АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизм, авангард и классика в искусстве ХХ века как проекты культурного развития

Читайте также:
  1. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  2. Oriental классика, Oriental шоу, Oriental фолк
  3. АВАНГАРД
  4. Авангард
  5. Авангард» страницы истории
  6. Авиационные носители съемочной аппаратуры. Искусственные спутники Земли. Пилотируемые космические корабли. Орбитальная ориентация.
  7. Аналогия в искусстве
  8. Британские проекты — иберийские проекты
  9. В ИСКУССТВЕ
  10. В качестве исторической формы розыскной процесс прошел три этапа развития.
  11. В) искусственная вентиляция легких (ИВЛ).
  12. Вашему вниманию предлагается пособие, предназначенное для помощи в анализе своего поведения, поиске и преодолении недостатков характера, поиске причин неудач и путей для развития.

Культурологический модернизм подразумевает целую эпоху в развитии западноевропейской и русской культуры. При этом имеется в виду не только художественно – эстетическая система, объединяющая множество самостоятельных идейно – художественных направлений и течений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и т. д.), но и современный этап развития западной культуры. По мнению американского политолога, социолога Даниела Белла, модернизм – это этап развития культуры, который противопоставляется раннебуржуазному, протестантскому периоду. Д. Белл считает, что произошло движение от протестантизма, толкуемого фундаменталистски, к модернизму. Старые духовные опоры общества уже не существуют, а новые, основанные на вере в исторический прогресс, в рациональность, утратили свою утопичность. Культурный кризис лишает общество жизненной силы, дезорганизует индивидуальную мотивацию, насаждает культ сиюминутного удовольствия, ослабляет гражданские чувства и волю.

В модернизме культура обретает роль инициатора изменений. Она осуществляет поиск новых способов чувственного восприятия и новых стилей поведения. Современное общество, безраздельно преданное идее обновления, институционализировало культурный авангард и признало основной стратегией в процессе социальных изменений.

Таким образом, модернизм явился своеобразной реакцией, во-первых, на изменения в чувственном восприятии социальной среды и дезориентацию чувства пространства и времени, связанные с революцией в области коммуникаций и транспорта, во-вторых, на кризис самосознания, обусловленный, утратой религиозной веры.

Высшей ценностью в модернизме провозглашается эстетический эксперимент, ничем не ограниченный поиск самовыражения и чувственного восприятия; здесь воля и необузданные желания торжествуют над разумом и моралью.

В более узком смысле слова типологический термин “модернизм” используется для обозначения нереалистических теге – в искусстве и литературе, возникших накануне или после Первой мировой войны: экспрессионизм, кубизм, футуризм, унанимизм, акмеизм, имажинизм – 10-е г.г. ХХ в.; “театр абсурда”, “поп-арт”, “кинетическое искусство” – после Второй мировой войны. К модернизму в изобразительном искусстве относятся все течения постимпрессионизма, включая его геометрическое направление (супрематизм), а также множество более мелких течений постмодернизма.

В плане отрицания традиций в искусстве и принятия формального эксперимента за основу творческого метода модернизм можно считать авангардизмом. Но в более строгом историческом смысле – в ранних стилистических тенденциях модернизма, таких как импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн, разрыв с традицией не был резким и принципиальным, как позднее.

Таким образом, можно полагать, что модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

Прослеживая историческую эволюцию модернизма, следует отметить, что в своих “классических”, традиционных формах модернизм настаивал на замене религии и морали эстетическим восприятием жизни, рассматривал художественное творчество как единственно возможный способ самовосприятия и самопознания. В современном же постмодернизме изначально заложенная в модернистском движении тенденция к освобождению подсознательных инстинктов достигла крайнего выражения. Значение модернистской доктрины в современной общественной жизни определяется прежде всего поворотом от элитарно-эстетических к более массовым формам человеческой жизнедеятельности.

Как мы уже говорили ранее, модернизм является предварением или ранним этапом авангарда. Авангард гораздо более радикален и его отношения с традиционализмом особенно резкие и полемичные.

В широком смысле авангард – термин, обозначающий совокупность пёстрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре ХХ в.

Авангардные направления были характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры. Однако именно в ХХ в. авангард приобрёл глобальное значение мощного феномена культуры, охватившего все её более или менее значимые стороны и явления и знаменовавший собой качественно новый грандиозный переходный период в культуре.

Авангард есть, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ в.

В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились достижения во всех сферах научного знания с конца ХIХ в.; в философии – основные учения постклассической философии от А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора до А. Бергсона, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра; в психологии- психиатрии, прежде всего фрейдизм. В гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений. В социальных науках – социалистические, коммунистические, анархические теории.

Сегодня, говоря об авангарде, принято выделять ряд общих характерных черт этого феномена культуры: экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного новоевропейского искусства, а также традиционных ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось авангардистам ретроградным, консервативным, обывательским, “академическим”; в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в ХIХ в. реалистически-натуралистического изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всём, стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства; тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению.

Авангардисты, ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре как целостной системе, приняли на себя роль ниспровергателя традиций, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. При этом цели и задачи искусства виделись представителями различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании.

В современном культурологическом знании возможна лишь условная классификация только по отдельным параметрам множества самых разных во многих отношениях феноменов авангарда:

– по отношению к научно-техническому прогрессу, к различным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие научно-технического прогресса и его аналогия: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, “аналитическое искусство”, кинетическое искусство, концептуализм. Внутреннее неприятие открытий естественных наук и технологических достижений: фовизм, экспрессионизм, наивное искусство, сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в литературе, творчество М. Шагала, П.Клее, А. Модильяни;

– в отношении духовности: материалистически осознанная, позитивистская резко отрицательная позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, кинетизм, поп-арт, оп-арт, боди-арт и другие и в то же время интенсивные поиски Духа и духовного как спасения от засилья материализма в ряде направлений искусства: русский символизм ХХ в. (В. Кандинский), метафизическая живопись, супрематизм К. Малевича;

– в отношении художественной традиции и традиционных искусств резко отрицательную позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты.

– по отношению к политическим движениям палитра пристрастий весьма разнообразна: многие русские авангардисты активно приветствовали социалистическую революцию; некоторые из итальянских футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам; многие сюрреалисты вступали во французскую комму-нистическую партию. В целом, большинство авангардистов не имели осознанных политических убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях саморекламы.

В смысле художественно-эстетической ценности на сегодняшний день уже ясно, что большинство представителей авангарда создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значения произведения. Однако именно авангард дал и крупнейших представителей ХХ в., вошедших в историю мирового искусства: В. Кандинского, М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо, А. Матисса, А. Модильяни, С. Дали, Дж. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафку, С. Беккета, Ле Корбюзье и многих других.

Следует отметить, что общее культурно-историческое значение авангарда выявлено далеко ещё не в полной мере, однако уже сегодня очевидно, что авангард

– показал принципиальную культурно-историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения;

– довёл до логического завершения, а иногда и до абсурда все основные виды новоевропейских искусств, тем самым показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры и не могут отвечать динамично меняющимся духовно-эстетическим потребностям современного человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного общества;

– экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приёмов, подходов выражения, функционирования того, что до середины ХХ века называлось художественной культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально новому, призванному занять место искусства;

– способствовал возникновению и становлению новых видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка

компьютерное искусство, всевозможные шоу на основе современной техники).

Итак, авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и, в основном, завершил своё существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-ые г.г. ХХ в. Об этом свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма – своеобразной реакции уходящей культуры на авангард.

В философии культуры и культурологии массовым называется общество, в котором производство и потребление приобретают стандартизированный характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех. Демократизация и социализация человеческих обществ вытесняет культурный высший слой, без которого культура становится невозможным. Массовое общество – территориально обширное общество со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть в нем концентрирована и принимает форму манипуляции массами с помощью средств массовой коммуникации. Гражданские добродетели в этих условиях приходят в упадок, местное самоуправление ослабевает, солидарность людей фактически ослабевает, эгоизм заменяет индивидуальность. Итак, термином «массовое общество» обычно обозначают нечто подлинно новое, появившееся сравнительно недавно в истории человеческого общества. Им определяют новый общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми воинами и по окончании Второй мировой войны ставший вполне осязаемой реальностью. Этот новый тип общества установился в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии, Японии и прежде всего в США. Менее очевидно его черты проявились в Восточной и Центральной Европе. Они наметились также в странах Азии и Африке. Специфика массового общества заключена в более тесной интеграции народных масс в систему институтов и ценностей общества.

Массовое общество продвинулось в создании единой культуры значительно дальше, чем общество любого другого типа. Культурные региональные различия уменьшились, стерлись классовые, профессиональные и даже возрастные различия.

В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведении людей. Массовое сознание начинает все больше подвергаться целенаправленной обработке, принимающей “индустриальные формы“. Сегодня не обойтись без развернутой «индустрии сознания», цель которой – добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках усложнившейся социальной структуры. Феномен массовой культуры рожден массовыми процессами идеологической практики современного общества.

Какова же роль идеологии в массовом сознании и массовой культуры? Во-первых, это особый способ организации масс, связанный с вовлеченностью их в политическую и культурную жизнь, а во-вторых, особый способ культурного обслуживания масс, что в конечном счете и есть массовая культура. Восстание масс стало источником и движущей силой идеологии и массовой культуры, которые переплелись между собой.

У идеологии имеется философские корни и ее предшественником можно считать Платона. Термин «идея» впервые встречается у Демократа, затем у Платона.

В современном обществе управлять массами удобнее путем воздействия на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. Идеология сегодня соединила материальный интерес с наукообразным прогнозированием будущего, которое является предметом веры. Как система взглядов, выражающих интересы больших общественных групп (классов, наций), идеология стремится поставить все предыдущее значение на службу материальным интересам.

Торжество идеологии привело к господству формальных принципов, наподобие историзма с его многообещающими схемами и пренебрежением к конкретному человеку. Идеология практически уводит из культуры и делает его духовно бездомным, даже если он обитает в роскошных апартаментах. Казалось бы хорошо, когда массы участвуют в политической жизни, однако возрастание роли масс лишь тогда позитивно, когда возрождает количество культурных людей. Как инертное большинство, масса представляет собой опасность для культуры. Но здесь важно помнить различие между массой и народом, который живёт культурными традициями.

Есть две параллели: творческая элита-народ и правитель – масса. Творческая элита ведёт за собой народ, правит; правитель же использует массу для осуществления воли к власти. Для массы нужна примитивная массовая культура, а народ вынужден подчиняться правителям. Массы составляют часть политической системы – электорат. Масса – удобный объект идеологических манипуляций, поэтому идеология заинтересована в том, чтобы народ превратился в массу, которая легко подчиняется, – об этом в своё время писал ещё В.И. Ленин. По мнению же немецкого культуролога, историка О. Шпенглера, «масса – это конец, радикальное ничто»[1.c.377].

Идеология проходит три этапа в своём развитии: диалектический, демагогический, догматический. К культуре относится только первый этап формирования идеологии. Затем идеология утверждается и пытается подчинить культуру. В идеологии культура достигает своего самоотрицания, идеология появляется изнутри культуры как её отрасль и поэтому она опаснее всего для культуры. В целом же все идеологии: и либерально-капиталистическая, и национальная, коммунистическая – антипод культуры.

В период, когда идеология становится главной формой культуры, остальные её виды объединяются под названием массовой культуры. Особенности массовой культуры зависят от того, какой форме идеологии она служит.

«Массовая культура – явление неоднозначное», сложное, противоречивое. Подробнее остановимся на рассмотрении данного феномена культуры. Итак, массовую культуру следует считать своеобразным феноменом социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций. Подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности, развития технических средств тиражирования и трансляции информации. Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации со второй половины ХХ в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующее:

– индустрия «субкультура детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские лагеря, технологии коллективного воспитания и т.д.). Цель – универсализация воспитания детей, внедрение в их создание стандартизированных норм и образцов поведения, официально пропагандируемых в данном сообществе;

– массовая общеобразовательная школа, тесно связанная с целевыми установками «субкультуры детства»;

– средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;

– система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, контролирующая и формирующая политико-идеологические;

– ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей;

– массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, паранаучные учения, кумиромания) – в конечном счете эти явления дают выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

– массовые политические движения;

– система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс – индустрия), превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

– индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнесс, среда медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.д.);

– индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приключенческая, фантастическая «бульварная литература», жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, конферанс, синтетические виды шоу-индустрии, стриптиз, эротические шоу, спорт как зрелище и др.).

Итак, современная массовая культура является, как мы видим, «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, тем не менее этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сообщества, при которых социализирующийся и инкультурующиеся функции традиционной обыденной культуры утрачивают методическую эффективность и содержательную актуальность. При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой проявление созревающей обыденной культуры нового типа.

В широком смысле сознательно и последовательно массовой культуры противостоит элитарная культура. Это субкультра привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта.

Различаются политические и культурные элиты. Политические элиты на сегодня достаточно подробно и глубоко изучены. Элиты культурные (духовные, творческие) вырабатывают собственные, принципиально новые механизмы саморегулирования и новые ценностно-смысловые критерии. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», ужесточается система норм.

Теория и практика элитарной культура расцветает особенно продуктивно на «сломе» культурных эпох, при смене культурно-исторических парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым». Сами представители элитарной культуры осознавали свою миссию в культуре как «создателей нового», как творцов, непонятных своими современниками (таковы романтики и модернисты, культурные деятели авангарда, профессиональные революционеры, осуществлявшие культурную революцию), сюда же мы можем отнести и создателей масштабных традиций и больших стилей (В. Шекспир, И. Гетте, И. Шиллер, А. Пушкин, Ф. Достоевский, М. Горький и т.д.)

Сегодня компоненты элитарной и массовой культур используются в равной мере как амбивалентный игровой материал – такова культурная парадигма постмодерна. Смысловая граница между элитарной и массовой культурами оказывается принципиально разумной или снятой; в этом случае различие между этими культурами практически утрачивает смысл, сохраняя лишь аллюзивные значения культурно-генетического контекста.

В культуре ХХ в. особое значение приобретает маргинальная культура. Маргинальная культура в общей типологии относится к социально-сословному типу культуры. Маргинальную культуру можно рассматривать как пограничную, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными стратами с присущим им образом жизни. Маргиналами могут быть иммигранты, выходцы из деревни, ныне живущие в городе; люди, совершившие стремительную карьеру из низшего социального слоя и т.д. Маргинальность и присущая этому явлению культура становятся сегодня универсальным феноменом. Современное общество плюралистично. Поэтому каждый человек вынужденно взаимодействует с различными эталонами и культурными системами. Он включен в различные социальные миры. Это и порождает маргинальность, поскольку каждый из миров предъявляет человеку специфические и противоречащие друг другу требования.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)