АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен советской культуры: факторы формирования и специфика

Читайте также:
  1. Epoche, или феноменологическая редукция
  2. I. Предпосылки формирования профсоюзного движения.
  3. I. Психологические факторы низкой надежности персонала
  4. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  5. II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  6. III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  7. VII. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
  8. А) Ресурсные факторы
  9. А.Н.Толстой (1883 - 1945): судьба писателя в советской России; историзм творчества.
  10. Авторитаризм постсоветской организованной преступности
  11. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  12. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.

Советский период в истории России продолжался 74 года и за это время сложился феномен советской культуры. Советская культура – это сложное и противоречивое явление, объединяющее, с одной стороны, тоталитарную мифологию, догматическую идеологию, подавление инакомыслия, примитизированное искусство, а с другой – несомненные культурные достижения мирового значения.

В первые послеоктябрьские годы культивируется революционный авангардизм и отрицание традиционных видов искусства. Революция воспринимается как глобально-планетарный переворот и интерпретируется утопически. В архитектуре возникает максимально выраженный символический функционализм и отказ от декора (Татлин, Руднев, Веснин). В прикладном искусстве также доминируют конструктивизм и функционализм. В 30-е годы появляется классическая школа архитектора Жолтовского, наблюдается постепенное развитие ампироподобной декоративности, что в последствии приводит к пышному расцвету «сталинского» барокко (ВДНХ и послевоенное московское метро). В хрущевский период ведется решительная борьба с архитектурными излишествами «сталинского» барокко и предпринимаются попытки возродить конструктивизм. В эпохе «застоя» господствует архитектурная эклектика.

В музыке 20- начала 30-х г.г. царят абстрактно-плакатная героика, диатонические интонации и маршевая ритмика, сменяемые трагическим оптимизмом в творчестве Шостаковича и Прокофьева. В последующие годы музыка обретает стилистическую строгость и в таком качестве ей придается значение официально-государственного стиля. Противостояние этому стилю – творчество Шостаковича. В годы войны наблюдается некоторое оздоровление музыки. В послевоенное время имеет место отрыв официального стиля от народных основ, проникновение западных музыкальных течений и возникновение музыкального андеграунда (подпольного искусства) с последующей его легализацией (Шнитке, Денисов, Губайдуллина). В годы «застоя» и перестройки стремительно развивается рок-музыка, музыкальная масскультура и кич.

Такая же плакатная героика заметна в первом десятилетии и последующих годах и в изобразительном искусстве (Юон, Кустодиев). Здесь царствует авангардизм и его абстрактная, космополитическая архиреволюционность (живопись Малевича, Кандинского. Шагала). Имеет место борьба отельных групп в этом общем направлении, которая завершается последующим их объединением под флагом социалистического реализма (Герасимов, Мухина). Последний постепенно превращается в стиль официального псевдоклассицизма с длительным господством. Были отдельные попытки открытого ему противостояния (живопись Пластова). В период великой Отечественной войны заметны черты некоторого оздоровления изобразительного искусства под влиянием национально-освободительных настроений. В годы «оттепели» возникают неформальные течения в виде разных форм модернизма и авангардизма, сменяемые эклектикой «застоя» и первых лет перестройки.

Духовная жизнь народа на протяжении всего советского народа была полем борьбы. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям, рассматриваемым как абстрактно-гуманистические ценности. Идеал классовой борьбы был перенесен и на всю смысловую сторону историко-культурного процесса. Например, еще вожди революции отказались признавать преемственность культурного развития. К представителям интеллигенции государство относилось подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения еще в первые годы существования Советской власти стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов, значительная часть которых прославилась за рубежом. За пределами России оказались такие выдающиеся люди как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Павлова, М. Цветаева, И. Бунин, К. Коровин. Многие русские интеллигенты покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «корабль философов», на котором была выслана большая группа русских философов и писателей: Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Сорокин, Н. Лосский, С. Прокопович и др. Произошедший отток умов привел к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что требовало дополнительных усилий по восполнению утраченного.

Дальнейшее развитие культуры (и литературы в частности) шло трудно, особенно после провозглашения в качестве основополагающего творческого социалистического реализма. Произведения, которые не отвечали требованиям социалистического реализма, не издавались. Такая участь постигла роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Ювенильное море», «Котлован» А. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой. Под запретом оказалось творчество представителей русского авангарда и репрессированных В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама. Писатели при первой возможности все равно печатались, например, в самиздатовских журнала. Первым таким журналом стал «Синтаксис», представленный читателям произведения В. Шаламова, Б. Окуджавы, В. Некрасова, Б. Ахмадулиной и др. В стране рождалось диссидентское движение. Власти не могли допустить свободомыслия, выпустить литераторов из-под идеологического контроля. Исключение Б. Пастернака из Союза писателей за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» и его вынужденный отказ от Нобелевской премии в очередной раз подвели черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Но литература развивалась и по-прежнему правдиво отражала жизнь. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни, утрата смысла жизни, трагизм бытия – все это находит яркое выражение в творчестве В. Распутина, А. Вампилова, В. Розова, А. Битова.

Официальные власти пытаются загнать болезнь внутрь, все чаще прибегают к административным мерам воздействия на пугающие их процессы в культуре. В 1970 г. под административным нажимом уходит с поста главного редактора журнала «Новый мир» А. Твардовский. По сходным мотивам за границей остались главный режиссер театра на Таганке Ю. Любимов, скульптор Э. Неизвестный, художники М. Шемякин и О. Целков, поэты И. Бродский и А. Галич, писатель В. Некрасов. В 1974 г. был выслан из страны А. Солженицын. В том же году в Измайловском парке Москвы была разрушена выставка художников-неомодернистов (в последствии названная «бульдозерной выставкой»). За поддержку А. Солженицына были лишены гражданства прославленные артисты Большого театра Г. Вишневская и М. Ростропович. Многие артисты этого знаменитого театра во время гастролей становились невозвращенцами, например, танцовщики Р. Нуриев и А. Барышников. Не сложилась на родине и судьба интеллектуального кинорежиссера А. Тарковского.

Несмотря на все трудности в России рождается уникальное явление – особая детская литература, с установкой, что «для детей надо писать, как для взрослых, только значительно лучше», можно сказать, что возникает особый пласт культуры – культура детства, с ее специфическими формами организации, с детским театром, музыкой, формами самодеятельности детей.

На становление и развитие театра огромное влияние оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров – К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова и др. Их деятельность была настолько профессиональной, что советский театр стал школой для режиссерского и актерского мастерства всего мира.

Такое же влияние на мировой кинематограф оказали советские кинорежиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, С. Герасимов, Г. Александров, Г. Козинцев, С. Юткевич, М. Ромм и многие другие. На их фильмах учились режиссеры всего мира, а ими созданные фильмы считаются шедеврами по сей день. Сочетая технические достижения с чисто российской страстностью, отечественные кинематографисты создали поистине непреходящие художественные ценности.

В силу двойственности существования практически каждого советского человека, в силу патриотизма и преданности своей стране, с одной стороны, и скепсиса, если не полного отрицания по отношению к политике, формализму всей жизни общества, с другой, наряду с официальной идеологией появляются идеология и культура андеграунда – «подпольной» литературы, образа мыслей, в который раз поисков выхода из состояния грубого давления партийной бюрократии на все новое, непохожее на привычные, ставшие формальными стандарты жизни. Эта неофициальная культура сформировала тот пласт диссидентов, который во многом пополнил слой русской эмиграции. В связи с этим существует особое явление русской культуры – культура русской эмиграции. Ее составили люди, вынужденные покинуть Россию, но сохранившие язык, русский менталитет и создавшие за границей многие произведения, вписавшие их имена как в русскую, так и в мировую культуру.

Современное общество и его культура на всем постсоветским пространстве переживают сегодня непростое время. Глубокий кризис есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития на протяжении многих лет советской эпохи. Первостепенная задача духовного возрождения сегодня видится в изживании тоталитарного мышления в общественном сознании, в необходимости защиты подлинных ценностей национальной культуры с опорой на многовековое духовно-нравственное начало, на собирание, восстановление всех истинных ценностей, созданных российским народом за более чем тысячелетнюю историю.

Завершение «проекта модерна» в европейской культуре ХХ века и формирование ситуации постмодернизма: сущность, мировоззренческие и антропологические установки, эстетические принципы.

Постмодернизмкультурная ситуация, связанная с пересмотром философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.

Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI – середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:

· стремление к условности и символизму;

· театральность и карнавальность;

· раздробленность социальных структур на разнообразные субкультуры;

· плюралистичность – равноправность идей.

Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование (мир нельзя изменить, человека нельзя изменить) в идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.

Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:

Ø человек — такое же существо, как и все, населяющие мир, а не «венец творения»;

Ø мир изменить человек не может;

Ø мир неустойчив, непостоянен, относителен;

Ø истина плюралистична.

От ситуации порядка постмодернизм переводит мир к ситуации относительно организованного хаоса, развивающегося по законам синергетики. Мир теперь относителен и непредсказуем. Наше восприятие мира фрагментарно и иллюзорно. Авторитетность суждения обусловлена контекстом события. Поэтому спутниками постмодернизма становятся демократические принципы государственного устройства и глобализация мира. Классические представления о мере и гармонии оказались неприложимыми к миру плюрализма и хаоса.

Новым определяющим началом культурного развития стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.

Понятия постмодернизма:

  • симулякр – псевдовещь, создающая иллюзию чего-то
  • ризома – многонаправленное развитие без цели
  • деконструкция – нарушение привычного

Алвин Тоффлер (р. 1928) пишет о том, человек в информационном обществе станет другим. Распространение надомного труда, обеспеченного компьютерной техникой, позволит человеку углубить свои прямые отношения с близко окружающими людьми, ограничив, при этом, свои контакты с незнакомыми людьми. Произойдет смена типа общения: частично оно будет опосредовано машиной, т.е. изменено частично качественно, но частично еще и количественно.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)