АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об ораторском искусстве

Читайте также:
  1. Авиационные носители съемочной аппаратуры. Искусственные спутники Земли. Пилотируемые космические корабли. Орбитальная ориентация.
  2. Аналогия в искусстве
  3. В ИСКУССТВЕ
  4. В) искусственная вентиляция легких (ИВЛ).
  5. Во время проведения искусственного вдоха грудная клетка должна расширяться, а во время пассивного выдоха — спадаться
  6. Выбор и расчет системы производственного освещения, расчет естественного и искусственного освещения
  7. Гораций – основоположник римского классицизма и теоретик литературы. Послание «Об искусстве поэзии».
  8. Гораций. Послание к Писонам об искусстве поэзии (Отрывки) (Пер.А.В.Артюшкова)
  9. Дится под искусственной маской. Например, при транспарантности маскиро-
  10. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВЕК АВТОМАТИЗАЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  11. Естественное и искусственное
  12. Естественные языки и искусственные языки

 

Когда ваш самолет приземляется в Нью-Йорке, первое, что вы видите, ступив на американскую землю, – это суперсовременное здание аэропорта Джона Кеннеди. Оно названо в честь удивительного политика, самого молодого и популярного президента за всю историю США. Человека, сумевшего вдохновить миллионы американцев на глобальную модернизацию во всех сферах жизни. Героя и символа великого американского государства. Речи Джона Кеннеди обладали мощным магнетизмом, великой силой, они зажигали сердца всех американцев, вызывали невиданный энтузиазм в людях, которые видели и слышали его выступления по радио и телевидению.

Эпоха Джона Кеннеди совпала с расцветом телевидения, и он полностью соответствовал духу своего времени. Красивый, молодой, с яркой улыбкой произносящий зажигательные речи – многим он запомнился именно таким. Но только очень узкий круг людей знал, как он волновался во время каждого выступления. Как вспоминает один из его помощников: «Люди видели абсолютно уверенное лицо, слышали непоколебимый голос. Но если бы у вас была возможность посмотреть с обратной стороны трибуны, вы бы увидели трясущиеся ноги». В это трудно поверить, но факт остается фактом – человек, не терявший самообладания в тяжелейшие моменты своей президентской карьеры, при выступлениях на публике так сильно переживал и волновался, что у него дрожали колени.

Самое интересное, что это – абсолютно нормально. Исследования на тему «Чего человек боится больше всего на свете?» показали, что для большинства людей среди всевозможных фобий на первом месте стоит страх... публичных выступлений. Выступлений на сцене люди боятся порой даже больше, чем смерти.

Дорогой читатель! Если вы читаете эту книгу, значит, вы уже необычный человек. В вас скрыты мощные возможности, мощный потенциал. И для того чтобы как можно больше людей узнало о ваших целях, о вашей мечте, о вашем желании реализоваться, вам необходимо выступать. Если ваша мечта достаточно высока, если от ее воплощения жизнь многих людей изменится в лучшую сторону, вы обязательно приобретете сторонников, единомышленников. Даже если у вас найдется хотя бы один сторонник, вы уже сумеете сделать вдвое больше. А тысяче людей, объединенных одной целью, подвластно свершить поистине исторические деяния.

Но даже если ваша мечта или настоятельная потребность касается вас одного, все равно, чем больше людей будет знать о ней, тем лучше – тем выше вероятность, что кто-то обязательно предложит вам свою помощь.

Стать блестящим оратором может каждый. Разумеется, для этого нужно обладать достаточно сильным желанием, волей и, главное, знанием принципов эффективного общения. Внешние данные играют не столь значительную роль.

Как мы помним, великий Цицерон от рождения обладал негромким голосом, картавил, а одно его плечо при сильном волнении начинало подергиваться, что отвлекало его слушателей и служило предметом постоянных насмешек. Чтобы избавиться от подергивания, во время репетиций он вешал над плечом остро заточенный меч, и таким образом научился подавлять нервный тик. Для устранения картавости он неустанно перекатывал во рту гладкие камешки. А силу голоса тренировал на берегу бушующего моря. В результате он научился говорить громче шумной толпы своих сограждан. Казалось бы, эти манипуляции совершенно просты, но они привели к тому, что люди группами съезжались из самых отдаленных провинций Римской империи, чтобы только послушать Цицерона.

Цель этой главы, дорогой читатель, – передать вам самые важные и необходимые знания, как стать оратором, как быстрее добиться успеха на этом интересном поле деятельности.

Первое выступление. Скорее всего, оно запомнится вам навсегда. Вам может даже показаться, что вы потерпели полное фиаско: начало речи прозвучало уныло и неуверенно, вы путались в середине, а конец речи вообще оказался скомкан. Но даже если все и произошло именно так, не отчаивайтесь. Несмотря ни на что, вы все-таки выступили и победили самый большой человеческий страх, а это, поверьте, кое-чего стоит!

При выступлении у вас будут трястись колени, и это очень хорошо, и даже очень важно. Пересыхает горло от волнения, вы забываете слова, в глазах туман, вы ничего не соображаете – это тоже хорошо. Людям важно почувствовать, уловить ваше волнение, людям очень важны ваши переживания, потому что это первый признак того, что предмет вашей речи по-настоящему волнует вас и имеет для вас большое значение. Ваши переживания – это не минус, а плюс. Это самый важный сигнал вашей аудитории, что ее внимание для вас не безразлично.

Совершенно очевидно, что большинству людей, сидящих в зале, слушающих вас, подобное состояние знакомо. Эти переживания, дрожь в коленках, ваш страх, ваше волнение делают вас намного ближе к аудитории, делают ваши выступления теплее, намного человечнее. В жизни часто бывает так, что мы принимаем за действительность свой страх и не умеем оценить по заслугам свои настоящие достоинства.

 

Итак, совет первый: воспринимайте собственное волнение, переживания, путаницу в словах как совершенно нормальное, естественное явление.

 

Когда вы выходите на сцену с таким настроем, вы ведете себя намного естественней, и поэтому вы меньше боитесь и меньше переживаете. Как только вы внушаете себе, что вы плохой оратор, потому что вы волнуетесь, вы действительно становитесь плохим оратором. Все просто и понятно. Кстати, опытные ораторы иногда даже стимулируют волнение перед предстоящим выступлением. Это позволяет им взломать внутренний барьер заезженности фраз и поведения и, следовательно, сделать свое выступление более непосредственным и искренним.

 

Совет второй: выступайте как можно чаще.

 

Ораторами не рождаются, ораторами становятся. Возьмите пример с Гая Юлия Цезаря. В молодости он попал в плен к пиратам, контролировавшим в то время все Средиземное море. За него назначили выкуп, и до получения денег он вынужден был находиться в заложниках. Что делает нормальный среднестатистический человек в плену? Все, что угодно: плачет, стенает, клянет свою несчастную судьбу или пытается бежать. Цезарь же совершенствовал свое ораторское искусство. За неимением другой аудитории он выступал перед пиратами. И так увлекался своими речами, что если кто-то из этих разбойников отвлекался или начинал громко разговаривать, он их сурово одергивал. Когда выкуп был наконец получен, пираты провожали Цезаря с царскими почестями.

Чтобы стать великими ораторами, нам с вами, слава богу, не нужно попадать в лапы к пиратам. Нужно просто использовать любую возможность для выступления.

 

Совет третий: не бойтесь провалов, не бойтесь ошибок в своих выступлениях.

 

Искусство публичных выступлений можно сравнить с умением ходить. Вспомните, как ребенок делает свои первые шаги. Он падает, порой ему очень больно, он плачет, у него остаются шишки, разбитые в кровь нос и губы, ссадины и царапины, но другого пути научиться ходить нет, природа его просто не придумала. То же самое и в овладении ораторским искусством. Без поражений, без шишек, без унижений стать прекрасным оратором просто невозможно.

Ваше выступление – не монолог перед безмолвной стеной лиц, а непрерывный диалог одновременно со всеми сидящими в зале. Это одновременное сопереживание, эмоциональное единение, взаимообмен энергетикой. Блестящая речь – всегда совместное произведение – ваше и вашей аудитории. И пока лично вы не научитесь определять, какой отклик находит предлагаемая вами тема у каждого из сидящих в зале, пока вы не станете своеобразным эмоциональным барометром аудитории, вы будете получать и холодную отстраненность, и откровенно провоцирующие выкрики, вас могут даже забросать помидорами или тухлыми яйцами. Тут просто нужно знать: единственный путь в этом направлении – путь проб и ошибок. Невозможно, не делая их, проснуться одним прекрасным утром и обнаружить себя готовым оратором.

Когда мы с вами приходим на выступления, на семинары, на тренинг к мощному оратору, мы видим конечный продукт эволюции, продукт многочисленных падений, ошибок и провалов. Мы воспринимаем его, будто он и родился на сцене, будто всю жизнь только и делал, что ярко выступал.

Но подумайте, когда мы наблюдаем выступления грациозных легкоатлетов, всемирно известных бегунов, мы не вспоминаем о том, что было время, когда они не умели даже ходить, что их искусство управления своим телом пришло к ним через долгие муки тренировок. Нам их легкость кажется естественной, данной им будто бы изначально, от природы.

Все человечество проходит путь от падений и ушибов до умения ходить на двух конечностях, не задумываясь при этом, куда поставить ногу при следующем шаге. Но только немногие из нас становятся чемпионами по легкой атлетике. Все человечество разговаривает, общается, но только немногие из нас делают это с блеском. Неустанные тренировки – вот что выделяет их из остальной части человечества. Провалы, неудачи, боль на этом пути – это важная составляющая успеха любого выдающегося оратора.

Вы, наверное, помните, страшный «августовский кризис», который разразился в России в 1998 году. Наша компания тогда тоже переживала далеко не лучшие времена. Не было заказов, не было продаж – одним словом, беда. В это время, время тяжкого безденежья, ко мне подошел наш руководитель отдела рекламы и маркетинга Алексей Фролов и сказал, что в нашу страну впервые приезжает Филипп Котляр – известный маркетолог и автор десятков выдающихся книг в области маркетинга. Как руководитель важного подразделения нашей компании, Алексей хотел посетить его выступления. Стоимость этой лекции по тем временам показалась нам неимоверно высокой – 1000 долларов. Представьте: кризис, безденежье, и за какую-то лекцию выложить такие сумасшедшие деньги!

Я всю жизнь ценю знания выше денег, но позволить себе отправиться на лекцию этого удивительного специалиста всем коллективом мы не могли. Поэтому договорились следующим образом: покупаем один билет, Алексей идет на лекцию, записывает ее на диктофон, а потом мы устраиваем общее прослушивание.

Через два дня счастливый Алексей принес кассету. Мы ее прослушали, и я на всю жизнь запомнил то, с чего начал свое выступление Филипп Котляр: «В начале своей карьеры я был неизвестным оратором, и, придя на одну из своих лекций, обнаружил в аудитории всего лишь одного слушателя. Меня это не смутило, и я бодро начал выступление. Когда лекция подошла к концу и я собрался уходить, этот человек встал и сказал: „Позвольте к вам обратиться. Дело в том, что я – следующий докладчик. Я прошу вас задержаться и послушать, поддержать меня“. Выяснилось, что этот человек посетил лекцию Филиппа не из любопытства, не из интереса, а просто потому, что он приехал раньше времени. Но уже в 1998 году билет на лекции Филиппа Котляра стоил тысячу долларов, и в зале находилось около 300 человек. Вот такая удивительная динамика: от одного бесплатного слушателя до 300 тысяч долларов за одну лекцию!

Как говорил великий Лао-цзы: «Путь в 10 тысяч ли начинается с первого шага». И поверьте, когда вы сделаете этот шаг на ораторском поприще, вы обязательно наткнетесь на препятствия, как и все малыши, которые учатся ходить. И в этом нет ничего исключительного и обидного.

 

Совет четвертый. От чего зависит успех вашего выступления? Прежде всего от того, что вы хотите донести до людей.

 

Заметьте, не от того, как вы преподносите информацию, а именно от того, что вы говорите, о чем, волнует ли эта тема вашу аудиторию, интересна ли она вашим слушателям. Большинство начинающих ораторов делают упор на технику выступления: на приемы, на внешнюю форму, меньше заботясь о главном – о содержании.

Мне посчастливилось слышать выступления выдающихся ораторов. Они были очень разными: кто-то говорил громко, ярко, эмоционально, кто-то почти шепотом, кто-то очень быстро, почти скороговоркой, а кто-то очень медленно, но все они были великими ораторами. Знаменитый тренер успеха Энтони Роббинс, например, строчит как пулемет, говорит громко, зажигательно, постоянно находится в движении. Владимир Борисович Толстогузов – мой уважаемый учитель, выдающийся ученый, четырежды доктор наук – говорит тихо, спокойно и очень мало передвигается по сцене. Но эффект выступления от этого нисколько не становится слабей, наоборот, весь зал напряженно прислушивается к его тихому голосу, буквально превращается в одно большое ухо, чтобы услышать мудрость этого человека.

Что объединяет двух таких разных людей? Высокого, под два метра ростом, яркого, артистичного Энтони Роббинса и полноватого, пожилого, спокойного профессора Толстогузова?

Только одно! Они – профессионалы высочайшего уровня.

Каждый из них – гуру в своем деле, и они доносят до людей информацию, которую пропустили через свой ум, свое сердце, свой опыт. Они преподносят людям знания, которые, словно драгоценные камни, были отобраны из тысяч и тысяч кубометров шлака. Эта информация стала их жизнью, состоянием души, состоянием их воли. Их выступления были рождены, как рождается ребенок. В них была глубокая внутренняя полнота души и духа – и это покоряло любую аудиторию.

Пустой человек может говорить как угодно: громко, тихо, быстро, медленно, но он никогда не добьется большого успеха как оратор. Только глупцы могут считать, что главное в ораторском искусстве – это громкость голоса, гладкость фраз и красивая внешность.

Главное – что у вас в душе, в сердце. Прежде чем выходить на сцену, задайте себе вопрос: «А что я хочу изменить в жизни этих людей? Что нового я могу дать этим людям? Каковы мои цели, мои мечты?» Вот это самое главное. С этого всегда начинаются первые шаги на ораторском поприще. Заикайтесь, смущайтесь, переживайте, путайте слова, заговаривайтесь, стучите коленями о кафедру – все это хорошо. Вы обязательно сорвете аплодисменты, если будете говорить сердцем.

 

Совет пятый: подчеркивайте наиболее важные мысли жестикуляцией, больше ходите по сцене.

 

Наступило время динамики, людям нужна живая энергия, людям нужна страсть. Поэтому не стойте на месте, а ходите, наклоняйтесь, подпрыгивайте, подходите к аудитории, отходите в глубь сцены – одним словом, двигайтесь, двигайтесь и еще раз двигайтесь. Ученые доказали, что при общении 55 % воздействия на собеседника человек оказывает при помощи своего тела, мимики, жестов; 38 % – голосом, его тембром, громкостью, уверенностью; и всего лишь 7 % приходится на смысл слов, которые вы говорите. При подготовке своего выступления обязательно учитывайте эту статистику: 55 % успеха вашего выступления зависит от языка невербального общения, то есть от вашего тела.

Как же произвести хорошее впечатление на аудиторию, как заставить работать свое тело, чтобы добиться максимального результата? Очень просто. Плечи всегда должны быть расправлены, спина – прямая. Красивая, гордая осанка – это мощный сигнал аудитории о том, что вы уверены в себе. Вы уверены в том, что вы говорите, вы – сильный человек. Язык вашего тела часто важнее ваших слов. Сначала слушатели проникаются уважением к вам, и только после этого – к тому, о чем вы говорите. И никак не наоборот.

Плохой докладчик всегда выступает с зажатыми плечами, согнутой спиной. Он не понимает, что, демонстрируя всему залу свою неуверенность, одним своим внешним видом он перечеркивает весь положительный эффект от своей речи. Если ты сам не уверен в себе, как могут поверить тебе другие?

Потренируйтесь дома перед зеркалом, видеокамерой, перед своими близкими. Попросите их проследить, чтобы вы всегда держались с прямой спиной, с расправленными плечами, с улыбкой на лице. Ваши движения должны быть резкими, уверенными, сильными. Походка – упругой, размашистой. Представьте, что вы – лев, который ходит из одного угла сцены в другой, с абсолютной уверенностью в своей силе и непобедимости.

 

Совет шестой: смотрите людям в глаза.

 

Постарайтесь во время выступления встретиться своими глазами с глазами каждого присутствующего. Когда человек смотрит не в глаза, а вверх, вниз, в сторону или его глаза бегают, мозг собеседника всегда получает одну и ту же информацию – человек врет. Вот почему так важно видеть глаза присутствующих. Если на вашем выступлении много людей – сотни или даже тысячи человек, задача решается просто. Смотрите в середину зала и своим взглядом проходитесь справа налево и слева направо. Тогда у большинства присутствующих в зале создастся впечатление, что вы смотрите именно на них, а значит, говорите правду и вам можно доверять.

 

Совет седьмой: используйте в выступлениях как можно больше примеров из своей жизни.

 

Расскажите о том, как вы плакали в детстве, когда разбилась ваша любимая чашка, или как глупо вы выглядели на первом свидании. Дайте вашим слушателям хотя бы на миг ощутить себя вашими давними друзьями – слушатели это обязательно оценят. Не бойтесь показаться смешным или нелепым. Любой уместный факт из вашей личной биографии сработает намного лучше, чем столбики цифр или дежурные цитаты.

 

Совет восьмой: насыщайте свою речь емкими масштабными образами.

 

Учитесь у древних. Наши предки были прекрасными ораторами, ораторами-профессионалами. За отсутствием письменности вся история передавалась в легендах, сказаниях, песнях. Пусть в них не было конкретных дат и они часто грешили несообразностями и преувеличениями, но в них были запечатлены образы, захватывающие воображение, зовущие на великие дела.

Используйте в своих выступлениях образы, картинки. Чем ярче они будут, тем большего эффекта вы добьетесь.

Краткость, как известно, сестра таланта. И один из мощнейших инструментов оратора. Самое краткое и красноречивое высказывание в истории принадлежит легендарному премьер-министру Англии Уинстону Черчиллю.

Однажды его попросили выступить перед студентами Оксфордского университета. Выйдя на сцену, он обвел всех собравшихся своим знаменитым пронизывающим взглядом и в наступившей тишине прокричал всего лишь одну фразу: «Никогда не сдавайтесь!» После этого он подвинулся к микрофону еще ближе и повторил: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!!!»

Его аудитории не нужно было пояснять, что имел в виду великий оратор, – вся его жизнь была подтверждением этого тезиса.

В анналы юриспруденции вошла и другая краткая речь, достойная Книги рекордов Гиннесса. Ее произнес наш соотечественник – знаменитый адвокат Кони, защищавший на суде священника. «Посмотрите на этого человека, – обратился он к суду присяжных. – Тридцать лет он отпускал вам грехи. Сегодня простите его вы!» Под громкие аплодисменты священник был оправдан.

 

Совет девятый: в своих выступлениях идите от аудитории, а не от своих желаний.

 

Теодор Рузвельт занимал пост президента Соединенных Штатов на протяжении двух сроков. У него были парализованы ноги, и он передвигался на инвалидной коляске. Но при этом он был одним из ярчайших политиков и ораторов современности.

Когда молодой Рузвельт баллотировался на пост губернатора штата Нью-Йорк, он много ездил по фермерским хозяйствам и выступал перед фермерами. О чем он им говорил? Может быть, о банковской системе или вооружении, об образовании?

Нет!

Он говорил о бочках, о тракторах, о посевной, о ценах на топливо, о новых способах копчения продукции. Он говорил о том, что интересовало этих фермеров. Его выступления всегда были понятны и принимались с горячим воодушевлением. Конечно, он был большим хитрецом и использовал много нестандартных приемов. Например, когда ехал в сельскую местность, то специально, не доезжая какого-нибудь маленького городка, выключал двигатель автомобиля и ждал помощи от крестьян. Вы только представьте удовольствие сельских жителей, которые буксировали на площадь его автомобиль! В то время, надо отметить, автомобили только-только завоевывали рынок, и отношение к ним было как к чему-то крайне ненадежному, смешному, непрактичному. Какой же гордостью преисполнялись фермеры, которым удавалось продемонстрировать своих крепких безотказных лошадок! Тот же самый знакомый нам уже ораторский прием, то же действие, направленное на сближение с аудиторией.

Когда великий Наполеон выступал перед своей армией в Египте, он специально выстроил ее перед пирамидами и монументами сфинксов и произнес речь, которая начиналась словами: «Солдаты, сорок веков истории смотрят на вас...». Естественно, ни один из них просто не мог струсить перед лицом такой аудитории!

Подытоживая вышесказанное, вернемся еще раз к тем вопросам, на которые вам следует ответить перед каждым своим выступлением.

 

Что это за люди, перед которыми я выступаю?

О чем они мечтают?

Что их тревожит?

Чего они боятся?

Чего они хотят?

На каком языке они разговаривают?

 

Может быть, аборигены и не съели бы Кука, разговаривай он с ними на одном языке.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)