|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что же происходит перед тем, как диктор подходит к микрофону и начинает творить? В этой статье мы попытаемся ответить на этот интересный вопрос и расскажем как работать с текстомКак работать с текстом?
Что же происходит перед тем, как диктор подходит к микрофону и начинает творить? В этой статье мы попытаемся ответить на этот интересный вопрос и расскажем как работать с текстом. Итак, текст написан, утверждён, распечатан и отдан диктору. Понятно, что любой профессиональный диктор прочтёт текст "с листа" т.е. без предварительной подготовки и прочтёт хорошо!
Рядовой слушатель и не определит - готовился ли текст к чтению заранее, или читается впервые в эту секунду. Профессионал легко это услышит. А если диктор начинающий, то халтуру определит и любой рядовой слушатель. Подготовленный текст всегда прозвучит лучше неподготовленного, кто бы его не читал. Поэтому наш совет - тексты надо готовить! " Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии - Колизей продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дожил до наших дней. В ходе прогулки мы попробуем представить его во всей красе, разберёмся в хитростях внутреннего устройства и секретах его архитектуры. И глядя с трибун на арену, каждый сможет почувствовать себя императором, гладиатором, или зрителем, выносящим окончательный вердикт. В самом сердце античного Рима, неподалёку от Колизея, образовался центр Рима современного …"
Вначале просто прочтём этот текст как книгу. Вникнем в содержание. Затем рассмотрим его с точки зрениянорм орфоэпии. Начнём с ударения. Запаслись орфоэпическими словарями (у диктора должно быть много словарей) и начинаем в них "рыться". Лучше проверять даже те слова, ударение в которых не вызывает вопросов. Вообще, надо сказать, что ударение в русском языке очень "живое". Это легко увидеть, взяв "Словарь ударений для работников радио и телевидения" Агеенко и Зарва за 1985 год и "Русское словесное ударение" Зарва за 2001 год. Автор один и тот же, но разные годы издания! Например, слово "кулинария". В первом словаре - кулинАрия, а во втором - кулинарИя. В первом словаре - "микровОлновый", а во втором -"микроволнОвый". Аналогично - "мизЕрный" и "мИзерный". Или вот интересное слово - "деньгам". В обоих словарях "деньгАм". Но дикторы старшего поколения никогда так не скажут, только дЕньгам, дЕньгами и т.д. Таким образом, ударение не стоит на месте. Поэтому трудно говорить, что есть одно правильное ударение. Всё очень относительно. Если сегодня ударение, к примеру, на первом слоге, то это совсем не значит, что через 5 лет оно не будет на втором. А возможно, оно уже и было на втором слоге 30 лет назад. Но вернёмся к нашему тексту. Где поставить ударение в слове "дожил"? Оба словаря Зарвы говорят нам -"дОжил", в орфоэпическом словаре под редакцией Аванесова за 1985 год - "дОжил" и допускается "дожИл". Итак, в содержание мы вникли, с ударениями разобрались. Теперь нужно разобраться с произношением. Тут многое зависит от опыта. Чем опытнее диктор, тем в меньшом количестве слов ему потребуется разбираться. Главным образом в собственных именах. Если диктор начинающий, то надо поработать. После того, как мы полностью разобрались с нормами орфоэпии, следующий этап работы с текстом - интонация. Нужно выяснить - где делать паузу, а где она вовсе не нужна. Где можно сделать логическое ударение, а где не рекомендуется. От правильности выбора ударного слова очень многое зависит. Неправильное ударение может полностью исказить смысл. " Вот вам хорошее распределение ". Дикторы старшего поколения понимают, о чём речь. Имеется в виду распределение после ВУЗа. Прочувствуйте, как меняется смысл, от места логического ударения: Вот ВАМ (пауза) ХОРОШЕЕ распределение! Работа с текстом подобным образом - это интересный, творческий процесс. И, конечно же, каждый диктор привнесёт в него свою индивидуальность. Главное, чтобы не было неправильных логических ударений, чтобы случайно не исказить основную мысль автора. Возьмём первое предложение нашего текста. " Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии - Колизей продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дожил до наших дней ". Предложение длинное, значит есть над чем поработать. Как вариант, логические паузы можно расставить таким образом: Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, | символ Рима и Италии - Колизей | продолжает производить впечатление даже в том виде, | в котором он дожил до наших дней. Количество тактов в предложении зависит от его длины. Очень короткие предложения состоят из одного такта. В данном случае получилось 4 такта. Наверное, одно из самых грандиозных мировых сооружений, | символ Рима и Италии - Колизей | продолжает производить впечатление даже в том виде, | в котором он дОжил до наших дней. Конечно, данная расстановка не является истиной в последней инстанции. Может быть множество различных вариантов. Каждый диктор неповторим и индивидуален в своих интонациях. В этом и есть дикторское творчество. Теперь, когда с логикой мы разобрались, подходим к последнему этапу в работе с текстом. Нужно определиться с дикторской подачей! Какой она будет? Ведь прочитать один и тот же текст можно с тысячью разными интонациями, различными дикторскими подачами. Быстро или медленно, тихо или громко, весело или серьёзно и т.д. Это зависит от предлагаемых условий. Что это за передача? О чём она? На радио или телевидении? Текст в кадре, или за кадром? Хронометраж свободный или жёсткий и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |