АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОНАРЬ ДИОГЕНА

Читайте также:
  1. I. Разбитый Фонарь
  2. Изготавливаем светодиодный задний фонарь Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104, Лада Жигули, Классика
  3. Можно разместить электрофонарь, сигнальный патрон-ракету, сигнальные ми-
  4. Небольшая пародия «Холмс, улица, фонарь, театр»
  5. СИНИЙ ФОНАРЬ
  6. Старый уличный фонарь
  7. Урок Фонарь
  8. Фонарь (торшер)
  9. Фонарь-уничтожитель насекомых MK-009

1

МИЛЕНА Проклятая ступенька!

ПАМФИЛА Милена!

МИЛЕНА Доброе утро, мама.

ПАМФИЛА Где ты пропадала всю ночь?

МИЛЕНА Тебя же интересует не где, а с кем?

ПАМФИЛА С кем – я знаю. С сыном каменотёса. Тебе семнадцать, Милена, не торопись. Стать рабой прялки и корыта ещё успеешь.

МИЛЕНА Да не собираюсь я за него замуж. Говорит – словно камни ворочает. Поесть что - нибудь найдётся?

ПАМФИЛА Бабушка пошла в лавку к Антиоху.

МИЛЕНА Отец ещё спит?

ПАМФМЛА И не ложился. Всю ночь думал.

МИЛЕНА Может, что – нибудь и придумает? Откроет какой - нибудь философский закон, потом свою школу…

ПАМФИЛА Я ждала этого тридцать лет. Сначала верила, потом - надеялась, а теперь… (показывает на конуру) Собака - и та сбежала - кормить нечем.

Входит Дорида с корзинкой

МИЛЕНА Что принесла, бабушка?

ДОРИДА Маисовые лепёшки.

ПАМФИЛА И всё? А мясо?

ДОРИДА Всё забрал наш архонт. У него сегодня званый обед – сын приехал из Афин на каникулы.

ПАМФИЛА Чем же кормить Диогена? Мужчине нужно мясо.

МИЛЕНА Может, в другую лавку сходить?

ПАМФИЛА Кроме Антиоха, нам уже никто не даёт в кредит. Придётся опять что - нибудь продать.

ДОРИДА (иронически) Что?

ПАМФИЛА Бочку. Зачем нам она, вина у нас всё равно нет.

ДОРИДА Кто купит это дырявое решето? Фонарь – вот что надо продать. Старина сейчас в цене.

МИЛЕНА Папин фонарь?! Это единственная вещь в доме, которой он дорожит.

ПАМФИЛА С ним он обошёл в юности всю Грецию, и когда люди спрашивали, зачем ему фонарь, да ещё днём, он отвечал: Ищу человека!

ДОРИДА Вот и нашёл такую дуру, как ты.

ПАМФИЛА Ну что ж, будем есть лепёшки. Зови отца.

МИЛЕНА А где он?

ПАМФИЛА Тебе лучше знать!

МИЛЕНА Может, в погребе прячется, как вчера?

ПАМФИЛА Нет его там, уже смотрела.

МИЛЕНА Значит у моря. Заодно и искупаюсь. (сбрасывает на бочку хитон)

ПАМФИЛА Не заплывай далеко: бабушка вчера видела акулу.

МИЛЕНА (уходя) Если и акула видела бабушку, больше она не приплывёт.

ДОРИДА Ах ты, диогеново отродье! Да я тебя сейчас…

ПАМФИЛА (уводя её в дом)..Идём, мама. Идём, она пошутила (оступается) Чёртова ступенька!

Появляется бегущий Креонт. За спиной слышится голос:

ФЕМИСТОКЛ «Креонт, остановись!»

Вбегает запыхавшийся Фемистокл.

ФЕМИСТОКЛ Не могу больше… Сколько ещё бегать?

КРЕОНТ Сегодня – один круг, завтра – два, и так далее. Верховный жрец Афин каждое утро пробегает десять кругов.

ФЕМИСТОКЛ И жрец бегает?

КРЕОНТ Все, все в Афинах бегают. Здоровье - прежде всего… Не отставай от моды, отец, побежали!

ФЕМИСТОКЛ Подожди, дай отдышаться.

КРЕОНТ У нас, в ораторской школе бег и гимнастика - самые главные предметы после риторики. Оратору нужно бычье здоровье. Попробуй три часа без остановки проговорить..!

ФЕМИСТОКЛ Болтать без умолку всегда было уделом женщин.

КРЕОНТ И тут ты отстал, отец. Сейчас всё наоборот. Болтают мужчины, женщины делают дела… Особенно если они красивы. Ищи мне красивую невесту, отец!

ФЕМИСТОКЛ Школу сперва закончи! В твои годы я ещё не думал о женщинах.

КРЕОНТ В твои годы я тоже не буду о них думать.

Слышится голос Милены:

МИЛЕНА «Отец, отец, не, где же ты?»

КРЕОНТ Какой нежный голос! Кто это?

ФЕМИСТОКЛ Не знаю. Голоса меня интересуют только во время выборов. Побежали!

КРЕОНТ Я тебя догоню.

Фемистокл убегает, Креонт прячется за бочку.

Появляется Милена. Она только что искупалась. Волосы её растрёпаны.

МИЛЕНА Где же он сегодня спрятался?.. Отец!..

Подходит к бочке, хочет взять хитон, но Креонт успевает сделать это раньше.

МИЛЕНА Кто здесь?

КРЕОНТ (выходя из-за бочки) Я.

МИЛЕНА Отдай хитон!

КРЕОНТ Как ты красива!.. Раньше я думал, что Афродита, выходящая из морской пены, - это только миф. А теперь вижу её наяву.

МИЛЕНА Если не отдашь хитон, я спущу на тебя собаку! (кричит) Гектор! Гектор!

КРЕОНТ На, держи.

МИЛЕНА Ну, что уставился на меня?

КРЕОНТ Такую красавицу, как ты, не найти даже в Афинах.

МИЛЕНА А такого наглеца, как ты, - во всей Греции. Уходи!

КРЕОНТ Пока не скажешь, как тебя зовут, не уйду.

МИЛЕНА Тогда уйду я.(направляется к дому)

КРЕОНТ Подожди, Клеопатра!

МИЛЕНА Какая ещё Клеопатра – Милена!

КРЕОНТ Вот и узнал! Какое прекрасное имя!.. Впрочем, ты бы украсила собой и любое другое. А меня зовут Креонт. Встретимся сегодня на городской площади у фонтана?

МИЛЕНА Какой ты быстрый! Я даже не знаю, то ты.

КРЕОНТ Пока никто. Но скоро буду оратором, как Демосфен. Я уже сейчас могу говорить без остановки целый час. Не поверишь? Назови какой - нибудь предмет!

МИЛЕНА Какой?

КРЕОНТ Любой. Колонна, дерево…

МИЛЕНА Бочка!

КРЕОНТ Пожалуйста! И так бочка… Ещё великий Гераклит сказал: «У каждого начала есть конец, у каждого конца есть начало…»

МИЛЕНА При чём тут Гераклит - я просила о бочке.

КРЕОНТ Если я сразу начну с бочки, о чём я буду говорить целый час? Вот о любви к тебе я мог бы говорить бесконечно.

МИЛЕНА Когда это ты успел влюбиться?

КРЕОНТ Как только услышал твой голос. Как только увидел тебя…

МИЛЕНА Я не верю в любовь с первого взгляда!

КРЕОНТ Если тебе недостаточно первого, мы встретимся ещё раз. И ещё, и ещё! (Приближается к ней. Из конуры доносится чихание) Кто там?

МИЛЕНА Наверное отец.

КРЕОНТ Вместе с собакой?!

МИЛЕНА Я придумала, что бы ты не приставал. (заглядывает в конуру) Так и есть! Вчера в погребе прятался, сегодня - в конуре.

КРЕОНТ Зачем?

МИЛЕНА Чтобы думать. Он философ. А философам нужно уединение.

КРЕОНТ И влюблённым тоже… Идём отсюда!

МИЛЕНА Чего ты испугался - когда он думает, он ничего не видит и не слышит.

КРЕОНТ Тогда можно и здесь! (долгий поцелуй)

За спиной слышится голос Фемистокла:

ФЕМИСТОКЛ «Креонт, ты куда делся?» 3

КРЕОНТ Это уже мой отец. Значит вечером у фонтана!..

МИЛЕНА А кто твой отец?

КРЕОНТ (на бегу) Архонт Синопа.

МИЛЕНА Значит, он - сын архонта?..

Из дома выходит Памфила.

ПАМФИЛА Ну, где отец?

МИЛЕНА Не мешай - я думаю.

ПАМФИЛА Ещё один мыслитель!

МИЛЕНА Мама, ты веришь в любовь с первого взгляда?

ПАМФИЛА Если это любовь - верю. С твоим отцом мы были знакомы всего два дня, а Антиох обхаживал меня два года.

МИЛЕНА Этот лавочник?

ПАМФИЛА Почему столько презренья? Если б не он, мы бы умерли с голода. Видно не забыл ещё первую любовь.

МИЛЕНА Мама, а ты бы хотела, чтоб мы не думали каждый день, что ещё продать, а думали, что ещё купить, чтоб бельё стирала рабыня, а не ты, и чтоб в этой конуре сидел не отец, а Гектор?

ПАМФИЛА Значит он здесь?! Негодяй! Я с утра ломаю голову. Чем его накормить, а он нежится в собачьей будке!

Из конуры высовывается обросший бородой всклоченный мужчина.

ДИОГЕН Женщина! Человек живёт на земле не для того, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить.

ПАМФИЛА Не долго б ты прожил. Если б милосердный Антиох не подкармливал нас.

ДИЛГЕН Кость, брошенная собаке, ещё не милосердие. Милосердие - это кость, разделённая с ней, когда ты сам голоден, как собака.

МИЛЕНА Какой прекрасный афоризм!

ПАМФИЛА Если б за его афоризмы платили, мы были бы богаче архонта. Чем мне кормить вас сегодня?

ДИОГЕН Продай мой фонарь.

ПАМФИЛА Я не ослышалась, Милена? Ты же мечтал повесить его когда- нибудь над входом в свою философскую школу.

ДИОГЕН Мне он больше не нужен. Я искал с ним человека, который открыл бы мне истину. А теперь - теперь я ищу истину, которая откроет мне человека. И мне кажется, что сегодня я осилил первую ступеньку на этом тернистом пути… (направляется к дому, у входа спотыкается)

ПАМФИЛА Лучше б ты эту ступеньку починил, бездельник!

КАРТИНА ВТОРАЯ

И снова утро. И снова Памфила стирает бельё. Из деревянного корыта она выплёскивает воду под дерево. Из-за бочки с визгом выскакивают мокрые Милена и Креонт.

ПАМФИЛА Ой, извините!.. Здравствуй Креонт! Что это ты сегодня так рано?

КРЕОНТ Иногда «рано» может быть и «поздно». Мой учитель в Афинах всегда приводит такой парадокс: «Пожар начался поздно ночью. Когда приехали пожарные было уже рано…» То есть поздно.

ПАМФМЛА Как красиво ты говоришь!.. Не буду вам мешать. (уходит в дом)

МИЛЕНА И ты иди Креонт, уже светает.

КРЕОНТ Вот и ещё одна ночь прошла.

МИЛЕНА Как быстро пролетели два месяца! Через неделю ты будешь уже в Афинах и забудешь меня. Зачем я тебя встретила? Теперь я уже никого не смогу полюбить.

КРЕОНТ Только попробуй! В Афинах я приставлю к тебе самых свирепых рабов.

МИЛЕНА В Афинах?!

КРЕОНТ Да. Ты поедешь туда со мной. Сегодня же скажу отцу, что я женюсь. Я мог сказать это, как только увидел тебя, но ты же знаешь наших родителей - они не привыкли к таким скоростям.

МИЛЕНА А если он скажет «Нет!»

КРЕОНТ Не скажет! Увидя тебя, он лишится дара речи. А уж эти лысые сенаторы все будут у твоих ног.

МИЛЕНА Зачем они мне, когда у меня будешь ты!

КРЕОНТ Я буду у тебя, а они - у меня. Не век же мне быть оратором, я хочу стать сенатором. И стану им! А ты хочешь, чтоб я стал сенатором?

МИЛЕНА Хочу. Только не лысым.

Креонт убегает. Милена бросается к дереву.

МИЛЕНА Отец! Отец! Я скоро уеду в Афины! Мы с Креонтом поженимся… Ну, что ты молчишь? Я же видела, как ты залез в дупло!

Из дупла высовывается Диоген.

ДИОГЕН Тише, не мешай! Свет истины озарил меня сегодня на рассвете. О, как я был наивен и глуп в юности, когда искал с фонарём человека!.. Искать надо было совсем другое…

МИЛЕНА Что, папа?

ДИОГЕН Потом, дочка, потом! Мне многое ещё надо продумать, чтобы мои нестройные мысли обрели законченную форму. Не мешай… (скрывается в дупле)

Из дома выбегает Дорида.

ДОРИДА Где этот негодяй, где этот бездельник?!.. Отвечай!

МИЛЕНА Не знаю.

ДОРИДА Врёшь! Ты всегда знаешь, где он!

МИЛЕНА Что случилось?

ДОРИДА Опять на меня свалилась прялка! Сколько раз я просила его прибить ещё один гвоздь!

Из дома выбегает Памфила.

ПАМФИЛА. Ну, что ты кричишь? Я намочила тряпку - приложи. Лучше бы, конечно, медную монету…

ДОРИДА Где её взять? Всё, что у меня было, вы уже проели. Вот умру – и похоронить не на что будет.

ПАМФИЛА Будет, мама, будет... Сегодня я видела сон - Милена и Креонт выходят из храма Гименея, и весь Синоп бросает им под ноги цветы…

ДОРИДА Дочь нищего философа и сын архонта! Такое может случиться только во сне!

МИЛЕНА Хорошие сны иногда сбываются. Сегодня мне приснилось, что на тебя свалилась прялка – она свалилась.

ДОРИДА Ах, ты, мерзавка!.. (замахивается на Милену, та убегает в дом)

ПАМФИЛА Тише Антиох!.. (по берегу трусцой бежит Антиох) Куда это он в такую рань?

ДОРИДА Жир сгоняет. Креонт завёз эту моду.

ПАМФИЛА Здравствуй, Антиох! Да продлят боги твои годы!

АНТИОХ И ваши тоже. Чтоб вы успели расплатиться со мной.

ПАМФИЛА Скоро, скоро расплатимся. Вот только Диоген…

АНИОХ Откроет новый философский закон? Это я уже слышал. Но пока он его откроет, двери моей лавки закрыты для тебя. Кончилось моё терпение. И кредит тоже.

ПАМФИЛА А я как раз хотела зайти к тебе за мясом. А заодно думаю, вспомним нашу юность… Неужели ты всё забыл?...

АНИОХ Почему же - я всё помню. Ты была стройной и красивой, как Милена, и мясо тогда стоило две драхмы. А сейчас - четыре. Пусть зайдёт твоя дочь. (убегает)

ПАМФИЛА Старый развратник! Скорее я продам последнюю рубаху, чем она переступит его порог! (снимает с верёвки рубашку)

ДОРИДА Это моя. Свою ты уже продала. (Уходит в дом. Памфила, собрав бельё, уходит за ней.)

ПАУЗА

По берегу бежит трусцой Фемистокл. Слышится голос Креонта:

КРЕОНТ Отец, остановись!

ФЕМИСТОКЛ Ну, что ты ползёшь, как черепаха?

(вбегает запыхавшийся Креонт)

КРЕОНТ Отдохнём немного.

ФЕМИСТОКЛ Вон как дышишь - как рыба в тазу. А всё потому, что шляешься по ночам. А утром тебя не добудиться. Побежали!

КРЕОНТ Отец, мне надо с тобой поговорить.

ФЕМИСТОКЛ Вот почему ты снова решил заняться бегом! Ну, говори! Только без Сократов и Демокритов - самую суть! Через неделю выборы, а у нас прорвало водопровод. Если я не успею его починить, ты уже не будешь сыном архонта… На мамину красоту надежды нет - сам знаешь - с её лица воду не пить...

КРЕОНТ Дорогой отец!

ФЕМИСТОКЛ Ну, вот - уже два лишних слова. Я знаю, что я отец. Короче!

КРЕОНТ Помнишь, я просил тебя найти красивую невесту? Не надо искать, я нашёл её сам.

ФЕМИСТОКЛ Имя!

КРЕОНТ Милена.

ФЕМИСТОКЛ Да не её - отца.

КРЕОНТ Диоген.

ФЕМИСТОКЛ Не слыхал. Кто он?

КРЕОНТ Философ.

ФЕМИСТОКЛ Теперь столько их развелось, что всех и не упомнишь. Где он живёт?

КРЕОНТ Здесь.

ФЕМИСТОКЛ Жить ему осталось недолго - не сегодня- завтра этот портик обрушится на его голову… Ну и лентяи его рабы!

КРЕОНТ У него нет рабов. Только Жена и тёща.

ФЕМИСТОКЛ И ты хочешь войти в такой дом.

КРЕОНТ Нет - он войдёт в наш. Это сейчас модно. В каждом приличном афинском доме есть свой философ. Кто раньше знал Дионисия? А с тех пор как у него поселился Платон, он прославился на всю Грецию.

С пробежки возвращается Антиох.

АНТИОХ Доброе утро Фемистокл. Скажи своей досточтимой супруге, что я получил с Кипра два галона розового масла. Я оставил её небольшую амфору.

ФЕМИСТОКЛ А остальное кому?

АНТИОХ Всё забрала гетера Флорамия.

ФЕМИСТОКЛ Зачем её столько?

АНТИОХ (уходя) Когда ей было двадцать, она сама благоухала, как роза. А теперь ей за тридцать.

ФЕМИСТОКЛ Подожди! Ты знаешь, кто такой Дионисий?

АНТИОХ Который приютил философа Платона.

КРЕОНТ Что я говорил!

АНТИОХ В его доме не продохнуть от знатных персон - все хотят поглазеть на Платона.

Тамошний лавочник, говорят, построил ещё одну лавку. Ещё бы - столько покупателей!

ФЕМИСТОКЛ Вот что, Антиох!.. Я пришлю к тебе рабов, дашь им самого молодого телёнка и бочку самого старого вина.

АНТИОХ Да продлят боги твои годы! (Убегает)

КРЕОНТ Кого ты ждёшь в гости, отец?

ФЕМИСТОКЛ Будущих родственников. Надо же взглянуть на них, прежде чем приютить.

КРЕОНТ Отец!

ФЕМИСТОКЛ Только без телячьих нежностей! Побежали!

КРЕОНТ Когда же ты их пригласишь?

ФЕМИСТОКЛ На обратном пути. Здоровье, прежде всего. (Убегает)

КРЕОНТ (кричит) Милена! Милена! (из дома выбегает Милена) Он согласился! Согласился! Зови своих! (выбегает)

МИЛЕНА (кричит) Мама! Бабушка! (из дома выбегают Памфила и Дорида) Мы женимся!

КРЕОНТ Вечером вы у нас в гостях. Сейчас сюда придёт мой отец, что бы пригласить вас. А где Диоген?

ПАМФИЛА (Милене) Где отец?

МИЛЕНА В дупле.

ПАМФИЛА (подбежав к дереву) Сейчас же спускайся! Твоя любимая дочь выходит замуж!

ДИОГЕН За кого?

ДОРИДА О боги! Два месяца они целуются под этим деревом, а он не знает!...

ПАМФИЛА Слезай говорю! Сейчас придёт твой будущий свёкор - архонт!

ДИОГЕН Мысли приходят реже, чем архонты. А мысль подобна птице: вспугнёшь - не вернётся. (скрывается в дупле)

Вбегает Фемистокл

КРЕОНТ А вот и отец… (Все склоняются в глубоком поклоне) Знакомься - это Милена, дочь Диогена.

ФЕМИСТОКЛ Откуда на этом пустыре вырос такой прекрасный цветок?

КРЕОНТ А это те, кто взрастил его. Памфила, жена Диогена. А его…

ФЕМИСТОКЛ Тёща -догадался. А где Диоген?

МИЛЕНА Он…

ДИОДОРА (перебивая её) Занемог он… Прялка на него свалилась! Такой хозяйственный, до всего ему дело… Висела двадцать лет на одном гвозде и ещё двадцать провисела бы, а он второй заколачивать стал… Вот и лежит теперь дома…

ДИОГЕН (высовываясь из дупла) Это ложь! Здесь я.

ФЕМИСТОКЛ Что ты там делаешь?

ДИОГЕН Думаю.

ФЕМИСТОКЛ На дереве? А, понимаю - поближе к богам?

ДИОГЕН Нет - подальше от родственников. И от всех, кто мешает мне думать. (скрывается в дупле)

ФЕМИСТОКЛ (сыну) Платон тоже на дереве сидит?

КРЕОНТ Бывает: философы не похожи на нас, простых смертных, потому их имена и бессмертны. А заодно и имена тех, кто был с ними дружен.

ФЕМИСТОКЛ Ну что ж, думаю, мы подружимся с тобой, Диоген. И даже породнимся.

ПАМФИЛА Сбылся, сбылся мой сон!..

ФЕМИСТОКЛ Вечером я соберу городскую знать и объявлю о предстоящей свадьбе. Как только солнце упадёт в море, жду тебя, Диоген, в своём доме. И вас тоже. А сейчас, извините – спешу. Надо пробежать ещё один круг. Креонт, пригласи гостей. Начни с верховного судьи.

КРЕОНТ Им я закончу. А начну с Антиоха.

ФЕМИСТОКЛ С лавочника?

КРЕОНТ Не знаю, как у вас, в Синопе, а в Афинах лавочники - знать, и ещё какая!

ФЕМИСТОКЛ Может, ты ещё и Флорамию пригласишь?

КРЕОНТ Непременно. Знать, папа, это те, кого все знают. А уж гетеру-то все знают. По крайней мере, мужчины. (убегает)

ДОРИДА Неужели это явь, а не сон? Ущипните меня, Памфила.

ПАМФИЛА Наконец-то, починим дом.

ДОРИДА Зачем чинить эту рухлядь? Теперь мы будем жить у архонта.

МИЛЕНА А мы будем жить в Афинах, мы уже решили. Креонта выберут сенатором, у нас будет свой дом, свой сад и много, много детей…

ПАМФИЛА Не забывайте нас, хоть раз в год присылайте раба с известием.

ДОРИДА Насчёт раба не знаю, а вот детей они тебе точно пришлют!

(входит Антиох с большой корзиной)

АНТИОХ Поздравляю тебя Памфила! Креонт мне всё рассказал. Как я счастлив, что вечером встречусь с тобой за одним столом!.. Но до вечера ещё далеко, а здесь - молодая телятина и фрукты.

ПАМФИЛА Ты же больше не даёшь нам в кредит.

АНТИОХ Верно. Теперь вы всё можете брать бесплатно. Кстати, я получил из Афин хитоны самого модного покроя. Заходите!

ПАМФИЛА Хитоны, я думаю, мы выберем в другой лавке.

АНТИОХ Как это в другой?! Разве мы с тобой чужие люди? Ты что, забыла нашу молодость?

ПАМФИЛА Почему же – я всё помню. Ты был строен и красив, как твой младший сын…

АНТИОХ Понял! Хитон принесёт тебе мой младший сын. А тебе, Дорида, старший.

ПАМФИЛА Я пошутила - можешь сам принести.

АНТИОХ Спасибо. Для меня честь - обслужить семью философа, который прославит семью нашего архонта. (уходит)

ПАМФИЛА Ты слышала мама? Из нищих мы превратились в знать. И всё благодаря ему! (подходит к дереву)

Диоген. Дорогой мой, ты наверное голоден? Съешь что-нибудь!.. Ну, что ты молчишь?

ДИОГЕН Не мешай мне думать!

ПАМФИЛА Да слезь ты, наконец, с этого проклятого дерева!

ДОРИДА На кого ты кричишь? Не мешай человеку! Хочет думать - пусть думает! Гвоздь прибить каждый может, а вот думать. Телятину ему лучше поджарь! (Памфила уходит в дом. Милене.) Если родится сын. Обязательно назови его Диогеном!

ДИОГЕН (с дерева) Эврика! Эврика! НАШЁЛ! Наконец- то нашёл!

МИЛЕНА Что, отец?

ДОРИДА Что можно найти в этом дупле, кроме птичьего помёта? (уходит в дом)

ДИОГЕН (спустившись с дерева) Слушайте меня, люди! Слушайте все!.. В юности я ходил с этим фонарём и искал человека. А надо было искать в человеке!.. Скажите, люди, сколько в доме Диогена рабов?

МИЛЕНА Ты не заболел ли, отец?

ДИОГЕН Ты не ответила мне - сколько у нас рабов?

МИЛЕНА Нет их у нас! (сажусь на лавочку)

ДИОГЕН Есть! Четверо - Дорида, Памфила, я и ты. Да, да, все мы рабы. Рабы вещей. Этого дома, этих тряпок, этого фонаря. Нам кажется. Что мы хозяева, а мы их рабы… Лишь тот, кто найдёт в себе силы разорвать невидимые путы этого рабства, станет счастливым. Он увидит, что на свете есть вещи, которые не принадлежат никому, принадлежат всем - солнце, море, звёзды.

МИЛЕНА Ты это придумал сейчас?

ДИОГЕН Да, но думать об этом я начал давно, когда мне было ещё семндцать… Как тебе… Афины воевали тогда со Спартой, и я носил тогда не хитон, а железные латы. И вот однажды я увидел, как ворвавшись в осаждённый город, воины делят добычу… Это было страшней, чем сама битва.Из-за какого-то глиняного горшка они готовы были убить друг друга. «Зачем?!» - воскликнул я, когда мы и так смертны! Но меня никто не услышал… Я вернулся в Афины, взял фонарь и пошёл искать человека, который бы мне всё объяснил… Так я дошёл до Синопа и встретил Памфилу…

МИЛЕНА А того человека?

ДИОГЕН Нет. Ответ мне пришлось искать самому. Глупый ворон живёт двести лет. А самое умное на земле существо – человек – сколько живёт он? Короткая чёрточка между двумя датами - рождения и смерти - вот и вся наша жизнь. На что мы тратим её? В юности, когда мы здоровы и полны сил на то, чтоб приобретать вещи. В старости, когда мы немощны и хилы – на то, чтоб сохранить их. Но богатство - как морская вода: чем больше её пьёшь, тем сильней жажда. Бога не тот, у кого больше вещей, а тот, у кого больше вещей, от которых он может отказаться. Довольствуясь малым, человек обретает всё.

МИЛЕНА Мама! Бабушка!

Из дома выбегают Памфила и Дорида.

ПАМФИЛА Что случилось?

МИЛЕНА Скажите, сколько у нас в доме рабов?

ДОРИДА Что он ещё вбил в твою голову? Последнего раба дедушка продал, когда ты родилась – не на что было купить колыбель.

МИЛЕНА Этот раб не был последним. Мы - тоже рабы. Рабы своих вещей. Мы прикованы к ним незримыми цепями. Но если их разорвать, мы будем счастливы… Так, папа?

ДИОГЕН Так, так. Именно так! Довольствуясь малым, человек обретает всё!

МИЛЕНА Папа открыл новый закон! Значит, теперь он откроет свою философскую школу.

ПАМФИЛА Кто пустит своих детей в такую школу? Только нищие!

ДОРИДА И то не все. У кого не все дома.

ДИОГЕН Я знал, что меня поймут не все. И не сразу… Но философ как пахарь: и после плохой жатвы он должен снова сеять и сеять в людях сомнение, а правильно ли они живут. Но философские аксиомы как бы мудро они не звучали, не заставят людей отказаться от привычного.

 

Им нужен живой пример. Да, да, живой пример! Если бы Прометей не похитил у богов огонь, они бы до сих пор жили, как прежде - в темноте… Кто-то должен быть первым. Иначе не будет ни второго, ни третьего… Отныне я отказываюсь от всего, что у меня есть!..

ДОРИДА Что у тебя есть? Эта жалкая лачуга?

ДИОГЕН И она мне не нужна!

ДОРИДА И нам тоже. Мы будем жить теперь у архонта.

ДИОГЕН Не нужен мне его дом, ничего мне не нужно!

ПАМФИЛА Где же ты собираешься жить?

ДИОГЕН Разве мало места под солнцем?

ПАМФИЛА Все места под солнцем расхватали, пока ты философствовал!.. Цепи он хочет разорвать! Тоже мне Геркулес! Усох уже весь от своих мыслей, как эта бочка!

ДИОГЕН Бочка… бочка… Спасибо тебе Памфила, - я буду жить в этой бочке! И, клянусь богами. Я не выйду из неё, пока люди не поймут, что я прав.

ДОРИДА Тогда тебе придётся просидеть в ней всю жизнь.

ПАМФИЛА Вылезай! Сейчас принесут хитоны - не в бочке же их мерить.

ДИОГЕН Вы так ничего и не поняли! Не нужен мне хитон, ничего мне не нужно. Кроме одного - чтоб мой голос услышали люди. Услышали и задумались о своём будущем.

ПАМФИЛА Кто тебя услышит на этом пустыре? Только голодные собаки и сытые бездельники, сгоняющие жир по утрам. А им твои истины не нужны. Вспомни, как ты ходил по площадям с фонарём и кричал: «Ищу человека!» Кто тебя услышал?

ДИОГЕН Ты.

ПАМФИЛА Я влюбилась в тебя, потому и слушала твои бредни.

ДИОГЕН Может, ещё кто - нибудь влюбится.

ПАМФИЛА Пусть только попробует! Да я её!..

ДОРИДА (Памфиле шёпотом) Успокойся! Кому нужен этот еле живой пример! (Диогену) Ты прав, Диоген, но и Памфила права - кто тебя здесь услышит? А если ты будешь жить в доме, архонта, в самом центре Синопа, тебя услышат все. Заслужишь признание и получишь всё, о чём можно только мечтать.

ДИОГЕН Лучше заслужить не получая, чем получать не заслуживая. Всё! Не мешайте мне думать! (скрывается в бочке)

ПАМФИЛА Думать обо всём человечестве куда легче, чем о единственной дочке! Сердца у тебя нет! Вылезай!

ДОРИДА Есть у него сердце. Только путь к нему, как у всех мужчин, лежит через желудок. Милена, я думаю телятина уже поджарилась. Неси её скорей сюда! (Милена убегает в дом) Сейчас он вылезет, как миленький!

(Милена вносит дымящееся блюдо) Сюда ставь, поближе к бочке!

- Крышка бочки открывается, из неё высовывается Диоген-

ДИОГЕН Что за божественный запах? Неужели телятина?

ДОРИДА Да, да, твоя любимая телятина…

ДИОГЕН С фисташками?

ДОРИДА С фисташками. И мускатным орехом.

ДИОГЕН Корочка не подгорела?

ДОРИДА Самую малость - как ты любишь. (Диоген перебрасывает ногу через край бочки) Милена. Что ты стоишь - помоги отцу! (шёпотом) Что бы вы без меня делали!..

ДИОГЕН (перебросив ногу обратно) Нет, нет, низачто!.. Да, я голоден, да, у меня сводит живот. Но нельзя же всё сводить к животу!

МИЛЕНА Ты что, и есть теперь не будешь?

ДИОГЕН Без телятины с фисташками можно и обойтись. Мне хватит и куска хлеба с солью.

ПАМФИЛА Корки сухой ты у меня не получишь!

ДОРИДА И надо же, чтобы его озарило именно сегодня!

ПАМФИЛА Тише - Антиох!

- Появляется Антиох, торжественно неся разноцветные хитоны. Все сразу загораживают собой бочку.-

АНТИОХ Ну, в какой другой лавке вы найдёте такой товар? Этот хитон тебе, Дорида. Голубой цвет молодит. Розовый тебе, Памфила. В первый раз я увидел тебя в розовом… Ну, а невесте, конечно, белый… (отходит в сторону, любуется) Как хороши! Ну, просто богини, спустившиеся с Олимпа на землю: властная Гера, мудрая Афина и прекрасная Афродита! Не хватает только Париса рассудить. Кто из вас прекрасней! А вот и он!

-Вбегает Креонт-

КРЕОНТ Хвала богам, что мы женимся в Синопе! В Афинах мне бы и за месяц не обежать всю знать… Сегодня вечером, Милена, все они будут у твоих ног!

-Пробегает Фемистокл-

ФЕМИСТОКЛ Креонт?! Ты ещё здесь?

КРЕОНТ Не «ещё», отец, а «уже». Все приглашены.

ФЕМИСТОКЛ (подойдя к дереву) Диоген. Может, и ты хочешь кого - нибудь пригласить? Еды хватит на всех – знать теперь много не ест, все на диете… Ну, что ты молчишь?

ПАМФИЛА Его там нет. Он… он…

ДОРИДА Спит он. Всю ночь думал, теперь отсыпается.

ДИОГЕН (высовывается из бочки) Это ложь! Здесь я!

ФЕМИСТОКЛ Интересно… То в дупле, то в бочке… Куда ты залезешь завтра?

ДИОГЕН Больше никуда. Отныне и навсегда это – мой дом. Я буду жить здесь…

ФЕМИСТОКЛ Не понимаю…

КРЕОНТ Философы шутят!

АНТИОХ Какой же это дом, Диоген?

ДИОГЕН Такой же, как и твой, Антиох. Что такое дом? Это стены и крыша над головой. Стены здесь есть и крыша - тоже. (захлопывает крышку)

АНТИОХ Рано он начал праздновать свадьбу. (женщинам) В какой лавке вы брали вино?!

ПАМФИЛА Лучше бы он и вправду напился! Хмель наутро выходит из головы, а дурь - надолго…

Придумал, что человеку ничего не надо!..

ДИОГЕН (высовываясь из бочки) Надо! Но только самое необходимое. Лишнего ему не надо!

Ф ЕМИСТОКЛ Очень интересная мысль! Хоть будет о чём поговорить за столом. А то как не соберутся - только о погоде, только о олимпиаде…

ДИОГЕН Ты ничего не понял, архонт. Я не войду в твой дом. И в свой тоже. Я остаюсь здесь.

ФЕМИСТОКЛ Ты что-нибудь понимаешь, Креонт?

КРЕОНТ Нет! Ясам впервые это слышу.

АНТИОХ А чего тут понимать – он сумасшедший! Кто же откажется от большего ради меньшего?

ДИОГЕН Нет - ради большего! Обладая морем, будешь ли ты считать себя бедней, того кто плещется в мраморном бассейне? Владея солнцем. Станешь ли ты завидовать тому, у кого светильник, пусть даже золотой? А душа, свободная от зависти, наполнится любовью и добротой. Довольствуясь малым, человек приобретёт всё!

ФЕМИСТОКЛ Обладая морем… Владея солнцем?! Он - сумасшедший. Нет, он ещё опасней! С теми, кто что-то требует, всегда можно договориться. А попробуй ублажи того, кому ничего не надо. Благодарю тебя, сынок. Хорошую свинью ты подложил мне накануне выборов… (Диогену) Ну, вот что, - если до вечера ты не вылезешь из бочки, никакой свадьбы не будет! Я не дам согласия на брак. (уходит)

КРЕОНТ Вылезай, Диоген!

АНТИОХ Сейчас же вылезай!

ДОРИДА Не вылезет. Час уже бъёмся, всё перепробовали - даже твою телятину.

АНТИОХ Когда селёдка остаётся у меня в бочке на самом дне, я наливаю воды, и она всплывает. Несите воду!

ПАМФИЛА В эту бочку можно перелить всё Эгейское море - она дырявая.

КРЕОНТ Её надо поджечь, и он выскочит оттуда как угорелый.

МИЛЕНА Плохо вы знаете отца - во имя идеи он может и сгореть!

КРЕОНТ Что же теперь будет?

АНТИОХ Я знаю - чего не будет. Лавки второй у меня не будет.

ДОРИДА Тише Флорамия!

ПАМФИЛА И эта бегает - все с ума посходили.

-Пробегает Флорамия, красивая женщина с копной рыже – огненных волос, заколотых черепаховым гребнем-

ФЛОРАМИЯ Приветствую вас сограждане!.. Это твоя невеста, Креонт?.. У тебя неплохой вкус… И у неё тоже. Какой симпатичный хитон! Откуда?

АНТИОХ Из моей лавки.

ФЛОРАМИЯ Пришли мне такой же.

АНТИОХ О, нет, Флорамия! Ты ещё за вчерашнюю телятину и вино не рассчиталась! (Флорамия достаёт кошелёк) Откуда у тебя столько денег? Вчера утром твой кошелёк был пуст.

ФЛОРАМИЯ После утра была ночь. А ночью у меня был служитель храма Афродиты.

АНИОХ Не рассказывай басни! Они дают обет не прикасаться ни к одной женщине!

ФЛОРАМИЯ Они дают обет, а я даю ужин. (Передаёт Антиоху деньги) Держи. До вечера! (убегает)

КРЕОНТ Придумал! Придумал, как вытащить его оттуда! Не бочку надо поджечь, а то, что в бочке!

ДОРИДА и ПАМФИЛА Диогена?!

КРЕОНТ Это образно. Не поджечь - воспламенить. Воспламенить огнём страсти. В бочку должна залезть женщина.

ПАМФИЛА Ты думаешь, если я туда залезу…

КРЕОНТ Я сказал женщина, а не жена. И такая женщина, при виде которой все глупые мысли вылетят у него из головы. И умные тоже. Флорамия - вот, кто спасёт нас! Уж если этот святоша забыл свой обет, то Диоген…

МИЛЕНА Замолчи, Креонт! Да как тебе в голову могло такое прийти?!

ПАМФИЛА Она войдёт туда только через мой труп! Тридцать лет мы прожили душа в душу, он никогда не изменял мне, никогда не знал других женщин!..

АНТИОХ Потому и придумал такую чушь: «Человеку ничего не надо!» Конечно, если живёшь с одной да ещё тридцать лет, ничего не захочешь, кроме смерти. А явись перед тобой Афродита, не та, что стоит у входа в свой храм, а живая - из плоти и крови - ой, как много всего надо!.. Тут не то что из бочки - из себя вылезешь!

ПАМФИЛА Чтоб я - эту гетеру пустила сюда?! Только через мой труп!

АНТИОХ Опять ты со своим трупом!

КРЕОНТ Спартанцы отбирают у родителей хилых детей и сбрасывают их в пропасть. А ты,

Памфила сама, своими руками единственную дочь толкаешь в пропасть, имя которой - нищета… Если до заката солнца Диоген не выйдет из бочки, солнце померкнет и для меня. Жизнь без Милены лишена смысла. А жить без смысла - бессмысленно, как сказал… А впрочем, теперь уже не важно, кто сказал! Прощайте! (уходит)

МИЛЕНА Я с тобой, Креонт.

ПАМФИЛА Подождите! Сердце моё не из камня - я - мать… Уж лучше я сама брошусь в пропасть, чем толкну туда свою дочь. Идёмте! Пусть они делают, что хотят, лишь бы мы этого не видели. (уходит в дом, за ней Милена и Дорида)

АНТИОХ (Креонту) Ты просто Демосфен! Отец не зря платит за тебя денежки.

КРЕОНТ Теперь бы уговорить Флорамию.

АНТИОХ Эту я беру на себя. Я не кончал ораторских школ, но с теми, кто берёт у меня товары в долг, разговаривать я умею. А вот и она! (Пробегает Флорамия) Эй, Флорамия, остановись!

ФЛОРАМИЯ Кажется я рассчиталась с тобой.

АНТИОХ Не совсем… Флорамия, боги свидетели - я ни разу не отказывал тебе в кредите, даже в самые трудные для тебя дни. Помнишь войну с Персией, когда в городе остались только немощные старцы?

ФЛОРАМИЯ Ещё бы! Если бы не ты, я бы не дождалась победителей.

АНТИОХ Да и сейчас тебе наверное, нелегко - молодёжь подрасла…

ФЛОРАМИЯ Говори, что тебе надо, только побыстрей! Я приглашена сегодня к архонту. (Креонту) Если ты, конечно, не пошутил, красавчик!.. Когда тебе наскучит жена, вспомни обо мне!

АНТИОХ Не отвлекайся, Флорамия! Мальчику сейчас не до тебя - никакой свадьбы не будет.

ФЛОРАМИЯ Какая жалость! В первый раз пригласили в приличный дом… А что случилось?

АНТИОХ Отец невесты залез в бочку и не хочет вылезать.

ФЛОРАМИЯ Он что - сумасшедший?

АНТИОХ Философ. А мало ли что им в голову взбредёт.

ФЛОРАМИЯ Так он философ? Знаменитый?

АНТИОХ Знаменитые живут в Афинах… Помоги нам вытащить его из бочки.

ФЛОРАМИЯ Я? Двое здоровых мужчин - неужели вы не в силах её перевернуть?

АНТИОХ Да не в бочке дело! Мозги ему надо перевернуть, чтоб на место встали.

КРЕОНТ А это может сделать только женщина - красивая, обольстительная, рядом с которой мужчина забудет всё.

АНТИОХ Короче - ты, Флорамия!

ФЛОРАМИЯ (явно польщённая) Где этот человек?

АНТИОХ Я же сказал – в бочке. Начинай, начинай, времени нет.

ФЛОРАМИЯ Какой ты быстрый! Кто будет платить?

АНТИОХ Я заплачу. Это будет мой свадебный подарок. Завтра зайдёшь в лавку - рассчитаемся.

ФЛОРАМИЯ В моей лавке в кредит не отпускают. Деньги на бочку!

АНТИОХ Держи. (передаёт ей деньги)

ФЛОРАМИЯ Сколько тут?

АНТИОХ Триста.

ФЛОРАМИЯ Четыреста!

АНТИОХ Имей совесть, Флорамия!

ФЛОРАМИЯ Был бы он знаменитый, я бы и драхмы не взяла. Реклама - двигатель торговли - уж ты-то должен это знать.

АНТИОХ Триста пятьдесят

КРЕОНТ Не торгуйся - ещё одну лавку откроешь.

АНТИОХ Ладно, держи.

ФЛОРАМИЯ Как зовут этого сумасшедшего?

КРЕОНТ Диоген.

ФЛОРАМИЯ (подходит к бочке) Котик! Котик!.. Это я, твоя мышка…

-Из бочки поднимается Диоген.-

ДИОГЕН Что тебе нужно, женщина?

ФЛОРАМИЯ Ну вот - уже вылез.

АНТИОХ Наполовину. А надо, чтобы весь.

ФЛОРАМИЯ Сейчас и весь вылезет. (сбрасывает хитон)

ДИОГЕН Что ты делаешь, женщина? Сейчас же оденься!

ФЛОРАМИЯ Интересно - все просят меня как раз о другом. Неужели я тебе не нравлюсь?

ДИОГЕН Не мешай мне думать!

ФЛОРАМИЯ Значит, я ещё мало разделась! (сбрасывает сандалии Креонту и Антиоху) А вы отвернитесь! Не в театре – на один билет трое.

ДИОГЕН Уходи, женщина!

ФЛОРАМИЯ Что ты всё «женщина» да «женщина»! Ты что не знаешь, как меня зовут?

ДИОГЕН Не знаю.

ФЛОРАМИЯ Ещё интересней! Первый мужчина в Синопе, который не знает Флорамию! Да мой дом известен каждому! Неужели ты не читал надпись над его входом: «Войдя. Забудь про всё, уйдя, навек запомни!»

ДИОГЕН Может и читал, но навек не запомнил.

ФЛОРАМИЯ Ничего, теперь запомнишь! (залезает в бочку)

КРЕОНТ Да помогут нам боги!

АНТИОХ На Флорамию у меня большие надежды.

«КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ»

-Креонт в нетерпении расхаживает взад - вперёд. Антиох приник к бочке, прислушивается.-

КРЕОНТ Ну?

АНТИОХ Говорят.

КРЕОНТ Солнце уже клонится к закату - сколько можно болтать?

АНТИОХ Когда мужчине за пятьдесят, главное для него - поговорить о любви.

КРЕОНТ Что интересного он может рассказать - кроме жены, никого не любил.

АНТИОХ Вот это и инересно… Не волнуйся, Флорамия не подведёт.

-Из дома выходит Дорида.-

ДОРИДА Ну?

АНТИОХ Что вы всё нукаете? Не я же в бочке.

ДОРИДА У меня больше нет сил утешать Памфилу. Постучи ей!

АНТИОХ (стучит по бочке) Эй, Флорамия, поторопись! Час уже возишься. Уснула ты там, что ли?

КРЕОНТ Может, ты ей мало заплатил?

АНТИОХ Тем более - чего ей там сидеть. (приподнимается крышка бочки) Смотрите!

КРЕОНТ Наконец - то!

- Из бочки высовывается Флорамия-

ФЛОРАМИЯ Держи свои деньги, Антиох!

КРЕОНТ Я же говорил - мало!

ФЛОРАМИЯ Деньги - это цепи, которые опутали мир. Блеск золота ослепляет нас, и мы не видим ни солнца, ни звёзд. А звон его делает нас глухими, и мы не слышим пенья птиц и ручья…

АНТИОХ И эта свихнулась!

КРЕОНТ Всё пропало!

ДОРИДА (кричит) Памфила! Милена! Скорее сюда! (из дома выбегают Памфила и Милена). Кажется придётся вытаскивать двоих.

ПАМФИЛА (бросается к Флорамии). Сейчас же вылезай, бестыжая!

ФЛОРАМИЯ Что вы кричите, женщина? Я даже не прикоснулась к нему.

ДОРИДА Что же ты там делала целый час?

ФЛОРАМИЯ Внимала его речам. Все мужчины, которых я знала, были так похожи друг на друга – увидя меня, они раскрывали рты, а потом - кошельки. А этот - открыл мне весь мир! Ты счастливейшая из женщин, Памфила! Так поделись же своим счастьем – разреши мне остаться здесь. Нет, нет - не в бочке - я недостойна такой чести. Я готова жить в этой конуре, лишь бы быть рядом с ним, слушать его речи, дышать с ним одним воздухом…

ПАМФИЛА Ну, чего ты к нему привязалась? Тебе что, мало молодых?

ФЛОРАМИЯ Глаза юношей пылают огнём, а очи старцев излучают свет. Свет истины.

ДИОГЕН Разреши ей остаться, Памфила. Конечно, она не идеал добродетели. Но люди, не имеющие недостатков, как правило, имеют очень мало достоинств. А в этой женщине я вижу желание изменить свою жизнь.

ПАМФИЛА И мою – тоже! Вон отсюда!

КРЕОНТ (шёпотом Памфиле) Да пускай остаётся - лишь бы он вылез.

ПАМФИЛА (Флорамии) Ладно, полезай в конуру! (Диогену) А ты пойдёшь с нами к архонту.

ДИОГЕН Флорамия прозрела на час, а ты прожила со мною всю жизнь и всё равно слепа. Это невозможно!

МИЛЕНА Папа, я понимаю - великие идеи приходят в голову не часто, но ведь и замуж выходят не каждый день.

КРЕОНТ Сыграем свадьбу и лезь хоть в бутылку!

МИЛЕНА Отец, он прав. Что стоит тебе немножко подождать?

ДИОГЕН Ждать, когда цепи станут золотыми? Их не под силу разорвать и Зевсу. А я не бог, я всего лишь человек. Прости меня, Милена. Но я не могу иначе. Ты бы сама потом презирала меня за эту слабость.

ФЛОРАМИЯ Какой человек! И вы ещё хотели заплатить мне?! Я должна платить! Увидеть сегодня человека, которому не нужно ничего, кроме дырявой бочки, - всё равно, что встретить снег в Аравийской пустыне. Тысячи богатых зевак рвутся в Грецию, чтобы поглазеть на пещеру одноглазого циклопа и пощупать булыжник, который толкал перед собой Сизиф. Рвутся и не знают, что в Синопе есть чудо, которому нет равных…

АНТИОХ И такая дура как ты!

КРЕОНТ (в раздумье) Не такая уж она и дура…

ФЛОРАМИЯ Прощай, Диоген!

ДИОГЕН Ты покидаешь меня?

ФЛОРАМИЯ Я скоро вернусь. Только добегу до базарной площади раздам людям всё, что у меня есть. И на мне! Себе я оставлю только необходимое - всё лишнее я сниму! (убегает)

АНТИОХ (вслед) Что уж там снимать!

ДИОГЕН Я буду ждать тебя, Флорамия! Огонь не погаснет, если от него зажгут другой. Возвращайся скорей. (захлопывает крышку бочки)

ПАМФИЛА Сейчас я разнесу её в щепки!

ДОРИДА Он сядет в другую.

ПАМФИЛА И другую разнесу! Изверг! Если архонт не даст согласия, их не пустят в храм Гименея.

МИЛЕНА И пусть! В конце концов, узы Гименея - это тоже цепи. Можно прожить и без них.

АНТИОХ Без цепей - да, а вот без родителей - вряд ли.

МИЛЕНА Замолчи, лавочник!

КРЕОНТ У сожалению, он прав, Милена. Одному, без помощи родителей, содержать сегодня семью - этот подвиг не под силу даже Гераклу.

МИЛЕНА Испугался? Геракл совершил двенадцать подвигов, а тебя не хватает даже на один. Ты трус, жалкий трус!

ПАМФИЛА Милена!

МИЛЕНА Ну, что стоишь - беги к своему папочке!

АНТИОХ Поздно – папочка сам прибежал.

-вбегает Фемистокл

ФЕМИСТОКЛ Какой идиот пустил сюда эту шлюху? О вашем сумасшедшем знает весь Синоп!

ДОРИДА Какой позор!

ФЕМИСТОКЛ Креонт, беги к верховному судье, к казначею – ко всем, кого ты пригласил, и скажи, что раздумал жениться. И поживее - иначе ты не прорвёшься сквозь толпу. Я поставил стражу у ворот, но стражники - тоже люди, всем хочется поглазеть на знаменитость, на восьмое чудо света - так она его окрестила… Беги!

КРЕОНТ И много их там собралось у городских ворот?

ФЕМИСТОКЛ Я же сказал – весь Синоп.

КРЕОНТ Отец, ты помнишь слова Сократа: «Платон мне друг, но истина мне дороже»?

ФЕМИСТОКЛ При чём Сократ?!

КРЕОНТ Ты мне отец, но мне любовь дороже. Я остаюсь здесь.

АНТИОХ И этот спятил!

ФЕМИСТОКЛ Ну, что ж, оставайся. Только знай - ты не получишь от меня ни драхмы, тебе не на что будет даже закончить учёбу.

КРЕОНТ (показывая на бочку) Отныне - вот мой учитель! И вот - моя жена.

ФЕМИСТОКЛ Незаконная! И двери моего дома навек закрыты для вас. (уходит)

АНТИОХ И мой кредит - тоже. Снимайте хитоны! (забирает у женщин хитоны, уходит)

МИЛЕНА Прости меня, Креонт! Я назвала тебя трусом, а ты – герой! (обнимает его)

ДОРИДА Два героя в одной семье - не многовато ли? Чем мы будем их кормить?

ПАМФИЛА Сегодня - телятиной. К счастью, Антиох оставил её.

ДОРИДА А завтра?

КРЕОНТ Чтоб в семье философа так узко смотрели на вещи!.. Не о завтра надо думать - о будущем. Когда люди откажутся от лишнего и у всех будет только необходимое.

ДОРИДА Когда это ещё будет!

КРЕОНТ Это зависит от нас - от тебя, Дорида, от тебя, Памфила, от нас с тобой, Милена - от всей нашей семьи. Чем больше греков увидят тебя, Диоген, тем быстрее наступит этот день.

ДИОГЕН Как же они увидят, если твой отец приказал страже никого не пропускать?

КРЕОНТ Он же сказал: стражники - тоже люди. Я уговорю их. (убегает)

ДИОГЕН (вслед) Флорамию пусть пропустят первой!..

- Антракт -

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Лучи заходящего солнца освещает знакомый нам двор. Здесь ничего не изменилось, только бочка ограждена натянутой между столбиками верёвкой с табличкой: «Руками не трогать!» По авансцене с указкой в руках расхаживает Креонт. Он обращается в зрительный зал.

КРЕОНТ Достопочтенные греки, жители города Синопа и его окрестностей! Перед вами дом философа Диогена. Да, да я не оговорился - эта бочка стала его домом. Неделю назад он дал клятву не выходить из неё до самой смерти, вернее, до бессмертия. Согласитесь со мной, греки, человек, который презрел все радости жизни, оставил дом и семью, чтоб стать для людей живым примером, достоин бессмертия… Ну, куда вы лезете?! Вы что, не видите - там же надпись «Руками не трогать!»… Один оторвёт щепку на память, другой – что от бочки останется?... Я продолжаю… Слева от нас вход в бывшее жилище Диогена, над входом – фонарь. Прошу обратить на него особое внимание… Но это не значит, что надо отталкивать всех локтями! У нас принято уступать место женщинам и людям старшего возраста… Итак, фонарь… С ним юный Диоген исходил всю Грецию вдоль и поперёк. Он искал человека. А теперь - теперь ищут его. За неделю здесь побывало три тысячи человек, не считая детей… Уберите вашего ребёнка! Фонарь - не игрушечный, он настоящий! Если упадёт ему на голову, он уже никому не расскажет, что видел Диогена… А теперь взгляните на это с виду неказистое дерево. В дупле его философ в поисках истины скрывался от любимой жены… А в этой собачьей будке – от любимой тёщи. Зачем вы полезли в конуру? Нет там собаки! Кормить было нечем, и Диоген спустил Гектора с цепи… Это была первая цепь, которую он разорвал… А сейчас я сниму крышку бочки, и вы наконец увидите того, кто прославил Синоп, и, я думаю, прославит всю Грецию! (Подходит к бочке, приоткрывает крышку. Слышится храп.) Спит… За день столько людей мелькает перед глазами – немудрено, что к вечеру они слипаются… Простим ему этот маленький недостаток - ведь идеальный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот у кого есть идеалы… А у него, как вы сегодня убедились, они есть! Вот об этом и расскажите своим родным, знакомым и друзьям. Мы будем ждать их с нетерпением, а сейчас… Сейчас тихо разойдёмся по домам, унося с собой бессмертный образ философа… Я сказал «образ», а не крышку! Крышку оставьте!..

Из дома выходит Милена.

МИЛЕНА Устал?

КРЕОНТ Как собака. С утра на ногах… Ну, ноги - ладно, язык заплетается…

МИЛЕНА Садись, отдохни… И я с тобой рядом… Креонт, я ещё утром хотела тебе сказать, но ты так сладко спал… А потом повалил народ…

КРЕОНТ Подожди, взгляну, не спрятался ли кто-нибудь в дупле. (направляется к дереву).

МИЛЕНА Зачем там прятаться?

КРЕОНТ Чтобы проверить, не выходит ли он из бочки. Уличить праведника во лжи - что может быть приятнее для лжеца… Никого… Ну, что ты хотела мне сказать?

МИЛЕНА Садись.

КРЕОНТ Сейчас, только сбегаю к стражникам.

МИЛЕНА Что ты всё время к ним бегаешь?

КРЕОНТ Проверить, закрыли ли они ворота. Надо же дать отдохнуть отцу хотя бы ночью. (убегает)

МИЛЕНА (вслед) Возвращайся скорей! Я не могу больше ждать!.. А, может, это мне показалось?..Нет - вот и сейчас опять – сердце будто остановилось… И снова забилось - ещё сильней…

ДОРИДА (из дома) Ну. Долго нам ещё прятаться?!

МИЛЕНА Все ушли, выходите.

ДОРИДА Наконец-то! (кричит) Выходи, Памфила!

-Из дома появляется Памфила-

ПАМФИЛА Живём, как летучие мыши - днём прячемся от людей, а ночью выползаем.

ДОРИДА И почему мы должны торчать взаперти? Ну, он - то клятву дал. А мы что?

МИЛЕНА Креонт же объяснял: нас не должны видеть рядом с ним, ведь он от всего отказался. Потерпите - в Синопе пять тысяч жителей, больше половины уже прошло.

ПАМФИЛА Мы-то потерпим, а ему каково? В этом дырявом склепе, на вечном сквозняке и на чёрством хлебе!.. Неужели нельзя вылезти из этой проклятой бочки хотя бы на одну ночь?!

-Возвращается Креонт с корзиной-

КРЕОНТ Кто разрешил вам выйти из дома? Я же просил - только когда я проверю, закрыты ли ворота.

ДОРИДА Прости, Креонт, но ты сам виноват: ты сегодня так расписал достоинства Диогена, что даже его родственникам захотелось поскорее взглянуть на него.

КРЕОНТ Ладно, давайте ужинать. Стражники поделились с нами своей трапезой и вином.

МИЛЕНА Опять? Что бы мы без них делали?

ПАМФИЛА Да воздадут им боги за их доброе сердце!

ДОРИДА (принюхиваясь к корзине) И за печень! По запаху чувствую - здесь гусиная печёнка! Уж не в лавке ли Антиоха они её брали? (заглядывает в корзинку) Так и есть - только он посыпает печёнку красным перцем… А помнишь Памфила, в твой день рождения он дал нам в кредит целого гуся?

КРЕОНТ Это была лучшая торговая сделка в его жизни. Теперь он бегает по городу и хвастает, что спас от голода лучшего сына Синопа.

ПАМФИЛА Раньше он не был хвастуном.

КРЕОНТ Но и архонтом - тоже. А ведь хочется. Послезавтра - выборы.

ПАМФИЛА Между прочим, лучший сын Синопа не ел со вчерашнего дня! (снимает с бочки крышку) Диоген, ужинать!.. Проснись!.. Проснись, говорю!

ДИОГЕН (из бочки) Ну, зачем ты меня разбудила? Мне снился такой прекрасный сон…

ПАМФИЛА Опять Флорамия?

ДИОГЕН Нет! Сегодня мне снился Гектор. Он вернулся домой! Как он вилял хвостом от радости, как лизал мне руки!.. Словно просил прощения. И только когда я потрепал его по загривку. Полез в свою конуру… А там - Флорамия! Она тоже вернулась!

ПАМФИЛА Если она приснится тебе ещё раз, ты у меня заснёшь вечным сном!

КРЕОНТ Успокойся, Памфила! (Диогену) Отец, ты зря её ждёшь. Она не вернётся. Тёмное прошлое ближе ей, чем светлое будущее.

ДИОГЕН Я не верю! Не верю! Я видел её глаза! Она не могла меня обмануть. Ты же сам слышал - она решила всё раздать беднякам.

КРЕОНТ Не думаю, что она настолько богата, чтоб ей не хватило на это недели… Держи свою лепёшку, Диоген, - без масла и без соли, на одной воде - как ты просил. А мы поужинаем дома - подальше от людских глаз.

ДОРИДА Кого ты боишься - ворота уже закрыты.

КРЕОНТ А море? На него не повесишь замок.

МИЛЕНА Кто отважится приплыть сюда ночью, когда море кишит акулами? Плохо вы знаете людей! Сотворить кумира, чтоб потом развенчать его - любимое их занятие. Акулы едят людей, а люди - друг друга! Идёмте!

-Креонт, Дорида, Памфила и Милена уходят в дом. Пауза.-

-Приподнимается крышка бочки, из неё высовывается Диоген.-

ДИОГЕН И лепёшка в горло не лезет… Неделю я сижу здесь, но ничего не изменилось. Не рано ли открылась мне истина? Нужна ли она людям? А, может, Креонт прав: груз прошлого слишком весом. Он, как камень Сизифа, не даёт нам подняться в гору, а тащит вниз… Но ведь капля точит и камень. И такой каплей могла стать Флорамия – первой каплей дождя, который так нужен людям. Я должен найти её, должен узнать, что с ней… (вылезает из бочки.) Простите меня, боги, я нарушу клятву, но, кроме вас, никто об этом не узнает - я вернусь ещё до рассвета… (раздаётся раскат грома). Не гневайся, Зевс, - я не пойду через ворота, где стоит толпа, - я вплавь, морем… (сверкнула молния). Спасибо, что осветил мне путь! (Закрывает крышку бочки и убегает. В ночной тишине слышится сильный всплеск).

-Пауза-

Из дома выходит Креонт. Убедившись, что за ним никто не наблюдает, вынимает из дупла мешок и пересыпает в него монеты из сафьянового мешочка, который он достал из-за пазухи. Снова прячет мешок в дупле. Из дома выходит Милена.

 

МИЛЕНА Креонт! Креонт! Где ты!

КРЕОНТ Здесь я, здесь…


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.136 сек.)