|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические характеристики разминкиУчитывая физиологическую необходимость проведения разминки перед более интенсивной работой на уроках ритмики и хореографии, важно сохранять определенную структуру урока: подготовительная, основная и заключительная части. Такое деление урока относительно. Каждый урок – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. / Подготовительная часть урока занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Основная часть урока длиться от 70 до 85 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. Заключительная часть урока длиться от 3 до 7 % общего времени. В том случае если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки, дыхательные упражнения. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально – подвижные игры малой интенсивности. /
Остановимся подробнее на подготовительном этапе урока ритмики. Он включает в себя разминку и разнообразные дыхательные упражнения. Что же такое разминка? На это счет существуют разные мнения. Брин В.Б., Вартанян И.А., Данияров С.Б. считают что разминка – комплекс специальных упражнений, выполняемый перед тренировкой или соревнованием и способствующий ускорению процесса врабатывания, повышению работоспособности. [ 5 с. 342 ]. Харт Лейза, Непорент Лиз рассматривают разминку как любой набор упражнений, заставляющий сердце биться быстрее и поднимающий температуру тела. Велосипед, быстрая ходьба, подъем по лестнице, бег трусцой, прыжки со скакалкой – все это вполне подходит, чтобы разогреть и размять мышцы. Маршировка на месте – один из самых удобных видов разминки. Для него не требуется ни специального оборудования, ни большого пространства. Нужно только повыше поднимать колени и поэнергичнее размахивать руками. [ № 18 с. 30 ]. Мошкова Е.И. предлагает проводить разминку на каждом уроке в виде «статического танца» в стиле аэробики, включая элементы классического, джазового танца, с изучением основных позиций рук и ног. Пшеничникова Г.Н., Лебедева Л.В., Караваев А.Ф. поясняют - разминка проводится обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Она включает в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служит для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т.п. [ 15 с. 209 ]. Обобщая приведенные выше характеристики разминки, можно сформулировать ряд требований к её проведению: 1. Разминка на уроках ритмики и хореографии исполняется обязательно под музыку. Репертуар может быть различным: от современной и популярной музыки иностранных и русских исполнителей до детских песен. При этом необходимо учитывать, что для проведения занятий на высоком эмоциональном уровне следует использовать известные детям музыкальные произведения, не исключая ознакомления с новыми. Характер музыкального сопровождения – самый разнообразный («живой» аккомпанемент: фортепиано, баян, аккордеон; проигрыватель с пластинками, магнитофонные записи, компакт-диски, мини – диски и другое). 2. На уроках ритмики и хореографии разминка должна быть «танцевальной». В нее могут быть включены элементы классического, джазового и народного танца, а также движения из разучиваемых танцев. При включении в разминку танцевальных движений необходимо помнить о взаимосвязи характера музыки и движения. Например, нельзя использовать элементы русского народного танца на молдавском музыкальном материале. 3. Разминка должна создавать условия для благоприятного эмоционального настроя детей на дальнейшую работу. Это достигается с помощью музыки, используемых движений и эмоциональности самого педагога. Как неотъемлемая часть урока, разминка потенциально ориентирована на решение ряда задач:.
1. Разминка подготавливает организм ребенка к интенсивной последующей работе Всестороннее, гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. 2. Формирование важных музыкально – двигательных умений и навыков. 3. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, общей культуры поведения, умения работать «в ансамбле». 4. Развитие координации, памяти, внимания, умственного кругозора, умения «читать» движения. 5. Увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. (Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, коленей, стоп.)
В процессе разминки наряду с задачами общего физического развития, оздоровления ребят решаются задачи эстетического воспитания человека. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. В результате умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Определенная ценность разминки заключена в ее образовательной направленности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием. Разминка имеет также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок выполнения упражнений дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относится к занятиям ритмикой в целом и к разминке в частности. / Помимо основных задач в процессе разминки решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения. Разминка – один из основных этапов урока ритмики. Из педагогики мы знаем, что урок является главной формой обучения и в нем реализуются дидактические принципы: наглядность, систематичность, доступность, сознательность и активность обучения. Поэтому разминка в основном построена на реализации этих принципов. Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой и осмысленного отношения к ним. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально – двигательную задачу, учитывая особенности учащихся; воспитывать у детей способность к самооценке своих действий; стимулировать постоянный интерес к занятиям, привлекать ребят к наблюдению за выполнением движений и к соответствующему их анализу. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Наглядное восприятие способствует более глубокому и прочному усвоению упражнений, повышает к ним интерес. При разминке можно использовать различные приемы наглядности: демонстрация упражнений, описание техники движений, изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. п. Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности упражнений и соблюдения элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально – двигательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность составления разминки. При разминке применяются традиционные методы обучения: использование слова, наглядного восприятия и практические. Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова: беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений и т. д. Метод наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися движений, повышению интереса к ним. К наглядным методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов (рисунков), прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыки. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. К методам наглядного обучения также относится качественно новый метод проведения разминки – по видеозаписи. Дети выполняют все движения, следя за педагогом на экране. Данный метод дает большую свободу педагогу для наблюдения за детьми, помощи им и исправления ошибок. Но желательно применение этого метода на подготовленных группах детей. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения их, а также игровой метод. Эти методы являются главными при проведении разминки. К этой группе методов относится «вовлекающий показ». При использовании этого метода дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей – мимику, тончайшие ньюансы исполнения). В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря «вовлекающему показу»дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Чтобы ее определить, педагог должен «заглянуть» в «зону ближайшего развития» ребенка (по Л.С.Выготскому). В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, закрепляются и автоматизируются. Конечно, у всех детей это происходит по - разному. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний, не фиксировал внимание детей на том, что у них что – то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены. Разминка на уроках ритмики делится по содержанию - на общую и специальную, а по форме – на традиционную и игровую. Игровая форма проведения Р (ритмопластическая композиция) предполагает включение какой-либо сюжетной линии (игровой ситуации) и является наиболее эффективной в начальной школе. Независимо от формы проведения, разминка должна соответствовать общим требованиям и иметь единую структуру. Структура разминки:
Требования к составлению комплекса разминки: Для того, чтобы разминка давала необходимый эффект и реализовывала поставленные перед ней задачи, необходимо при ее составлении учитывать ряд методических рекомендаций: 1. Общая продолжительность не более 5- 10 мин. 2. Разминки должна начинаться с ходьбы и состоять из трех частей (эмоциональной, двигательной и восстановительной) 3. Количество повторений каждого вида упражнений: 4 – 8 раз. 4. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока. 5. Движения, используемые в разминке не должны быть резкими и должны соответствовать музыке. 6. Движения должны быть доступными в плане двигательных возможностей учащихся с точки зрения координации, объема и скорости движений. 7. Движения должны быть понятны по содержанию игрового образа. 8. Движения следует подбирать разнообразные и нестереотипные. 9. Мышцы должны разогреваться последовательно сверху вниз, то есть сначала шея, затем плечи, предплечья, кисти и т. д. – от более крупных суставов к мелким. 10.Амплитуда движений должна нарастать постепенно. 11. В конце разминки обязательно нужны упражнения для восстановления дыхания, по возможности, выполняемые в ходьбе. Основные требования к проведению разминки: - экспрессия педагога (энергичный стиль и эмоциональный настрой); - выразительный, музыкальный и грамотный показ; - четкие, опережающие команды и «зеркальный» показ; - оригинальность и использование игровых приемов (эпитеты, образные сравнения, шутки, элементы соревнования и т.п.)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |