеченной местности... Ну, и все такое? Да? — Занимаюсь, как же без этого. Времени, правда, уходит уйма... Так ведь ничего не поделаешь: сила и силовая выносливость - они требуют жертв... — Но не таких... С помощью того, чему я буду тебя учить, ты сможешь развить те же самые показатели, а возможно, и еще более высокие, затратив раз в десять меньше времени. И при этом не обременив себя горами тупой мышечной массы. — За счет чего это? — За счет огромного повышения к.п.д. организма. В ходе корректно построенной интегральной тренировки изменяется качество и внутренняя структура органических тканей физического тела. Кости становятся крепче, сухожилия - прочнее, мышцы делаются значительно более "рабочими". При том же объеме, они становятся гораздо плотнее, а их структура - более жесткой. Они обретают способность развивать огромные относительные усилия - гораздо более значительные, чем мышцы, даже очень хорошо тренированные обычными - в том числе наиболее современными - способами. И самое главное - тело в целом делается сознательным. — Как это? — Это невозможно объяснить, это можно только испытать на собственном опыте. — Меня смущает один вопрос - почему тебе не нравится бег? — Я разве сказал, что он мне не нравится? Просто существуют более радикальный способ добиться того эффекта, который дает бег. К тому же способ этот лишен такого серьезного недостатка, как разрушительное воздействие на позвоночник, и обладает рядом дополнительных мощных благотворных воздействий, которых лишен бег. — Ты имеешь в виду плавание?.. — Разумеется. Но не просто плавание... — То есть? — Плавание в режиме тренировки - интенсивное плавание правильными спортивными стилями. Правильность стиля имеет огромное значение. Техника спортивного плавания аккумулировала в себе опыт взаимодействия человеческого тела с водной средой, который исчисляется десятками, если не сотнями, тысячелетий. Только хорошо владея современной техникой, можно превратить плавание в одну из самых эффективных энергетически значимых составляющих интегральной тренировки. Потом я расскажу тебе, как это сделать. А может быть, ты и сам в какой-то момент обнаружишь, что именно нужно изменить в каком-нибудь из современных спортивных стилей - например, в брассе - для того, чтобы плавание мгновенно превратилось в технику, представляющую собой нечто среднее между жестким цигун и йоговской пранаямой. — Йоговской? — А что? Йога в ее изначальном виде, наряду с различными школами цигун, является классическим типом интегрального тренинга. Причем очень мощным... — А мне почему-то казалось, что йога - это несколько десятков поз, из которых широко используются лишь наиболее элементарные. В основном с терапевтическими целями. Типа - "скрути свое тело вот в этакую фигу, и твой геморрой мигом улетучится, а если ты к тому же сумеешь еще и без посторонней помощи раскрутиться, то он, возможно, больше не вернется". И все это приправлено грандиозными массивами ни к чему не ведущего досужего трепа на отвлеченные темы. Другие - те просто многоумственно сотрясают воздух, а эти - еще и в позах... Впрочем, видел я как-то одну книжку - индус там такой упитанный... Очень сложные вещи... Но чтобы кто-то их практически использовал... Разве что ты. В большинстве случаев они говорят, что сложные упражнения ни к чему, того же самого можно добиться с помощью элементарных. А сами даже ходить-то толком не умеют... — А кто умеет? — Согласен. Человек, который просто красиво ходит, встречается крайне редко. Большинство - как на костылях, особенно женщины. — Вот видишь, и йога здесь ни при чем. Просто то, что в мире людей сейчас называют словом "йога", в большинстве случаев является профанацией. Мастеров, которые действительно владеют и обучают стилям истинной йогической практики, можно пересчитать по пальцам. И все действительно стоящие школы обладают одной общей чертой - это очень современное использование сложных древних тренинг-технологий. Конечно, таких школ не больше, чем мастеров... Люди остаются людьми, и, чем бы они ни занимались, кем бы себя ни провозглашали, очень и очень немногим удается вырваться из замкнутого круга. Большинство так и остается дилетантами - в чем угодно, не важно в чем именно. И особенно в йоге, ведь, по большому счету, это - самый сложный и самый эффективный путь развития осознания из всех, которыми располагает человечество. Не имеет значения, какой из вариантов мы возьмем - классическую йогу, тибетскую, даосскую - вьетнамскую зыонг-шинь или китайский цигун... И все разговоры о том, что сложные техники не нужны... — Есть досужий треп профанаторов, которые абсолютно некомпетентны в том, о чем берутся судить. Простые техники хороши для того, кто прост и слаб, потому что для таких людей даже самые несложные вещи представляют собой вызов на пределе возможностей. А для того, чья энергетическая структура начинает развиваться и усложняться, они на каком-то этапе себя исчерпывают и ничего не могут дать с точки зрения развития сознания и накопления самоосознания. И приходится искать более сложные и комплексные вещи. Древние мастера были очень мудрыми и исключительно практичными людьми. Вряд ли они стали бы выдумывать все эти сверх-замысловатые фокусы, если бы можно было ограничиться элементарными. В отличие от магов, которым зачастую свойственно нагромождать ритуалы друг на друга только лишь из любви к искусству, мастера йоги всегда старались сжать практику, извлечь из нее максимум эффекта при минимуме затрат, выбросить все, без чего можно обойтись, а то, что осталось, плотно "упаковать" в гармоничные и с точки зрения психоэнергетического эффекта очень точно построенные ряды. Ты же видел, как я тренируюсь... — То есть, ты хочешь сказать, что твоя тренинг-технология тоже имеет какое-то отношение к йоге? — Конечно. — Но ты все делаешь в динамике... — Не все... Ты еще очень многого не видел. Но кое-что - действительно в динамике. — А я почему-то всегда считал, что йоговские позы - асаны, да? - это сугубо статические упражнения. Типа - сел в лотос и сидишь до посинения, и ждешь чего-то... Слово "асаны" я произнес так, как слышал когда от кого-то из киевских йогов - с ударением на втором слоге: "асАны". — Полностью статический режим практики Асан, - он произнес это слово с ударением на первом слоге, - режим полной остановки - существует, но до него еще нужно добраться. В этом режиме практикуются наиболее сложные элементы, обладающие особо мощным и глубоким направленным воздействием на энергетическую структуру. Режим полной остановки - ключевой, но отнюдь не основной. Им нужно уметь пользоваться, иначе он может превратиться даже в весьма радикальное средство саморазрушения. Кроме того, он становится по-настоящему действенными только после того, как энергетическая структура уже основательно проработана текучей динамической практикой, в которой присутствует множество самых разнообразных движений и форм. Энергетическая структура должна быть "ознакомлена" со всем, что может встретиться на пути ее развития. Иначе она не сумеет эффективно использовать возможности, раскрываемые перед ней глубокой практикой тех или иных конкретных элементов. Ну, и потом, асана - только один из практических методов. Существуют и другие, и они не менее важны... — А может быть - и более, - вставил я. — Нет, не более. Решающее значение имеет все. Если находится на своем месте... - Ты сам поймешь это, когда увидишь, насколько значительные изменения интегральная тренировка внесет в твою жизнь. Жизнь станет наполненной, в нее войдет несокрушимая сила. — Да я, вроде бы, и так не жалуюсь на пустоту: в моей жизни всего, что мне нужно - по самые уши... — Ты говоришь так потому, что не представляешь себе, какой может быть жизнь того, кто превратил себя в многомерное существо интегрального Мира. Твоя жизнь станет совсем другой, совершенно не похожей на жизнь подавляющего большинства обычных людей. Вероятно, у тебя даже возникнут проблемы с тем, чтобы оставаться таким же, как все, и ничем не показывать, что ты - другой. Или заставить окружающих признать за тобой право быть не таким, как они, что еще сложнее. Но если ты сумеешь это сделать, то, чем бы ты ни занимался в обычной человеческой сфере деятельности - умственной работой, спортом, искусством, отдыхом, физическим трудом, войной, благотворительностью - твое дело от этого только выиграет, ибо действия твои будут становиться все более и более осознанными. В особенности, если ты будешь заниматься бизнесом, поскольку это - особая сфера повседневной войны, в которой искусство быть безупречным воином и умение осознанно действовать в тонких мирах дают поистине фантастические преимущества. Ну, и потом - в конечном счете тебе ведь все равно рано или поздно придется сформировать собственную тренинг-технологию, которая будет оптимальной именно для тебя. — Я думал, это сделаешь ты, научив меня всему, что мне нужно... — Это под силу только тебе самому. Никто, кроме тебя, не может знать, что нужно именно тебе... Все, что могу я - это помочь тебе, показав свои техники. Я могу изложить основные принципы, которые придают тренировочным алгоритмам их эффективность, научить тебя пользоваться некоторым приемами целенаправленного изменения энергетического статуса, рассказать, какие ощущения и моменты видения тонкого чему соответствуют, но я не могу ничего сделать вместо тебя. Я не могу пройти за тебя тот твой путь, который - только твой. И один лишь ты можешь решить, каким образом ты будешь двигать ногами, чтобы его пройти. Главное - чтобы ты отдавал себе отчет в том, куда идешь, чтобы каждое твое действие в каждое мгновение твоей жизни было направлено на развитие осознания. На пути к Великому Пределу желательно избирать самые короткие тропы. И в большинстве случаев они оказываются далеко не самыми прямыми. Пространство и время обладают собственной кривизной, и то, что кажется нам прямым, не вписывается в замысловатый рисунок их силовых линий. Прямолинейные действия всегда обходятся нам намного дороже, чем действия, текущие сквозь пространство и время сообразно собственной структуре этих категорий. — Но как это соотносится с тренировкой? — Главное - видеть цель. Знать, ради чего ты действуешь. Сформировать волевую матрицу состояния, к которому ты стремишься. И тогда твоя воля, управляя потоками Силы в твоей энергетической структуре, будет последовательно приводить ее конфигурацию в соответствие с этой матрицей. Тебе же достаточно будет просто следить за тем, чтобы твои тренировочные действия были энергетически наполненными. — Что значит - "энергетически наполненными"? — Каждое твое движение, каждая поза и дыхание, каждая мысль и побуждение в ходе тренировки должны быть направленными не на изменение распределения материи в трехмерном пространстве физического мира, а на целенаправленное изменение состояния энергетической структуры в целом. — Но для этого мне необходимо каким-то образом ощущать то, что в ней происходит... Как вчера, когда ты показывал мне исходное место. — Ты прав, - сказал он. - Но дело в том, что необычные ощущения и элементы видения тонкого, с которыми ты сталкивался до сих пор, и в том числе - вчера, были обусловлены наведенными извне изменениями состояния твоего сознания. Причины этих изменений сейчас для нас не важны. Значение имеет лишь то, что в обычном своем состоянии ты ничего подобного не испытываешь. И в то же время, главное, что превращает обычные физические упражнения в элементы интегральной тренировки - это способность ощущать тонкие энергетические потоки в теле, находясь в нормальном состоянии сознания. Мы не можем управлять ими, если их не чувствуем. С другой стороны, только научившись их ощущать и ими управлять, мы можем овладеть искусством целенаправленно изменять состояние сознания, чтобы интенсифицировать восприятие тонкого. Верно? — Пожалуй... Получается нечто вроде замкнутого круга... — Только на первый взгляд... Весь фокус в том, что потоки эти всегда существуют в теле всякого человека. Любое движение физического тела неизбежно сопровождается изменениями распределения энергии в теле тонком. То, насколько значительны эти изменения - другой вопрос, но они всегда имеют место. Иначе не может быть, ведь плотное и тонкое - ОДНО. А не ощущаем мы этого только потому, что не замечаем. Мы просто-напросто не обращаем внимания на то, что в нас уже есть. Наше внимание узурпировано множеством других, более заметных, вещей, в особенности - физическими ощущениями, эмоциями и внутренним текстом - непрерывным потоком мыслей и образов, существующих в рассудочной части нашего сознания, но в большинстве своем ни к чему не ведущих... — Внутренний текст? - перебил я. - Но ведь любой человек всегда о чем-то думает. Даже во сне... И время от времени это выливается в достаточно интересные, так сказать, творческие выходы... Разве может быть иначе? — Внутренний текст - своего рода "мыслительный белый шум" - глобальная помеха. Конечно, иногда из этого шума "выскакивают" довольно-таки занятные идеи и соображения, однако энергетические затраты на единицу таких "полезных выходов" несоизмеримы с их реальной ценностью. При целенаправленной концентрации внимания того же результата можно добиться, затратив в тысячи раз меньше энергии. — Однако зачем-то внутренний текст все же существует... — Он помогает нам сохранять целостность той картины мира, которую рисует наше восприятие. Главная роль внутреннего текста - не само по себе пожирание свободной энергии, а фиксация внимания на деятельности рассудочной части нашего сознания, которая соответствует физической составляющей нашей энергетической структуры. Именно ради этого человеческое существо идет на такую, казалось бы, неоправданную расточительность. Мы не можем эффективно и полностью адекватно действовать здесь, находясь в измененном состоянии сознания, а на то, чтобы совместить измененное его состояние с нормальным, нам не хватает энергии. Поэтому внутренний текст фиксирует состояние сознания. Дабы предотвратить неожиданные спонтанные смещения диапазона восприятия. — И потому, когда поток внутреннего текста прекращается... Картина мира раскалывается, и сквозь ее проломы в сферу нашего восприятия врывается тонкое, принадлежащее метафизической реальности параллельных миров. — Насколько я понимаю, для того, чтобы научиться устойчиво видеть тонкое, необходимо избавиться от внутреннего текста... — Да. Но попытки сделать это, что называется, "в лоб" в большинстве случаев бесперспективны. Внутренний текст является одним из критических факторов успешного выживания человека в этом мире, поэтому бороться с ним самим бессмысленно. Он найдет все способы избежать любых твоих уловок. Единственный способ заставить внутренний текст исчезнуть - исчерпать его. — Исчерпать? Каким образом? — С помощью упражнений изменив состояние энергетической структуры. Я уже говорил: наше восприятие ограничивается физическим миром не от хорошей жизни, а только лишь потому, что в обычном состоянии у нас просто не хватает энергии ни на что, кроме более-менее адекватного функционирования в трехмерном пространстве. Если в обычном состоянии обычный человек начинает воспринимать тонкое, то попытки справиться с новыми аспектами картины мира пожирают такое количество энергии, из которой состоит его энергетическая структура, что он разваливается буквально на глазах под ударами болезней и превратностей судьбы. Если же концентрация энергии в энергетической структуре существенно повысится, то, по достижении ею некоторой величины, расширение восприятия и захват им отдельных аспектов реальности параллельных тонких миров перестанет быть угрозой способности человеческого существа адекватно выживать в физическом мире. Более того, это даст ему дополнительные силы, не свойственные обычным людям. Энергетическая структура почувствует, что, владея этими силами, она может выживать даже более эффективно, и не только выживать, но и накапливать дополнительное самоосознание. И дальнейшему расширению восприятия будет дан зеленый свет. С этого момента начнется осознанная целенаправленная эволюция конкретного человеческого существа. — Я бы назвал это не эволюцией, а революционным скачком... — Н-да, пожалуй, в известном смысле ты прав... — Что необходимо, чтобы физические упражнения стали средством накопления энергии в тонких составляющих энергетической структуры? — Текучесть и энергетическая наполненность каждого движения. Каждый элемент тренировочной техники должен становиться событием не только в физическом мире, но и в параллельных тонких мирах. — Как этого добиться? — По краям диапазона восприятия обычного здорового человека всегда имеется небольшой "люфт". Его наличие обусловлено тем, что хоть какой-то, пусть небольшой запас свободной энергии в системе все-же имеется. Представь себе обыкновенную логарифмическую линейку - это диапазон восприятия. А бегунок с рамкой на этой линейке - внимание. Сдвинув обычное внимание на самый край восприятия и немного сместив восприятие в пределах его естественного "люфта", человек может заметить тонкие процессы, сопутствующие движениям тела. А затем стараться строить движения так, чтобы их тонкие аспекты становились все более и более заметными, чтобы поток ощущений внутренних и внешних энергетических процессов не прерывался ни на мгновение. Именно для этого требуется текучесть. Нарушение текучести движения влечет за собой "срыв" потока, и ощущение тонкого теряется. Но если человеку удается добиться текучести в во время тренировки все время отслеживать тонко-энергетические потоки в теле, то энергия начнет накапливаться, и очень скоро тонкие составляющие упражнений выйдут на первый план, превратившись в доминирующий фактор. И дальше уже они будут вести тело в процессе тренировки. А на каком-то этапе плотность суммарного потока энергии в тонких составляющих энергетической структуры достигнет некоторой критической точки, после чего внутренний текст сам собой растворится за ненадобностью, отпустив на волю внимание и высвободив массу дополнительной энергии. — Но с чего конкретно следует начинать? — С того, чтобы обратить внимание на ощущения в физическом теле, которые сопутствуют прохождению тонких энергетических потоков. — Магической силы ци... — Точно. Или праны, хотя ци и прана - несколько разные вещи... В любом случае, все упирается в ощущения. Фактические ощущения. Не визуализации, и не то, что создано воображением. Нафантазировать и придумать себе можно все, что угодно... Но это - не то. Ценность имеют только конкретные физические ощущения. Любая работа с тонким - это работа прежде всего с ощущениями - тактильными, слуховыми, визуальными... — Хорошо. Скажи мне теперь, на что похожи ощущения, за которые можно "зацепиться" вниманием в самом начале? — Принято считать, что существует пять основных типов ощущений, которые присутствуют в теле любого человека и соответствуют протекающим в нем тонко-энергетическим процессам. К первому типу относится ощущение мягкой волны неопределенного качества, прохождение которой сопровождается пробеганием по коже "мурашек". Если интенсивность тонко-энергетического потока достаточно высока, то даже волоски на поверхности кожи при этом заметно вздыбливаются. Ощущения второго типа подобны ощущениям первого типа, но внутри тела при этом чувствуется поток вибраций, похожий на электрический ток. Тебе когда-нибудь приходилось совать палец в патрон, из которого лампочку выкрутили? Так, чтоб там двести двадцать было?.. — Ну, приходилось, - ответил я. - В детстве. Кошмарное, надо сказать, ощущение. — Вот второй тип очень на него похож, но только во много раз мягче... — А третий? — Третий - такой же, как второй, но вибрации более насыщенные, и им сопутствует поток теплоты. А вот четвертый тип качественно отличается от первых трех. В нем уже присутствует ощущение Силы. Ощущения четвертого типа - это перемещение внутри тела по определенным каналам некоторой субстанции, несущей "чувство силы". Степень структурированности "каналов" может быть различной - от размытых потоков, приближенно повторяющих основные крупные формы тела и образующих в определенных местах более или менее явственно воспринимаемые вихри достаточно больших размеров, до жестко привязанной к меридианальной системе сети, с "острыми" точечными вихрями в местах, где находится биологически-активные точки. — Биологически-активные точки - это куда экстрасенсы иголками колют, что ли? — Экстрасенсы иголками колют, как правило, не туда, но в общем-то - да... — А пятый тип? — Ощущения пятого типа - это ощущения мощного потока мягких и текучих, но в то же время очень упругих вибраций, от которых по телу пробегает волна ярко выраженных непроизвольных мышечных сокращений. Когда человек испытывает ощущение подобного рода, со стороны кажется, будто его бьет крупная дрожь. — Но ни один из пяти описанных тобою типов ощущений и близко не соответствует тому, что я воспринимал вчера... — То, с чем ты столкнулся вчера, доступно далеко не всем, так как относится уже к элементам видения тонкого. Уровней и вариантов видения тонкого - масса, все зависит от того, куда и насколько смещено или расширено твое восприятие, какой из слоев параллельной реальности Мира ты воспринимаешь. Однако это уже - совсем другое. Я же сейчас говорю об ощущениях, присутствующих в физическом теле каждого человека, о том, что необходимо заметить в себе, чтобы быстро превратить обычные физические упражнения в техники психоэнергетического тренинга - элементы интегральной тренировки. По мере практики эти ощущения развиваются и трансформируются как по качеству, так и по интенсивности, и на некотором этапе могут стать импульсом к развитию способности видеть тонкое. — Понятно. А ты не мог бы рассказать мне еще и о приемах, с помощью которых их можно отследить? Ну, хотя бы частично... — Рассказать? Нет. Я могу их тебе показать. Ты попробуешь и все почувствуешь сам. Идет? — О'кей, - с подозрительной для меня самого готовностью согласился я. Мастер Чу внимательно посмотрел на меня и усмехнулся, но ничего не сказал. — С чего начнем? - бодро поинтересовался я. — С языка. Ответь мне вот на какой вопрос: что делает твой язык, когда ты тренируешься? — Ничего. Я не оратор, не певец и не драматический актер. И потому к моей тренировке язык не имеет никакого отношения. Он просто лежит себе во рту - ненавязчиво так... — М-м-м, сейчас, подожди, я вспомню, как там... Ага, вот: "Куда бы йогин ни направлялся и что бы ни делал, он всегда держит язык повернутым кверху и дыхание свое замедляет. Такова набхо-мудра, которая отгоняет от йогина все болезни." Это - "Гхеранда-Самхита" - один из ключевых трактатов по йогической практике. Он был написан в средние века, то есть тогда, когда психоэнергетические принципы и технология интегрального тренинга в йоге были уже основательно разработаны. Набхо- или набхи-мудра - символ неба. Так называется положение языка, при котором его кончик касается передней части неба у основания верхних зубов. — Ну, с замедлением дыхания, допустим, все понятно - чем длиннее дыхание, тем длиннее жизнь. Это я слыхал, и не раз. Но при чем здесь язык? — Язык замыкает внутренний орбитальный контур тонкого тела - малый небесный круг Силы. Если он просто свободно лежит во рту, не прикасаясь к небу, контур малого круга разомкнут, и накопления Силы в системе не происходит. Поступающая при вдохе тонкая энергия рассеивается при выдохе. Это подобно мельничному колесу: пока вода течет на него, оно вращается, однако вода утекает прочь, и стоит ее потоку прекратиться, как колесо остановится, раз-другой провернувшись, возможно, по инерции. Если язык касается неба, задняя восходящая ветвь малого небесного круга соединена с передней нисходящей, контур замкнут, и энергия, поступившая в систему со вдохом, включается во внутреннюю циркуляцию, накапливаясь в тонких составляющих энергетической структуры. А растянутое насколько возможно дыхание делает процесс поступления энергии в систему максимально эффективным. Непрерывное чередование очень длинных, медленных и полных вдохов и выдохов является одним из самых действенных способов уплотнения потоков Силы в энергетической структуре. Мы еще вернемся к этому. А сейчас давай разберемся с языком. — Разберемся? Но разве недостаточно просто привыкнуть все время держать язык так, чтобы кончик его касался передней части неба позади основания верхних зубов? — В большинстве случаев - достаточно, однако я считаю, что имеет смысл знать некоторые дополнительные детали. Дело в том, что небо имеет три зоны, каждая из которых по-своему влияет на поток Силы в замкнутом контуре малого небесного круга. В зависимости от того, в какой точке язык замкнут на небо, в системе преобладает поток силы той или иной стихии. — То есть? — Передняя часть неба - точка ветра или воздуха, середина в области границы твердого и мягкого неба - точка огня, мягкое небо в задней части - точка воды. Обычно язык держат замкнутым на точку ветра, ибо сила ветра универсальна. Такой вариант символа неба называется воздушным символом неба - вайю-набхи-мудрой. Однако иногда случается, что в системе нарушается баланс сил. Для его восстановления бывает необходимо несколько подкорректировать качество основных потоков. В таких случаях прибегают к помощи огненного небесного символа - агни-набхи-мудры или водного небесного символа - джала-набхи-мудры. В зависимости от того, силы какого рода не хватает в системе. Воздушный небесный символ нейтрален, это - просто способ накопления энергии действия. Огненный небесный символ при злоупотреблении может привести к возникновению в теле излишней сухости и избыточного жара. Если продолжать упорствовать в накоплении огня, возможно даже возникновение воспалительных процессов в тканях органического тела. Первыми обычно не выдерживают суставы - они начинают сохнуть и хрустеть, поскольку нарушается баланс жидких сред, и суставам не хватает смазки. В таких случаях целесообразно воспользоваться водным символом неба - он компенсирует избыточность силы огня. Однако существенное преобладание силы воды - это тоже не очень хорошо, так как зачастую ведет к возникновению так называемых болезней холода. В худших случаях это может проявиться как новообразования, в том числе - злокачественные. Такое случается, когда, будучи не в состоянии справиться с болезненно избыточным огнем, организм начинает в точке его максимальной концентрации необузданно накапливать силу воды, и из-за недостаточности личной силы процесс выходит из-под контроля. Если ты в какую-либо сторону смещаешь баланс сил стихий, ты должен вполне отдавать себе отчет в том, зачем ты это делаешь, и четко контролировать процесс. — То есть лучше всего пользоваться символом неба в его воздушном варианте? — Пожалуй. Впрочем, всегда можно проверить, какой из вариантов в данный момент наиболее уместен... — Как? — Встань прямо, ноги на ширине плеч и чуть согнуты в коленях. Ступни располагаются параллельно друг другу, руки свободно опущены вдоль тела. Хорошо... Теперь проведи языком по небу от основания верхних зубов до самой задней точки, куда сможешь дотянуться. Я сделал то, что он велел. И едва мой язык начал скользить по поверхности неба, как я тут же ощутил внутри тела нечто - словно из головы вниз обрушился мягкий, но мощный поток чего-то похожего на теплый электрический душ. По поверхности тела побежали мурашки. Взглянув на кожу, я увидел, как волоски на ней встали дыбом, и вся она покрылась пупырышками. Они волной пробежали от головы до пяток. Я довел язык до самой задней части мягкого неба, но больше ничего не произошло. — Ух-ты! - воскликнул я. - Только начал - сантиметр, максимум два - и сразу это... — Что означает: в твоем нынешнем состоянии для тебя оптимальна вайю-набхи-мудра - воздушный символ неба. Его можно использовать всегда, в отличие от огненного и водного вариантов воздушный вариант абсолютно безопасен... Если тебе нужна сила огня или сила воды, ощущение потока возникает, когда кончик языка достигает соответствующей точки. Очень просто... Кстати, ты можешь пользоваться набхи-мудрой и для того, чтобы восстановить баланс энергетических потоков в правой и левой половинах тела. — Каким образом? — Проведи языком по правой стороне неба - возле самой десны... Выполнив это, я ощутил, как уже знакомый мне теплый электрический поток, распространяясь из головы, заливает правую половину тела. Мастер Чу внимательно на меня смотрел. — Теперь - по левой стороне, - сказал он, когда ощущение потока растворилось за пределами тела, покинув его сквозь кисти рук и ступни. Я сделал. Поток заполнил левую половину тела. — А теперь повтори несколько раз - до тех пор, пока ощущение потока не исчезнет вообще. Я выполнил его указание и с некоторым удивлением обнаружил, что после третьего раза ощущение потока больше не появлялось ни в одной из половин тела. Мурашек на коже тоже не было. — Все, - сказал Мастер Чу. - Больше повторение интенсивной набхи-мудры тебе ничего не даст. Ты достиг исходного уровня энергетической полноты в обеих половинах тела. Для дальнейшего накопления энергии нужно воспользоваться приемами, уплотняющими поток. Но главного мы достигли - ты предъявил своему вниманию ощущения в физическом теле, сопутствующие прохождению тонкоэнергетических потоков, и теперь оно не сможет их не замечать. — И много существует приемов, уплотняющих поток? — Да, немало. — Однако с языком они уже не связаны?.. — В основном - нет, хотя... — Хотя что? — Есть одна исключительно мощная "языковая" техника, которая немыслимо уплотняет самый главный - центральный - поток Силы и чуть ли не мгновенно изменяет энергетический статус человеческого существа. Но она очень сложна и освоение ее требует недюжинного терпения. И, честно говоря, без нее вполне можно обойтись. — Но ты все же расскажи мне о ней. Так, на всякий случай... — Хорошо. Эта штуковина называется кхечари-мудра - символ небесного восхождения. Иногда ее еще зовут символом лунной росы. Мастер Чу на минуту задумался. — Знаешь что, - сказал он после паузы, - я не буду тебе ничего рассказывать, а просто попытаюсь вспомнить выдержки из классических трактатов. Думаю, этого будет достаточно. Я, конечно, не могу гарантировать точного соответствия оригиналу, поскольку напамять эти тексты не учил, но за передачу сути - ручаюсь. И потом, существует столько разных переводов... Причем отличаются они иногда друг от друга в самых принципиальных моментах. Так что, наверное, с моей стороны даже корректнее будет излагать выдержки из трактатов в собственной интерпретации. В конце концов, ты ведь у меня сейчас учишься, а не у неизвестного переводчика... Прежде, чем начать, он еще немного помолчал. — "Разрезая подъязычную связку, шевели языком неустанно, вытягивай его пальцами и, смазывая свежим маслом из молока коровы, тяни ежедневно железными щипцами, дабы, удлинившись изрядно, достиг он того места, что между бровями. Тогда длина его будет достаточной для кхечари. Внутри рта медленно поверни язык назад и двигай посередине неба. Плотно закрыв языком отверстия ноздрей, те, что выходят в горло, позволь дыханию остановиться. Глаза же пусть посередине встретятся, обратившись к межбровью. Так наступает кхечари. Ни умопомрачению, ни голоду, ни жажде, ни усталости, ни болезни, ни старости, ни даже смерти не подвластен мастер, достигший кхечари. И тело его делается сияющим телом Бога. Огонь не обожжет и ветер не иссушит это тело, от воды оно не раскиснет, и змей жалящий не будет страшен ему..." Это - "Гхеранда-Самхита". А вот - из "Хатха-Йога-Прадипики": "Поверни язык назад, пусть войдет он внутрь черепа. Такова кхечари. Подъязычную связку подрезая, вытягивай язык, пока не достигнет он места между бровями. Ножом чистым и остротою подобным листьям травы на волос подрежь связку, что держит язык снизу. Затем вотри в рану смесь соли и куркумы. Подожди семь дней, и после вновь подрежь. Шесть месяцев пройдет, и связка под языком перерезана будет. Перевернув язык назад, дотронься им до места, где сходятся три потока..." — Что за три потока? - перебил я. — Я не хочу тебе сейчас рассказывать о них. Ты должен увидеть их сам. Слушай дальше: "Мастер, который повернул язык вверх хотя бы на пол-мгновения, все недуги одолевает, а также старость и смерть вместе с ними. Не бывает болезни, ни смерти, ни забытья, ни помрачения ума, ни желания, ни голода, ни жажды для того, кто овладел кхечари-мудрой. Ни карма не властна над ним, ни даже само время. Кхечари - такое имя дали ей мудрые, ибо, практикуя ее, воплощенный ум достигает неба и выходит за пределы времени. Отверстие неба закрыто кхечари, и семя не покинет йогина, даже если он держит в объятиях любимую женщину. За пятнадцать дней побеждает смерть тот, кто повернул язык вверх, умом сосредоточась, и поглощает нектар луны. Тело же, наполненное нектаром, никогда не подвержено действию яда, пусть хоть ужалит его змея. Огонь горит, пока есть дрова, светильник не гаснет, пока масло есть, и душа не покинет тело, наполненное нектаром Луны. Он может есть мясо коровы каждый день, и может пить вино, но все равно я назову его принадлежащим к самой высокой касте. Войдя в отверстие горла, язык порождает жар, заполняющий тело, и поток нектара течет от этого с луны..." — Что такое "луна"? — Центр тонкого тела в середине головы - центр поля верхнего света. В нем осуществляется взаимодействие между энергетической структурой человеческого существа и нисходящим Универсальным Потоком Силы. — Что это за поток? — Не спеши, сегодня ночью ты все узнаешь. Я не буду рассказывать тебе о Потоках Силы до тех пор, пока ты сам не сможешь их воспринять. Я не хочу, чтобы ты начал выдумывать мультики. А соблазн очень велик, поверь мне... Пусть лучше сейчас ты не все поймешь, но зато потом будешь воспринимать то, что есть, а не то, что сам себе нафантазировал. — А что будет сегодня ночью? — Увидишь... Еще несколько слов, тоже из "Прадипики": "С луны течет нектар - сущность тела, и здесь смертные находят смерть свою. Если не практиковать кхчари-мудру, совершенство тела недостижимо..." — Темный лес, - сказал я. - Но впечатляет. — Темный лес - это только пока. Уверяю, рано или поздно ты сумеешь в этом разобраться. — Будем считать, что я тебе поверил, - сказал я, - но вот что меня смущает: не слишком ли радужные перспективы? Завернул язык вверх - и чуть ли не мировое господство у тебя в кармане. — "Умом сосредоточась" - вот в чем весь фокус, - объяснил Мастер Чу. - Просто вверх язык завернуть - дело нехитрое. Но тоже достаточно полезное... — А связка?.. — Резать не обязательно. Можно пальцами себе помочь. Указательными пальцами обеих рук. "Умом сосредоточась" - вот ключ. — Все равно как-то сомнительно... Может, это все о чем-то другом? — Я тоже раньше так думал. Но потом обнаружил интересную вещь: в этих текстах ВООБЩЕ НЕТ ИНОСКАЗАНИЙ. Каждый из них - очень точная технологическая карта. Вся проблема в том, чтобы правильно ее интерпретировать и корректно использовать. А это в последнее время почему-то мало кому удается. Люди ищут какой-то скрытый смысл там, где все лежит на поверхности и сказано более чем прямо. — Допустим, я с тобой согласился. А сроки? "Победит смерть за пятнадцать дней"... Даже если принять то, что это в принципе возможно, остается вопрос: разве такие радикальные изменения достижимы за столь короткие промежутки времени? Если верить китайцам, на это требуются десятки, а то и сотни лет... — В этом отличие даосских йогических техник от практик белой расы. У даосов все очень точно, постепенно и размеренно - от плотного к тонкому. Зато результат почти гарантирован. Классическая йога - это техника прорыва, путь через пропасть по кромке отточенного подобно бритвенному лезвию клинка. Плотное и тонкое развиваются параллельно... — Погоди, - перебил я. - Насколько мне известно, в даосских системах, тоже имеются очень жесткие техники, в которых работа идет на грани выживания. Особенно там, где в качестве тренировочного средства используются боевые искусства... — Мы говорим о разных вещах. Ты путаешь конкретные приемы психофозического тренинга с принципиальным подходом к развитию осознания. Ты говоришь о тактике, а я - о стратегии тренировки. В йоге белой расы все сжато и сконцентрировано в очень емкие и точные технологические комплексы, которые не рассчитаны на тысячекратное повторение одних и тех же последовательностей движений. В них нет ничего лишнего, а психотехника, тонкая энергетика и физический тренинг слиты в единое целое и задействуют все аспекты человеческого существа на пределе его возможностей. В отличие от дальневосточных стилей даосской йоги, в которой творчество и потому - собственно развитие осознания начинаются только после того, как базовые техники отработаны до автоматизма, более западные стили с самого начала заставляют практикующего брать на себя всю полноту ответственности за каждое свое действие, слово и мысль. Я бы сказал, что йога - занятие для настоящих сильных мужчин, если бы в своей жизни не сталкивался с женщинами, которые оказывались в тысячу раз умнее и сильнее самых сильных и самых умных мужиков. Мужская психика имеет одно подлое свойство: как только мужик убеждает себя в том, что он - истинный мужчина и великий воин, неважно, в какой области, он тут же фантастически тупеет, превращаясь в самовлюбленную нечувствительную скотину. И на его развитии как разумного самоосознающего существа можно ставить большой жирный крест китайскими чернилами "Юность". А если у него к тому же еще и с чувством юмора напряженка, то помочь ему уже не в силах никто и ничто... — Почему - китайскими?.. — Водой не смываются после того, как высохнут... Отсутствие чувства юмора - то, что высушивает чернила... Короче, как бы то ни было, сжатые сроки, упоминания о которых то и дело встречаются в йогических трактатах - отнюдь не преувеличение. Конечно, методы даосских направлений в йоге менее опасны. Ошибки и некорректности, допущенные в классической практике, обходятся порой немыслимо дорого и зачастую бывают необратимыми... — Тогда у меня закономерно возникает шкурный вопрос: а ты можешь гарантировать. что я не допущу ошибок? Я ведь тоже, вроде бы - мужик... — Нет. — Что, я - не мужик?!! — Ты-то - как раз мужик, и это - одна из причин, по которым я не могу гарантировать, что ты не ошибешься... Хотя и женщинам тоже свойственно забредать не туда... — Не будем о женщинах, ты лучше скажи, кто может гарантировать? — Никто. Единственно возможные гарантии - в твоей собственной решимости, отрешенности и умении смеяться над самыми серьезными вещами, в первую очередь - теми, которые касаются тебя самого... Смеяться над тем, что и так смешно - дело нехитрое. Хотя, на поверку обычно самыми смешными оказываются именно те вещи. к которым мы относимся с наибольшей серьезностью... — А если меня это не устраивает? Если я не хочу? Если мне нужны более основательные гарантии? — Поздно... И потом, зачем попусту сотрясать воздух, строя предположения о том, чего нет?.. Тебя устраивает то, что ты сейчас из себя представляешь? — Да... то есть нет... Нет. — Ты намерен оглядываться на прошлое или возвращаться назад? — Нет. — Тебе страшно? — Да. — И этим все сказано. Ты просто боишься и потому ищешь лазейки. Но страх можно уничтожить, только привыкнув иметь дело с тем, что пугает, и как следует это изучив. Страх есть прежде всего страх перед неизвестностью. И потому знание - единственное, чем уничтожается страх. Так что - вперед! Следующим нашим шагом будет изучение связи между ощущением энергетических потоков и движениями глаз. — Движениями глаз? Ты хочешь сказать, что восточные упражнения для глаз, которые в книжках предлагают применять для исправления дефектов зрения, вовсе для этого не предназначены? — Ну почему же? Их вполне можно использовать в таком качестве. Исправление дефектов зрения - один из благотворных побочных эффектов этих техник. — Но все-таки побочный... — Безусловно. Основная цель их применения - управление распределением энергии в теле. Давай попробуем. Исходная стойка - та же самая. Впрочем, все это можно делать и сидя. Лишь бы позвоночник был прямым и располагался вертикально. И то, это требование необходимо строго выполнять лишь в самом начале. А в дальнейшем приемы, которые я тебе сейчас показываю, станут "встроенными" элементами самых разнообразных упражнений. Итак... Запрокинь голову как можно дальше назад и сведи глаза к середине вверх, стараясь как бы заглянуть изнутри в макушку головы... Хорошо, теперь медленно опускай голову в нормальное положение, стараясь "оставить" глаза как можно дальше вверху. Отлично!.. Ты понял? — Я действительно понял. В результате этих действий вся верхняя часть моей головы наполнилась плотным жужжанием теплых высокочастотных вибраций. Я был уверен, что и раньше в какие-то моменты испытывал ощущения подобного рода, однако внимание мое никогда на них не фиксировалось. — Теперь опускай глаза, держа их сведенными к середине. Ниже, в самый низ, так чтобы в конце-концов ты видел только кончик носа... Так... Теперь немного подожди... Чувствуешь? — Я почувствовал, как поток чего-то из головы прокатился по телу сверху вниз и заполнил нижнюю часть туловища и ноги. — Теперь точно так же, не отводя их от средней линии, подними глаза вверх... - продолжил Мастер Чу. — Я ощутил, как поток из ног и нижней части туловища последовал за движением глаз и снова заполнил голову. — Теперь опусти глаза до половины и зафиксируй взгляд на переносице. — Поток скатился в шею и грудную клетку и равномерно распределился по голове и туловищу, в них растворившись. — Теперь расслабь глаза, - велел Мастер Чу. - А потом скоси их как можно дальше вправо. Едва я выполнил его указание, как поток вновь возник и заполнил правую половину моего тела. И не только тела. Я мог бы поклясться, что ощутил, как нечто, являющееся частью меня, шевелится и уплотняется в пространстве справа от меня - в пределах невидимого, но достаточно плотного шара весьма сложной структуры, который тоже был я. — Прекрасно! - прокомментировал мои действия, а может быть - мои ощущения, Мастер Чу. - Теперь переведи глаза до предела влево и там зафиксируй. Мощный поток прокатился по моему телу и окружавшему его шару справа-налево, вызвав волну непроизвольных сокращений мышц, от которой я вздрогнул, как от электрического разряда. То, чем было вызвано это ощущение, плотно сконцентрировалось в левой части тела и в пространстве слева от меня. — Как, однако, лихо у тебя получается! - сказал Мастер Чу. - Прямо-таки дивный объект для обучения... — В смысле? — Прилично тренированное тело, достаточно подвижное восприятие и в то же время не слишком сильно разболтанная психика... Я думаю, дело здесь не только в том, что дело здесь не только в том, что ты живешь в месте с повышенным радиоактивным фоном. Хотя и это, конечно, играет свою роль, причем далеко не последнюю... — А что еще? — Плавание. Ты - пловец, а я ведь уже говорил, что современное спортивное плавание - удивительная вещь. Оно вобрало в себя тысячелетний опыт оптимизации динамического взаимодействия человеческого тела с водной средой. С плотной средой... — Ну и что? — Вода не прощает неправильных движений. Чтобы плыть быстро, нужно двигаться предельно гармонично, траектории всех движений должны быть плавными замкнутыми кривыми - как в цигун и в динамических техниках йоги... Плюс строго ритмичное дыхание... Улавливаешь связь? Ведь любое движение происходит в пространстве вообще, и, следовательно, в энергетических полях, которые в этом пространстве существуют, независимо от уровня их организации. Спортивная гимнастика могла бы действовать подобно плаванию, если бы в ней не уделялось слишком много внимания четкости и прямолинейности. В устройстве самых современных тренажеров для боди-билдинга есть множество интересных находок, но проблема в том, что, работая с ними, ты неизбежно впускаешь в себя силу железа. И, хочешь ты того или нет, это отупляет тебя и делает твое тело тяжелым, что практически сводит на нет положительный эффект правильных движений. Потому плавание - один из немногих, если не единственный, вид западной тренировочной практики, по своей сути родственный практикам цигун и йоги. В особенности - плавание брассом. — Почему брассом? — Только в брассе есть ритмично повторяющийся момент, когда носки ног до предела подтягиваются "на себя". Перед толчком... — И что? — Предельное подтягивание ступней и кистей верхними сторонами на себя - ключевое движение. Оно в значительной степени повышает интенсивность тонких потоков в теле. Ты ведь плаваешь в основном брассом? — Да, я - брассист... — Это заметно. По строению тела и по тому, насколько легко у тебя идет обучение. Ну, и потом, каратэ... Это, конечно, не цигун, не ушу, и тем более - не тай цзи, но тоже достаточно существенно. — Однако скажи - долго мне еще предстоит пялиться влево? - поинтересовался я, поскольку неподвижное стояние со скошенными влево глазами к этому моменту уже успело изрядно мне надоесть. Кроме того, мне начинало казаться, что из левой части моего тела и пространства слева от меня вот-вот начнут сыпаться искры, а во множестве точек на поверхности кожи ощущался нестерпимый зуд и колющее жжение, словно изнутри тела ее пронзали мириады тоненьких иголок. — Ой, прости, совсем забыл, - спохватился Мастер Чу. - Ты уже совсем в левостороннего ежика превратился. Переведи глаза вправо, затем к середине и расслабься. О'кей, а теперь можешь немного отдохнуть. Я собрался было присесть на камень, но он не позволил: — Нет, отдыхай стоя, мы еще не закончили... Выждав пару минут, он продолжил: — Опусти глаза вниз и оттуда вращай мим, проводи взгляд по самой периферии поля зрения. По часовой стрелке. — Я начал вращать глазами и почувствовал, как кольцевой поток вибраций прокатывается внутри головы и вокруг нее. — Продолжай вращать глазами, - велел Мастер Чу. Второй круг отозвался кольцевым потоком в голове и туловище, третий - во всем теле и яйцеобразной области пространства вокруг него. — Стоп! - скомандовал Мастер Чу, когда мои глаза в очередной раз оказались в нижней точке. - Теперь - в другую сторону. Против часовой стрелки... Вращение глазами против часовой стрелки произвело в моем восприятии те же самые ощущения, но потоки вибраций теперь текли в противоположном направлении, с некоторым отставанием следуя за движением глаз. — Хорошо, - сказал Мастер Чу. - Теперь - плечи. Чуть-чуть отведи от туловища руки - так, чтобы подмышечные впадины "приоткрылись". Подмышками должно быть свободное пространство, в которое мог бы поместиться шарик для настольного тенниса. Хорошо, а теперь с предельной амплитудой не слишком быстро вращай плечами назад. Язык держи замкнутым на небо в точке ветра. Я начал вращать плечами, и по поверхности тела от макушки головы вдоль позвоночника вниз и дальше - от промежности вверх по передней стороне грудной клетки обратно к макушке заструился поток "мурашек". Внутри тела ему сопутствовал поток теплых электрических вибраций. После нескольких вращений поток распространился в ноги, через промежность перейдя на их передние поверхности. Потом он обогнул ступни и поднявшись по задним сторонам ног через промежность направился к животу. — Теперь - несколько вращений вперед, - сказал Мастер Чу. Поток изменил свое направление на противоположное. — Ты все понял? - спросил Мастер Чу. — Да, - ответил я. — Теперь выполни волнообразное движение всем телом от пяток до макушки, особое внимание обращая на непрерывность и плавность работы позвоночника. Я последовал его указанию. Ощущение было таким, словно этим движением я вытянул откуда-то из глубины земли нечто, пронзившее меня снизу-вверх мощным импульсом, который заставил все тело вздрогнуть, а затем растворился в пространстве где-то над моей головой. — Теперь - такая же волна, но сверху-вниз. Импульс явился откуда-то из глубин бесконечности неба и, прокатившись по телу, был поглощен землей. — Волнообразные движения всем телом - способ импульсного ускорения Универсальных Потоков Силы. Ни о чем не спрашивай, я уже сказал - скоро ты узнаешь, что это такое, - быстро сказал Мастер Чу, увидев, что я собираюсь задать очередной вопрос. — Но мне не нравится быть в роли слепого котенка. — Никто не навязывает тебе эту роль. Просто мои объяснения и без того достаточно сумбурны, и я не вижу смысла загромождать их сейчас тем, с чем можно разобраться постепенно. Это, однако, не означает, что так будет всегда... Следующий номер нашей программы - прерывистый вдох. Держа язык замкнутым на небо в точке ветра, сведи глаза к межбровью и вдыхай небольшими порциями - по десять-пятнадцать процентов объема легких, делая между ними примерно пятисекундные паузы. В конце каждой порции и в начале паузы выполняй одно-три вращения плечами назад. Эта манипуляция дала несколько неожиданный для меня эффект. Ощущение походило на то, которое возникало при выполнении нисходящей продольной волны позвоночника, но было более полным, а поток не исчезал в земле. Вместо этого он накапливался в середине грудной клетки, с каждой новой порцией воздуха все плотнее ее заполняя, а плечевое вращение равномерно распределяло его по всему телу и окружающему яйцеобразному пространству. Медленный плавный выдох как бы подвел черту, все скруглив и замкнув линии дыхания. Наверное, это звучит довольно странно, однако других слов для того, чтобы описать разлившееся по телу ощущение приятного тепла, я не нахожу. — Прерывистый вдох, - объяснил Мастер Чу, - весьма эффективное средство повышения плотности суммарного нисходящего потока Силы в энергетической структуре. Правда, тем, у кого имеются проблемы с сердцем и склонность к гипертонии, эта техника противопоказана. Ее можно заменить медленным плавным вдохом по типу растворяющегося дыхания. Попробуй... Ты просто вдыхаешь, стараясь делать это как можно медленнее и незаметнее - до тех пор, пока легкие не окажутся заполненными воздухом до предела. И, естественно, ненавязчиво вращаешь при этом плечами. Да, именно так... И еще - практика любой дыхательной техники всегда начинается с выдоха. Без полноценного выдоха не бывает нормального вдоха... Ощущение, которое я испытал выполнив длинный непрерывный вдох, было таким же, как в предыдущем случае, но струившийся по телу поток казался значительно более мягким. — Ну, и последний класс базовых манипуляций - техники интенсификации восходящего суммарного потока. К ним относятся изолированное сокращение анального сфинктера, комплексное сокращение мускулатуры нижней части туловища, втягивание живота и изолированное сокращение прямых мышц брюшной стенки. Существует масса модификаций этих техник, позволяющих выборочно работать с разными составляющими энергетической структуры, но в этом мы будем разбираться потом. А сейчас я покажу тебе только самые простые из основных форм. Первая - так называемая ашвини-мудра - изолированное сокращение анального сфинктера. Ты просто поочередно втягиваешь и расслабляешь анус. Только анус. Раз-два, раз-два, раз-два... Это действие заставляет подниматься вверх ту энергию, которая обычно зафиксирована в центре сексуальной силы. По пути она заполняет все внутренние органы, существенно повышая их энергетический тонус. Лучше всего делать это на задержке после вдоха. Для того, чтобы поднять энергию до самого верха и заполнить ею голову, мужчинам обычно требуется выполнить четыре последовательных толчка, женщинам - пять. Это обусловлено тем, что у женщин очень много энергии остается в молочных железах и в щитовидной железе. Попробуй... Я выполнил предложенную манипуляцию и ощутил, как мягкая волна теплоты с каждым толчком все выше поднимается внутри тела, постепенно заливая живот и почки, грудную клетку, шею и голову. — Что дальше? - спросил я, когда в голове зажужжало. — Выдыхай в живот. Собирай все, что распространилось по телу, и "сворачивай" в область за пупком - там находится поле нижнего света. Вопросы - потом... — Хорошо, - сказал я и "свернул" поток в живот. — Молодец! - усмехнулся Мастер Чу. - Видишь, как все просто. Достаточно всего лишь один раз заметить, что в нашем теле, кроме мяса, жира, крови и костей, имеется и кое-что еще, как тут же многое меняется... Обрати внимание: ты "свернул" поток в живот, однако в теле осталось ощущение силы... — Точно! - воскликнул я. - А я как-то не того этого... — Внимание, - сказал он, - внимание, внимание и еще раз внимание. Управление вниманием - ключ к контролю восприятия. Ну, а контроль восприятия - главное, ради чего предпринимается тренировка... — Скажи, - поинтересовался я, - а от того, какая часть ануса сокращается сильнее, что-нибудь зависит? — Да. Передняя часть управляет потоком в серединной плоскости тела, задняя - в позвоночнике, правая - в правой половине туловища и в левой половине головы, левая - наоборот. Если у человека, например, ослаблена левая почка или селезенка, то, практикуя ашвини-мудру, он должен обращать особое внимание на работу левой части анального сфинктера. Если, скажем, печень или там правое легкое - на работу правой его части, а если страдает сердце - на работу передней части. Ну, и так далее... Мастер Чу немного помолчал. — Приемом, который действует аналогично ашвини-мудре, но только гораздо жестче и мощнее, является корневой замок или мула-бандха - комплексное сокращение мышц нижней части туловища, которое выполняется преимущественно во время задержки после вдоха или одновременно с ним. При этом втягивается не только анальный сфинктер, но и сфинктер мочевого пузыря. Кроме того, сокращаются мышцы промежности, тазового дна и самой нижней части передней стенки живота. Все это происходит либо одновременно, либо в такой последовательности: сфинктер мочевого пузыря - внутрь, анальный сфинктер и мышцы тазового дна - внутрь и вверх, мышцы живота - к позвоночнику. Ты словно стараешься выжать вверх из внутренней полости таза то, что там есть. В отличие от ашвини-мудры, которая выдает энергию из сексуального центра по порциям, мула-бандха словно взрывает низ туловища мощным восходящим потоком. Попробуй... Я попробовал. Это действительно напоминало восходящий внутренний взрыв. Поток был очень плотным и горячим, в голове загудело, все тело конвульсивно передернулось, на какое-то мгновение даже показалось, что в мозге вот-вот что-то лопнет. — Ой! - непроизвольно вырвалось у меня. — Ничего страшного. Просто мула-бандху всегда нужно сочетать с джаландхара-бандхой - шейным замком. Шея вытянута вверх, голова устремляется макушкой в небо, а подбородок за счет этого прижимается к подъяремной выемке. Более жесткий вариант - голова опускается немного вперед, еще больше растягивая при этом шею. Шейный замок позволяет контролировать прохождение продольных потоков любого происхождения. Попробуй выполнить корневой замок вместе с шейным... Глаза закрой, чтобы не терять энергию понапрасну. В таком варианте корневой замок оказался заметно более мягким. Сила внутреннего взрыва рассредоточилась по телу, поднимаясь вверх медленными тягучими струями, часть ее направилась в голову по задней поверхности шеи и позвоночнику, часть сосредоточилась в грудной клетке ниже шейного замка. — Что дальше? - спросил я, не открывая глаза. — Отпусти шейный замок, - велел Мастер Чу, - но не выдыхай. Подняв подбородок, я ощутил, как собравшийся в верхней части туловища поток мягко хлынул в голову, заливая ее подобно воде, на пути которой очень аккуратно открыли шлюз. — Теперь выдыхай из головы в тело, - сказал Мастер Чу. - Ты можешь свернуть всю энергию в живот, как делал, выполняя ашвини-мудру, и тогда она станет активной жизненной силой, в отличие от пассивной или потенциальной жизненной силы, зафиксированной в центре сексуальной энергии. А можешь распределить по телу и использовать для выполнения каких-либо действий, требующих высокого расхода энергии. Все зависит от того, что именно ты собираешься делать. А вообще мула- и джаландхара-бандхи - техники совершенно удивительные... "Йогин, практикующий джаландхара-бандху, наслаждается бессмертием в трех мирах... Овладевший мула-бандхой способен двигаться по воздуху, сидя в позе лотоса..." Как-то так... Это - из "Шива-Самхиты", еще одного старинного манускрипта. А вот - из "Хатха-Йога-Прадипики": "Корневой замок соединяет восходящий поток с нисходящим, и сексуальную силу направляет в каналы тела. От такого соединения количество кала и мочи уменьшается, а старик снова делается молодым... Сожми горло и плотно прижми подбородок к груди. Это - джаландхара-бандха, разрушитель старости и недугов." Кстати, уменьшение количества выделений - что, по-твоему, это могло бы значить? — Ну-у, я не знаю... Наверное, тело обретает способность использовать то, что раньше вынуждено было выбрасывать в отходы?.. — Верно. Практика бандх на несколько порядков повышает интенсивность процессов развития тонких слоев энергетической структуры, воплощающих в себе высшие составляющие сознания. Соответственно, с более плотных ее уровней, и, в частности, из органического тела туда "перебрасывается" большое количество дополнительной энергии. Это, я надеюсь, понятно: именно чистая энергия есть тот строительный материал, из которого формируются тонкоматериальные составляющие человеческого существа. За счет оттока энергии с относительно более плотных уровней, там образуется нечто вроде "энергетического вакуума", который тело тут же с готовностью компенсирует, заполняя энергией, извлекаемой из всех доступных ему источников, в том числе - "нетрадиционных". А учитывая то, что бандхи принципиально изменяют характер течения пищеварительных процессов не только в энергетическом, но и в органическом теле, нетрудно понять, каким образом мастерам йоги удается без вреда для организма извлекать полезную энергию из самой, казалось бы, жуткой пищи. Дело в том, что пищеварительные реакции перестают быть чисто химическими. Организм обычного человека расщепляет громоздкие органические молекулы на чуть менее громоздкие, и из последних строит необходимые ему вещества. Сами по себе процессы как расщепления, так и синтеза в этом случае являются, так сказать "расходными статьями" в общем энергетическом балансе. Кроме того, если в исходных молекулах чего-то не хватает, телу неоткуда это взять. Энергия же черпается, в основном, из сложных реакций окисления, в результате которых образуется не только углекислый газ и вода, но также изрядное количество более основательных и токсичных отходов. Чем менее эффективно работает пищеварительная система, тем более ограниченный круг продуктов она способна переработать, тем более неприятным запахом обладают испражнения, и тем больше выделяется самих испражнений, а также грязного зловонного пота и жира, сочащихся сквозь поры кожи. Если ты присмотришься к коже обычного взрослого человека, то увидишь, что сама по себе она всегда мягкая, матовая, весьма пористая и как бы немного рыхловатая. Впечатление вялой аморфной рыхлости производят и формы тела, независимо от того, толст человек, тощ или даже с головы до ног украшен рельефными буграми могучей "тренажерной" мускулатуры. Тело йога потеет мало и имеет слабый приятно сладковатый или слегка пряный запах. Выглядит оно очень мускулистым, но сухощавым, мышцы йога похожи на жгуты эластичных тросов, а его кожа - плотная, гладкая, очень упругая и почти всегда немного поблескивает сухим глянцем. Все это, кстати, - верные признаки успешной практики... — А как состояние пищеварительной системы соотносится с состоянием сознания? - спросил я. — Чем хуже работает пищеварение, - ответил Мастер Чу, - тем менее эффективно функционируют все органы и системы человеческого тела, тем ниже его энергетический потенциал, и тем более ограничены возможности сознания. Любые недостатки тела всегда в конечном счете проявляются как ограниченность ума, и наоборот - ограниченность ума всегда проявляется в строении тела. — То есть, если я правильно понял, состояние пищеварительной системы имеет, насколько я понимаю, самое непосредственное отношение к энергетическому балансу в целом, а не только к его органической составляющей? Так? — Да. И это - одна из причин того, что большинство обычных людей постоянно находится на грани энергетического истощения. А во многих случаях - за этой гранью, там, где полным ходом идет ликвидация и самоликвидация неадекватных систем... — Хорошо, а каковы тогда отличия пищеварительных процессов, протекающих в организме йогина, от тех, которые имеют место в организме обычного человека? Другой режим? — Не только. Другой качественный уровень. В организме йогина тонкие составляющие энергетической структуры настолько сильно вовлечены в процесс пищеварения, что позволяют при необходимости расщеплять молекулы исходных веществ сразу на атомы, а атомы - на частицы, из которых затем синтезируются атомы необходимых телу веществ. Поэтому недостаток в пище тех или иных веществ особого значения для йога не имеет: их всегда можно синтезировать. И, кроме того, можешь себе представить, обладателем какой огромной энергии является существо, научившее свое тело пользоваться реакциями атомного распада и термоядерного синтеза... Не удивительно, что успешно и настойчиво практикующие йогу мало едят - им просто-напросто не нужны те огромные объемы пластической массы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности обычному человеку. И если в каком-нибудь из трактатов ты встречаешься с фразой типа "йогину надлежит хорошо питаться", понимать ее следует так: "Ты, конечно, парень лихой, но не забывай, пожалуйста, время от времени кинуть чего-нибудь себе в желудок, ну, хотя бы один-два раза ежедневно..." В основном напоминания подобного рода связаны с возникающей в отдельных случаях необходимостью немного "подгрузить" организм инертной пищевой массой, призванной выполнять роль графитовых стержней в реакторе и не давать энергии выйти из-под контроля... Некоторые пользуются курением табака, но это - далеко не лучший способ... Лично я предпочитаю хорошо поесть, когда чувствую, что Сила у меня внутри начинает чрезмерно своевольничать... — Звучит это все, конечно, захватывающе, но... — Что - но?.. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.052 сек.) |