|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дорнах, 4 июля 1924 года
И так, мои дорогие друзья, вчера перед нами предстал ряд детей, и мы можем те вещи, которые оказываются необходимыми при лечении ненормальных детей, обсудить большей частью на примерах; ведь аномальности охватывают все стороны, а каждый случай остается случаем, и научиться чему-нибудь можно только тогда, когда на одном случае мы приобретаем практический опыт, необходимый и для других случаев. Вспомните наш вчерашний случай, двенадцатилетнего мальчика, которого я должен был представить как клептомана. С духовной точки зрения у такого клептомана дело обстоит так, как я принципиально охарактеризовал вчера, что вследствие препятствий, которые лежат в астральном теле, он не находит доступа к тому, что во нешнем мире изживается среди людей в суждениях. Вы должны представить себе, что то, что имеет отношение к морали, все, относящееся к морали, заключающее в своих понятийных образованиях моральные импульсы - все это находит свое выражение только внутри земного бытия. Можно сказать, хотя есть опасность быть неправильно понятым сегодняшним поверхностным мышлением* что там, где кончается Земля, где вы выходите в сверхчувственное, там нет моральных суждений в том смысле, в каком мы встречаем их на Земле, поскольку там моральное само собой разумеется. Моральные суждения начинаются лишь там, где есть выбор между добром и злом. Для духовного же мира добро и зло это только характерные свойства. Есть добрые существа, есть злые существа. Как при виде льва нет смысла говорить о том, должен ли он иметь львиные качества или нет, так же, удалившись от Земли, нет смысла говорить о добре и зле. Сюда относятся те "да" и "нет", о которых может идти речь только внутри организации людей и между живущими в своем моральном окружении людьми. Просто при таком заболевании, как клептомания, человек не может развить чувства для моральных суждений, поскольку в силу уже охарактеризованных препятствий он не может в достаточной мере развить свое астральное тело. Поэтому когда этот мальчик видит что-либо, вызывающее у него интерес, он не видит никаких причин не присвоить эту вещь. Он не понимает того, что это может кому-то принадлежать, что понятие "я обладаю этим" имеет какое-нибудь значение. Он не настолько далеко вступает в физический мир своим астральным телом, чтобы такие суждения имели для него смысл. Это явление подобно тому, как если бы кто-то был слеп к голубому или красному цвету, он не воспринимал бы голубого или красного и весь мир видел бы лишенным голубого или красного цвета. И там, где вы видите зеленую поверхность, слепой к красному видел бы голубую поверхность. Там, где вы видите зеленую поверхность, слепой к голубому видел бы красную поверхность. Слепой к голубому видел бы лес на рисунке с красными деревьями. И так же, как при слепоте к какому-либо цвету бессмысленно говорить о красках, так же нет смысла говорить об обладании или необладании в высших мирах. Этот мальчик не до такой степени погружен в физический мир, чтобы он был в состоянии связать свои представления с какими-нибудь отношениями собственности. У него особенно сильно выступают понятия находки: нечто его поразило, нечто его заинтересовало. Но здесь и прекращаются его понятийные возможности. Здесь просто его астральное тело не проникло до волевого региона, но в большей или меньшей мере осталось в интеллектуальной сфере, что представлено тем, что органы воли видятся захиревшими. Как следствие этого он все то, что хорошо в интеллектуальном отношении, применяет к воле. Если этот дефект проявляется в сфере интеллектуального, дети тупоумны, а если этот недостаток проявляется в волевой сфере, то дети клептоманы. И как раз такую ненормальность очень трудно одолеть. Ибо, видите ли, эти вещи поначалу не замечают в том возрасте, когда это приходит, чтобы этому воспротивиться. В этом возрасте дети подражают, делают то, что происходит в окружающей их обстановке, и в их поведении не замечают предрасположенности к клептомании. Эта склонность к клептомании выступает впервые только после смены зубов. Но после того, как сменились зубы, ребенок все еще не в состоянии - поскольку он своей душой еще не достаточно продвинут здесь, на физическом плане – не в состоянии развить какое-нибудь другое чувство для моральных суждений, нежели "добро мне нравится, зло мне не нравится". Он остается лишь при эстетических суждениях. И здесь воспитатель должен пробудить в ребенке чувство добра тем, что ребенок делает воспитателя нормой для себя. Поэтому в вальдорфской педагогике придают особое значение тому, чтобы в этом возрасте был действенным авторитет, чтобы ребенок с естественной преданностью смотрел на своего воспитателя, а воспитатель о добром должен говорить только так, чтобы оно становилось ребенку симпатичным, а о злом должен говорить так, чтобы оно представлялось ребенку антипатичным. И тем не менее необходимо, чтобы воспитатель пользовался авторитетом. И если это необходимо для так называемых нормальных детей, это в высшей степени необходимо для таких детей, как этот. Самое действенное средство воспитания - это доверие, которое данный ребенок испытывает к своему воспитателю. Для таких детей это особенно показано. Это совершенно необходимая предпосылка. Само собой разумеется, что в таком курсе должно быть указано на то, что, получив маленького ребенка на воспитание, нужно по меньшей мере обратить внимание на то, как шло развитие ребенка. Если замечают, что ребенок слишком рано развивает особую живость и радость в отношении к тому, что он изучает, то есть учится так, как до смены зубов учатся говорить, если замечают, что ребенок испытывает удовольствие от присвоенного, то можно предположить, что нечто может пойти неправильно. Дети, которые позже становятся клептоманами, развивают в раннем детстве эгоизм, например, в том виде, что они, усваивая новое слово, прищелкивают языком. Это в редких случаях встречается у детей, но все же может встречаться. Нужно иметь в известной мере наметанный глаз для того, что впоследствии может возникнуть из происходящею в мире. Поэтому для врача и воспитателя гораздо важнее, чем знание своих принципов - само собой разумеется, что он должен их знать - гораздо важнее приобрести чувство для того, что происходит в мире. Видите ли, в этом отношении не следует быть такими, как государственный прокурор Вульфен, вы должны сказать себе: естественно, чрезвычайно многое зависит от того, что окружает ребенка, от обстановки, в которой растет этот ребенок. Возьмем, например, такой случай: у ребенка обнаружилось, как я говорил, свойство: прищелкивать языком, когда он что-нибудь усваивает. Эта радость интеллектуального усвоения преобразуется потом, после смены зубов, в отчетливо заметное тщеславие, тщеславие также и в отношении к другим вещам. И это станет опасным, когда к моменту смены зубов перерастет в жадность, особенно к нарядам. На эти вещи нужно обращать внимание. Могут быть два случая: ребенок вырастает - я имею в виду небольшую территорию - в окружении людей, которые привыкли к ленивому образу жизни, где все идет само собой, где милицию рассматривают как нечто, что должны иметь для защиты страны, но не имеют для этого энтузиазма, в крайнем случае имеют искусственно воспитанный. Тогда у всех людей, окружающих ребенка, в каждом отдельном случае между седьмым и четырнадцатым годами жизни развивается определенный душевный настрой для того, что должен делать человек, принадлежащий к человечеству. Ребенок подрастает, и если не позаботиться о том, чтобы перед его глазами был воспитатель, на которого он взирал бы с любовью и уважением - родители не всегда в этом возрасте могут играть эту роль - тогда интеллектуальные задатки проскользнут в волевое, и в результате может проявиться клептомания. Но представим себе, что ребенок вырастает не там, где милиция рассматривается как нечто обременительное - это только характеристики отдельных случаев - он вырастает в стране прусских порядков, где милитаризм рассматривается не как нечто необходимое, но как то, что доставляет суровую радость, что бросается в глаза, что определяет поведение. Ребенок также не остается в семье, его определяют в гимназию, в высшую школу. И ему идет на пользу то, что другим детям не идет на пользу. Такой ребенок изживает то, что имеет в своих задатках, о чем я здесь говорил, благодаря тому, что становится естествоиспытателем, он изготавливает препараты, чтобы прощупать их со всех сторон, он изучает их под микроскопом, чтобы иррегулярно-регулярным образом удовлетворить это страстное желание; он полностью изживает это. Этот ребенок попадает в среду, где обычно не крадут, или если крадут, то есть объекты, на которые понятие кражи не распространяют. Клептомания развивается скрыто, под поверхностью. Этот ребенок становится физиологическим ритором, становится знаменитым физиологом своего времени, и в его жизни остается, в сущности, только влечение к клептомании, что выражается в определенном военном воодушевлении, которое переместилось в его речи. Он отдается в своих речах картинам из области ведения войны, борьбы и тому подобному. И в ряде случаев эта склонность может выродиться в тщеславие. У него может развиться чувство, что кто-нибудь другой не вправе употреблять его риторические фигуры. И если тогда какой-нибудь резвый студент на экзамене найдет, что они гениальны, и употребит те же самые риторические фигуры, он с треском провалится. И если он к тому же прищелкивает языком, тогда дело совсем плохо. Умение видеть такие вещи дает возможность правильным образом выбрать лечение. Для этого нужно иметь чувство, чтобы познавать жизнь во всем многообразии ее оттенков. И тогда мы начнем замечать, в какую сторону указывают эти вещи. Я уже говорил, что хорошим лекарственным средством в психологической области является находчивость, когда ребенку рассказывают истории, в которых его особенность играет определенную роль; когда рассказывают, что есть люди, которые делают то-то и то-то, копая тем самым себе яму. Этот драматический ход событий, развиваемый с внутренним энтузиазмом, уже может привести к цели, если только не оставлять усилий. Кроме того, к такому ребенку можно применить лекарственную терапию, инъекции Hypophysis cerebri и мед, поскольку, как вы видели, височные доли у него вырождены, и поэтому нужно позаботиться о том, чтобы противопоставить этой деформации противоположные силы роста. Особенно благоприятно применение лечебной эвритмии, если только ее достаточно энергично проводить, если все то, что является гласными, заставлять проделывать ногами, изгонять из воли интеллектуальное и при этом попытаться все, что содержится в гласных, внести в волю. Ребенка нужно привести к тому, чтобы, опираясь на имеющийся авторитет, с ним было бы возможно обсуждать отвратительное содержание его поступков. Только нельзя это делать слишком рано. Это нужно вносить в интеллект, но только делать это не слишком рано, иначе все можно умертвить. Нужно действовать посредством придуманных историй и только постепенно приводить это к интеллектуальному. Видите ли, очень трудно в таких вещах говорить об успехе, поскольку успех обычно незаметен. Но многих клептоманов бы не было, если бы, своевременно обнаружив симптомы, о которых я говорил, им в детстве рассказывали такие истории. Они действуют всегда, только не следует терять терпение. Можно быть уверенным, что зачастую у таких детей, у которых глубоко въелся этот порок, чего-либо достигнуть можно только по истечении довольно долгого времени. Теперь другой трудный ребенок, не достигший еще возраста одного года, которого мы вчера обсуждали, гидроцефал. Здесь лечение действительно очень трудное. С чем же мы имеем дело? Прежде всего мы имеем дело с повышенной возбудимостью и раздражимостью чувственно-нервной системы. Всякое особенно сильное раздражение чувственно-нервной системы выражается в увеличении головы. Но только надо иметь в виду относительные, а не абсолютные числа. Человек с тщедушной фигурой может иметь голову как у большого человека, но для него она будет слишком большой. Это нужно учитывать, если мы не имеем дело с аномальным случаем. Но мальчик аномален. Здесь налицо чрезмерная чувствительность и раздражимость чувственно-нервной системы, на которую повлияло то обстоятельство, о котором я говорил вчера в отношении эмбрионального развития и взаимодействия отца и матери. Что же нужно делать с таким ребенком, если мы хотим его привести в более или менее нормальное состояние? Нужно, по возможности, исключить всякое раздражающее воздействие на нервно-чувственную систему. Поэтому мы должны поместить ребенка в темное помещение, в комнату, которая полностью затемнена, так, чтобы ребенок всегда находился в тишине и темноте и не воспринимал никаких впечатлений. Я сначала даже несколько переоценил возможность воздействовать таким образом, поскольку ребенок еще не восприимчив к свету, и поэтому защита его от света имеет меньшее значение, чем можно было бы предположить. Но все же остается в силе правило, что такого ребенка, прежде всего, следует содержать в тишине и темноте, по возможности оберегать его от всевозможных впечатлений, тогда возбудится внутренний импульс трепетания, волевой импульс, который будет противодействовать чувственно-нервной системе. Это первое мероприятие, о котором можно подумать. Во-вторых, нужно попытаться повлиять на чувственно-нервную систему посредством агентов, которые на нее действуют. Как внутреннее средство для такого ребенка нужно применить гнейс, чтобы не вызвать шокового воздействия, которое может иметь место при прямом применении кварца, чтобы более распределить то, что заключено в кварцевом воздействии. У самого кварца силы действуют резко и с сильным излечением, тогда как силы кварца, распределенные в гнейсе, действуют нежно и, распространяясь по всему организму, легче достигают периферии. Гнейс в высокой потенции может привести здесь к цели. Нужно попытаться возбудимость нервов - весь человек в детстве является нервно-чувственной системой - успокоить также и в волевом регионе. Это достигается маковыми ваннами с луговым маком. Приготовляются маковые ванны с луговым маком. При данном положении вещей рука об руку должны идти наблюдение и возможная терапия. Мы имеем дело с индивидуальным случаем. И я хочу пояснить вам дальнейшее, описав результаты последующих наблюдений. Вначале мы обнаружили, что во время проведения курса инъекций температура у ребенка понизилась. Затем мы констатировали, что сразу после этого объем головы увеличился, ребенок стал спать днем и плакать по ночам. Это изменилось, когда он по вечерам начал принимать маковые ванны. Стул стал твердым; есть различие, когда принимать маковые ванны, при наступлении дня или при наступлении ночи. Вечером астральное тело совсем иначе связано с физическим телом, нежели утром. Теперь дело за тем, чтобы упорядочить то, что из пищеварительной системы действует на мозг. Вы должны принять во внимание, что материнское молоко подчас может действовать на такого ребенка вовсе не так, как оно действует на других детей. Материнское молоко подготовлено к тому, что оно естественным образом перемещается из пищеварительной системы в нервно-чувственную. Поэтому в начале марта ребенок был отнят от груди. Ребенок стал питаться иначе. Ребенку стали давать нектар цветов, содержимое нектарников цветов определенных растений. Это особо усиливает "Я" в области воли. Давая ему нечто подобное, что динамически-паразитически развивается в цветочной сфере, апеллируют к внутренней индивидуальности ребенка, оживляют ее и приводят в действие. Это, в общем-то, и нужно; но если мы имеем дело с таким случаем, надо все устроить правильным образом. Это может дать ответную реакцию, которая будет превратно понята теми, кто дилетантски судит об этих вещах. Дальше отмечается: в течение нескольких дней ребенок получал нектар, затем стул стал мягче, дошло до поноса, затем после отмены нектара понос прекратился, и в ночь с 11 на 12 июня разразился кризис, ребенок кричал, скулил, обильно мочился, сжимался при каждом выдохе, наблюдались судороги левой ноги, напряженность в левой руке, родничок был сильно напряжен, рефлексы обострились. После горячих компрессов и маковых обертываний ребенок уснул, и на следующий день самочувствие было хорошим. Установились нормальные аппетит и стул. Таким кризисам не следует препятствовать, если мы не хотим препятствовать выздоровлению. То, что происходит в организме, должно однажды разрядиться. Но, конечно, необходимо быстро на это отреагировать, как это моментально сделала г-жа д-р Вегман. После горячих компрессов и маковых обертываний кризис проходил соответствующим образом. Можно дать единственный совет: необходимо не дать себя застать врасплох. В таких случаях все зависит от оперативности вмешательства. Я сам при этом сделал небольшой опыт: я от других слышал, что ребенку приходится худо. Г-жа д-р Вегман ничего не говорила об этом. Поэтому я был уверен, что все идет так, как должно идти. Это как основная нота должно проходить через всю ситуацию. Можно прислушаться, если кто-то, кто не может схватить существо ситуации, находит в ситуации нечто особенное. Но в таких случаях должна быть полная ясность в том, что является долгом, и если мы выполним свой долг, все будет идти как следует. Видите ли, всегда нужно учитывать возможность кризисов, но также нужно знать, что они всегда происходят в таких случаях. Здесь никогда не может чем-либо помочь чувство сострадания, или чувство, подобное состраданию, которое может сбить с толку в таких случаях, но только совершенно объективное восприятие ситуации поможет сделать то, что требуется. Теперь же продвинемся в лечении еще дальше. Ибо вы знаете, мы это видели, что посредством только психолого-педагогического лечения многого не достигнешь. Да, с психологической точки зрения также возможны покой и по возможности затемненное помещение. Далее вопрос состоит в том, чтобы на место тенденции организма к водному, к жидкому поставить принцип распада. Вода не распадается, но растекается по плоскости. Нужно обратиться к тем силам, которые вызывают распад, и это именно силы свинца. В свинце мы действительно имеем очень действенное средство, вызывающее силы распада. Поэтому с медицинской точки зрения, когда мы видим, что на месте сил распада появляются созидающие силы разрастания - силы разрастания преобладают над силами распада, это основной феномен, когда мы видим перед собой такого гигантского эмбриона - мы применяем курс лечения свинцом, который, если мы даем свинец в инъекциях, может оказать исключительно благотворное влияние. Обсуждая образ действия свинца, вы должны подумать о том, что он применялся на протяжении тысячелетий. На протяжении тысячелетий обращали внимание на действие свинца те, кто что-то понимали в этих вещах, но со временем это знание о благотворном действии свинца все более и более исчезало. Сегодня это совершенно примечательным образом проявляется с другой стороны. Подумайте о том, где на Земле находятся мощнейшие силы распада: там, где встречается радий, там мощнейшие силы распада, там мы встречаем, что из радия через промежуточные ступени получается гелий; при определенных условиях превращения могут происходить дальше. Таким образом, вы имеете здесь внутренние взаимосвязи. В космосе вовне мощнейшие расщепляющие силы готовят себе в свинце ту субстанцию, в которой они концентрируются. Когда вы вносите в организм свинец, вы прямо вносите в него мировой распад. Над этим вы должны поразмыслить. И посредством инжекции вы вносите его в кровообращение. В кровообращении вы имеете непосредственное отображение всей Вселенной. 25,920 лет, за которые Солнце обходит весь мир, мы имеем непосредственно в кровообращении, в числе ударов пульса. Мы вносим силы распада прямо в организм. То, что космосу требуется время, чтобы действовать, это известно; но если внутренне всмотреться в эти вещи, то становится ясным, что они могут помогать. Итак, в случае с этим ребенком нужно применить такое лечение. Мы применяли также гипофиз в виде мази для ног, чтобы использовать формирующие, противодействующие деформации силы секрета гипофиза. И таким образом формировалось лечение. Естественно, нужно вызвать побуждение, чтобы действовали лечебные средства. Можно, я бы сказал, радоваться тому, что первый кризис у ребенка мы преодолели, что он прошел между одиннадцатым и двенадцатым месяцами, когда проявились упомянутые симптомы. Ребенок, вероятно, часто будет проходить через такие кризисы, и можно заметить, что лечение развивается позитивно. Само собой разумеется, оно может вызывать и негативные явления. Но здесь все должно быть подчинено тому, чтобы лечить не к смерти, но к жизни. Это очень нежные вещи, терапевтически затрагивающие орган. При этом я хочу обратить ваше внимание на то, что у таких детей пункция и откачка воды ничего не дает, поскольку процесс движется сам собой и нарастает. Естественно, пока мы не достигли успеха в уменьшении объема головы, мы не можем говорить с пренебрежением о других способах лечения. Случай действительно особо интересен, и я должен сказать, для меня этот случай действительно исключительно интересен. Ибо всякий раз, когда я думаю об этом ребенке или вижу его, мне приходит на ум не только он сам, но, представьте себе, как если бы этот ребенок был уже тридцатилетним, выросшим – это вполне возможно. Тогда бы мы имели шестикратное увеличение. Голова, быть может, увеличится в три с половиной раза, но все остальное тело в шесть раз. Тогда бы я имел перед собой человека, которого я знал ребенком, когда мне было шесть лет. Мы с ним общались, он всегда приходил к поезду. Он ходил на костылях, потому что его тело было не в состоянии носить голову. Двигательная мускулатура была недостаточно развита. У него была огромная голова. Так что он оставался тридцатилетним эмбрионом. Он произвел на меня неизгладимое впечатление по той причине, что он был невероятно умен. Я с большой охотой беседовал с этим человеком. Конечно, такая деформация производит на душу чрезвычайное впечатление, особенно на молодого человека в возрасте семи-восьми лет. Но, с другой стороны, он был невероятно умен. От него можно было многое узнать и его суждения были всегда исполнены большой доброты. Добросердечие истекало из него, как если бы оно было его головой. Когда он говорил свои фразы - они не были слишком длинны - казалось, будто его уста намазаны медом. Было нечто весьма своеобразное в этом человеке, и он был очень находчивым. Ему приписывали различные изобретения, которые он сделал, будучи еще ребенком. Да, это была очень интересная личность. Он воспринимал свою аномальность не слишком болезненно, поскольку он привык к ней. Он жил в деревне. Там его окружали люди, которые относились к нему с известным пониманием. Я не встречал деревни, в которой бы не было подобного ребенка. Он был дитя всей деревни. Человек всегда мог найти там уход и заботу. Если такой ребенок поступает к нам в более позднем возрасте, тогда должны выступить такие вещи, о которых я уже вам частично говорил, и которые я должен был применить к юноше, которого, как гидроцефала, поручили мне на одиннадцатом году и которого удалось полностью вылечить. Перейдем теперь к другому ребенку, девочке, которая несколько своенравна. Этот ребенок при рождении весил четыре фунта, но был полностью выношен, до семи месяцев вскармливался грудью. На первом году девочка научилась ходить, а также своевременно начала говорить. В полтора года перестала мочиться в постель по ночам, но иногда это случалось с ней днем. В три с половиной года заболела гриппом с головными болями и высокой температурой, а через три недели после этого корью. Мать в то же время заболела гриппом и была возбуждена. У ребенка плохой аппетит, иногда беспокойные сновидения. Это нормально-аномальный ребенок, как это часто бывает, и здесь прежде всего надо позаботиться о том, чтобы астральное тело сформировалось, так, чтобы оно определенным гармоническим образом охватило эфирное и физическое тела. Обычно это в какой-то мере достигается посредством мышьяковых ванн, а иногда приемом мышьяка внутрь. Он гармонизирует взаимоотношения между астральным, эфирным и физическим телами. Для того, чтобы наружное действие мышьяка оказало хорошее влияние, оно должно быть поддержано воздействием на ступни ног перед ваннами и после них компрессами с соком горчицы и тертым хреном. Но только я хочу обратить ваше внимание на то, что хрен для компрессов надо натирать непосредственно перед употреблением. Если он пролежит натертым в течение часа, он потеряет свою силу. В отношении психики для такого ребенка непременно надо позаботиться о том, чтобы его своеобразие, которым он обладает, было возбуждено таким образом - а оно всегда возбуждено, и я неоднократно отмечал, что то, что вокруг него происходило, особенно на него влияло - что бы происходила ломка, и вообще вы должны иметь в виду благоприятное воздействие ломки определенных черт характера. И мы достигнем в работе с таким ребенком многого, пусть это будет даже с применением механических средств, если он будет спокойно выслушивать то, что обычно его легко возбуждает. Итак, рассказывая что-либо ребенку, следите, что его особенно возбуждает, и затем принуждайте его не возбуждаться, но сдерживаться, становиться внутренне более жестким, и тогда, спустя некоторое время, вы заметите некоторый перелом в его характере. Слушая ваши рассказы, ребенок уже не будет возбуждаться, но в его характере появится как бы усталость. Пусть эта усталость действует на него некоторое время, от восьми до четырнадцати дней, а потом пусть ребенок немного побегает, и вообще пусть ведет себя как нормальный ребенок. Затем несколько снимите с него возбуждение и снова с ним поработайте. Во время прохождения курса нужно делать паузы, иначе наступит реакция. Ибо легкие явления депрессии, утомление, если они заходят слишком далеко, переходят в телесные депрессивные состояния и могут скорее повредить ребенку. Видите ли, я лишь в принципе мог вам показать, как следует в психическом отношении обходиться с такими детьми. Нужно чувствовать, замечать, что здесь происходит, и понять, что душевные патологии являются симптомами того, что происходит в ребенке, симптомами каких-то соотношений в эфирном теле, в астральном теле, "Я"-организации и так далее. Я сказал: и так далее. Ибо, видите ли, мы различаем в человеке: 1.Физическое тело 2.Эфирное тело 3.Астральное тело 4."Я"-организация 5. Самодух Но теперь к этому обычно присовокупляют следующее: Самодух у человека еще не развит, он не имеет к нам никакого отношения, хотя мы и читали о нем в книгах, но человек в нашу эпоху развился только до "Я"-организации; поэтому нам нет дела до Самодуха. Да, мои дорогие друзья, но дело обстоит не так. Люди уже пришли к "Я"-организации, но не все существа, с которыми мы имеем дело, развились лишь только до "Я". Мы непременно имеем дело - и особенно когда занимаемся с подрастающими детьми - с существами, которые развились до Самодуха, опередив в своем развитии человека. Если мы хотим образовать нечто вроде вальдорфской педагогики, которая должна оказывать живое воздействие, то нужно апеллировать не только к людям, которые в ней участвуют, но также и к духовным существам, которые более развиты, чем люди, которые развились до Самодуха. С определенным видом таких существ мы имеем дело именно при работе с подрастающими детьми: с существами, которых называют Гениями Языка. Если бы перенос языка на последующие поколения был предоставлен людям, люди бы просто зачахли. В языке живет нечто столь же сущностное, как и в самом человеке. В том, что с языком приходит к человеку, живут существа, у которых в их обычной жизни Самодух выражен так же, как у человека выражена "Я"-организация. Эти существа инспирируют нас; эти существа живут в нас, когда мы говорим. Вспомните, как в эвритмии мы вырабатываем художественную речь, чтобы речь стала зримой. Мы ведь не можем охватить весь язык. Только малую часть того, что делают Гении Языка, мы вырабатываем в эвритмии, чтобы получилась зримая речь. Вспомните о том, как в лечебной эвритмии мы апеллируем к тому, что эти существа с Самодухом могут достичь в человеке в интуитивном импульсировании его воли. Таким образом, в тот момент, когда говорится вообще о воспитании, мы имеем дело с вызыванием духов, имеющих развитый Самодух. И все наши словесные объяснения суть описания Самодуха. Поэтому было бы хорошо, если бы те, кто хотят воспитывать аномальных детей, медитировали бы над тем, что в книгах сказано о Самодухе. Это хороший материал для медитации. Это молитва к тем существам, которые принадлежат к роду Гениев Языка. И такие духовные существа здесь есть. Когда мы приходим в школу и делаем какие-либо жесты, если эти жесты являются адекватным выражением того, что мы душевно переживаем, мы производим огромное воздействие на детей. Но эти жесты выражают также то, что связано с духовными существами, несущими в себе Самодух. Разумеется, не следует заниматься какой-либо агитацией, эти вещи должны действовать объективно, так же, как должен восприниматься кризис у маленького ребенка. Но когда весь народ привыкает держать руки в карманах, чтобы не делать жестов, это свидетельствует о том, что он хочет быть оставленным богами, теми богами, которые ближе всего стоят к Духочеловеку. Ничего не хотят знать о существах, которые так же сформировали Самодух, как человек сформировал "Я"-организацию. И тогда прежде всего заиливается язык. В этом большая опасность для западной культуры, что язык становится не тем, чем он должен быть; но заиливается. При развитии ребенка, особенно аномального, нужно прежде всего следить за тем, чтобы он чисто говорил, отчетливо говорил. Не следует допускать ничего, ведущего к заиливанию языка. Это должно быть правилом при воспитании ненормальных детей, чтобы при них всегда звучала отчетливая, ясная, конфигурированная речь. Это оказывает хорошее воздействие. Но даже если сам ребенок еще не говорит, то было бы хорошо - если нет специальных показаний, чтобы было тихо - было бы хорошо, чтобы в окружении ребенка звучала хорошо конфигурированная речь. Следует не упускать возможности ребенку, который как ненормальный ребенок попал к восспитателю как раз в возрасте между семью и четырнадцатью годами, предлагать как можно больше хорошего речевого материала для рецитации. Необходимо снова и снова подходить к патологичному ребенку с хорошей речевой организацией, это вытекает из внутреннего существа патологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |