|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период 1979-1984-х – период возникновения спортивного каратэ и его постепенного увядания и деградацииПочему увядания и деградации? Ведь, казалось бы, все говорило о противоположном – были созданы Всесоюзная и республиканские федерации, каратэ развивается в ДСО, Армии, системах МВД и КГБ… Открыты даже детские группы. Охват молодежи был такой, что другие виды единоборств могли обзавидоваться…
На самом деле по большому счету все оказывалось перевернутым с ног на голову, шло не так как надо, а с точностью до наоборот.
Каратэ-дзютсу и то каратэ, которое сейчас называют «традиционным», везде провозглашалось неэффективным, поскольку на соревнованиях не могло соперничать по зрелищности со спортивным, и к тому же было объявлено очень травмоопасным.
А спортивное каратэ словно целенаправленно дискредитировалось, с одной стороны - чиновниками от спорта, с другой – возможно, теми, кому в принципе не нужна была серьезная подготовка молодежи и ее возможное участие и сопротивление в случае акций массового неповиновения.
Как именно? Например, перед каждыми крупными соревнованиями проводились судейские семинары, на которых по инициативе высоких спортивных чиновников в правила судейства предстоящих соревнований вносились существенные изменения: какие-то технические действия вдруг запрещались как очень травмоопасные, каким-то ударам при судействе предписывалось отдавать приоритет… При этом чиновников от каратэ не интересовало, что из-за подобных «новаций» практически 90% соревновательной подготовки спортсменов шло коту под хвост, потому что доведенные до уровня рефлексов действия оказывались запрещенными, вместо них нужно было использовать искусственно надуманную «спортивную» безопасную технику, и ни о каком автоматизме речи уже не было.
Чтобы не быть голословным, приведу примеры.
Перед вторым Всесоюзным первенством СССР за день до начала соревнований, уже практически на жеребьёвке нам объявили, что прямые удары (руками и ногами) в голову использовать нельзя, они отныне вообще запрещены, и обозначать их можно только в корпус. В голову же можно бить только боковые удары - маваси–цки и маваси-гери или ура-маваси-гери.
На Первенстве Вооруженных сил 1980 года уже вместо маваси-цки в голову следовало бить маваси-рикен-учи; Дэ-Аси-бараи изнутри под переднюю ногу – запретили, оставили только переднюю подсечку снаружи-внутрь.
Затем строгий контроль ударов в голову и корпус на очередном Первенстве страны и других соревнованиях отменили и разрешили «дозированный контакт в корпус» и «удар без покраснения» кожи в голову. Последствия - многочисленные нокауты, разрывы внутренних органов и другие не менее тяжкие последствия, даже гибель спортсменов. А в качестве комментариев в прессе в таких случаях появлялись утверждения о плохой воспитательной работе тренеров, об опасности развития каратэ как чрезвычайно травмоопасного вида.
Подобные ограничения и ежегодные «новации» в судействе не пошли на пользу ни спортсменам, ни тренерам, ни развитию каратэ. А вынужденная пропаганда и распространение среди спортсменов методик «грамотной симуляции», привитие навыков выбора определённого местоположения на татами для проведения «зачетной» атаки при предвзятом или заказном судействе и т.п. - вызывали чувство неприятия и отвращению у большинства мастеров, участвующих в соревнованиях и их судействе.
Потерю популярности каратэ можно было заметить также и по посещаемости показательных выступлений и соревнований: если на первые было почти невозможно достать билеты, и зрители пытались прорваться в залы чуть ли не через окна, то через пару лет ажиотаж значительно спал, а на некоторые соревнования вход был уже свободным, и трибуны были полупустыми.
Эта невеселая картина состояния каратэ несколько смягчалась тем, что к концу 1980-го года уже были намечены некоторые официальные «параллели» между принятой в СССР спортивной классификацией и существовавшей международной: Были разработаны и разосланы по республиканским спорткомитетам квалификационные и классификационные программные требования к различным разрядам и поясам, и неофициально заговорили о том, что КМС приравняют к 1-му Дану, а МС– ко 2-му Дану. Но официальных и однозначных критериев и правил оценки разработано не было. А о стилевых отличиях, межстилевых соответствиях уровня подготовки спортсменов и мастеров речи еще не было.
3. Период 1984-1987 – стали периодом переквалификации каратэ из спортивного в «подвальное» каратэ. С мая 1984 года кимоно и пояса оказались под запретом, а упоминание о разрядах вызывало в памяти скорее негативные ассоциации. Каратэ ушло в подвалы, и вскоре ученики шепотом заговорили о Данах подпольных учителей как носителей знаний о «смертельном искусстве».
Запрет на каратэ практически уничтожил едва ли не все лучшие достижения советского каратэ, однако положительно повлиял на популяризацию других видов ВЕ, активно стимулировал появление и развитие в стране таеквондо (тхэквондо), вьетводао, ушу, хапкидо и других видов боевых искусств.
Немалая заслуга в этом принадлежала видеосалонам: Брюс Ли, Чак Норрис и другие супергерои от ВВЕ не дали угаснуть интересу к восточным видам боевых искусств.
Как известно, спрос рождает предложение, и постепенно сформировался рынок восточных единоборств. Неудовлетворенный интерес к каратэ породил множество псевдо- и эрзац-стилей и школ ВВЕ, а также великое множество «мастеров» в этих видах: бывшие каратисты, опасаясь статьи 219 Прим, стали преподавать кемпо или джиу-джитсу, некоторые, с хорошей растяжкой – таеквондо, очень многие – ушу или кунфу, даже капоэйру и каратэбику, и т.п.
Никого не волновало, что при этом резко упал уровень профессионализма людей, которые гордо называли себя уже не «сэнсэй», а «инструктор», «Сифу», «мэтр», «наставник», «маэстро» и т.п.
Постепенно рынок начинал требовать дифференциации «учителей», им нужно было не только как-то продвигать себя среди конкурентов, но при этом и повысить доходность ВВЕ как бизнеса.
Одним из таких путей и средств была выбрана пропаганда и повсеместное насаждение повышенного интереса к цветным поясам и Данам как промежуточным градациям мастерства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |