АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Боевая молодость

Читайте также:
  1. А Андрей хотел жить, как его «батя»: быть веселым и беспечным, уметь легко шагать через свои годы, обманывать житуху, уметь выкручиваться и не терять бодрость духа и молодость.
  2. Боевая машина
  3. Боевая машина: Руководство по самозащите
  4. БОЕВАЯ СТОЙКА
  5. ВАША МОЛОДОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДЛИННОЙ
  6. Глава 1. Можно ли вернуть молодость?
  7. ЕГО СМЕРТЬ И ЕГО МОЛОДОСТЬ
  8. ЕГО СМЕРТЬ И ЕГО МОЛОДОСТЬ
  9. Если женщина не решает свою главную задачу жизни – дарить любовь, творить Пространство Любви, то у неё отбирается самое дорогое – молодость.
  10. Какие факторы отбирают молодость у нашей кожи
  11. Молодость и зрелость клинической психологии.

Подпольные организации

Города Бреста

План

1. Подпольные организации в СССР

2. Брест. Начало

3. Боевая молодость

4. Организация антифашистского комитета

5. Силы подполья росли

6. Сильные духом

7. Общими силами

8. В тюремных застенках

9. Непокорённые

 

Великая Отечественная война Советского Союза против гитлеровской Германии явилась не только суровым испытанием экономического могущества первой в мире социалистической державы, но и проверкой в огне битв прочности нашего государственного и общественного строя, жизненности коммунистической идеологии, братской дружбы советских народов, основанной на принципах социалистического патриотизма и пролетарского интернациолизма.

Одним из решающих условий победы над фашистскими захватчиками была выкованная партией прочная, нерушимая дружба народов нашей многонациональной Родины. Она опиралась на славные вековые исторические и революционные традиции совместной борьбы русского, украинского, белорусского и других народов СССР против иностранных завоевателей, а также против социального и национального гнета царизма, помещиков и буржуазии. ("Всенародная борьба в Беларуси", том 3, стр.329)

Партизанское движение в нашей республике, как и на всей оккупированной территории страны, носило всенародный, интернациональный характер. В дружной братской семье партизан наряду с белорусами (71,1 процента) мужественно сражались с врагом русские и украинцы, грузины и армяне, казахи и узбеки, башкиры и удмурты, литовцы и латыши, представители более чем 70 наций и народностей нашей страныю Все вместе они составляли подлинно интернациональную армию. Партизанские формирования Белоруссии активно взаимодействовали с партизанами оккупированных областей Российской Федерации, Советской Украины, Латвии и Литвы.

В истории партизанского движения Беларуси навсегда вошли такие видные руководители всенародной борьбы, как сыновья руссоко народа М. П. Константинов, А. Ф. Данукалов, В.И. Ничипорович, С.Г. Жунин, В.И. Левенцев, Е.Ф.Филипских; украинцы В.Т. Воронянский, Н.И. Коваленко, Г.А. Кирпич, В.В. Щербина, Ф.Ф. Капуста; грузины И. Г. Щубитидзе, В.М. Талаквадзе; армяне С.А.Арзуманян, Х. А. Матевосян; казахи Хамид Исмагулов, Мурат Иемудов, Нурум Садыков, Галим Ахмедьяров; латыши В. И. Тубелис, И.И. Юкша; литовцы Янис Витол, Станислав Ваупшасов; эстонец А.И.Циббо; осетин Л.З. Джиоев; карачаевцы Осман Касаев, Курман Кипкаев; мариец Родион Охотин, и многие другие.

В суровые годы войны Компартия Белоруссии неуклонно проводила в жизнь ленинские заветы о дружбе и нерушимом единстве советских народов. Плодотворным результатом ее деятельности в этом направлении явилось то, что состав всех подпольных организаций, отдельно дуйствоваших отрядов, бригад был многонациональным. Так, в бригаде имени Л.М. Доватора, действовавшей в Вилейской области, вместе с белорусами сражались русские из Москвы, Ленинграда, Урала, украинцы, казахи, представители народов Севера и т.д.

Интернациональными являлись подпольные организации в Минске, Витебске, Орше, могилёве, Бобруйске, Гомеле, Мозыре, Бресте и других городах, посёлках, на железнодорожных станциях. ("Всенародная борьба в Беларуси", том 3, стр.331-332)

В создании антифашистского подполья видную роль сыграли коммунисты и комсомольцы, состоявшие на учёте в партийных и комсомольских организациях, образованныхна территории западных областей Белоруссии после воссоединения с БССР. Большую роль в формировании здесь подполья сыграли также советские военнослужащие, оказавшиеся в силу обстоятельств военного времени на оккупированной территории. Среди них находилось немало членов и кандидатов в члены партии, комсомольцев.

Одними из первых антифашистские группы и организации возникли на территории Брестской области. (Всенародная борьба в Беларуси, том 1, стр 90-91).

 

Начало

В 1939-1941 гг. для оказания братской помощи Западной Беларуси было командировано из восточных райнов Советского Союза несколько тысяч железнодорожников, партийных и советских работников с семьями. Местные жители называли их "восточниками". Гитлеровцы первую очередь в лице "восточников" видели опасность для своего режима. В первые дни оккупации в Бресте фашистами было проведено несколько облав на партийных, советских работников, на железнодорожников. Массовые аресты фашисты провели с 8 по 12 июля 1941 г. В эти дни расстреляны несколько тысяч партийных, советских работников и железнодорожников. Часть "восточников" была брошена в концентрационный лагерь в г. Бяла-Подляска (Польша). Группа железнодорожников бежала из лагеря в Брест. Среди них были П.И. Феклистов, П.А. Левин, П.Г. Жуликов - секретарь железнодорожного узлового партийного комитета, член областного и городского комитета КП(б)Б. В Бресте осталось более ста коммунистов. В первые же дни оккупации они стали налаживать связи друг с другом. П.Г. Жуликов установил личные контакты с коммунистами желехнодорожных станций Брест-Центральный и Брест-Полесский, других предприятий города. Группа патриотов-железнодорожников образовалась на станции Брест-Полесский. Её возглавили Михаил Михайлович Жигимонт - бывший начальник 6-й железнодорожной дистанции пути, коммунист Батырбек Созыркоевич Дзабиев - заместитель начальника 6-й дистанции пути. В начале августа 1941 г. эти две группы объединились. Возглавил их П.Г. Жуликов.

В числе первых подпольщиков были железнодорожники Б.С. Дзабиев, М.М. Жигимонт, Ф.М. Гаврилов, П.В. Шкарин, А.Н. Самыченко, Н.М. Голубев, П.Г. Голубева, П.Н. Нрачёв, К.А. Кострубенко, И.Б. Степаненко. Как вспоминал И.Б. Степаненко: "Жуликов разъяснял товарищам, что они командированы в Брест партией. Никто не снимал с них полномочий, которые доверила страна. И коль попали под временную оккупацию фашистов, надо работать в тылу врага в подполье во имя Родины. По предложению Жуликова мы написали листовки-обращения к коммунистам, комсомольцам города с призывом включиться в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Листовки переходили из рук в руки и подтолкнули к сплочению сил антифашистов".

К коммунистам-железнодорожникам примкнула большая группа женщин, которая в начале июля 1941 г. объединилась вокруг бывшего инструктора Брестского горкома КП(б)Б Розы Степановны Радкевич (1906-1947). В состав группы входили "восточницы" З.И. Южная - заведующая отделом кадров обкома партии, А.И. Хромова - заместитель директора по кадрам брестского межрайторга, Т.Н.Смирнова - помощник секретаря Брестского горкома партии, А.М. Бабушкина - технический секретарь Брестского горкома партии, Е.П.Карначик - работник торгового отдела Брестской железной дороги, А.Ц. Аронина - инструктор Брестского горкома партии, Н.А. Комолова - работник НКВД, М.С. Гамбург - работник областной редакции газеты "Заря", Е.Т. Сименкова - цензор Брестского обллита и большое число беспартийных патриоток.

15 августа 1941 г. на квартире Р.С. Радкевич по ул. Будённого, д. 12 (ныне д. 8), было проведено первое общегородское организационное собрание. В нём приняли участие Р.С. Радкевич, П.Г. Жуликов, Т.Н. Смирнова, З.И. Южная, Я.С. Сливко, М.К. Здзековский, А.М. Бабушкина, С.Н. Аношин, А.Н. Самыченко, Б.С. Дзабиев, М.М. Жигимонт.

Были созданы подпольные обком и горком партии. В состав подпольного обкома вошли П.Г. Жуликов, З.И. Южная, Я.С. Сливко. Для руководства подпольной городской партийной организацией было утверждено бюро в составе П.Г. Жуликова, М.М. Жигимонта, Б.С. Дзабиева, Р.С. Радкевич, А.Н. Самыченко, С.Н. Аношина. Секретарями подпольной городской партийной организации были избраны П.Г. Жуликов и Р.С. Радкевич. Т.Н. Смирнова, З.И. Южная, А.М. Бабушкина, А.И. Хромова, А.А. Свитцов утверждены инструкторами, А.Ц. Аронина, Н.А. Комолова - пропагандистами.

Осенью 1941 г. А.Г. Серафимович связался с партизанскими группами И.В. Солейко, С.С. Шиканова, И.Ф. Селивоника, дислоцировавшимися в Старосельском лесу, договорились о совместных действиях, о помощи партизанам оружием, боеприпасами и медикаментами.

К концу 1941 г. подпольный обком партии имел связь почти со всеми населёнными пунктами Брестского района. По заданию подпольного обкома КП(б)Б бывший хирург областной больницы С.Т. Ильин, З.И. Южная и А.М. Бабушкина наладили связи с антифашистами Брестского, Жабинковского и Кобринского районов. Скоро организаторы подполья убедились в том, что руководить антифашистской борьбой в городе и вне его у подпольного обкома не было ни сил, ни опыта. Подпольный обком КП(б)Б прекратил своё существование. Все силы были сосредоточены на работе в городе.

В августе-сентябре 1941 г. подпольный горком партии направил усилия на организационно-политическое сплочение патриотов города, вовлекая широкие массы в подпольную антифашистскую борьбу.

К ноябрю 1941 г. число учтённых антифашистов составило 125 человек. С помощью инструкторов подпольного горкома партии в городе было создано 10 подпольных первичных партийных организаций и партийных центров.

Городская подпольная организация была построена по административно-территориальному принципу, со строгой централизацией и конспирацией. Территория города была была разделена на отдельные участки. Работу вели по "пятёркам" и "тройкам". Каждый участок возглавлял член подпольного горкома партии или активист, работавший или проживавший в этй части города.

На железной дороге были созданы два подпольных партийных центра: на станциях Брест-Центральный, Брест-Полесский и партийная организация "Граевская". В центре города коммунисты объединились вокруг А.И. Хромовой, Е.Т. Сименковой; в инфекционном немецком госпитале по ул. Мицкевича (ныне корпус университета) сложилась партийная ячейка, которую возглавлял В.А. Раков (бывший инженер спиртоводочного завода); центр из партийных и антифашистских активистов сплотился вокруг А.Г. Серафимовича; В.Я. Мельников возглавил партийную организацию, а затем партийный центр и группу разведки из числа коммунистов станции и депо Брест-Центральный.

Структура подпольных партийных центров и подпольных первичных партийных организаций постоянно совершенствовалась. Численный и персональных состав их менялся, этого требовали условия коспирации. Секретарями подпольных первичных партийных организаций и партийных центров в разное время были: А.И. Хромова, В.И. Горин, П.В. Бирюков, К.Г. Репиков, М.М. Жигимонт, А.П. Несветаев, А.А. Свитцов, Н.М. Голубев, А.Н. Самыченко, В.Я. Мельников, Г.М. Трайтлин, И.Б. Степаненко, Е.П. Карначик, Е.Т. Сименкова, Р.А. Раков, Л.З. Карасик, А.Г. Серафимович, Б.С. Дзабиев.

Члены и кандидаты в члены партии в годы оккупации платили партвзносы: работавшие из расчёта трёх процентов жалования, а не работавшие по одному рублю в месяц. Эти деньги использовались на приобретение медикаментов, одежды для военнопленных, паспортов, различных документов, немецких бланков, писчей бумаги, пишущих машинок.

Заседания бюро горкома партии созывались по мере острой необходимости, проходили на квартирах подпольщиков. Одно из таких заседаний проходило в новогоднюю ночь 1942 г. на квартире Р.С. Радкевич под предлогом встречи Нового года. По радиоприёмнику была прослушана и записана новогодняя речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина. Утром с ней были ознакомлены члены подпольных групп.

Состав подпольного горкома партии и его бюро менялся. С августа 1941 г. по август 1942 г. в состав бюро входили П.Г. Жуликов, Р.С. Радкевич, А.Н. Самыченко, Б.С. Дзабиев, М.М. Жигимонт, С.Н. Аношин;с августа 1942 г. по август 1943 г. - Жуликов,Южная, Дзабиев, с октября 1942 г. - А.Г. Серафимович, с сентября 1943 г. по февраль 1944 г. - Т.Н. Смирнова, Б.С. Дзабиев, Н.А. Комолова. С февраля 1944 г. до конца июля 1944 г. деятельность подпольщиков по заданию штаба Брестского партизанского соединения и уполномоченного ЦК КП(б)Б З.Ф. Поплавского направляли Елена Ивановна Литвинова, работавшая до войны в Брестском горкоме партии статистом, и Нина Алексеевна Комолова. обе работали в подполье с июля 1941г.

Первая смена состава бюро горкома партии была связана с расстрелом гитлеровцамив начале 1942 г. машиниста депо Брест-Центральный Андрея Николаевича Самыченко, у которого немцы нашли газету "Правда". Условия конспирации требовали вокращения состава бюро до трёх человек и принятия решений иногда без заседаний бюро. Ответственность за принимаемые решения лежала на П.Г. Жуликове.

 

Боевая молодость

Борьбу с фашизмом отдельные комсомольские группы начали вести уже в июле 1941 г. Одну из них возглавил комосомолец-"восточник" Сергей. В составе группы было 18 человек. Комсомольцы не знали правил конспирации. Это привело к гибели уже в ноябре 1941 г. пятерых комсомольцев, в из числе Нина Лобакова и Леонид Перевертайло.

В оккупированном Бресте из бывших комсомольских работников остался только Н.И. Шощиц, работавший до войны заместителем секретаря Брестского горкома комсомола. С помощью коммунистов в городе была создана подпольная комсомольская организация, которая действовала с августа 1941 г. по октябрь 1943 г.

На первом собрании комсомольского актива в августе 1941 г. секретарём горкома ЛКСМБ был избран Василий алексеевич Нестеренко, заместителем Николай Иосифивич Шощиц, членами бюро - Г.К. Банников, Б.М. Пикус, Е.В. Попова. Комсомольскую организацию на железной дороге возглавил Анатолий Михайлович Жигимонт. комсомольские группы состояли из 3-5 человек, первичные комсомольские организации - 5-10 человек в каждой. К концу 1941 г. в городе действовало 10 первичных комсомольских организаций, в том числе три на железнодорожном транспорте, по одной в еврейском гетто и авторемонтных мастерских станции Брест-Полесский, три в немецких госпиталях.

К лету 1942 г. в руководстве подпольного горкома комсомола произошли изменения, в связи с тем что погиб Б.М. Пикус, Е. Попова покинула город, В. Нестеренко с группой подпольщиков ушёл к партизанам. В первой половине июля 1942 г. на квартире коммуниста Ю.И. Илларионовой (Косовой) состоялось заседание подпольного горкома комсомола, на котором был определён его новый состав. Секретарём подпольного горкома был избран Григорий константинович Банников, его заместителем - Н.И. Шощиц, членами бюро - Г.А. Аржанова, А.М. Жигимонт, Г. Меерович. Г.К. Банников возглавлял подпольную комсомольскую организацию до октября 1943 г.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)