|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»(к 70-летию создания организации) В настоящее время историческая наука продолжает оставаться в состоянии неопределенности. С развалом Советского Союза в 1991 г. и крахом марксизма на одной шестой части Земли, как «универсальной всеобъясняющей теории», канули в Лету многие исторические концепции, основанные на ней, утвердился принцип плюрализма в теории и методологии истории. Как подчеркнул И.В. Довжук: «Подобная ситуация зачастую вызывает негативное отношение к сколь-нибудь широким обобщениям. Осмысление новых фактов все более отстает от их накопления» [1]. Нечто подобное, на наш взгляд, происходит и с обобщением истории создания 70 лет назад в г. Краснодоне и боевой деятельности комсомольско-подпольной организации «Молодая гвардия». Общих выводов, исчерпывающих ответов на эти и другие вопросы до сих пор нет ни в научной, ни, тем более, в учебной литературе. Цель данной статьи - глубже осмыслить ряд новых фактов, которые появились во время горбачевской «перестройки» и обретением Украиной независимости, а вместе с ней ее новой Конституции, в которой записано положение о коренном изменении того строя, при котором совершали свои подвиги молодогвардейцы, а затем излагалась история их жизнедеятельности в довоенные годы и во время немецко – фашистской оккупации Донбасса. По нашему мнению, именно изменение строя в Украине и других странах, образовавшихся после крушения СССР, вызвало ожесточенную идеологическую борьбу за «Молодую гвардию», усиливающуюся в канун ее знаменательных дат. Особенно она обострилась с принятием Конституции Украины, в ста тье 15-й которой записано: «Суспільне життя в Україні грунтується на засадах політичної, економічної та ідеологічної багатоманітності» [2]. Гарантированная основным законом Украины свобода слова, плюрализм мнений способствовали появлению в газетах и журналах различной идеологической ориентации «сенсационных» публикаций о краснодонском молодежном подполье. «В них речь идет о том, - утверждает директор Краснодонского музея «Молодая гвардия» А.Г. Никитенко, - что «Молодая гвардия» была насквозь ОУНовской организацией и являлась одним из наиболее боеспособных подразделений разветвленного националистического подполья, якобы действовавшего в годы гитлеровского нашествия на территории оккупированного Донбасса» [3]. В доказательство сказанному директор музея процитировал абзац из статьи В. Левченко, опубликованной 8 мая 1992 г. в газете «Житомир», в которой говорится буквально следующее: «Тепер встановлено, що у Краснодоні діяло самостійницьке підпілля" Молода гвардія" під гаслом "Радянська Влада без більшовиків". Але всі подвиги підпільників і славу приписано «комсомольцям на чолі з О. Кошовим». Далее В. Левченко не приводит ни одного документа, ни одного факта в подтверждение того, кто установил «що у Краснодоні діяло самостійницьке підпілля "Молода гвардія" під гаслом "Радянська Влада без більшовиків"? По нашему мнению, эти публикации в начале 1990-х гг. появились из-за идеологической борьбы между националистически озабоченными о дальнейшей судьбе получившей независимость Украины радикальными элементами и еще недавно правящими этой республикой представителями коммунистической партии. Цель у первых была (и по-прежнему остается) - полностью устранить вторых с пути к достижению верховной власти, дискриминировать их в глазах новых поколений украинцев. «Молодая гвардия» как организация, показавшая пример стойкости и мужества в далеко неравной борьбе с хорошо вооруженным регулярным фашистским войском, имевшим опытный пропагандистский аппарат, стала сегодня объектом непримиримой идеологической борьбы, для победы в которой для ОУНовцев, на наш взгляд, все средства хороши. Если не удалось доказать, что такой организации вовсе не существовало, что она лишь «вигадка комуняк» и их «борзописца» А. Фадеева, то следует «присвоить» подвиг молодогвардейцев, отыскать «очевидцев» тех военных лет, которые и сами, пропагандируя среди комсомольцев идеи «самостийности» без большевиков, участвовали в их подвигах и даже... (надо же до такого додуматься!) нашелся такой, который и предал, выдал фашистам членов «Молодой гвардии». Речь идет о неком Евгении Павловиче Стахиве [4]. Кто же это такой, не побоявшийся громогласно в наши дни объявить себя предателем, изувером? Отвечая на этот вопрос, А.Г. Никитенко, глубоко изучивший историю «Молодой гвардии» и истоки идеологической борьбы вокруг этой организации, пришел к выводу, что началась она в Украине с публикаций «некоторых газет и, в частности, львовской "За вільнуУкраїну" от 12 июля 1991 года, киевской "Україна молода'' от 3 января 1992 года и донецкой "Акцент" от 11 февраля 1992 года. В этих газетах, - констатирует директор музея, - в материалах "Олег Кошовий - фігура видумана", "Важко сказати"... и "«Молодая гвардія» под желто-синим флагом?'1 речь шла об американском гражданине Евгении Павловиче Стахиве... Как сообщала о нем львовская газета, «Євген Стахів, відомий в колах ОУН, як организатор націоналістичного підпілля в Донбасі». В интервью с заокеанским гостем и прозвучала впервые абсурдная мысль о том, что "Молодая гвардия" является составной частью донбасского националистического подполья» [5|. Видимо, чтобы высказать такое заключение необходимы не газетные статьи, а глубокие научные исследования авторитетных историков - членов Национальной академии наук Украины, так как это касается важной исторической вехи в жизни и борьбе украинского народа. Пока подобных исследований нами не обнаружено. Остается в канун 70-летнего юбилея «Молодой гвардии» в большей мере доверять и устным выступлениям, и многочисленным письменным заявлениям директора музея А.Г. Никитенко. На протяжении многих лет, глубоко изучая историю «Молодой гвардии» в архивах бывшего СССР и, особенно в годы независимой Украины, когда стали доступными для ознакомления секретные данные архивов бывшего Комитета государственной безопасности, не нашел ни одного документа, более того, не встретил ни одного слова о связи «Молодой гвардии» с ОУН и участии в нем пана Стахива. Однако следует учесть, что сегодня многое тайное становится явным, справедливо уточняются факты подлинной истории Украины. Не стала исключением и «Молодая гвардия». Работа Луганской областной комиссии по исследованию проблемных вопросов в истории краснодонского подполья дает основание утверждать главное: «Молодая гвардия» - это не миф коммунистической идеологии, и создана она не воображением писателя А. Фадеева, а самой потребностью большей части населения Донбасса и, не в последнюю очередь, его молодых людей - комсомольцев, отстаивать честь и независимость именно советской Родины, а не националистических идей ОУНовцев. Хотя та же комиссия констатировала, что «Молодая гвардия» возникла стихийно, и ее организатором была сама патриотически настроенная молодежь, а не коммунисты. Среди молодогвардейцев большинство были комсомольцами [6]. Таким образом, сегодня «Молодую гвардию» справедливо следует называть комсомольско-молодежным подпольем. По свидетельству современников, А. Фадееву трудно далась переделка первоначального варианта романа «Молодая гвардия», в котором правдиво был показан стихийный энтузиазм, в первую очередь, комсомольцев по созданию своего молодежного подполья. Во втором варианте уже «возвышалась» над правдой жизни руководящая и направляющая роль краснодонских коммунистов в создании и руководстве «Молодой гвардии». «В бытность мою пионером, - вспоминает известный поэт Евгений Евтушенко, - неподалеку от метро "Кировские ворота", в еще не снесенной тогда библиотеке имени Тургенева, шла читательская конференция школьников Дзержинского района (города Москвы - Н.Е., П.Д.) по новому варианту романа «Молодая гвардия». Присутствовал автор - молодо-седой, истощенно красивый. Переделка романа, очевидно, далась ему нелегко, и он, с заметным напряжением вслушивался в каждое слово, ввинчивая кончики пальцев в белоснежные виски, как будто его скульптурную голову дальневосточного комиссара мучила непрерывная головная боль» [ 7 ]. Боль была не только головной, у маститого писателя произошел нервный срыв. Вот что об этом рассказала в одном из своих интервью член «Молодой гвардии», оставшаяся после войны в живых в числе восьми молодогвардейцев, Валерия Давыдовна Борц: «11 мая 1956 г. (вскоре после праздника 9 мая) нас, пятерых из бывших тогда в живых молодогвардейцев, а также А. А. Фадеева пригласил к себе на дачу под Москвой НС. Хрущев. Там он завел разговор о... прощении (за давностью лет) предавшего (под пытками) членов штаба 'Молодой гвардии" Виктора Иосифовича Третьякевича. Оказывается, он был сыном друга Н.С. Хрущева, земляка из с. Калиновка Курской области... Мол, никто из нас не гарантирован, что выдержит пытки. Четверо из нас высказались, от неожиданности, видимо, как-то неопределенно. Я же сказала, что, конечно, не могу ручаться, что выдержала бы пытки. Но... мы же давали клятву, в которой говорилось, что если кто-то из нас даже под пытками выдаст товарищей, то - "пусть будет проклятье ему на всю оставшуюся жизнь" и т.д. Хрущеву это не понравилось. Он стал горячо что-то несвязное говорить. Мы молчали. Вдруг вскакивает А.А. Фадеев и гневно бросает в лицо Хрущеву, что он - бывший троцкист и еще что-то. Хрущев страшно покраснел. Фадеев жутко побелел. Произошла очень некрасивая сцена... Я, - уточнила Валерия Борц, - об этом еще не рассказывала... И не знаю, надо ли говорить... Но встреча та была прервана. "До лучших времен", - как сказал Хрущев. (Он очень был взволнован). Встреча так и не повторилась». 13 мая, т.е. через два дня, как известно, А. Фадеев застрелился [8]. Т.е., внутри идеологической машины СССР начались сбои, перекручивание фактов в угоду отдельным лицам. В 1958 г. тогдашний директор Краснодонского музея «Молодая гвардия» А.М. Литвин сначала устно, а потом и печатно совершенно бездоказательно назвал В. Третьякевича комиссаром «Молодой гвардии» [9]. «Лучшие времена для Н. Хрущева наступили именно в тот год, т.к. уже в 1961 г. в «Истории Великой Отечественной войны» В. Третьякевнч назван комиссаром "Молодой гвардии" уже официально. Наконец, 9 мая 1965 г. на его родине в с. Ясенки Курской области (рядом с селом Калнновка) на средства местного колхоза был открыт памятник с надписью «Виктор Третьякевнч (1924-1943 гг.), комиссар Краснодонского комсомольского подполья "Молодая гвардия"». В том же интервью Валерия Борц утверждала, что только после того, как ей удалось в 1981 г. дойти до Ю.В. Андропова и после годичной проверки по его указанию в феврале 1983 г. на памятнике надпись «комиссар» была заменена на надпись «член штаба». А бравший интервью у В. Борц А. Голенков при этих словах заметил: «Все-таки и "членом штаба" он не был; он был связным» [11]. Выступая на читательской конференции в библиотеке им А.С. Грибоедова в Москве 19 декабря 1946 г. Фадеев говорил: «Я абсолютно всех членов "Молодой гвардии" вывел под их собственными именами... Стахович изображен под вымышленной фамилией. Он выходец из хорошей советской семьи, и мне не хотелось оставлять неизгладимый след в сердцах его родителей от того, что сын их по слабости сердца оказался предателем» [12]. Однако Е. Евтушенко в 1985 г. назвал «истинного» предателя «Молодой гвардии», который живет в Венесуэле: «Предатель молодогвардейцев, / нет, / не Стахович, / не Стахевич, / теперь живет среди индейцев и безнаказанно стареет. / Владелец грязненького бара / под вывеской: / "У самовара", / он существует худо-бедно / и все зовут его / "Дон Педро..." / и просит он, беззубо скалясь, / его фамилии не трогать...» [13]. «Дон Педро» признался поэту, что всех молодогвардейцев он предал, дойдя под пытками до точки, не разом, а поодиночке. Здесь уместен вопрос, могут ли историки использовать художественные произведения для подтверждения тех или иных выводов? По нашему мнению, нет. Евтушенко начал свою поэму «Фуку!» в 1963 г., в то время, когда шла на «высоком уровне» «реабилитация» В. Третьякевича, а закончил ее в 1985 г., когда в Украине повеяли другие идеологические ветры. Кто прав? Где истина? По нашему мнению, необходимы еще более глубокие и правдивые исследования ученых-историков, не заангажированных идеологическими постулатами многочисленных партий. А пока приходится сожалеть, что в 2012 г., в год 70-летнего юбилея «Молодой гвардии» кто-то из числа, видимо, озлобленных националистов, сорвал с памятника табличку «Олег Кошевой», установленного в сквере имени «Молодой гвардии» г. Луганска.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |