|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра русской филологии
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой русской филологии Н.С.Сергиева___________________ «_____»___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Современная русская литература» Блок дисциплины - ДС Специальность “Журналистика” Институт гуманитарных наук Форма обучения – дневная
Семестр - 7 ВСЕГО учебных занятий – 136 В том числе: Аудиторные - 68 Лекции - 68 Практические - Самостоятельная работа 68 Итоговый контроль - зачет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1. «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х годов» Периодизация истории русской литературы после 1917 года. Характеристика основных монографий. Тематическая и жанровая характеристика литературного процесса 1917-1920-х годов: круг авторов, родо-жанровая система. Литературные группировки 1920-х годов: анализ эстетических программ. Общая характеристика пролетарской поэзии: образно-тематический ряд. Особенности изображения гражданской войны в героическом повествовании 1920-х годов (А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев). «Конармия» И.Бабеля: проблематика, герои, композиция. Тема гражданской войны: объективно-реалистическое изображение (М.Булгаков, А.Толстой). Тема гражданской войны в творчестве М.Шолохова. «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея. Монографии. «Новокрестьянская» поэзия: основные темы, идеи, художественные особенности (Н.Клюев, С.Есенин). Имажинизм как система. Монографии. Общая характеристика творчества М.Горького советского периода (основные произведения и их проблематика). Акмеизм как художественная система. Поэзия А.Ахматовой. Футуризм как эстетическая система. Поэзия В.Маяковского: тема поэта и поэзии, темы сатиры, метрика. Характеристика литературного процесса 1930-х годов. Соцреализм как художественный метод. «Петр Первый» А.Толстого как исторический роман. Литература русского Зарубежья первой волны: общая характеристика. Романы В.Набокова: темы, герои, художественные особенности. Жанр антиутопии в литературе. Роман Е.Замятина «Мы» (герои, идеи, композиция, основные образы и мотивы). Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» (темы, герои, образы, идеи). «Чевенгур» и «Котлован» А.Платонова. Социально-философский роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: тема творчества, философская и социально-политическая проблематика. Сатирические рассказы М.Зощенко: темы, конфликты, герои, художественные особенности. Тема природы в творчестве М.Пришвина. ЧАСТЬ 2. «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА второй половины ХХ- начала ХХ1 веков» (авторская программа) Началом современного периода истории русской литературы до сих пор считается рубеж 1950-1960-х годов. Обозначенная эпоха не только длительна по времени, но и вмещает цепь глобальных общественно-политических и культурных изменений, что диктует необходимость внутренней ее периодизации. Современная эпоха в очередной раз доказывает верность историко-культурного подхода в осмыслении литературного процесса. Замечу, что преувеличивать его значение и признавать его единственным критерием в оценках этапов литературного развития было бы неверно, так как искусство изменяется и в связи с внутривидовыми закономерностями развития. Из них наиболее важным является соотношение традиционного и нового, что и определяет этапность литературной истории. В целом автор данной программы считает полезной для понимания истории литературы второй половины ХХ века и начала ХХ1 века следующую периодизацию современной русской литературы: 1. Время достаточно устойчивого литературного развития, стабильности (несмотря на идеологические ограничения), специфических именно для данного этапа проблем литературного процесса - период конца 1950-х - середины 1980-х годов. Данный период характеризуется следующими отличительными чертами: а) усиливающееся партийное руководство литературой (постановления ЦК КПСС, решения партийных и писательских сьездов); зависимая от государственной идеологии политика издательств и редакций; попытка подчинить литературу критике, непосредственно выполняющей государственный идеологический наказ, осуществленная в Постановлении о литературной критике 1972 года; критическая оценка произведений, публикуемых после долгих лет запрета (А.Веселый, И.Бабель, М.Цветаева и др.); стремление партийных властей удержать в литературе основные принципы метода социалистического реализма (принципа партийности, утверждающего пафоса, типа положительного героя), критика “очернительства”, критического пафоса, отказ в издании произведений критической направленности; б) формирование в литературе направления критического реализма как реакция на идеологические запреты властей и монополию одного метода: “взрыв” критического пафоса в произведениях конца 1950-х - 1960-х гг. о деревне и войне; изображение безысходных драматических и трагических обстоятельств, трудных, несчастливых судеб, героев-мучеников, драматических развязок, противопоставление патриархального прошлого (мыслящегося идеальным) и социалистического настоящего, изображаемого подчеркнуто критически. в) активизация форм условного изображения как реакция на догматизм метода социалистического реализма: - оживление традиций авангардной литературы 1910-1920-х годов в “эстрадной”, или “интеллектуальной”, поэзии, получившей широкое признание читалелей и немалого количества критиков; - формирование под влиянием постклассических традиций непубликуемой, "теневой" литературы, которая дала начало постмодернизму второй половины ХХ века; - актуализация традиций символизма (наиболее ярко - в драматургии); - влияние идей и поэтики "неомифологизма" литературы первой трети ХХ века в современной мифологизированной прозе; г) усиление публицистического и документального начала в литературе 1960-х, а затем 1980-х годов; опасность разрушения художественного начала; жанры документальной повести, очерка-рассказа, хроники; элементы хроникального повествования, включение публицистических вставок, прямые авторские оценки в художественных произведениях; развоплощение крупных эпических жанров; дискуссии о судьбе романа. 2. Время революционной ломки традиционных представлений об истории и теории литературы ХХ века, о литературной норме, время глубочайшего кризиса современной отечественной литературы - период середины 1980-х - середины 1990-х гг. Данный период характеризуется следующими качествами: а) стремительнаяи глубокая перестройка общественного сознания, чему содействует широкая публикация литературы русского Зарубежья: внедряется новая точка зрения на роль в истории России революции и гражданской войны, на ценности истории советского периода; трагическое противоречие происходящих изменений: с одной стороны, национальное сознание, ограниченное тоталитарной идеологией, перестраивается на систему демократических ценностей, с другой - утрачивается чувство гордости за пройденный исторический путь, чувство национального и личного достоинства; б) подчеркнуто радикальными, нигилистическими становятся оценки творчества крупных писателей советской эпохи, связанных с социалистической идеологией: М.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова, А.Серафимовича, Д.Фурманова, А.Фадеева, Н.Островского и мн. др.; делаются попытки переписать историю русской литературы ХХ века, “заместив” названных писателей новыми “классиками” - Б.Пастернаком, О.Мандельштамом, М.Цветаевой, а отечественную литературу как “несвободную”, литературу социального заказа, - литературой русского Зарубежья; в) резко усиливается космополитизм и “западничество” в различных направлениях отечественной литературы; замалчиваются или резко критикуются произведения писателей так называемой “русской идеи” - В.Распутина, В.Белова, В.Крупина, В.Личутина; г) в связи с ощущениеммногими писателями жизни как стихиинарастает пессимизм в осмыслении истории, прогресса, человека; понимание социального неблагополучия часто осложняется метафизическим пессимизмом; формируется “жестокая” проза, резкое усиливаются натуралистические тенденции в изображении современной жизни (картины социального “дна”, “грязи жизни”, ничтожные герои, обремененные низкими инстинктами, многочисленные натуралистические детали, жаргонный язык как отражение беспросветного мрака жизни); д) начало глобального воздействия на отечественную литературу массового западного искусства: вытеснение духовной проблематики, сложного героя, философского осмысления жизни, традиционных качеств русской литературы - психологизма, выверенности художественого слова; ориентация на новые жанры - детектив (преимущественно американского типа), боевик, любовный роман и др., сериальность произведений; внедрение новых ценностных ориентиров (материальное благополучие, власть силы и др.); пересмотр исторически закрепленных на национальной почве понятий “любовь”, “семья”, “общество”, “норма поведения” и др. 3. Время выхода из кризиса, формирования новой системы отечественной литературы - период рубежа ХХ-ХХ1 вв. Данный период накапливает новые свойства: а) широкое развитие компьютерных технологий и средств массовой информации - новые воздействующие на литературу обстоятельства, которые породили новые формы размещения текста, определяемые такими терминами, как журнализм, гипертекстуальность и др.; новые условия существования литературы в "сетевом" пространстве, проблема сохранения издательской культуры; б) драматизм языковой ситуации: воздействие англоязычной лексики, жаргона, упрощение синтаксиса, ослабление изобразительного начала, усиление информационного наполнения слова, событийности повествования, приоритет рационального над чувственным, утилитарного над эстетическим, свободного монтажа над логикой повествования и др.; в) актуализация традиций классической и советской литературы, возвращение объективно-исторического подхода в литературоведении на фоне резкого спада митингового пафоса произведений и целых пластов литературы; выраженность чувства национального достоинства в осмыслении отечественного искусства, сознательное его противополагание "американской культуре"; г) новые закономерности взаимосуществования традиционистского и авангардистского направлений литературы, размежевание утилитарной, массовой и - художественной литературы, повышение статуса литературного языка; д) реабилитация произведений и авторов советской эпохи: статьи ведущих литературоведов о М.Шолохове, Н.Островском и др.
В сложной эволюционной картине современной литературы несколько ее идейно-художественных систем (блоков) занимают особое положение в силу своей роли в литературной истории и своего "долгожительства": они оказались постоянными составными литературного процесса на протяжении всей современной эпохи, отражая происходящие в ней изменения (и общественно-исторические, и литературные). Речь идет прежде всего о "деревенской" прозе. “Деревенская” проза: социально-исторические причины, обусловившие ее формирование, преемственная связь с прозой деревенской темы в литературе 1920-х годов (“неокрестьянские” писатели). Понятия "колхозная" и "деревенская" литература. Дискуссии 1960-70-х годов о “деревенской” прозе; монографии о “деревенской” прозе и творчестве писателей-”деревенщиков”. Разнообразие форм деревенской прозы: - социально-нравственная, социально-экономическая проблематика, особенности художественной формы очерков 1950-х годов (В.Овечкин и писатели его круга); "Районные будни" В.Овечкина как "поворотное" от колхозной к деревенской прозе; - лирическая проза (1960-1970-е годы; В.Солоухин, М.Алексеев, С.Антонов, С.Крутилин и др.): научные исследования теории вопроса (лирическая проза, миниатюра); социально-эстетические причины ее формирования; предмет изображения, проблематика, образы и композиционно-стилевое своеобразие лирической прозы. Роль ностальгического пафоса в системе образов и мотивов лирико-автобиографических произведений В.Солоухина "Капля росы" и "Владимирские проселки" (мотивы дороги, возвращения, идиллический образ деревни прошлого, образы женщин и стариков и т.д.); - лирическо-психологическая и философская проза 1960-70-х годов В.Белова (природоописания и воспоминания в повести "Привычное дело"), В.Астафьева ("Последний поклон"); трагический пафос как следствие изменения социальной и философской точки зрения на крестьянскую (шире - российскую) жизнь; лирическое в повести “Деревенский детектив” В.Липатова, ее жанрово-стилевые особенности; - циклы лирических и лирико-философских миниатюр В.Солоухина (“Камешки на ладонях”), Ф.Абрамова (“Трава-мурава”), Ю.Бондарева (“Мгновения”), Б.Сергуненкова (“Тысячелистник”), В.Астафьева (“Затеси”), В.Белова (“Лад”), А.Солженицына (“Крохотки”): проблемы, идеи, жанрово-стилевые особенности; стилизация малых фольклорных жанров (сказка, быль, бухтина); - социально-философская проза В.Распутина: жизненное и духовное пространство деревни в повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой"; историческая память и понятие рода; драматическая судьба трех поколений деревенских жителей, образы старух и "молодых"; жизненные заповеди, должное и реальное; начало "русской идеи"; неомифологизм, мифологические образы и мотивы; черты антиутопии; повесть "Пожар" - усиление социально-нравственной проблематики; проблемы и идеи очерка "Байкал"; рассказы рубежа ХХ-ХХ1 веков - окончательное формирование пафоса "русской идеи" и связанной с ней системы образов и конфликтов; социально-политическая и социально-историческая проблематика комплекса "русской идеи" в публицистике этих лет; В.Крупин и В.Личутин как последователи В.Распутина; - типичное и особенное для "деревенской прозы" в творчестве В.Шукшина: общее в проблематике и выборе материала, понимании литературного языка; жанр рассказа и его жанровые разновидности в прозе В.Шукшина; кинематографичность стиля; образ "чудика" и его разновидности; основные понятия: мастерство, жизнь, смерть, красота, душа; изображение дома, семьи, женщины, ребенка; попытка "перевести" уже освоенный материал народной жизни в историческую плоскость (романы "Я пришел дать вам волю", "Любавины"); жанр киноповести; сатирическая сказка как форма философского сопоставления отдаленного прошлого и настоящего; публицистика В.Шукшина; - социально-историческое повествование о крестьянской жизни 1970-1980-х годов: традиционность исторической концепции в трилогии Ф.Абрамова "Пряслины", изменение ее в продолжающем трилогию романе "Дом", повестях "Пелагея" и Алька"; понятия "дом, "семья", "труд", "долг", "честь", "справедливость", "любовь", конфликт государства (истории) и народа, мужские и женские образы; 1980-1990-е годы - художественно-публицистическое и психологическое исследование трагедии крестьянства эпохи коллективизации ("Драчуны" М.Алексеева, "Поездка в прошлое" Ф.Абрамова, "Год великого перелома" В.Белова, "Мужики и бабы" Б.Можаева); пересмотр истории русского крестьянства, оценка советской эпохи и коллективазации, голода начала 1930-х годов, новое понимание "частного лица" в истории; ослабление художественного начала; - религиозно-философская и социально-нравственная проза 1980-90-х годов В.Крупина, В.Личутина ("Великорецкая купель", "Крылатая Серафима", "Фармазон"): изображение героев, ищущих бога, - мучеников, святых и грешников; черты жития святых в произведениях писателей; библейские мотивы и образы; реалистическая условность повествования; цикл произведений средней и крупной эпической формы как способ углубления постижения действительности; роль сказа; публицистика В.Крупина и В.Личутина; перспективы существования "деревенской" темы в современной литературе.
Художественное исследование истории в прозе о Великой Отечественной войне: монографии о теме войны в литературе и творчестве конкретных писателей; формы изображения войны, предшествовавшие современному периоду (произведения 1940-х-первой половины 1950-х годов); приход в литературу нового поколения писателей, имевших личный опыт войны; рассказ М.Шолохова "Судьба человека" как произведение, оппозиционное к методу социалистического реализма (понимание войны как всеобщей трагедии, изображение неустроенности, сиротства жизни, замена героико-романтического пафоса повествования драматическим и др.); формирование новой прозы о войне как массового явления: - пласт произведений конца 1950-х-начале 1960-х годов о “малом бое” (другое определение - "лейтенантская проза") (произведения Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, В.Кондратьева, Г.Бакланова, Б.Васильева и др. писателей): изображение войны в проекции критического реализма (выбор материала, понимание типического); психологическая, бытоописательная, философская составные жанра повести; неразвитость романного повествования ("Горячий снег" Ю.Бондарева - роман в повестях), автобиографизм как условие исторической достоверности повествования; переоценка понятий “героическое” и "трагическое", соотношения долга и права человеческой личности, типы геров, конфликтов, тупиковое развитие сюжета, неприятие облегченных развязок; эволюция творчества В.Быкова); - дискуссии об “окопной” и “масштабной” правде; укрепление соцреалистических установок в литературе о войне; "глобализация" повествования в историческом романе (И.Стаднюк, А.Чаковский); традиции русского исторического романа (А.Толстой) и современный военный роман; изображение исторических лиц и событий; соотношение вымысла и исторического факта; отсутствие новых интерпретаций (современных версий) изображенных событий, вторичность фактов; хроникальность (И.Стаднюк) и журналистская форма повествования (А.Чаковский); общее с историческим романом и особенное в "Горячем снеге" Ю.Бодарева; - документальная повесть (роман) о войне ("Бресткая крепость" С.Смирнова, "Каратели" А.Адамовича, "У войны не женское лицо" С.Алексиевич): специфика “документа” - свидетельства рядовых участников событий - как способ создания новой картины событий; роль автора в обработке подобного материала; композиционный принцип; стиль; - философско-психологическое изображение войны (Ю.Бондарев): философский и психологический роман как жанр; философская и социально-политическая проблематика, сквозной герой - личность в ситуации переоценки жизни; проблемы, конфликты; художественное время и пространство, библейские мотивы и образы; способы и средства психологического изображения персонажей; - изображение войны в эпоху отечественного нигилизма: вторая редакция повести "Пастух и пастушка" и роман "Прокляты и убиты" В.Астафьева - понимание войны как массового насилия и греха; принцип отбора материала, родственный "жестокой" прозе; изображение человеческой личности; образ автора-судии; "Ледокол" А.Суворова - форма политической пропаганды: западная версия причин и хода войны. “Лагерная” проза, изображение сталинской эпохи: - исследования "лагерной" темы в литературе; личный лагерный опыт О.Волкова, В.Шаламова, А.Солженицына, Л.Разгона, авторов многочисленных воспоминаний об эпохе сталинских репрессий; "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына - религиозно-философское прочтение судьбы России ("каторжная" тема Ф.Достоевского как предшествующая традиция, связанность в повести понятий "лагерь" и "каторга", роль каторги в судьбе русского человека, историософские идеи; жанрово-стилевые особенности; критика А.Солженицына В.Шаламовым); женский вариант судьбы мученика в повести "Матренин двор" (скрытое сопоставление крестьянской и лагерной жизни, роль в нем финала, общее в проблематике с "деревенской" прозой, основные образы и мотивы); эволюция Солженицына в последующих произведениях ("Архипелаг ГУЛАГ") - жанр и композиция произведения, черты постмодернистского направления (реминисценции, синтез различных стилевых тенденций, научной аналитики и художественности и др.); историческая концепция А.Солженицына; - дискуссия с А.Солженицыным и "деревенщиками" В.Тендрякова (рассказы "Параня", "Хлеб для собаки", др.) - западническая версия сталинской эпохи: русский человек, русский народ и его история в понимании В.Тендрякова; тиран как "жених"; изображение юродивого ("дурочки") в рассказе и традиции предшествовавшей литературы; - "Колымская эпопея" В.Шаламова: понимание лагеря как "отрицательного опыта" - идея, определяющая поэтику Шаламова; масштаб человеческой личности в рассказах; типичные ситуации; композиция конфликта, художественное пространство и время, материальная среда, синтез обобщенно-условного и бытоописательного повествования, реалистического и символического метода; - автобиографическое, документальное повествование о лагере - "Погружение во тьму" О.Волкова, "Непридуманное" Л.Разгона: эпический жизненный материал и его историко-политическое осмысление, многоперсонажность, роль в повествовании образа автора, композиция и политическая идея; - "сталинская" тема в жанре философского романа ("Факультет ненужных вещей" Ю.Домбровского, "Мнимые величины" Н.Нарокова): традиции Ф.Достоевского в изображении "маленького" человека в условиях неволи, библейские мотивы и образы.
"Природозащитная" ветвь литературы (в совокупности следующих аспектов: философия, социология, эстетика, этика, экология): идеи изменения природы в 1960-х годах - в эпоху НТР; формирование многочисленной оппозиции - литературы природозащитного направления мысли; повторение ситуации 1920-1930-х годов (идеи и их художественное воплощение); роль Л.Леонова в развитии современной природозащитной литературы (роман "Русский лес" как первое произведение в данном ряду); - развитие темы природы в прозе Л.Леонова 1920-1930-х годов: - "положительное отнощение" к природе - рассказы "славянского цикла" "Бурыга", "Случай с Яковом Пигунком": социально-исторический аспект (признание особой роли леса в формировании национального характера, патриархальный уклад как вечная "почва" национальной жизни); этико-философский аспект (неоязычество - основа нравственного и мировоззренческого здоровья человека ХХ века); натурфилософский (неудовлетворенность материалистической картиной мира, признание новых возможностей природной материи); мифологический или мифотворческий (образы природной "нечисти", древа жизни, мотив метаморфоз и др.); - "отрицательное отношение" к природе - повесть рубежа 1920-1930-х годов "Саранча": причины принятия технократической идеи; изображение "первой" природы (неустроенная среда косной, непросветленной материи, разрушительность природных сил); изображение "второй" природы (среда, облагороженная разумом человека), изображение человека (умелый творец природы и жизни); мотивы и образы, выражающие основные идеи повести; - диалектика "положительного" и "отрицательного" отношения к природе - роман-дискуссия "Соть": персонажи - творцы "второй" природы; их оппоненты; сюжетная линия "самостоятельной" природы; эсхатологические картины и мотивы; символические природные образы; идеи ранней прозы в последнем романе-антиутопии (другие определения: историософский роман, роман-трактат) "Пирамида"; близость позиций Л.Леонова и Д.Андреева ("Роза мира"); - экологический аспект - роман 1953 года "Русский лес": жанр романа; новое понимание природы, человека и истории; введение понятия "экологическая этика"; лесоведческая экологическая проблематика; экологическая публицистика Л.Леонова; - тема природы в "деревенской" прозе (повести В.Солоухина, "Привычное дело", "Лад" В.Белова, "Последний срок", "Прощание с Матерой" В.Распутина: функциональная и "самостоятельная" природа; понимание природы как несоизмеримой с человеком величины, признание ее гармонии (лада); "человек в пейзаже"; восстановление искусства живописного пейзажа; изображение природы как арены труда и жизни (натурально-природного уклада); экологическая проблематика; мифологические образы; лиризация образа природы, миниатюра в эпическом тексте; - формирование жанра “природной” миниатюры в творчестве Б.Сергуненкова, Ю.Бондарева, В.Солоухина, В.Астафьева, В.Пескова и др.: лирико-философская, научно-художественная, миниатюра-описание, рассуждение, повествование; принцип циклизации; идейно-художественные особенности миниатюр Ю.Бондарева ("Мгновения"); Б.Сергуненков: природа и человек, предмет и характер природоописаний, композиция цикла "Тысячелистник"; В.Песков: характерные черты изображения природного мира Земли, научный и художественный компоненты в жанре очерка-миниатюры, фотография и художественный текст; "Трава-мурава" Ф.Абрамова: исторический и этнографический аспекты изображения крестьянина и природы; природная среда как источник этических и эстетических представлений крестьянства; понятия "труд", "дом", "семья", "красота" и др.; - художественная экология - повесть В.Астафьева "Царь-рыба": предмет изображения и экологическая проблематика, усложнение ее социально-философской интерпретацией, образы, идеи, художественные особенности центральной новеллы повести; экологическая проблематика в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и романе Ч.Айтматова "Плаха"; - мифологическое, обобщенно-условное изображение природы в произведениях Ч.Айтматова, Ю.Рытхеу, В.Распутина, В.Крупина и др.: система мифологических образов; универсальность рисуемой картины; подчеркнутость экспрессии и трагического пафоса; - публицистическая форма природозащитной проблематики (очерк В.Распутина “Байкал”, публицистика др. писателей); природа в историческом и экологическом осмыслении; просветительский пафос; - художественные особенности повествования о судьбе животных - социально-психологическая повесть ("Белый Бим Черное ухо" Г.Троепольского): "точка зрения" животного как способ нового осмысления мира; драматический пафос повествования; трагические развязки; дидактически ориентированная система персонажей; включение элементов естественно-научного повествования); - экологический постмодернизм: эпоха экологического постмодернизма, содержание понятия, преемственность традиций природозащитной ветви русской литературы; непрофессионализм критики, относящей А.Битова к западному экологическому постмодернизму; характерные художественные особенности экологического постмодернизма: - роман-ансамбль А.Битова "Оглашенные" (1-я часть: повести "Птицы, или Оглашение человека", "Человек в пейзаже", роман "Ожидание обезьян"; 2-я часть - гипертекстуальный свод интерпретаций материала 1-й части; монтаж изобразительных фрагментов разных авторов, стилей, направлений, включение драматургических блоков), принцип деконструкции, цитатность, демонстрация творческой лаборатории, отказ от приоритета автора, от линейного прочтения (большое количество способов прочтения текста); проблема "природа - культура - общество", экологическая концепция - панэкологизм: экологическое сознание, экоэтика, экоэстетика; образы рая и ада, имперское сознание и эсхатологическая цивилизация, черты утопии и антиутопии; - роман Т.Толстой "Кысь": жанр романа (антиутопия, сатирический, мифологический, роман-сказка, роман-притча, др.); проблема "культура - цивилизация - природа"; основные персонажи и образы материального мира; художественная география; смысл названия; всеобъемлющий сатирический пафос; цитируемые авторы и тексты, другие черты постмодернистского произведения; - правомерность отнесения к экологическому постмодернизму произведений А.Кима (роман-сказка "Белка", роман-притча "Отец-лес"): идеи панэкологизма, черты утопии и антиутопии, образы-символы Отца-леса (отцовское начало), Деметры (материнское начало), Бога-Спасителя (преображение), Лирообразной сосны, Леса и Города, Змея Горыныча, Сатаны; интертекстуальность; перевоплощения образа автора, монтаж элементов текста; - "Последняя пастораль" А.Адамовича - жанр антипасторали, антиутопии (апокалипсиса), изображение "жизни, сошедшей с круга", культурный контекст (эпиграфы-цитаты, многочисленные аллюзии: "Эпос о Гильгамеше", "Бхагават-гита", "Книга Иова", Генри Торо и др.); - роман-антиутопия, роман-ансамбль, роман-трактат Л.Леонова "Пирамида" как произведение экологического постмодернизма.
“Жестокая” проза (иные определения: социально-бытовая, натуралистическая): время, общественные обстоятельства формирования “жестокой” прозы”; влияние идей философской критической антропологии и психоанализа; резкое усиление натуралистических тенденций в изображении современной жизни; изображение социального “дна”, “грязи жизни”; новые герои - мученик, “странный человек”, “маленький человек”, трагикосатирический вариант “сильной личности”; отсутствие у героев смысла жизни; трагическая картина мира, экспрессивный стиль: - “Печальный детектив”, “Людочка” В.Астафьева: расследование разлаженной, перевернутой жизни; структура произведений (примыкание свободных модулей), основные содержательные блоки (семья, женщина, дети); натуралистические тенденции в изображении человеческой личности (биологизм) и среды обитания; основные типы героев; синтез в образе дурочки культурологического и социологического контектов; усиление трагического пафоса; - “Смиренное кладбище” С.Каледина: универсальность нарисованной частной картины; выбор материала повествования; переклички с пьесой М.Горького "На дне"; "дно жизни" как следствие социального и философского факторов; образы дома и кладбища, смысл названия; изображение человеческой личности, образ Лешки Воробья; - "Андеграунд, или Герой нашего времени" В.Маканина: культурологическая основа романа, литературные рефлексии; понятие андеграунда; заимствованные сюжетные блоки (литературный ремейк фильма "Человек дождя"); роман - "подпольный вариант собственной биографии"; "энциклопедия посредственности" (М.Левина-Паркер); общество как "общага"; проблема свободы личности; язык романа; - произведения Л.Петрушевской: современная женская литература (В.Токарева, др.); "проза шоковой терапии", "ужасы, грязь, злоба жизни", фатальная неустроенность жизни как предмет изображения, вариативность найденного сюжета; интерес не к характерам, а к ситуации; пафос - "репетиция страдания и страха", идея "против зла - зло"; образы Женщины, Ребенка, мужчины, жизненное пространство героев; понимание ими любви, жизни и смерти; мифологические и традиционно-литературные сюжеты, интертекстуальность, "лингвистические эксперименты".
Массовая литература: понятия "массовая", "популярная", "простонародная", "народная", "тривиальная", "бульварная" литература, "китч" и др.; основные научные исследования (Б.Дубин, Ю.Лотман, Б.Менцель, А.Митрофанова, А.Рейнблат, В.Руднев, Е.Сергеев и С.Шведов, др.); дискуссии о времени формирования массовой литературы. Массовая литература советского периода (романы Г.Николаевой, А.Иванова, П.Проскурина, В.Кунина, др.). Соотношение понятий "народное" и "массовое" искусство. Оценки места и роли в современном искусстве массовой литературы; художественные принципы массовой литературы (занимательность как принцип переработки любого жизненного материала, принцип повторяемости и вариаций, сериальность, доминирование повествовательности над описаниями и рассуждениями, эмоционального содержания над эстетическим и познавательным, стандартные ситуации и конфликты, развязка как парадигма примирения, банализирование необычного и непонятного); отношения массовой и художественной литературы; жанры детектива и триллера (А.Маринина, П.Дашкова, Т.Полякова, А.Кравцева, В.Доценко, Д.Корецкий, Н.Леонов, Э.Тополь, Ф.Незнанский, В.Крутин), любовного (часто - эротического) романа.
Постмодернизм современной литературы: дискуссии о времени формирования постмодернизма в русской литературе; основные исследования русского постмодернизма (В.Курицын, М.Липовецкий, Н.Маньковская, И.Скоропанова); отсутствие жестких ограничений в определении круга писателей (А.Битов, Т.Толстая, С.Соколов, В.Попов, Г.Сапгир, В.Аксенов, И.Бурихин, А.Вознесенский и мн. др.); - философские основания постмодернизма - свод идей экзистенциализма, философии скептицизма, культурфилософии: разрушение позитивистских представлений - мир и личность непознаваемы, отсутствуют порядок и гармония (абсурдность мира); человеческое существо мало и непрочно, тотально одиноко, любая коммуникация с "другим" - фальшь, "другой" как "чужой"; отказ от истины (идея плюрализма) и признание множественности интерпретаций; критика современных идеологий, культуры и цивилизации, языка; - поэтика постмодернизма - принцип деконструкции, уравнивание автора с другими персонажами и распад коммуникативности; психоанализ и скепсис как результат критики рационализма; произведение как текст, гибридность литературных форм (синтез истории, философии и литературы, литературы и литературоведения, литературы и других видов искусства, литературы и журналистики, развоплощение традиционных жанров - рождение гибридных, мутации жанров художественной и массовой литературы); замена логики повествования свободным монтажем, в который включается не только "свой", но и "чужой" материал; категория игры; вытеснение высокого низким (универсальный образ мусора, поэтика "низа"); приоритет слова над смыслом; слово и изображение; языковые эксперименты (отказ от правил грамматики и синтаксиса, изобразительная и журналистская конструкция текста, др.); интертекстуальность; гипертекстуальность; принципы постмодернисткого литературоведения; - черты постмодернистской поэтики в произведениях названных писателей: принцип деконструкции текста, выражение духовного через плотское ("низ"), изобразительные виды искусства в литературном тексте - поэма А.Вознесенского "Беременный бас"; языковые эксперименты в поэзии Г.Сапгира; бессознательное как основа восприятия мира рассказчиком и отражение этого в тексте, образы "низа" в повести "Школа для дураков" С.Соколова; слово, текст и изображение в поэзии И.Бурихина; интертекстуальность романа Т.Толстой "Кысь"; гипертекстуальность в трилогии А.Битова; поэтика игры в прозе В.Аксенова.
Литература русского Зарубежья 3-й волны эмиграции: ирония и скепсис как основа творчества писателей 3-й волны эмиграции, поиски новых жанров и способов изображения (В.Аксенов, В.Войнович, В.Максимов, Г.Владимов, Э.Лимонов и др.); - проза В.Аксенова: автобиографизм прозы, лейтмотивы личной судьбы; политический спектр - критика советской идеологии (роман "Ожог"), утопия на основе американского образа жизни ("Остров Крым"), интеллигенция в свете иронии ("Новый сладостный стиль" и "Московская сага", дискуссии о художественном методе, черты постмодернисткой поэтики. Поэзия: поэты старшего и молодого поколений; формирование “авангардной” поэзии в конце 1950-х-начале 1960-х годов (А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина); натурфилософская лирика Н.Заболоцкого; темы любви, искусства и времени в лирике Б.Пастернака; образы родины, природы и истории, жанр элегии в лирике Н.Рубцова; социально-философская поэзия В.Луговского; лирико-философское изображение истории - лирический эпос “За далью - даль”, трагедийная поэма-цикл “По праву памяти” А.Твардовского, “Реквием” и “Поэма без героя” А.Ахматовой (опыт поэтической автобиографии; текст в тексте, система образов, тема "двойничества", философски осмысленная картина ХХ века); социально-нравственные проблемы в лирике поэтов фронтового поколения Ю.Друниной, С.Орлова, М.Дудина и др.; публикации произведений “возвращенных” поэтов во второй половине 1980-х годов (Н.Гумилев, Н.Клюев, О.Мандельштам и др.); развитие “авторской песни” (“бардовской” поэзии) В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Н.Матвеевой; поэзия И.Бродского, творческие поиски поэтов 1980-1990-х годов - Д.Пригова, Л.Рубинштейна, Т.Кибирова, Вс.Некрасова, В.Кривулина, Г.Сапгира и др. (“метареализм”, “концептуализм”, визуальная поэзия, и др.); монографические исследования современной поэзии.
Драматургия: социально-психологическая драма, развивающая традиции драматургии 1930-х годов (А.Арбузов, В.Розов, А.Володин): усиление условности, ситуация выбора, вытеснение открытого столкновения внутренним конфликтом; усложнение психологизма в драматургии 1960-80-х годов (М.Рощин, В.Розов), исследующей взаимоотношения “отцов” и “детей”, столкновения любви и быта; “театр” А.Вампилова: тема “провинции”, герой, конфликт, финал, сращенность лирического и иронического тона, поиски новой организации сценического пространства, роль сквозной детали, образы и мотивы русского народного искусства, традиции А.П.Чехова; драматургия “новой волны” (Л.Петрушевская и др.); публицистическая драма (М.Шатров): постановка новых социально-острых конфликтов, новые художественные решения; исследования современной драматургии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |