|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод Леон-Батиста АльбертиГлавной особенностью шрифта являются подчеркнуто развитые подсечки, придающие ему особенную выразительность. Ширина букв значительно увеличена по сравнению с обычной шириной, свойственной классическим латинским шрифтам. Большая часть вписывается в квадрат или превосходит его по ширине. Модуль равен 1/9 стороны квадрата. Буквы D, G, H, N, O, X, Y вписываются в квадрат всеми своими деталями. Наиболее узкими буквами являются S (4 1/2 модуля) и P (6модулей). Максимальную шину имеют буквы A (12 1/2 модуля) и М (13 3/4 модуля) и O (13 модулей). Меняющаяся ширина букв создает игру в орнаментальном ритме надписи и способствует его живописной выразительности. Ширина главных элементов равна 3/4 модуля, второстепенные элементы имеют ширину в три раза меньшую (1/4 модуля). В шрифте тонко проработаны подсечки и другие завершающие элементы. Благодаря этому форма каждой буквы становится выразительной и законченной. Для каждой буквы найдена своя характерная форма подсечек, гармонично увязанная с буквой. Так например. радиусы наружного и внутреннего закругления подсечек в буквах A, M соответственно равны 3 модулям и 1 модулю, а в букве X, элементы которой пересекаются под большим углом, радиус внутренних закруглений уменьшен до 3/4 модуля. В букве Y, где этот угол еще больше радиус наружного закругления уменьшен и составляет 2 модуля. У всех вертикальных элементов, к которым примыкают другие элементы, верхние подсечки имеют закругления радиусом в 1 модуль, нижние подсечки – радиусом 1 1/2 модуля. Метод Альбрехта Дюрера (1427 ‑ 1502) Простой и изящный шрифт, созданный великим немецким художником и гравером Альбрехтом Дюрером. Дюрер не только создал рисунок своего шрифта и дал геометрическое построение каждой буквы, он составил подробное описание всех своих построений и изложил их в специальном трактате «Unterweissung der Messung» (наставление по измерению). В таблице даны два варианта построения букв. Дополнительно к построенным контурам шрифт дан заливкой для лучшего представления о рисунке. Большинство этих букв построено по первому варианту. Буквы M,P иR построены по второму варианту, а буквы A и Q построены по третьему варианту, который в таблице не имеет детальной проработки. Шрифт построен Дюрером с использованием квадрата и его геометрических производных. За некоторым исключением буквы вписываются в квадрат. Буквы C, G, L, Z (первый вариант) имеют несколько меньшую ширину. Наиболее узкими являются буквы E, F, P. Положение всех средних горизонтальных элементов букв определяется средней горизонтальной линией квадрата. В буквах A, B, K (второй вариант), E, H. P (первый вариант) горизонтальные элементы расположены ниже этой линии, в буквах E. F, H, P (второй вариант), K (первый вариант), R – выше этой линии. Исключение составляет второй вариант буквы B, где срединный элемент «не лежит» на центральной горизонтали квадрата, а поднят над ней на свою толщину. Ширина основного элемента равна 1/10 высоты букв. Ширина тонкого элемента составляет 1/3 ширины основного элемента. Таким образом решены основные пропорции букв. Подсечки осуществляются дугами окружностей, центры которых располагаются на вертикальных сторонах квадрата. Радиусы окружностей подсечек для вертикальных элементов равны ширине основных элементов. В наклонных элементах (A, K, V, X) эти радиусы различны. Построения букв определяются рассмотренными выше соотношениями и достаточно понятны из чертежа. Некоторые закономерности построения рассмотрим более подробно. Вершина внутреннего треугольника буквы A располагается на вертикали, проходящей по середине между внутренними окружностями подсечек. Варианты построения отличаются формой верхнего окончания буквы. В букве B в первом варианте наружный контур верхнего и внутреннего нижнего округлого элемента касаются проведенной на расстоянии 1/3 стороны квадрата. Второй вариант отличается увеличенной высотой нижнего округлого элемента и соответствующим увеличением ширины буквы. Наружный и внутренний контуры буквы C определятся окружностями, имеющими диаметры, равные высоте буквы, с центрами, смещенными по горизонтали на 1/10 этой высоты. Окружности отсекаются вертикалью проходящей через точку пересечения правой окружностью с диагональю квадрата. Второй вариант буквы предусматривает проведение окружности внутреннего контура уменьшенным радиусом с центром, смещенным вправо и вверх по диагонали. Отсечение осуществляется по наклонной прямой, верхняя точка которой определяется так же, как в первом варианте, а нижняя лежит в вершине квадрата. Дуга внешнего контура буквы D проводится из центра, совпадающего с центром квадрата. Центр внутреннего контура первого варианта смещен влево по горизонтали. Второй вариант отличается увеличенной толщиной части скобы в месте примыкания ее к вертикальному элементу. Ширина буквы E вверху равна 5/9 высоты. Центр дуги сопряжения нижнего элемента лежит на одной вертикали с концом верхнего элемента. Наклонная линия горизонтального нижнего элемента проводится от пересечения этой вертикали по касательной окружности. Второй вариант отличается увеличенным радиусом сопряжений среднего и нижнего элементов. Буква F отличается от буквы E в обоих вариантах только отсутствием нижнего элемента. Первый вариант буквы G точно повторяет очертания первого варианта буквы C. Дополнительно построена стоечка, высота которой определяется средней линией квадрата. В левой части второго варианта повторяется построение второго варианта буквы C со смещенным центром по диагонали. Внутренний контур правой части вверху проведен концентрически по отношению к наружному. Наружный контур нижней части проведен из центра, расположенного посередине стороны квадрата. Высота подсечки уменьшена по сравнению с первым вариантом. В обоих случаях, как и в букве C, подсечка проводится на вертикали, проходящей через точку пересечения окружности наружного очерка с диагональю. Второй вариант H отличается от первого несколько увеличенным радиусом дуг подсечек и расположением поперечного элемента над средней горизонталью. В букве K помимо ранее упоминавшейся разницы в высоте примыкания верхнего элемента к стойке оба варианта отличаются деталью: в первом варианте внутренний контур лапки оканчивается дугой, радиус которой равен диаметру окружности наружного очерка, во втором – он проведен по прямой. Окончание горизонтального элемента буквы L в двух вариантах оформлено дугами, из которых наружная имеет радиус, равный диаметру внутренней. Длина горизонтального элемента в первом варианте определяется касанием окружности к диагоналям квадрата, во втором – эта длина сохранена. Построение буквы M в двух вариантах отличается наклоном стоек. В первом варианте буквы N наклонный элемент заканчивается мыском, отсутствующим во втором варианте. Контуры буквы O в первом варианте построены как две окружности равного радиуса, центры которых смещены на 1/10 высоты буквы по диагонали квадрата и симметрично расположены относительно точки пересечения диагоналей. Диаметры окружностей соответственно несколько меньше стороны квадрата. Во втором варианте наружный контур – окружность, вписанная в квадрат. Внутренний контур построен на двух окружностях, центры которых смещены по наклонной прямой, верхняя и нижняя точки которой отклонены от вертикали на 1/6 часть квадрата. Контур буквы P во втором варианте отличается более широким округлым элементом. Центр его внутреннего контура расположен от вертикального элемента на расстоянии, равном толщине последнего. В букве Q основной контур повторяет букву O первого варианта. Варианты букв отличаются величиной и радиусом закругления «языка». В букве R повторяются формы соответствующих вариантов букв P. Верхняя линяя лапки в обоих случаях проходит через центр такое же, как в букве K. Во втором варианте радиусы закругленной лапки несколько уменьшены. В первом варианте окружность наружного контура верхней части буквы S касается окружности наружного контура. Верхняя и нижняя части контура сопрягаются отрезками прямых. В обоих вариантах центры окружностей центры окружностей лежат на средней вертикали квадрата. Устойчивость буквы в обоих вариантах достигается развитием ее нижней части. В первом варианте это делается за счет увеличения диаметра окружностей контура, во втором (при симметричном расположении окружностей контура) – за счет развития нижнего окончания, которое проводится дугой с центром, расположенным посередине верхней стороны квадрата, и отсекается наклонной прямой, идущей из верхнего угла квадрата в точку, расположенную на нижней его стороне и отстоящую на 1/8 длины последней от угла. Второй вариант буквы T отличается от первого вертикальным завершением правого конца горизонтального элемента. Второй вариант буквы V имеет выкружки большого диаметра, нежели первый и оканчивается внизу углом со срезанной вершиной. Срез определяется шириной тонкого элемента. Второй вариант буквы X так же, как и в первом случае, имеет выкружки проведенные по дугам большего радиуса, чем в первом варианте. Радиусы наружных выкружек равны ¼ высоты буквы, тогда как в первом варианте они равны 1/5 высоты. Наружные закругления верхней части буквы Y, в первом варианте проведены большим радиусом чем во втором. В первом варианте буквы Z ширина равна высоте. Горизонтальные элементы завершаются наклонными отсечками. Второй вариант решен с вертикальными отсечками и его ширина равна 5/6 высоты. Цифры отличаются выразительностью и тонким живым рисунком.
В некоторых случаях автор меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным соотношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта. Для написания текста вначале выбирают пропорции букв с учетом интервалов между буквами. Интервал между буквами берут примерно от одного до двух модулей, в зависимости от компоновки текста на заданном формате листа. Затем от руки на глаз рисуют карандашом буквы. Контуры их обводят тушью или краской и затем заполняют всю букву, работая при этом тонкой круглой кистью. Иногда чертежи архитектурных проектов подписывают архитектурным шрифтом (приложение 4), совсем непохожим на предыдущий. Буквы шрифта узкие, вытянутые, с пропорциями 1:5, не имеют засечек. Толщина обводки всех букв одинаковая, как у плакатного шрифта. Этот шрифт требует четкости начертания букв и цифр. При выполнении надписей этим шрифтом расстояние между буквами не следует брать слишком маленьким, так как буквы будут сливаться. В данном примере модульная сетка по сравнению с предыдущими резко отличается тем, что за модуль принята не толщина штриха, а ширина буквы. Толщина штриха составляет одну треть модуля. Шрифт красив, прост в начертании и хорошо читаем. Этот шрифт, хотя и называется архитектурным, не относится по графическим признакам к шрифтам типа антиква. К особой категории относится построение русских шрифтов. Следует уделять особое внимание при выполнении надписей чертежей памятников русского зодчества. В зависимости от даты возведения памятника будет уместен тот или иной русский шрифт. Например, выполняя работы по памятникам IX – XVII вв. уместно пользоваться древнеславянскими шрифтами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |