АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Период с момента отмены запрета и начала активных зарубежных контактов - периодом глобальной профанации, коммерциализации и превращения каратэ в один из видов спортивного шоу

Читайте также:
  1. I. По длине периода
  2. II. Время начала и окончания работы
  3. II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период
  4. III. Периодика
  5. V . Права и обязанности спортивного судьи
  6. V. Организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период
  7. XVIII-XX вв. - период абсолютной монархии.
  8. а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2012 года
  9. А.Б.: - Как правило, запугивают людей и требуют полного запрета алкоголя бывшие алкоголики, которым категорически нельзя пить не капли – они снова пустятся во все тяжкие.
  10. А54. В период рецессии объем продаж потребительских товаров длительного пользования сокращается.
  11. Адаптация персонала, ее виды. Необходимость сокращения периода адаптации.
  12. Адвокатура второй половины XIX — начала XX веков

 

Наряду с популяризацией новых видов восточных боевых искусств после отмены официального запрета на каратэ и снятия «железного занавеса» с началом кооперативного движения и появления центров НТТМ новые и старые «предприниматели от ВВЕ» начали активно выезжать за рубеж и, возвращаясь, привозить оттуда черные пояса и сертификаты необоснованно высоких рангов.

 

Можно было подумать, что они за пару недель каким-то сверхъестественным образом (под гипнозом или иным секретным способом) сумели резко повысить свою квалификацию и уровень мастерства. Однако пятиминутного разговора и непредвзятого взгляда на их движения было достаточно, чтобы почти однозначно догадаться и понять, откуда и каким образом получен это Дан и какова его реальная цена.

 

Затем эти же люди и те, кто раньше других сумел сориентироваться в рыночной ситуации, начали привозить зарубежных сэнсэев с Востока и с Запада для проведения семинаров и приема экзаменов внутри своих федераций и ассоциаций.

 

Не секрет, что в то время на некоторых подобных семинарах пояса и Даны зачастую элементарно продавались и покупались.

 

Еще чуть позже, после стабилизации возникшего в России спроса на всякого рода аттестации и экзамены, а особенно после перехода развития каратэ на клубную основу в страну хлынул поток самых различных "сэнсэев" и "грандмастеров", самых различных стилей ВВЕ, школ и рангов, среди которых, к сожалению, на одного действительно МАСТЕРА, приходилось множество если не откровенных аферистов, то просто заурядных мастеров.

 

Но все они жаждали популяризации своих школ в России, хотели иметь в нашей стране филиалы и организовывать семинары, принимать квалификационные экзамены и присваивать (как правило, за определенную плату) различные пояса. Для этого тем, кто был готов и мог им в этом помочь, они раздавали соответствующие права и как «индульгенции» - сертификаты на высокие, мастерские 5-6 Даны.

 

Предприимчивые дельцы провозглашали такие семинары как международные аттестационно-квалификационные, и брали немалые деньги за участие в них, отдельно – за проведение и прием экзаменов, и совсем уж отдельно – за успешную сдачу экзамена.

 

Именно в это время поклонникам каратэ и аналогичных видов боевых искусств прививалось убеждение: главное – не научиться чему-то новому, интересному и полезному, но надо как можно быстрее аттестоваться у известного иностранного «сэнсэя», лучше всего – у восточного (японского, корейского или вьетнамского), на худой конец – у европейского. А после этого, размахивая сертификатом как флагом, растрезвонить о своем выдающемся успехе, набрать группу и «стричь бабки», действуя по законам коммерции.

 

Так в сфере боевых искусств чуть ли не в абсолют было возведено высказывание «Без бумажки ты – букашка. А с бумажкой – человек!». И среди учеников и тренеров началась неудержимая погоня за дипломами, сертификатами, поясами и Данами.

 

Совсем скоро мне уже можно было «снимать шляпу» и «кланяться в пояс» перед некоторыми бывшим ученикам, не сумевшим сдать экзамен хотя бы на коричневый пояс, а теперь гордо раздававших визитки, где был указан их 4-й, 5-й и даже 6-й Дан.

 

С одной стороны, ничего плохого или страшного не было и нет в стремлении оценить и повысить уровень своей компетенции, получить очередной пояс как логическое завершение определенного этапа постижения каратэ и овладения соответствующими навыками.

 

С другой стороны, когда вместо этого востребованы только чисто внешние атрибуты такого продвижения по Пути, за которыми ничего нет - это вызывает в лучшем случае улыбку, в худшем - отвращение.

 

Я многократно видел «грандмастеров» 6-8 Дана, которые словно пьяные шатались при выполнении кихона, не могли прилично ударить по тяжелому мешку ни рукой, ни ногой, не говоря о переменной мощной работе на макиваре и демонстрации точности и контроля ударов.

 

Последующие посещение семинаров зарубежных 6-8 Данов только усилили разочарование в их высоких степенях и укрепили уверенность в необходимости сохранения высоких требований как средства против искажения сущности понятия Мастер, против профанации и дилетантов.

 

Правильность моей позиции подтверждалось тем, что некоторые мои ученики с цветными поясами в Италии, США и Нидерландах уверенно получали 2-4-е Даны после прохождения семинаров и спаррингов в тамошних школах…

 

Это, с одной стороны, радовало за себя и за них, но чаще печалило и разочаровывало.

Было как-то не по себе от того, что повсеместное стремление к упрощению, а особенно следование принципу «всё на продажу» нашло место и в каратэ.

 

В связи с этим на правах одного из первопроходцев и ветеранов советского каратэ, одним из первых заработавших черный пояс, я выскажу свою точку зрения на вынесенные в заголовок статьи понятия.

 

Дан-градацию можно (опять же достаточно условно) разделить на триады: 1-3 Дан – это преимущественно «технические» и мастерские степени спортсменов, 4-7 Дан – заслуженные степени, присуждаемые бывшим спортсменам, ставшим тренерами, за их высокие методические достижения и достижения их учеников, а вот 8-9-10 Даны – это, условно говоря, почетные Даны Патриархов школ и стилей.

 

Поэтому если человек – действительно реальный обладатель Черного Пояса, и он - не функционер от каратэ, то у него, как правило, в возрасте от 20 до 35 лет не может быть степени выше 3-го Дана.

 

Почему? Потому что это - степени, присуждаемые только после долгих лет напряженных занятий за показанные результаты на соответствующих экзаменах, победы на соответствующих соревнованиях и прежде всего за совершенное владение всем арсеналом техник и требований данной школы и стиля.

 

Традиционно они присуждаются одним и тем же Учителем и только после продолжительного периода совместных тренировок в школе.

В ходе этих тренировок Учитель хорошо узнает своего ученика как личность, постоянно контролирует уровень и состояние его физической, технической и психологической подготовки, и или по своей инициативе, или по просьбе ученика допускает его к экзамену.

После сдачи соответствующих специфических тестов по общей и специальной физподготовке, после демонстрации индивидуального мастерства в кихон, связках Р-в, заданных ката и всех типах и видах учебно-тренировочных боев экзамен заканчивался свободными схватками, обязательно включая свободные схватки с соперниками разного уровня, учениками этой же школы или учениками дружественных школ.

 

При этом схватки с соперниками разного уровня должны были закончиться вполне определенным образом:

 

  • У соперника с более низким поясом экзаменуемый должен обязательно, быстро и очень убедительно выиграть со значительным преимуществом.

 

  • У соперника с таким же, как у него, поясом, экзаменуемый должен был выиграть не менее 2 ваза-ари в течение 2 минут.

 

  • сопернику, имеющему пояс той степени, на которую сдается экзамен, он должен был не проиграть в течение 2-х минут и попытаться выиграть хотя бы 1 ваза-ари.

 

  • От соперника, имеющего степень на 1 выше той, на которую сдается экзамен, экзаменуемый должен был не пропустить удар не менее 1 минуты.

 

Т.о. у более слабого он должен обязательно выиграть, с равным - доказать свое сегодняшнее преимущество, у чуть более сильного – постараться выиграть хоть одно очко и не проиграть ему, а с более сильным – продержаться определенное время.

 

Ванг экзамены принимал именно по такой схеме, и я пытался в свое время ввести ее в Ленинграде. Однако ее посчитали неприемлемой из-за излишней «жесткости требований», и особенно ее «после-экзаменационной» части. Дело в том, что Ванг после успешной сдачи экзамена практиковал небольшое застолье, и где-то через полчаса после выпитой стопки водки предлагал неофиту снова выполнить некоторые удары на точность, в контроль и в контакт. Объяснял он это «нарушение режима» просто: в жизни бывает всякое, иногда приходится и выпить, а иногда приходится использовать каратэ в не совсем трезвом состоянии. Поэтому серьезный каратист должен быть и к этому готов.

 

Я рассказал об этом не для пропаганды и подражания, а для того, чтобы подчеркнуть: В каждом стиле, в каждой школе, у каждого учителя – свои требования, которые определяются или унаследованными традициями его школы, или его личным пониманием каратэ. При этом в одних школах они формализованы, в других – нет. Но я критически отношусь к тем мастерам, которые 1 Дан получили у одного учителя, 2-й Дан- у другого, 3-й – еще где-то. В таких случаях сложно ссылаться на следования традициям.

 

Если же человек протягивает вам визитку и утверждает, что у него - например, 5 Дан (или еще выше) по какому-то известному стилю, но при этом ему не больше 40 лет, и он - не общеизвестный в своем стиле каратэ мастер, то это почти однозначно указывает на то, что у этого человека его нынешний Дан = "оГо- Дан", как говорил покойный основатель донецкой школы каратэ Игорь Лазарев.

 

Вполне возможно, что подобный высокий Дан привезен из-за рубежа, где был «скромно» куплен на каком-либо коммерческом семинаре.

 

Также возможно, что при его получении был использован административный ресурс, когда высокий Дан присвоен не за заслуги, а «утвержден и назначен» спортивными чиновниками или федерациями для придания веса и значимости их представителю в нашей стране.

 

Ну и совсем печально, когда человек гордится и рекламирует такой Дан, полученный им от «бумажного тигра».

 

Я утверждаю, что в каратэ и подобных боевых искусствах "внеочередных" реальных мастерских Данов не бывает, потому что у наших рефлексов есть минимальное время формирования и закрепления, а у внутренних органов – необходимое для адаптации к повышенным нагрузкам время, и поэтому не может быть реального 3-го Дана без 2-го, а 2-го - без первого.

 

Безусловно, могут быть двигательно одарённые феномены, но их видно невооруженным глазом по первым движениям всякому, кто имеет хотя бы элементарное представление о мастерстве.

 

 

Для любителей документальных ссылок - просто для информации:

 

После отмены запрета на каратэ в СССР я от имени контрольно-аттестационной комиссии СВЕЛ (в преддверии предстоящих экзаменов на черный пояс после окончания курсов подготовки тренеров каратэ) направил запрос в JKA с просьбой сообщить требования к претендентам на присвоения высоких мастерских степеней, принятых в ассоциации.

 

Мне от имени председателя центрального технического комитета JKA Мандзо Ивата за подписью Хироко Ногучи пришел официальный ответ: 4-й и 5-й Дан по любому из четырех основных стилей присуждается только коллегией из 3-5 признанных мастеров 6-7 Дана, желательно из разных школ этого стиля, причем единогласным решением, и уже не только за личное техническое мастерство, но и за воспитание показавших высокие достижения учеников, а также за методические достижения и теоретические заслуги в каратэ.

 

А по вопросам присвоения мастерских, а особенно высоких Данов Мастерам каратэ в России мне высокие чиновники JKA рекомендовали обратиться к господину Алексеенко.

 

Я обращаться не стал. Мне как-то всё вдруг стало понятно…

 

Е. Галицын.

 

 

*********************************************************************

Считаю необходимым добавить завершающий комментарий к содержанию статьи. Это обусловлено тем, что по прошествии чуть менее 20 лет после ее написания, посещения множества различных семинаров и аттестаций и с появлением новой информации на некоторые аспекты статьи моя точка зрения существенно изменилась.

А употребляемые в статье термины за это время пережили значительную трансформацию как в правописании, так и в фонетике и семантике.

Так что прошу меня извинить любителей «чистоты» стилей БИ, жрецов правописания и апологетов только восточной градации мастерства.

Мне всегда было интересно сравнить свое представление о различиях в степенях мастерства и свой уровень подготовки с тем, о чем мы читали и слышали, с тем, что декларировали и демонстрировали иностранные и прежде всего - японские мастера каратэ.

Самое первое такое «живое» сравнение произошло на матче городов-побратимов Ленинград-Осака. И оно впервые наглядно показало, что мои прежние представления о д о лжном уровне мастерства носителей высоких ДАНОВ, заложенные еще Вангом, Клемантом и Зангом, не совсем адекватны, а мои требования к критериям мастерства, мягко говоря, несколько завышены.

Согласно пресс-релиза, в составе делегации Осаки были большие мастера, в основном 3-6 Дан различных стилей каратэ).

Когда они на автобусе подъехали к КШВСМ, где должна была состояться наша совместная тренировка, и вышли из автобуса, это произвело неизгладимое впечатление: уверенные надменные крепыши, кимоно на них были несравненно круче наших, а сколько в глазах было апломба, когда они увидели нас в обычной одежде, ожидающих их у входа!

На первой совместной тренировке, которая проводилась в зале дзюдо, они вначале удивленно смотрели на татами, на котором нам предстояло провести общую разминку, а потом - даже несколько презрительно - на нас, вышедших на построение для взаимного приветствия в белых поясах. Совместной тренировкой мы были разочарованы: ничего особенного у гостей мы не увидели.

На второй день гости продемонстрировали всем великолепную показательную программу, в ходе которой несколько выделялись носители самых высоких Данов. Их «показуха» была несомненно лучше нашей.

А вот после командной встрече в поединках,(хотя в большинстве схваток они и выигрывали у нас, их превосходство было совсем не таким значительным, а часто просто минимальным и спорным)- их апломб почти улетучился.

Наибольшее впечатление произвел Сигеру Мито, и это не удивительно - он занял 3-е место на Чемпионате мира 1982 года. Но и он выиграл всего 1 ваза-ари у Николая Карпова!

После этой встречи в последующие годы мне неоднократно встречались зарубежные мастера, весьма сильно отличающиеся друг от друга по уровню своей подготовленности, но при этом имеющие одинаковые Даны.

Более близкое знакомство с методиками тренировок и экзаменационными требованиями в различных стилях и школах каратэ, ITF-таеквондо, нескольких школах вьетводао, а также в различных школах ушу показало, что причина таких отличий и носителей одинаковых мастерских Данов коренится как в объеме культивируемой и осваиваемой техники и уровне требований к ее исполнению, так и в степени уважения к присваиваемым ими высоким Данам.

В серьезных восточных школах каждый экзамен представляет неординарное событие, завершающее длительный период подготовки, технического и духовного роста и знаменующее переход ученика или Мастера на качественно более высокий уровень.

А вот в некоторых европейских и североамериканских школах каратэ очередной пояс присваивают ученику не за его достигнутые успехи в каратэ, а просто за стаж занятий, который рассматривают как важный фактор приверженности каратэ и подтверждение преданности идеалам этой школы.

В некоторых школах дело доходит чуть ли не до абсурда – присвоение очередных поясов просто обязательно происходит несколько раз в году, иначе ученики «потеряют стимул» и перестанут посещать занятия и тренировки, а учитель – соответственно потеряет в деньгах.

В некоторых школах и малоизвестных или новых стилях объем изучаемой техники сравнительно невелик, а уровень требований - весьма либерален, поэтому в таких высокие Даны растут как грибы после дождя.

Недавно в публикациях в сети я наткнулся на следующую информацию:

«Сейчас существует много солидных международных организаций, где за довольно умеренную плату можно получить диплом мастера боевых искусств любого уровня с указанием любого названия своего нового стиля (главное - чтобы не было точно повторено название одного из уже зарегистрированных стилей). В число таких организаций входит и находящаяся в Токио Международная Федерация Боевых Искусств (IMAF, или ИМАФ), которую основал племянник самого японского императора».

Если это так, то грош цена подобным сертификатам и высочайшим Данам, присвоенным этой или аналогичными организациями.

Соответственно напрашивается вполне нормальный вывод:

для настоящего адепта боевого искусства гораздо лучше и почетнее получить черный пояс из рук М. Хигаонны или М. Кагавы, Владимира Илларионова или Алексея Штурмина, Олега Кириенко или Петра Шерекина, чем 8 Дан от какого-то Ивато Камомуры или Ли Кун Сака, Джона Мауэра или Хуана Антонио (да простят меня подлинные мастера в случае совпадения имен и фамилий, здесь они вымышлены и имеют отношение прежде всего к региону).

Теперь - несколько слов о декларируемой многими нашими соотечественниками жесткой приверженности традициям и «имперской гордости».

Россия, Украина, Белоруссия и другие бывшие республики СССР – это страны, чьи спортсмены часто занимают лидирующие места на многих чемпионатах мира по каратэ и другим видам ударных единоборств, особенно в их жестких видах.

И многие наши ведущие мастера достойны самых высоких Данов. Но до сих пор не понятно, почему им приходится ехать в Японию или на Окинаву, или в Корею для того, чтобы привезти оттуда очередной Дан. По традиции?

Я далек от мысли, что все окинавские, японские или корейские мастера – не заслуживающие уважения люди, и не ставлю под сомнение ни их мастерство, ни их право экзаменовать и аттестовать наших соотечественников в своих школах.

Есть только одно очень существенное «Но» – ТОЛЬКО ЕСЛИ ЭТОГО ХОТЯТ САМИ АТТЕСТУЕМЫЕ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!

Ведь на одни и те же элементы техники или ката у разных учителей даже одного и того же стиля взгляды всегда несколько отличаются, и чаще всего в нюансах.

На любом последующем семинаре у мастеров одного и того же стиля, если вы сохраните стандарт предыдущего, вас непременно поправят, пусть и поправка будет минимальной. Это лишний раз подтверждает поговорку «В каждой избушке – свои погремушки». И это нормально, ведь погремушка – везде игрушка.

Я думаю, многие наши заслуженные мастера - ничуть не хуже зарубежных, а, возможно, и получше многих. И непонятно, почему в головах большинства поклонников ВВЕ прочно сидят отзвуки фразы: «Нет пророка в своем отечестве». Наверное, потому что «в чужом саду - яблоки всегда слаще».

Мне не очень понятна и эта, в последние годы почти повсеместно и постоянно подчеркиваемая приверженность «чистоте стиля» и верности традициям. Сразу возникают вопросы: каким традициям? Сколько им лет? В чем приверженность? Если в искреннем стремлении к высочайшим стандартам и постоянному совершенствованию – я согласен с ними. Если в слепом следовании каким-то канонам, а особенно тем, что противоречат биомеханике человеческого тела – я против.

Скорее всего, все дело в том, что внутри страны лидерам различных федераций или не хочется, или не удается договориться между собой о единых требованиях, но каждый из них хочет быть Самым Великим, поэтому в качестве «бронебойного» аргумента своего величия они стремятся подтянуть авторитет известного восточного Мастера.

На самом деле Высокие Даны должны быть важны только для высших функционеров и профессиональных тренеров каратэ, представляющих наши страны на международной арене, чтобы при встрече с другими «грандмастерами» и великими мастерами Востока у тех не было повода для надувания щек и пренебрежительного отношения к представителям наших стран.

Для тех же, для кого каратэ - не цель всей жизни, с лишь или средство подготовки, или, возможно - временное увлечение, кому не очень важны собственные регалии и регалии их Учителя, для кого главное – познание себя путем занятий каратэ, или гарантированно успешная подготовка для решения боевых и служебных задач – для таких важно своевременно найти себе хорошего учителя, который устраивал бы прежде всего именно Вас.

Заканчивая, я хотел бы всем напомнить старую истину:

«Учителя в боевых искусствах бывают плохие и хорошие. И каждому ученику надо знать и помнить:

- Ни один учитель, каким бы великим он ни был, не может никого научить насильно. Насильно можно только «выдрессировать», и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.

-Учитель может только помочь научиться тому, кто этого очень хочет.

-Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.

- И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своём Пути».

Искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.

С уважением – Е. Б. Галицын.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)