АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Петровский дореформенный гражданский шрифт (1698 – 1702)

Читайте также:
  1. MS Word 2007. Форматирование шрифта и абзаца
  2. P.S. шрифт GOST type В, размер 14 пт, курсив, полуторный интервал
  3. Акцидентные шрифты
  4. Акцидентные шрифты (display faces)
  5. Битовые (растровые) шрифты
  6. Векторні шрифти
  7. Векторные шрифты
  8. Вибір шрифтів.
  9. Види шрифтів за призначенням
  10. Вимоги до шрифтів
  11. Вступление. Разновидности шрифтов.
  12. Выбор и сочетание шрифтов

Шрифт живописной формы, имеющий в своей основе элементы устава и полуустава, с незначительным отражением влияния латинского алфавита. Особенности шрифта – большое количество криволинейных элементов (в основе лекальных),высокий контраст основных и вспомогательных элементов, тонких подсечек. Ряд букв завершается каплевидными элементами (К. С, З), в буквах Д, Л,М тонкие элементы криволинейные.

Живописность шрифта обуславливается в значительной степени разнообразием начертания однородных элементов. Это можно проследить по форме нижних элементов букв Б, В, Ъ. Буква Б вообще выпадает из общего стиля шрифта. Буква Е отличается от буквы Е, имея рисунок строчной буквы е. Вершина буквы А несколько поднята над верхней линией строки, тогда как у сходной по начертаниям буквы Я вершина срезана.

Модульный прямоугольник имеет соотношение 9:8. В качестве единицы модуля принята ширина основных элементов.

По высоте все буквы вписываются в модульный прямоугольник, за исключением букв А, Д. Ц, Щ., подстрочные элементы которых выступают за границы модульного прямоугольника вниз.

По ширине буквы построены достаточно однородно и группируются следующим порядком.

Наиболее узкие буквы В. Г, Е, З, Р, Т, Е вписываются в модульный прямоугольник вместе с подсечками. Почти все остальные буквы вписываются своими основными элементами в модульный прямоугольник, за исключением подсечек и других второстепенных элементов, которые выступают за границу прямоугольника. Исключение составляют буквы Ш. Щ, Ю. общая ширина которых равна 9 модулям; они вписываются в квадрат.

Буквы данного шрифта не имеют четких геометрических форм, и для них даны лишь некоторые построения.

Для буквы Б указаны центры дуг и сопряжения радиусы для наружного очерка очка.

В буквах В, Ы. Ъ показана горизонталь (6 ¾), на которой расположены центры полуокружностей наружного и внутреннего контуров округлых элементов.

При построении буквы Д указан дуги криволинейных элементов.

Центры наружных радиусов лапок даны для буквы Ж.

Построения наружных и внутренних овалов даны для букв О. Е, Ю.

Для округлой части буквы Р указан центр окружности, очерчивающий внешний контур (на вертикали 3 ½) модуля. Эта же вертикаль служит осью овала, по которому построен внутренний контур.

Для буквы О дан центр и радиусы сопряжений дуг наружного контура.

Горизонтальная ось овала и центры окружностей определяют форму окружных элементов буквы Ф.

В букве Ч указаны центры и сопряженный радиус для внутреннего элемента боковой части.

Для каждой буквы имеются ее варианты. Эти варианты еще больше, чем основной рисунок, отражают особенности славянских шрифтов.

 

РИТМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ШРИФТА

Закон развития формы в шрифте предопределяется повторением таких пар противоположностей как круглый — угловатый, широкий — узкий, большой — маленький, контрастный — нюансный и т.п. Ритм создается продуманным чередованием пятен букв и меж буквенных пробелов, взаиморасположением слов и строк, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом — всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.

По эмоциональному восприятию ритмический строй текста может быть простым и сложным, статичным и динамичным, уравновешенным и беспокойным. Нарушение ритмических связей влечет за собой впечатление дробности, случайности, потерю целостности композиции и, напротив, гармоничное построение помогает чтению, доставляет зрительное удовлетворение.

Качественный уровень письменного текста (равно как всего визуального текста, включающего изобразительно-иллюстративный ряд) определяется содержанием, редакционной работой, художественным и техническим оформлением.

Восприятие содержания зависит от зрительной структуры текста, удобочитаемости, графической наглядности, качества исполнения.

Под зрительной структурой текста следует понимать графическое выделение главных и соподчиненных материалов содержания:

§ выделение текста формой и его расположением;

§ выделение цветом;

§ выделение шрифтом (курсив, насыщенность шрифта, размер, рисунок или тип шрифта);

§ выделение линейками, рамками, декоративными изображениями, цветом фона и т.п.

Удобочитаемость, как указывалось выше, зависит от формы штриховых знаков, которые образуют слова, строки, абзацы, композиции текстов, от их гармонии (в т.ч. цветовой) с носителем текста. Важным условием удобочитаемости является оптимальный размер шрифта, длина строки, расстояние между строками, объем информации.

Графическая наглядность создается как формой шрифта, ассоциативно соответствующей содержанию материала, так и иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, таблицами, замечательным образом дополняющими, а иногда заменяющими текст. Качество исполнения текстов — еще один очень важный показатель, от которого зависит восприятие и усвоение содержания. Оно зависит от процесса и способа изготовления текста, знаний и опыта исполнителя.

Степень восприятия зависит от внешней формы текстовой информации, ее художественно-конструкторского и технического воплощения, которое, кроме своей основной функции, также выполняет и функцию эстетическую.

Соблюдение этих требований объясняется особенностями человеческого зрения в процессе чтения охватывать глазом одновременно группу букв или даже слов, скоростью опознанию букв, осмысления слов, то есть скоростью чтения. Это чрезвычайно важная характеристика шрифта, предназначенного для письменного текста в наглядной агитации.

Четкость определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона. Надо помнить, что контраст буквы с фоном зависит не только от цвета, но и от характера поверхности (рельефной, шероховатой, гладкой, полированной или зеркальной).

Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики и активно влияет на удобочитаемость.

Удобочитаемость — это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен легко и без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.

 

ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

Слово композиция в переводе с латинского (composito) означает объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения. Скомпоновать шрифтовую композицию надписи — значит сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое. Таким образом, композиция представляет собой особый художественный язык, посредством которого художник передает свои идеи и чувства, отражающие действительность. Такие композиционные начала, как цельность, симметричность (симметрия), ритм, в изобилии существуют в мире природы, а также в каждом виде искусства: в литературе, музыке, архитектуре, в изобразительном искусстве, в том числе и в шрифтовой графике.

При составлении шрифтовой композиции текста, чтобы создать впечатление единой графической системы, нужно решить несколько задач. К этим задачам относятся: установление отношений основных штрихов к соединительным, определение характера круглых форм букв, местоположения средних штрихов, пропорций букв и т.д. В каждом алфавите есть широкие буквы, узкие и нормальные. Кроме того, буквы алфавита делятся на симметричные (А, Ж, М, О, П, Т, Ф, X, Ш) и ассиметричные, или полуторные (название «полуторные» является условным и не означает, что они точно в полтора раза шире других).

У одних полуторных букв тяжелее левая сторона, у других — правая. Буквы, у которых правая сторона легче и более открыта, называют открытыми справа: Б, Г, Е, К, С, Ъ, Ь. Другие буквы Д, 3, Л, У, Э, Я называются открытыми слева. Эти качества асимметричной композиции правой и левой сторон многих букв алфавита оказывают заметное влияние на принципы компоновки букв в слове и строке.

Почти у всех букв алфавита есть одинарные элементы, форма этих элементов и является тем главным принципом, по которому можно построить конструктивную схему для целой группы букв или так называемую полиграмму. Конструктивная схема, позволяющая строить буквы путем совмещения тождественных элементов, называется полиграммой. Аналогично можно сделать полиграмму и для круглых букв — С, Ю, принимая за основу букву О. Чтобы составить весь алфавит, надо сделать несколько полиграмм. Совместив между собой все полиграммы, можно получить общую конструктивную полиграмму данного алфавита.

Полиграмма алфавита может основываться на сближении букв между собой по ширине или на построении букв различной ширины. При их составлении весь алфавит разбивают на группу, объединив в каждой из них буквы со сходными признаками. Например, если буква О круглая, то букву С также следует писать круглой, а не прямоугольной. Буква Д строится по букве Л. Одинаковыми должны быть и концевые элементы круглых и полукруглых букв.

Шрифтовой композиции должна быть присуща целостность, т.е. соподчинение элементов. Соподчинение — это не результат каких-то односторонних механических связей. Оно возможно только на почве композиционной логики. Необоснованное отступление от закономерностей, выражающих связь соподчиненных элементов, приводит как правило, к резкому снижению смысловой и эстетической значимости создания художника.

Гармоническое сочетание пропорций отдельных букв, слов и всего предложения по отношению к заданному формату называется шрифтовой композицией надписи. В шрифтовую композицию должно входить не только размещение шрифта на листе, но и всех выразительных средств, направленных на образное, художественное решение определенной темы. Кроме того, при решении шрифтовой задачи композиции необходимо иметь в виду цвет, масштабные отношения букв, их плотность и характер рисунка.

Чтобы лучше усвоить построение шрифтовых композиций текста, полезно анализировать готовые надписи на обложках книг, титульных листах, журналах, пригласительных билетах и т.д. Построение красивой шрифтовой надписи требует большого умения, которое приходит лишь с опытом работы. При составлении шрифтовой композиции важно соблюдать стилевое единство шрифта, которое должно отвечать условиям гармоничности его построения и эстетической полноценности композиции.

Шрифтовая композиция может быть разных видов: а) симметричная, б) блочная, в) флаговая, или флажковая.

При симметричной композиции вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит ее на две равные части — левую и правую.

Блочная композиция характеризуется тем, что все строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет; буквы в коротких словах пишутся с разрядкой до ширины шрифтовой полосы. Однако слишком сильное увеличение расстояния между буквами может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи.

При флаговой композиции текст сдвигается в сторону: либо влево, либо вправо от вертикально проведенной оси. Разметка букв и строк начинается от этой вертикальной прямой. Такая композиция носит динамичный (асимметричный) характер.

В художественных рекламных объявлениях текст располагают веерообразно или с перспективным сокращением, такое расположение текста должно быть оправдано удачной композицией и единым художественным стилем. И все же надписи в большинстве случаев помещают по горизонтальной прямой. Это расположение наиболее привычно для глаза и не утомляет его. Глаз человека при чтении текста перебегает с одной стороны на другую и в конце строки на какое-то мгновение останавливается. Поэтому очень важно компоновать текст так, чтобы каждое слово нашло свое место в строке.

При написании шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное так, чтобы в целом получилось законченное композиционное целое.

Компоновка текста на заданном формате листа представляет наибольшую трудность. Поэтому при составлении шрифтовой композиции текста необходимо учитывать следующее:

1) шрифт, которым будет оформляться содержание текста;

2) компоновку текста на заданном формате;

3) размер шрифта и расположение букв в словах.

Рассматривая различные шрифтовые композиции текста, необходимо учитывать такую немаловажную особенность, как масштабность. Масштабность в шрифтовой композиции — это соразмерность всей надписи с ее частями и элементами, а также соответствие назначению этой композиции. Например, если композиция надписи рассчитана на обзор с дальнего расстояния (реклама на улице), то масштаб ее должен быть крупным, хорошо читаемым издали.

Равновесие частей шрифтовой надписи должно создавать зрительную устойчивость всей композиции и удобство восприятия. Особенно это относится к асимметричным композициям. Исходным моментом в шрифтовой композиции всегда является смысловое содержание и грамматический строй текста. Зрительное равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. На размер каждого пробела в слове влияют также засечки, размеры штрихов, характер внутрибуквенного просвета — все это надо учитывать в процессе расстановки букв.

Выбирать шрифт надо в соответствии с содержанием оформляемого объекта. Общая форма надписи определяется уже при разбивке ее на строки. В предложениях с большим числом строк распределение слов по строкам выполняется с таким расчетом, чтобы строка заканчивалась знаком препинания — запятой, точкой или тире. В коротких текстах, написанных крупным шрифтом, переносы делать недопустимо.

Прежде чем приступить к разметке строк, составляют эскиз композиции текста в масштабе, например 1:2, 1:5 и т.п. На эскизе намечают рабочее поле и свободные места. Оставшиеся чистые поля имеют свои пропорции. Ширина свободных полей зависит от числа строк и формы шрифта. Условно принято оставлять ширину свободных полей несколько больше высоты букв шрифта. Расстояние между строками и между словами берут примерно равным высоте буквы данного шрифта.

В первоначальном эскизе (макете) строки представляют в виде прямоугольников. Прямоугольники обычно закрашивают одним тоном. Если же композиция должна решаться в цвете, то подбирают цветовую гамму: цвет строк по отношению к цвету фона.

В зависимости от объекта оформления текст располагают симметрично или асимметрично. Асимметричную надпись применяют, когда содержание текста носит динамичный характер.

Уточнив эскиз композиции, определяют размер штриха и пропорции букв. Важное значение имеет толщина обводки букв шрифта, так как она определяет контрастность букв.

Расстановку букв выполняют на вторичном эскизе. Разлиновывают строки и производят разметку букв. Буквы обводят яркими штрихами, пропорционально уменьшенными относительно оригинала (текста для заданного формата). Затем с эскиза текст перерисовывают на лист заданного формата.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капр Альберт Эстетика искусства шрифта. — М.: Книга, 1979. — 124 с.

2. Куцын Т.И. Начертание шрифтов: пособие для архитекторов и инженеров. — М.: Госиздат архитектуры и градостроительства, 1950. — 203 с.

3. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. — М.: Плакат, 1977. — 143 с.

4. Быков В.В. Агитационно-оформительское искусство. — М.,: Плакат, 1978. — 93 с.

5. Соловьев С.Ю. Декоративное оформление. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с.

6. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, В.Д. Солдаткина, В.В. Воронежцев и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Недра, 1979. — 56 с.

7. Б. Воронецкий, Э. Кузнецов Шрифт. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 104 с.

8. Я.Г.Чернихов. Н.А. Соколов. Построение шрифтов.


Приложения

Приложение 1

Плакатный шрифт

Приложение 2

Архитектурный шрифт (зодчего)

Продолжение приложения 2

 

 

Продолжение приложения 2

 

 

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2

 

Продолжение приложения 2

Архитектурный шрифт (строчные буквы 1)

 

Продолжение приложения 2

Архитектурный шрифт (строчные буквы 2)

Окончание приложения 2

Архитектурный шрифт (цифры 3)

Приложение 3

Академический шрифт

 

 

приложения 2


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)