АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комментарии. Новгородская Судная грамота – важнейший правовой документ Новгородской феодальной республики, а также интересный документ русского феодального права в период

Читайте также:
  1. Библейские комментарии
  2. ЕВРЕЯМ 5:11-14 (комментарии в скобках)
  3. КОММЕНТАРИИ
  4. Комментарии
  5. КОММЕНТАРИИ
  6. Комментарии
  7. КОММЕНТАРИИ
  8. Комментарии
  9. Комментарии
  10. Комментарии
  11. Комментарии
  12. КОММЕНТАРИИ

НОВГОРОДСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

Комментарии

Новгородская Судная грамота – важнейший правовой документ Новгородской феодальной республики, а также интересный документ русского феодального права в период образования единого централизованного государства. Содержание правовых документов Новгорода (и Судной грамоты в том числе) отражает своеобразие его общественно-политического строя, определявшееся особенностями, прежде всего экономического, развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра Древней Руси, с огромными зависимыми территориями, население которых платило дань «господину Великому Новгороду», что являлось дополнительным источником обогащения новгородской знати.

Новгородская Судная грамота дошла до нас не в подлиннике, а в одном из списков XV века в составе сборника новгородских и двинских актов, хранящегося в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. Список дефектен: в нем нет конца и утрачена часть текста. Впервые Новгородская грамота была опубликована Н.М. Карамзиным. Деление на статьи произвел М.Ф. Владимирский-Буданов. Вопрос о времени составления грамоты дискуссионен. Исследователи относят ее к разным периодам XV века (1440, 1446, 1456, 1471 гг.) Например, И.Д. Беляев считал, что ссудная грамота была составлена в 1456 году, а в 1471 переписана на имя Ивана (III) Васильевича. Московский князь после покорения Новгорода нашел выгодным для себя оставить эту грамоту неприкосновенной [1].

Новгородская Судная грамота имеет заголовок «О суде и закладе на наездщики и на грабещики» (т. е. о суде и наказаниях за нападения и грабежи) и по мнению некоторых историков (А.А. Зимина, Л.В. Черепнина), заголовок этот является, очевидно, припиской составителя сборника новгородских и двинских актов. Новгородская Судная грамота содержит в основном нормы, относящиеся к судопроизводству. Статьи грамоты условно можно разделить на следующие группы:1) о видах суда; 2) об истце, ответчике и поверенных; 3) о послухах или свидетелях; 4) о вызове в суд; 5) о судебных сроках; 6) о порядке суда; 7) о судебных пошлинах.

Публикация текста Новгородской Судной грамоты дается по изданию. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. – М.: Юридическая литература, 1984. С. 304-308.

 

ТЕКСТ

О СУДЕ И О ЗАКЛАДЕ НА НАЕЗДЩИКИ И НА ГРАБЕЩИКИ

Доложа господы великих князей, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и сына его, великого князя Ивана Ивановича всея Руси, и по благословенью нареченного на архиепископство Великого Новагорода и Пъскова священноинока Феофила. Се покончаша[2] посадникы Ноугородцкие, и тысятцкие Ноугородцкие, и бояря, и житьи[3] люди, и купчи, и черные люди, вся пять концов[4], весь государь Велики Новгород на вече на Ярославле дворе:

1. Нареченному на архиепископство Великого Новагорода и Пскова священному иноку Феофилу судити суд свои, суд святительски по святых отецъ правилу, по манакануну; а судити ему всех равно, как боярина, так и житъего, так и молодчего человека.

2. А посаднику судити суд свой с намесники великого князя, по старине; а без наместников великого князя посаднику суда не кончати.

3. А наместником великого князя и тиуном[5] пересуд[6] свой ведати по старине.

4. А тысецкому судить свой суд.

А судить им право, по крестному целованъю.

5. А сажати в суду по два человека; а кто кого в суду посадит, ино тот с тем и ведается.

А посадника и тысецкого и владычня наместника и их судей с суда не сбивати[7].

6. А истцю на истца наводки не наводить, ни на посадника, ни на тысетцкого, ни на владычня наместника, ни на иных судей, или на докладшиков. А кто наведет наводку на посадника, или на тысетцкого или на владычна наместника, или на иных судей, или на докладшиков, или истецъ на истца у суда или у доклада или у поля, ино взять великим князем и Великому Ноугороду на виноватом на боярине 50 рублев, а на житьем дватцать рублев, а на молодшем 10 рублев за наводку; а истцю убытки подоймет.

7. А кому будет о земле дело, о селе, или о дву, или болши, или менши: ино ему до суда на землю не наезщатъ, ни люден своих не насылать, а о земле позвати к суду. А утяжет в земле, ино взяти ему грамота у судьи в земле и в убытке на истце; а от земли судье кун не взять.

8. А от судного рубля взять владыке, и его наместнику, и ключнику от печати гривна, а от безсуднаго рубля от грамоты взять владыке и его наместнику и ключнику три денги; а посаднику и тысесскому, и их судьям, и иным судьям имати от судного рубля по семи денег, а от безсуднаго рубля по три денги.

9. А орудье[8] судить посаднику, и тысецкому и владычню посаднику, и их судьям, и иным судьям месяцъ; а дало того им орудья не волочить.

10. А кто на ком поищет наезда[9], или грабежа в земном деле, ино судити наперед наезд и грабеж, а о земли после суд, а кого утяжут в наезде и в грабежи, ино взять великим князем и Великому Ноугороду на виноватом, на боярине пятдесят рублев, а нажитьем двадцать рублев, а на молодцем десять рублев; а истцю убытки подоймет; а о земле суд, а не будет суда в Новегороде, а о наезде и о грабеже суд.

11. А кои истець похочет искать наезда или грабежа и земли вдруг, ино другому истцю ему отвечать; а утяжет в земле и в наезде и в грабежи, а судье дать на него грамота в земле и в наезде и в грабежи.

12. А кто кого утяжет в земле и судную грамоту возмет, ино ему ехать на свою землю посудной грамоте, да и володеть ему тою землею; а в том пени нет.

13. А в котором деле позовет истец, истца, а поищет своего дела, а будет тому истцю до своегоистца дело; ино ему позвать своего истца, а поискать ему единого ж дела; а иных позвов на него не класти в ыном деле, ни ноугороднов не научивати без хитрости по крестному целованью, доколе те суды кончают.

14. А кто на ком какова дела поищет, а креста не целовав на сей грамоте: ино крест поцеловав одинова да искать: а кому будет отвечивать, а креста не целовав на сей грамоте, ино ему крест поцеловав да отвечать, а не поцелует креста, тем его и обвинить.

15. А от коего истца ответчик станет на суд, а истец тот будет креста не целовал на сей грамоте, ино тому истцю крест целовать одинова, а ответчику в его место отвечивать; а не поцелует креста, ино тем его и обвинить.

16. А кому будет какое дело до старейшей жены или до житъеи, кои вдовы, а у коей есть сын, ино сыну ее целовать крест на сей грамоте за собя и за матерь однова: а не поцелует креста сын за матерь, ино целовать крест матери однова у собя в дому перед истцом и перед приставы Ноугородскими.

17. А целовать боярину и житъему и купцю, как за свою землю, так и за женню.

18. А позовут боярина и житьего и купца в его земле, или в женне, ино ему отвячать, или ответчика послать в свое место и в женне, по тому крестному целованъю.

19. А ответчику с послухом[10] на учане крест целовать.

20. А при которых докладчикех[11] суд роскажет, ино тем докладчиком тот суд кончать.

21. А судьям как розказщики[12] укажут, ино коему ни есть судье велети своему дьяку тое дело записать, а розказщиком к тем списком свои печати приложить.

22. А послуху на послуха не быть, а Пъсковитину не послуховать, ни одерноватому холопу, а холоп на холопа послух.

23. А кто с кем пошлется на послуха, ино взять заклад[13] шестнику[14] на сто верст по старине, а подвойским и софьяном, и биричем, и изветником на сто верст четыре гривны. А кой истець скажет послуха дале ста верьст, а похочет и другой истець слатся на того послуха; ино слаться на него; а не всхочет другой истець слаться доле ста верст, ино поставить ему своего послуха у суда, а срок ему взять на послуха на сто верст по три недели, а заклад дать виноватому истцю на сто верст шестнику.

24. А кто с кем ростяжется о земле, а почнет просить сроку на управы, или на шабъры, ино ему дать один срок на сто верст три недели, а дале и ближе а то по числу; а ему сказать шабра своего наимя, за кем управы нежат, по крестному целованъю, да и поруце ему ударити с истцом своим; а посаднику приложить к срочной грамоте своя печать. А иному сроку не быть. А от сроку взять гривна. Также и иным судьям давать срок по тому ж. А кой истець не возмет срочной за печатью, ино тем его и обвинить тому судье, пред коим суд был, а сроку не ждать. А о иных делех срок по старине.

25. А в тиуне одрине быти по приставу с сторону людем добрым, да судити им в правду крест поцеловав на сей на крестной грамоте.

26. А докладу[15] быти во владычне комнате, а у докладу быть из конца по боярину да по житъему да кои люди в суде сидели, да и приставом, а иному никому же у доклада не быть. А докладчиком садиться на неделю по трижды, в понедельник, в середу и пяток. А кои докладчик не сядет на тот день, ино взять на боярине два рубля, а на житьем рубль. А докладшиком от доклада посула не взять, а у доклада не дружить никоею хитростью, по крестному целованью. А кому сести на докладе, ино ему крест целовать на сей на крестной грамоте однова.

27. А посаднику и тысятцкому и владычню наместнику и их судьям и иным судьям, в сим крест целовать да судить им в правду.

28. А земное орудье[16] судити два месяця, а больши дву месяць не волочити. А как межник[17] приедет с межи, ино той суд кончати посаднику в другие два месяця тому ж посаднику, а доле не волочить. А кой посадник, межника дав, а поедет прочь из города не кончав того суда, ино великим князем и Великому Ноугороду на том посаднике пятьдесят рублев, а истцю убытки подоймет; или тысетцкой поедет прочь из города не кончав суда, или владыченъ наместник, ино взять великим князем и Великому Ноугороду пятьдесят рублев, а истцю убытки подоймет.

29. А не кончает судья земного орудья в два месяця, ино истцю взять на него приставы у Великого Новагорода, ино ему тот суд кончати перед тыми приставы. А не укажут судьи докладшики в тую два месяця, ино итти судье с истцом к Великому Ноугороду да взяти приставы на докладшиков, а докладшиком указати судьи тое дело перед теми же приставы, а судье кончати истцю тое дело перед теми же приставы.

30. (Ил)и истци у коего судьи возмут срок и срочные за печатми, а той судья переменится, а кто будет судья на его место, ино тым истцом стать перед тыми судьями да и срочные свои положити на той срок, а тому судье судити той суд да и кончати.

31. А один истець станет на той срок перед судъею да и срочную свою грамоту положит, а другой не станет, ино тому судье дати на него грамота да и срочная грамота[18] к той же ему грамоте припечатать, а отсылки ему не отсылати.

32. А во чье будет место ответчик срок взял, а до тово сроку сведется ответчику смерть, ино на той срок стать самому истую, или иного ответчика поставить в свое место; а не станет сам, или иного ответчика не поставит, ино тым его и обинить.

33. А кто кого утяжет в татьбе с поличным, или в розбое, или в грабежи, или в поголовщине, или в холопстве, или от полевой грамоте[19], ино взять судьям от судной грамоты четыре гривны, а от без судной две гривны.

34. А кто на кого возмет грамоту судную, а будет ему дело до судьи или до истца, ино ему переговариваться с ними месяць: а не почнет переговариватъця в тот месяць, ино взять на него приставы с веча, да имать его в городе и в селе с тыми приставы; а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новымгородом.

35. А кого опослушествует послух, ино с ним уведается в две недели; а в те две недели не дастъся послух позвати, ино позвати истця; а послух истець хорониться, ино то послушество не в послушство, а другого истця тым и оправить. А кто не почнет позыватъ в те две недели послуха или истца, ино дать на него грамота судная по тому послушству.

36. А кому будет дело до владычня человека, или до боярьского, или до житейского, или до купетцкого, или до манастырьского, или до кончанского, или до улитцкого, в волости о татбе, и о разбое, и о грабежи, и о пожозе, и о головщине, и о холопстве, а кто будет крест целовал на сей грамоте, ино ему речи правое слово а рука дать[20] по крестному целованъю[21], что тот человек тать и разбойник, или грабеяжщик, или пожегщик, или душегубец, или холоп; ино в коей волости будет от владыки волостель, или поселник[22], ино им поставить того человека у суда; а боярину и житъему и кущю, и монастырьскому заказщику и поселнику, и коичанскому и улитцьскому, также своих людей ставить у суда; а срок взять на сто верст три недели, а ближе и доле по числу; а до суда над ним силы не деять, а кто силу доспеет ино тым его и обинить.

37. А кого утяжут, а дался в грамоту[23], ино ему у того оспадаря в волости не жить, а имет жить утого осподаря в волости, а доличят, ино той государь те убытки подоймет; а бежит в иную во чью волость, ино тому государю выдать его тому истцю, а в иную ему волость не отсылати по крестному целовонъю, ни его людем; а о иных делех, ино знать истцю истца. А не скажет кто того человека у собя по крестному целованъю да и руку даст, что там ему не быть, а уличат, что у него в волости, ино той государь тому истую убытки подоймет; а к коему государю в ыную волость прибежит, ино тому государю поставить его у суда по крестному целованъю. А кто не поставит, ино взять на том заклад по Ноугородской грамоте.

38. А кто на кого взговорит на владычня человека, или на боярьского, или на житьего, или на купетцкого, или на манастырьского, или на кончанского, или на улитцого, а будет сам креста нецеловал на сей грамоте, и он сам уведается с своим истцом по своей исправе, опрочь осподаря.

39. А кто обечается к суду к коему дни, ино после обета отсылки к нему не слать; а не сядет судья того дни, ино коли судья сядет ино тогда к нему отсылка[24]; а не видит отсылки, и почнет хорониться, ино слать к нему отсылка в двор трижды, да и биричем кликать; а не станет к суду, им дать на него грамота обетная, а обету больши трех денег не быти.

40. А примут позовника в селе, а почнут над ним силу деять, ино дать в пововниково место грамота безсудная[25] племеннику[26] его или другу.

41. А кто кого позовет в селе позовкою или дворянином[27], им дать срок на сто верст две недели, а дало и ближе, а то по числу.

42. А от конца или от улици и от ста и от ряду[28], итти ятцом[29] двемя человеком, а иным на пособье не итти к суду на к росказу. А будет наводка от конца или от улици или ото ста или от ряду, ино великим князем и Великому Ноугороду на тых дву человекех, по Ноугородской грам...

 

ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

Комментарии

Псковская судная грамота - крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси.

Специфика периода феодальной раздробленности - временное ослабление политического единства русских земель, татаро-монгольское нашествие и установление политической зависимости Русской земли от Золотой Орды в середине ХIII века. Хотя это и привело к огромным человеческим, материальным и духовным потерям и замедлило на какое-то время процесс общественного развития, все же изменить его характер и основное содержание не могло. В самые тяжелые для Русской земли времена сохранялось известное единство в политической и культурной сфере, продолжалось (хотя и замедленными темпами) прогрессивное общественно-экономическое развитие.

Памятником такого развития в области феодального права и является Псковская судная грамота. Некоторые ее нормы находят широкое распространение много веков спустя после ее принятия в самых разных районах Руси. Поэтому Псковскую судную грамоту нельзя рассматривать только как сборник местного – псковского – права. Однако коренные общерусские процессы развития феодальных отношений отражены в грамоте через призму городского строя, характерного для феодальных вечевых республик в отличие от политического устройства других русских земель.

Время появления Псковской грамоты определить с точностью не представляется возможным. В заглавии грамоты сказано, что она была написана на Псковском общем вече в 1397 году. Вероятнее всего, год в грамоте указан неправильно. Известно, что в этом году в Пскове было только четыре собора, а не пять, как написано в источнике. В Пскове не было архиерея и потому псковское духовенство нуждалось в единении, для чего и происходили соборы. Несколько церквей составляли собор – церковную общину, имевшую свое управление и своих представителей в лице старост, избираемых как из духовных, так и светских лиц. В XIV и до середины XV века в Пскове было четыре собора. Появление пятого церковного собора относится к 1462 году. Поэтому можно предположить, что грамотабыла написана не ранее 1462-1463 годов.

Псковская судная грамота отражает основные особенности феодальной государственности и права Псковской земли XIV – XV веков. При чтении текста грамоты обращает на себя внимание отсутствие многих норм, известных Русской Правде. Отсутствие этих статей объясняется, по-видимому, именно тем, что соответствующие правовые нормы были хорошо разработаны в Русской Правде и имели общерусское значение. В XIV – XV веках эти нормы Правды продолжали действовать, поэтому и не попали в местный псковский кодекс законов. Внимание составителей грамоты приковано главным образом к тем вопросам, которые не были затронуты в Правде, а также к тем, трактовка которых устарела или не отвечала условиям псковской действительности XIV - XV веков.

Псковская судная грамота, по сравнению с Русской Правдой, отражает новый этап развития русского феодализма – в этом ее ценность как исторического и историко-правового источника. Псковская судная грамота сохранилась в двух списках – Воронцовском (в составе ст. ст. 1-120 по принятому в настоящее время делению) и Синодальном.

Псковская судная грамота была впервые введена в научный оборот Н.М. Карамзиным, разделив текст на 12 статей (по принятому в настоящее время делению) по Синодальному списку. Воронцовский список был обнаружен Н.Н. Мурзакевичем в архиве М.С. Воронцова и опубликован им в 1847 году с кратким введением и комментарием. С этого времени начинается научное изучение Псковской судной грамоты как памятника русского права.

Текст источника публикуется по изданию: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.1. – М.: Юридическая литература, 1984. С. 331-342.

 

ТЕКСТ

Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 соборов, и священноиноков, и дияконов, и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.

1. Се суд княжей, ож клеть покрадут за зомком или сани под полстью[30] или воз под титягою[31] или лодью под полубы, или вь яме или скота украдают или сено сверху стога имать, то все суд княжой, а продажи 9 денег, а разбой, наход[32], грабеж 70 гривен, а княжая продажа 19 денег да 4 денги князю и посаднику[33].

2. И владычню наместнику[34] суд и на суд не судить, ни судиям ни наместнику[35] княжа суда не судите.

3. А которому посаднику сести на посадниство[36], ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами[37] не корыстоватися, а судом не мстится ни на кого ж, а судом не отчитись[38], а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати, а без исправы[39] человека не погубити ни на суду на вечи.

4. А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех, взираа в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду[40], ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов[41] не имати ни князю, ни посаднику.

5. А которому княжому человеку[42] ехат на приго(ро)д[43] наместником, ино целовати ему на том крест[44], что ему хотети Пскову добра, а судит прямо по крестному целованью, а коли ему ехати на которое...

6. А которой посадник слезет степени своей[45], орудиа и судове[46] самому управливати, а иному насед[47] его судове не пересужати[48].

7. А крим(с)кому татю[49] и коневому и переветнику[50] и зажигалнику[51] тем живота не дати[52].

8. Что бы и на посад(е) но крадется[53] ино двожды е пожаловати, а изличив казнити[54] по его вине, и в третий ряд[55] изли(чи)в, живота ему не дати, крам кромъскому татю.

9. А коли будет с кем суд о земли о полнеи[56], или о воде, а будет на той земли двор, или ниви розстрадни[57], а стражет[58] и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцю[59] съслатся на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав[60] пред Богом, что чист, и той человек которой послался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень[61] в те лета, ни его судил ни на землю наступался[62], или на воду, ино земля его чиста или вода[63], и целованиа[64] ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета.

10. О лешеи земли[65] будет суд, а положат грамоты[66] и двои на одну землю[67], а зайдут грамоты за грамоты, а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред господою[68] ставши межником межничество съимут ино им присужати поле.

11. А которой своего истца перемож(ет)[69]...

12. А которой истець... там. Ино того человека повинити, и грамоты его посудить[70], а правому человеку на ту землю и судница[71] дати; а подсудничье[72] князю и посадником и сь сотскими[73] всеми взяти 10 денег.

13. А кто у кого иметь землю отимати выкупком, а старые грамоты у того человека, у кого землю отимают, ино воля того человека, у кого старые грамоты: хочет на поле[74] лезет[75] или своего исца к правде ведет[76], на его выкупке покуду отнимает.

14. А кто положит[77] доску[78] на мрътваго о (з)блюденъ(е)[79], а имет искати на приказникох[80] того соблюдениа, сребра[81] или платиа[82], или круты[83], или иного чего животнаго, а тот умръшей с подряднею и рукописание[84] у него написано и в ларь[85] положено, ино на тых приказникох не искати ничего чрез рукописание ни зсудиа[86] без заклада и без записи и на приказникох не искати ничего. А толко будет заклад или запись, ино волно искати по записи, и и кто животом[87] владеет по записи[88] или по закладу; а у приказников умръшаго а не будет заклад, ни записи умръшаго на кого, ино им не искати ничего ж, ни съсудиа[89], ни торговли, ни зблюдениа ничего ж.

15. А у котораго умръшаго а будет отец, или мать, или сын, или брат, или сестра, или кто ближняго племени[90], а животом владеет, а толко несторонний людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

16. А о зблюдении, кому... в пожару или по грехом на кого род ополчится, а у того времяни что кому даст на зблюдение, а имет просит своего, и тот человек запрется, у него взем, ино кому искат, явити ему.

17....чюжой земли приехав или под пожар за неделю или по грабежу, и тот имет записатся, ино тот суд судить на того волю... хочет сам поцелует, или на поле лезеть, или у креста положит своему исцу.

18. А кто по волости ходит закупен[91], или скотник, а имет искати такоже соблюдениа, или верши, ино г(оспо)дне обыскать правда[92] тако же присужает[93] на ком сочат[94], хочет сам поцелует, или на поле с ним лезет, а хочет ему у креста положит.

19. А кто имет искати зблюдениа по доскам безимено[95], старине, ино тот не доискался.

20. А кто на кого имет сачит бою[96] или грабежу по позовници[97], и князь и посадником и сотцким обыскати как послух[98], где будет обедал, и(л)и где начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал; такоже и битого опросить, где есть били и грабили, явили кому, и на тех ему слатся[99], а на кого сошлются, а тот став скажет как право пред Богом, што битый являл бой свой, и грабежь, а послух на суде став а послухует в тые же речи, ино тот суд судит на того волю, на ком сочат, хочет с послухом на поле лезет, или послуху у креста положит, чего искал.

21. А против послуха... стар или млад, или чем безвечен[100], или поп, или чернец ино против послуха нанять волно наймить, а послуху наймита[101] нет.

22. А на которого послуха истец послется[102], и послух не станет[103], или став на суде не договорит в ты ж речи[104], или переговорит[105], ино тот послухне в послух, а тот не доискался[106].

23. Или который истец пошлется... на послуха, а на котором сочат...а ркучи[107]: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на нево жшлется, ино тот послух в послух, которого на суде наимянуют[108].

24. Или пакы тойже истец, на ком соча(т) розбоя, не почнет слатся на послуха, ино што б не слался один истец, ино господе послать с суду своих людей, а каторой не слался, ино его в том не повинити, что не слался, а то господе от Пскова без дива[109].

25. А которой позовник[110] пойдет исца звати на суд, и той позванный не пойдет на погост к церкви позывницы чести, или стулится от позывницы, ино позывница прочести на погосте пред попом; или пакы той ж позваный позывницею, не емля оброку да не станет на суд пред господою, ино господе дать на него грамота на виноватаго[111] на 5 ден позовником.

26. А кто возмет грамоту на своего исца, и оно ограмочму поимав по грамоте не мучит, ни бить, поставить пред господою; а ограмочному[112] против своего исца ни битися, ни колотися, а толко имет сечися, или колотися, да учинит головшину[113], ино быти ему самому в головшине.

27. А где учинитса бой у торгу или на улицы во Пскове, или на пригороде, или в селе на волости в пиру, а грабежу не будет, а тот бой многы люди видели в торгу или на улицы, или в пиру, а ставши перед нами человеки 4 или 5, а ркучи слово: того бих, ино кто бился, того человека их душа выдати[114]... битому человеку, а княжая про(дажа)[115]. Той же бит учнет клепать[116] грабежом, ино ему ходит исца послухом одным человеком того деля, занеже и поле присужати.

28. А кто на ком имет сочить съсуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит, ино воля того человека, кто имет серебра сочить по закладу, хочет сам поцелует да свое серебро возмет, а хочет заклад ему у креста положит, и он поцеловав да свой заклад возмет, а поле через заклад не присужати[117], а закладных доек не посужати.

29. А которой человек кому заклад положит в чем, грамоты или иное што в серебри, да изымает[118] своего исца изневести[119], или перед господою изгодит[120] своего исца, а у того исца, у кого заклад положен, не будет доски на заклад, ино его в том не повинити, нять вера[121] ему, кто выложит заклад, в чем скажет, да судом судит на того волю, кто заклад выложит, хочит сам поцелует на своем серебри, или у креста ему положит и поцеловав да свои заклад возмет.

30. А кто имет дават серебро в заим, ино дати дати[122] до рубля без заклада и без записи а болши рубли не давати без заклада и без записи.А кто иметь... ти ссуда серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того доска повинити[123], а того права, на ком сочат.

31. Хто на ком имет ссуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной[124] или доспех, или конь, или иное што назрячее[125] и животное, а тот заклад того серебра не судит[126], чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: у тебе есми того не закладал, а у тебе есми не взимал ничего ж, ино кто ищет тому человеку тем закладом владети, а тот прав, на ком сочат.

32. А которой человек поручится за друга в серебре, а имет тот человек сочит на поручнике[127] своего серебра, и тот истец по ком рука дана, вымет против своего исца рядницу[128], а молвит так: аз, брате, тобе заплатил тосе(ре)бро за тою рукою, а у мене и рядница што ему не сочить истьцу на исце того серебра, ни на поручники, ино тая порядня[129] повинить, аже влары не будет в ты ж речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал.

33. А поруке быть до рубля, а болши не быти рубля.

34. А у которого псковитина у какова учинится татба[130] в Пскове или на пригороди, или в сели на во(ло)сти, ино явить старостам[131], или околным суседом, или иным сторонным людем, а в пиру, ино в[132] пировому старосте[133], или пивцам[134] явити, а государю пировому... нет, а псковитину... волости во Пскове на волную роту[135] не взяти, весть ему к роте, на кого ему не любовь.

35. Кто из церкви, где татба учинилась[136], тако ж и пригорожане, или селянин псковитин на пригороде, или на тору[137] не звати, вести ему к роте псковитину, где татба учинилася.

36. А на котором человеке имуть[138] сочити долгу по доскам, или жонка[139], или детина[140], или стара, или немощна, или чем безвечен, или чернец, или черница[141], ино им наймита волно нанята, а исцом целовати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно, или сам лезет.

37. А которому человеку поле будет с суда, а став на поле истец поможет[142] своего исца, ино ему взять чего сачил на исцы, а на трупу кун[143] не имати, толка ему доспех сняти или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому платить и княжа продажа и приставное[144] двема приставом, толка побьются, по 6 денег, а толко прощение возмут, ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, оже истец чего не возможет.

38. А кто имет на ком сочит торговых денег[145] по доскам, тот человек противу положит рядницу, а в рядницы будет написано о торговли же, а противу той рядницы не будет во Святей Троицы в лари в те ж речи другой, ино тая рядница повинити.

39. А которой мастер плотник или наймит отстоит[146] свой урок[147] и плотник или наймит... свое дело отделает[148]... на государех и взакличь[149] сочит своего найма.

40. А которой наймит дворной пойдет прочь от государя[150], не достояв[151] своего урока, ино ему найму взяти по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10 год стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у государя, а толко поидет болши года, ино им не сочити на государех.

41. А которой наймит плотник, а почнет[152] сочить найма своего на государи, а дела[153] его не отделает[154], а пойдет прочь, а ркучи так государю, у тебе, есми отделал дело свое все, и государь молвит: не отделал еси всего дела своего, ино государю у креста положыть чего сочить, или государь сам поцелует[155], аже у них записи не будет.

42. А которой государь захочеть отрок дата[156] своему (и)зорнику[157] или огороднеку[158], или кочетнику[159], ино отрок быта о Филипове заговеине, також захочет изорник о(т)речися с села, или огороднику, или (ко)четник, ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника[160], ни от огородника, а запрется изорник или огородник, или котечник отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбно(й) части.

43. А которой котечник заложи весну[161], или исполовник[162] у государя, ино ему заплатить весна[163] своему государю, как у другоичате доставалося[164] на том же (и)саде[165].

44. А государю на изорники или на огородники, или на кочетники волно и взакличь своей покруты[166] и сочить серебра и всякой верши по имени, или пшеница ярон[167] или озимой, и по отруку государеву или самотречется.

45. А кто имет сочит торговли, или поруки, или зблюдениа или съсудиа, или выморшини[168] безимянно[169], ино той не доискался.

46. А которой человек у человека знает свое што изгибшее[170], а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а тогож есми не знаю, у кого купил, ино ему правда дать на том, что чисто будет на торгу купил, а с татем не поделился, а не поставит его, а сам не украл, ни пословицы не было[171] будеть, ино тот не доискался.

47. А кто што купил на чюжей земли или на городе, или найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить как в торгу.

48. А кто почнет на волостелях посула[172] сачить, да и портище[173] соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.

49. А княжим людем или подвоским[174] ездит дворит, а езд[175] имати на 10 верст денга, а штобы двое или трое ехали, а езд им взять один. А княжой человек не поедет ис тово или подвойской, ино псковитину послать ис того волно ис тех же ездов.

50. А княжей писец възмет по силе истьцово от позовницы или от безсудной грамоты[176], или от приставной, а захочет не по силе[177], ино волно инде написати, а князю запечатать, а не запечатает князь ино у Святей Троицы запечатать[178], в том измены нет[179].

51. А коли изорник имет запиратся у государя покруты, а молвит так: у тебе есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 и(ли) 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как чисто на селе седел[180], ино государю правда давши взять свое, или озорнику верит, то воля государева. А толко государь не поставит людей на то, что изорник на селе седел, ино тот человек покруты своей не доискался.

52. А на татии и на разбойники же, чего истец не возмет, ино и князю продажа не взяти.

53. Аже сын отца или матерь не скормит[181] до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять.

54. А штобы и по суду, или у креста поставить[182] своего исца у кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал, кто снял, а тот прорка, кто извод[183] поставил.

55. А у кого поимаются за отморшину[184] отца его, или приказной, а и суседом будет ведомо, или сторонным людем, а став человек 4 или 5, а молвят как право пред Богом, что чисто у него, отморшина отца его ли приказное[185], ино у кого поимался, и целованьа ему нет, а тот не доискался; а толко будет человек 4 или 5 скажут, как право пред Богом, ино ему правда дать[186], как чисто отморшина.

56. А такоже, кто купил на торгу, а у кого купил, не знает его, а людем будет добрым ведомо, а у него имаются[187] человек 4 или 5, скажут како право пред Богом, пред нами в торгу купит, ино той прав, у кого имаются, и целованья ему нет; а не будет у коего свидетелей, ино ему, правда дати, а то(т) не доискался.

57. А кто возмет пристава у князя или у посадника обыскивати татбы, ино князю и посаднику приставы отпустить люди добрые неизменны[188], а тым приставом где будет татба обыскивати, а толко те приставе рекут[189] то слово, приехали есмы на двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согнали, и тот человек кого было обыскивати а молвит то слово: у мене господо теи приставы не бывали, или той же человек взмолвит то слово: были тои есть у мене те пристави, и яз есми им хоромы отворял, и они мене не обыскиваючи, да сами з двора збежали, а тым мене згонением облыгают[190], ино князю и посаднику опросить приставов, есть ли у вас исправа[191] какова на том пред ким вас тот человек з двора согнал, ино приставом на се поставить люди человека 2 или 3, а ты люди став на суде рекут, как право пред Богом: пред нами тот человек тех приставов со двора согнал, а обыскивати им не дал, ино тым приставом правда дати, а тот человек в татбе, или пакы тыи пристави, ино тии пристави не в пристави, а тоттатбы своей не доискалъся, чии таковии пристави.

58. А на суд помочю[192] не ходити, лести в судебницу[193] двема сутяжникома[194], а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех пособнику быти; а хто опрочнеимет помогать[195] или силою в судебню полезет, или подверника[196] ударит, ино всадити его в дыбу[197] да взять на нем князю рубль, а подверником 10 денег.

59. А тым подверником быть от князя человеку а от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што праваго[198] не погубити[199], а виноватаго[200] не оправить[201], а со всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом человеки.

60. А татю веры не нять, а на кого возклеплет[202], ино дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишное, и он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.

61. А князю и посаднику грамот правых[203] не посужати, а лживых грамот и доски[204] обыскавши правда судом посудить[205].

62. А кто на ком имет чего искать по доскам, или по закладом, а с молве у своего исца возмет от много мало по суду, и чтобы у креста, ино в том пени нет, чтобы и даром отпустил своего истца без целованья.

63. А который изорник отречется[206] у государя села, или государь его отрьчет, и государю взять у него все половину своего изорника, а (и)зорник половину.

64. А которие пристави, княжей человек или подвоской, или псковитин, а поедет человека позвать на суд, или росковать, или сковати[207], а езд имать на 10 верст денга.

65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему езд имати вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет[208] татбы, ино приставное и дверское[209] платить тому, кто пристава взял.

66. А которой пристав, или дворянин а возмет своему узду конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на руку стороннему человеку, а не возмет на руку, ино ему собою свести, а взять езды на том, кто его не утяжет[210].

67. А истец приехав с приставом а возмет что за свои долг силою, не утяжет своего исца, ино быти ему у грабежу, а грабеж судить рублем, и приставное платит виноватому.

68. А посаднику всякому за друга[211] ему не тягатся, опрочь своего орудиа[212] или где церковное старощение[213] дръжит, ино им волно тягатся.

69. И всякому властелю[214] за друга не тягатись, опрочь своего орудиа.

70. А за церьковною землю и на суд помочю суседи не ходят, идти на суд старостам за церковную землю.

71. А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся.

72. А которому человеку будет кормля[215] написанна в рукописании, ида грамотами владеть землеными учнет или исадскими, а продаст тую землю или (и) сад, или иное что, а доличат того человека, ино ему земля та, или или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал[216].

73. А которому человеку на ком будет имание[217] по записи, да и гостинец[218] будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит господе о своем гостинце, ино и по зароки ему взять свои гостинець; а толко не явит зарок господе, гостинца ино ему не взять по зароке.

74. А кто почнет имать[219] своего исца в своем сребре до зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот человек до зароку учнет сребро отдавать, кому виноват, ино гостинца дать, по счету ему взять.

75. А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на государя.

76. А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю у князя и у посадника взять пристав, да и старость губьских[220] позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попродати да и поимати за свою покруту, а чего не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю доброволно искать остатка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псковским.

77. И судьям псковским и посадником погородским и старостам приго(ро)цким по тому ж крест целовать на том, што им судити право по крестному целованью, а не судеть право, ино суди им Бог вь страшный день втораго пришествиа Христова.

78. А которому княжему человеку ездить на межу с сотьскими, ино ему такоже целовати крест.

79. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а положать двои грамоты, ино одны грамоты чести[221] дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и честидьяку городскому.

80. А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде, или на волости на пиру, или где инде[222], а толко приставом не позовутся а промеж себе прощенье возмут[223], ино ту князю продажи[224] нет.

81. А на приставное и на ссылку[225] княжим людем ездить со псковскими подвоскими по половинам.

82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы денга, а от печати денга, а от безсудной и от приставной, все то им им[226] имати... по денги. А толко княжой писец захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино у Святей Троицы запечатать, а в том измены нет.

83. А которому псковитину имать грамота у князя и у по(садника) о своем деле за рубеж, и от тои грамоте княжому писцу взять денга, а печатная денга[227].

84. А которой изорник поумреть у государя на сели, а не будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени[228], ино государю тако ж живот изорнич с приставами и(л)и сторонними людми попродавать, да за свою покруту поимати, а по тому плямени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.

85. А у которого человека у государя изорник помреть в записи в пскрути[229], а жена у него останется и дети не в записи, (и)но изорничи жене и детем откличи[230] нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом (по) псковской пошлине[231].

86. А будет у (и)зорника брат или иное племя, и за живот поимаются[232], ино государю на них и покруты искать, изорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки; а толко будет конь аил корова, ино волно искати у государя.

87. А изорник поимается за жывот у государя, и государь изведется тем, за что изорник поимался за свой жывот у государя, а сторонным людем ведомо будет и околным суседом, што государево, ино изорник не доискался, а государь прав.

88. А у которого человека помреть жена без рукописаниа, а у ней останется отчина[233], ино мужу ея владети тою отчиною до своего живота толко не оженится, а оженится, ино кормли ему нет.

89. А у которой жены мужъ помрет без рукописаниа и останется отчина или живот, ино жене его кормится до своего жывота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужъ, ино ей нет.

90. А у которого человека помрет жена, а муж ея оженится, и ження мать или сестра[234] или иное племя а имут искать платья, ино мужу ея право по души платья отдать, а на останки мужеви о женни платьи и целованьа нет. Такое ж коли мужь помреть, а имуть мужня платья на жене его отець его или братьа, ино е и отдасть платья право по души, что у него останется; а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.

91. А у кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на свекри или на девери скруты своеа искати, или платья своего ино свекру или деверю отдать платье или крута; а чем невестъка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет сам целует крест, или у креста невестка положит, чим учнет клепати.

92. А кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или иного чего опрочь купетскаго дела, и гостебного, да и доску положит на то, ино то судит на того волю, на ком ищуть, хочет сам поцелует, или своему исцу у креста положит, или с ним на поле лезеть.

93. А у кого стулится[235] должник в записи, а на зарек[236] не станет, или изорник в записи будет, а учнет тулится, а что учинится проторы[237] или приставное, или заповедь, ино все платить виноватому, кто тулится, и железное[238].

94. А которой вятший брат с меншим братом жиучи в одном хлебе[239], а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет, ино вяшьчему[240] брату правда дать, да заплатит опчим[241] жывотом, да остатком делится.

95. А которой менши(й) брат или братань[242], живучи в одном хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются cpeбром[243] у брата своего или у брата, и учнет запиратися, ино ему правда дать, как за ним не будет, а животом делится.

96. А где учинится головшина, а доличат коего головника[244], и то князю на головникох взять рубль продажи.

97. А што бы сын отца убил, или брат брата, ино князю продажа.

98. А которой человек с приставом приедет на двор татя имать и татбы искать, или должника имать, а жонка в то время детя выверже[245], да пристава учнет головшинной окладати[246], или исца, ино в том головшины нет.

99. А которой истец на судней роте[247] не станет, ино ему заплатит без целованья, а цена ему, что искали на нем.

100. А которой человек при своем животе, или пред смертию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред сторонными людми, ино тому тем даньем[248] владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

101. О торговли и о поруке. А кто имет на ком торговли искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на того волю, на ком сочат, хочет на поле лезеть, или у креста положит.

102. А которой мастер иметь сочить на ученики учебнаго[249], а ученик запрется, ино воля государева, хочет сам поцелует на своем учебном, или ученику верить.

103. А подсуседник[250] на государи (с)судьи[251] или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка[252] была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был или заклад закладывал кому, за учнет на том же чего искать, ссудья или зблюденья, или иного чего, по доскам, или торговли, ино то судить судом по псковской пошлине.

104. А которы исцы вымут[253] на умершаго заклад, грамоты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду, на на один двор, или на одну клеть, а у тех исцов, у кого заклад грамоты сверх того и записи и на того умершаго и на его заклад, и у иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля(т) поделом[254], и по серебру, колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближнее племя восхощет заклад выкупить, а у коего исца заклад и записи на умершаго, ино ему целованья не на его дело,

105. А которой чюжиеземець на чюжей земли иметь искать бою и грабежу, ино воля того, на ком ищуть, хочет сам поцелует, как будет его ни бил, ни грабил, или ему у креста положит, чего на нем ищуть.

106. А кто с ким ростяжутся[255] о земли или о борти[256], да положат грамоты старые[257] и купленую свою грамоту[258], и его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры вси станут на суд в одном месте, отвечаючи кто ж за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников[259] возмут, и той отведут у стариков[260] по своей купной грамоте свою часть, ино ему правда дати на своей части. А целованыо быть одному, а поцелует во всех сябров[261], ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует.

107. А кто коли заклад положит в пенезех[262], что любо, а по том времяне имет пенязи отдавати, а своего заклада просит, и он запрется его закладу, в молвит так: тебе есми пенязи не давал, а у тебе есми заклад не взял, ино той суд как зблюдению на три воли тому человеку на ком сочат: захочет сам поцелует, как за ним заклад не будет, или ему закладную цену ценою положить у креста, или с ним на поле лезет.

108. А которой строке[263] пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте нелюба[264] будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь[265] из грамот.

109. А попы и дияконы и проскурница и черньца и черница судить наместнику владычьню. Аже поп, или диакон или противу черньца, или черницы ж, а будет обаи не простые люди церковные, ино не судить князю, ни посаднику, ни судиам не судить, занеже суд владычня наместника, а будет один человек простый истец мирянин, аже церковный человек с церковным, то судить князю и посаднику с владычним наместником вопчи[266], також и судиям.

110. У которого человека имутся за конь, или за корову, или за иную скотину, чтобы и за собаку, и тот молвит: то у мене свое рощеное, иноему правда дати, как чисто рощеное.

111. А кто пред господою ударит на суде своего истьца, ино его в рубли выдать тому человеку, а князю продажа.

112. А боран присужать 6 денег, а за овцу 10 денег государю, а судьи 3 денги старая правда. А за гусак и за гусыню присужать по 2 денги государю, на суде; 3 денги; а за утицу и за селезня, и за кур, и за кокощь[267] присужать по 2 денги.

113. А братьщина[268] судить как судьи.

114. А кто с ким на пьяни[269] менится чим, или что купит, а потом проспятся и одному исцу не любо будет, ино им разменится[270], а в том целованиа нет, ни присужати.

115. А княжим людем по дворам корчмы не держать ни во Пскове, ни на пригороде, ни в ведро, ни в корец[271], ни бочкою меду[272] не продовати.

116. А кто зажоги[273] на ком учнет сочит, а долики[274] ни каковы не будет, ино на волною роту позвать вольно.

117. А кто у кого бороду вырветь, а послух опослушествует[275], ино ему крест целовати и битися на поли, а послух изможет[276], ино за бороду присудить два рубля, и за бои, а послуху быти одному.

118. А корову купить за слюблено[277], а по торговли[278] телят не сочить, а толка корова кровью помачиватся имет ино тая корова назад воротить, чтобы и денги заплачены были.

119. А жонки з жонкою присужать поле, а наймиту от жонки не бытии ни с одну сторону.

120. А кто учнет на ком сочить бою, пять человек или десять, сколко ни буди, на 5 или на одном боев своих, да утяжут[279], ино им присужать всим за вси боеви один рубль, и княжая продажа одна.

 

Вопросы для анализа источника:

1. Исследуйте исторические условия появления Новгородской и Псковской судных грамот.

2. Какие проблемы существуют в отечественной историографии в изучении Новгородской и Псковской судных грамот?

3. Из каких структурных частей состоят тексты грамот?

4. В чем отличие Новгородской и Псковской судных грамот от правовых памятников древнерусского государства?

5. Опираясь на текст грамот, рассмотрите структуру и состав судебных органов в Новгороде и Пскове.

6. В чем заключается особенность процесса судопроизводства в Новгороде и Пскове по гражданским и уголовным делам?

7. Рассмотрите формирование системы доказательной базы и правила вынесения приговоров.

8. Какие системы наказаний предусматривались по гражданским и уголовным делам?

9. В процессе анализа источника заполните таблицу:

 

Вопросы Новгородская судная грамота (с указанием статей) Псковская судная грамота (с указанием статей)
I. Система судопроизводства
1. Виды суда Ст. 2. «А посаднику судити суд свой с наместники великого князя» Ст. 1. «Се суд княжий …»
2. Порядок суда Суд начинался с жалобы или челобитной истца…  
3. Статус истца    
4. Статус ответчика    
5. Статус поверенных    
II. Система судебного доказательства
1. Судебные пошлины    
2. Судебный поединок по уголовным делам    
3. Виды уголовных преступлений и наказаний    
III. Гражданско-правовые отношения
1. Право собственности на землю и движимое имущество    
2. Споры о праве собственности    
3. Долговые обязательства    

 

10. Рассмотрите понятие «преступление», его состав, субъективные и объективные стороны, системы преступлений: государственные, имущественные грабежи, разбой.

 


[1] Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб.: Лань, 1999. С. 324.

[2] Се покончаша – постановили, решили; обычная формула вечевых грамот.

[3] Житьи - средние феодалы.

[4] Пять концов – судебно-административные денницы, на которые делился Новгород (Славенский, Плотнецкий, Неревский, Людин (Горчарный) и Загорский).

[5] Тиун – специальное должностное лицо новгородской администрации, уполномоченное представителем посадника.

[6] Пересуд – повторное рассмотрение дел в высшейсудебной инстанции, коей является наместник великого князя с тиуном.

[7] Сбивати – вмешиваться в дело суда.

[8] Орудье – дело в суде.

[9] Наезд – нападение.

[10] Послух – свидетель.

[11] Докладчик - должностное лицо, член суда высшей инстанции.

[12] Розказщик – участник процесса.

[13] Заклад - деньги, взятые на поездку для вызова послуха (свидетеля).

[14] Шестник – должностное лицо, представителей низшей администрации, осуществляющее вызов в суд.

[15] Доклад - перенос дела в высшую судебную инстанцию в связи со сложностью дела, отсутствием или неясностью закона.

[16] Земное орудье – земельный спор (дело).

[17] Межник – специальное должностное лицо.

[18] Срочная грамота – специальная грамота, которая определяла процедуру отсрочки в процессе земли, утвержденная печатью посадника.

[19] Полевая грамота – документ, принятый в результате решения спора о земле.

[20] Рука дать – поручиться.

[21] Крестное целование – специальная процедура принесения присяги должностными лицами в том, что они будут действовать по закону – по грамоте.

[22] Поселник – сельский приказчик.

[23] Дался в грамоту - поступить в холопство.

[24] Отсылка – вызов в суд.

[25] Безсудная грамота – принятая при решении дел без судебного разбирательства.

[26] Племенник – родственник.

[27] Дворянин – должностное лицо, вызывавшее в суд от имени князя.

[28] Ряд – объединение по договору или корпорация.

[29] Ятц – представитель.

[30] Полсть – войлок, войлочный ковер.

[31] Титяга — кожаное покрывало на возу.

[32] Наход — вооруженное нападение с целью завладения чужим имуществом.

[33] Посадник — высшее должностное лицо в Пскове.

[34] Владычный наместник — должностное лицо, представитель епископа или архиепископа на местах.

[35] Наместник — представитель центра.

[36] Посаднику сести на посадниство — вступить в должность посадника.

[37] Городские куны — деньги из городской казны.

[38] Отчитись – ублажать, потакать, считаясь родством.

[39] Без исправы — без расследования, без рассмотрения дела. Без исправы — без расследования, без рассмотрения дела.

[40] Въсудитъ в правду — вынести правосудное решение.

[41] Тайный посул — взятка.

[42] Княжой человек — представитель князя.

[43] Пригород — административно-территориальная единица, другие, кроме Пскова, города в государстве.

[44] Крест целовати — принести присягу.

[45] Посадник слезет степени своей — окончание срока нахождения на выборной должности посадника.

[46] Судове — решение.

[47] Насед — вступив в должность (посадника).

[48] Не пересужати — не пересматривать.

[49] Крим(с)кий тать — вор, совершивший кражу: 1) из Кремля; 2) из церкви; 3) церковного имущества; 4) из закрытого помещения, храмины.

[50] Переветник — изменник, перебежчик.

[51] Зажигалник — поджигатель.

[52] Живота не дати — казнить.

[53] Описка в источнике – покрадается.

[54] Казнити — здесь: наказать.

[55] Ряд — договор.

[56] Полнеи (земли) — пахотная земля.

[57] Розстрадни – отработанные.

[58] Стражет — обрабатывает, пашет.

[59] Истец — наименование обеих сторон в процессе.

[60] Описка в источнике – право (?).

[61] Супротивень — противоположная сторона (в процессе).

[62] Наступался — предъявлял претензии.

[63] Земля его чиста или вода — угодья, свободные от чужих притязаний.

[64] Целованиа — принесение присяги, целование креста.

[65] Лешеи земли — земля под лесом.

[66] Грамота — документ.

[67] Грамоты и двои на одну землю — в документах указаны одни и те же земли, принадлежавшие разным лицам.

[68] Господа — государственный орган в Пскове, имевший право осуществлять правосудие.

[69] Переможет — одолеет, победит.

[70] Грамоты его посудить — документы признать недействительными.

[71] Судница — судебное решение.

[72] Подсудничье — судебная пошлина.

[73] Сотские — выборные должностные лица в Пскове.

[74] Поле — судебный поединок.

[75] Лезет, лезти — здесь: идет, соглашается на поединок.

[76] К правде ведет — требует принести присягу.

[77] Положат, положит — предъявят, представят.

[78] Доска — простой письменный документ.

[79] Зблюденъе — хранение.

[80] Приказники — наследники.

[81] Серебро, сребро — деньги.

[82] Платиа — одежда.

[83] Крута, скрута — украшения.

[84] Рукописание — завещание.

[85] Ларь — здесь: архив и вечевая канцелярия располагалась в Троицком соборе Пскова.

[86] Зсудиа — заем, ссуда.

[87] Живот – 1) движимое имущество; 2) жизнь.

[88] Запись — письменный документ, копия которого хранилась в архиве Троицкого собора.

[89] Съсудиа — ссуда.

[90] Ближнее племя — близкие родственники.

[91] Закупен — 1) закуп; 2) закупщик.

[92] Обыскавши правда, обыскать правда — всесторонне исследовав, выяснить обстоятельства дела.

[93] Присужает — решает.

[94] Сочат — предъявлять иск, возбуждать дело, обвинять.

[95] Безименно — без указания имен.

[96] Бой — побои.

[97] Позовница, позовници, позовницы — повестка о вызове в суд.

[98] Послух — свидетель.

[99] Слатся — ссылаться.

[100] Безвечен — увечен.

[101] Наймит — здесь: представитель стороны в судебном поединке, бившийся, сражавшийся вместо представляемого на поле.

[102] Послется — ссылается.

[103] Не станет — не придет.

[104] Не договорит в ты ж речи —- не подтвердит все сказанное.

[105] Переговорит — даст показания, расходящиеся с показаниями предыдущих лиц.

[106] Не доискался — проиграл дело.

[107] Ркучи — говоря, говорят, дают свидетельские показания.

[108] Наимянуют — определят, позовут по имени.

[109] Без дива — 1) известно; 2) правомерно.

[110] Позовник — 1) должностное лицо, осуществлявшее вызов необходимых лиц в суд; 2) истец.

[111] Грамота на виноватого — судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело в силу неявки другой стороны в суд.

[112] Ограмочный — истец, получивший документ о принудительной доставке лица в суд.

[113] Головшина — здесь: убийство.

[114] Их душа выдати — дать свидетельские показания в соответствии с их совестью.

[115] Княжая продажа — уголовный штраф.

[116] Клепать — обвинять.

[117] Не посужати — не оспаривать, не пересматривать решения.

[118] Изымает — требует возврата, расторжения договора.

[119] Изневести — до срока, неожиданно.

[120] Изгодит — начнет процесс.

[121] Нять вера — верить, доверять.

[122] Так в источнике.

[123] Повинити, повинить — не признавать и качестве доказательства, признать недействительной.

[124] Платной (заклад) — заклад в виде одежды.

[125] Назрячее — движимое имущество, кроме скота.

[126] Заклад того серебра не судит — заклад не решает дела, так как имеет меньшую стоимость.

[127] Поручник — поручитель.

[128] Рядница — письменный документ, копия которого хранилась в церкви Святой Троицы.

[129] Порядня — письменный документ, расписка.

[130] Татба — кража.

[131] Староста — мелкое должностное лицо.

[132] Описка в источнике – к (?).

[133] Пировой староста — лицо, ответственное за проведение пира.

[134] Пивцы — участники пира.

[135] Рота — присяга.

[136] Учинилась — произошла.

[137] Описка в источнике – на роту (?).

[138] Имуть — здесь: начнут.

[139] Жонка — женщина.

[140] Детина — ребенок; лицо, не достигшей возраста дееспособности.

[141] Чернец, черница — монах, монахиня.

[142] Поможет — победит.

[143] Куны — деньги.

[144] Приставное — судебная пошлина, идущая приставу за участие в процессе.

[145] Торговые деньги — деньги, полученные в кредит для проведения торговых операций.

[146] Отстоит — отработает.

[147] Урок — срок.

[148] Отделает — выполнит.

[149] Взакличь — открыто, публично объявить свои требования на торговой площади.

[150] Государь — здесь: хозяин, наниматель.

[151] Не достояв — не доработав.

[152] Почнет — начнет.

[153] Дела — здесь: задание.

[154] Не отделает — не выполнит.

[155] Поцелует — принесет присягу.

[156] Отрок дати — 1) дать отказ, отказать работе, т.е. уволить; 2) отпустить.

[157] Изорник — зависимый крестьянин-пахарь.

[158] Огородник — зависимый крестьянин, обрабатывавший огород господина.

[159] Кочетник, котечник — зависимый человек-рыболов.

[160] Так в источнике.

[161] Заложи весну — заложить часть будущего весеннего улова.

[162] Исполовник — крестьянин, работавший «исполы», т.е. из расчета половины урожая.

[163] Заплатить весна — заплатить договорную сумму.

[164] Другоичате доставалося — другому удавилось поймать.

[165] Ысад, исад — пруд, озеро.

[166] Покрута — заем, предоставленный господином своему половнику.

[167] Описка в источнике – ярой.

[168] Выморшина — имущество, переходящее по наследству.

[169] Безимянно — без указания наименования вещей и их отличительных признаков.

[170] Изгибшее — потерянное, украденное, утраченное.

[171] Ни пословицы не было — нет сведений о связи лица с преступниками.

[172] Посул — вознаграждение за услуги судьи.

[173] Портище — одежда.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.102 сек.)