АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отрывки из статьи: Пожарская С. П. Генералиссимус Франко и его время // ННИ. 1990, №6

Читайте также:
  1. I. ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В НАШЕ ВРЕМЯ
  2. II. Возобновление служения Церкви в тюрьмах в настоящее время.
  3. II. Время начала и окончания работы
  4. Iван Якович Франко (1856-1916)
  5. My Free Time (Мое свободное время)
  6. V. Рабочее время и его использование
  7. X. Время отдыха
  8. А как насчёт вашего времяпрепровождения?
  9. А – коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.
  10. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  11. Автор Апокалипсиса и его время
  12. Активное слушание в неподходящее время

Демократический транзит в Испании

Содержание

1. Статья: Аснар Х. М. Испания. «Второе превращение» // вопросы истории. – 1998, №5. 1

2. Отрывки из статьи: Пожарская С. П. Генералиссимус Франко и его время // НИИ. 1990, №6. 4

3. Отрывки из книги: Современная Испания. М., 1983. 5

4. Статья: Переход от авторитаризма к демократии в Испании, Греции и Португалии // Страны Южной Европы в современном мире. М., 1987. 18

 

1. Статья: Аснар Х. М. Испания. «Второе превращение» // вопросы истории. – 1998, №5.

 

Процесс становления демократической политической системы в Испании, которому посвящена книга одного из наиболее влиятельных политических деятелей современной Испании Хосе Мария Аснара, начался сразу после восстановления монархии. Конституция 1978 г. подвела итоги важного этапа ликвидации остатков франкистской политической системы. Союз Хуана Карлоса I и социалистического правительства Ф. Гонсалеса обеспечил, как подчеркивается в книге, продвижение страны по демократическому пути.

Народная партия X. М. Аснара, пришедшая к власти в мае 1996 г., избрала новый социально-экономический курс для испанского общества, программа которого изложена в книге главы нового испанского правительства. По мнению автора, после «первого превращения» (переходный период от диктатуры к демократии— 1975—1995 гг.) в Испании идет процесс консолидации и расцвета демократии.

Автор рассматривает демократию как власть общественного мнения, когда граждане могут выдвинуть любые предложения и рассчитывать на встречные замечания, критику и поддержку. Левые — впервые в Испании — пришли к власти в условиях парламентарной монархии, что продемонстрировало консолидирующие возможности последней. Теперь, считает Аснар, предстоит создать прочную право-центристскую структуру.

Нынешний глава правительства был избран президентом хунты (совета) административной области Кастилии и Леона в 1987 году. Он много сделал для развития этого региона, имеющего богатое историческое прошлое. Была реорганизована администрация, улучшена жизнь населения. Он планирует создать единую партию в масштабе страны, расширить ее социальную базу, превратить во влиятельную политическую силу центра, принципиальную оппозицию, способную представлять большинство испанцев, и наконец, стать правящей партией.

В последней четверти XIX в., отмечает автор, «монархия научилась действовать в унисон и с Испанией и с политической культурой современной Европы». При поддержке короля Хуана Карлоса I в Испании утвердилась система демократии и гражданских свобод, причем более широко и более открыто, чем «в лучшие моменты за последние 200 лет» (с. 28). Возникла возможность преодолеть противоречия между победителями и побежденными после гражданской войны.

Испания, подчеркивает Аснар, многолика, многоязычна, разнообразна, неоднородна, в ней переплелись культуры различных эпох и цивилизаций.

 

Автор подвергает критике национализм как политическую доктрину, на почве которого развиваются сепаратистские тенденции. История демонстрирует негативные результаты развития националистических движений в разных странах: этнический фундаментализм, культурную изоляцию, деспотическую практику в воспитании молодежи. Испания, по мнению автора, нуждается «в большом национальном проекте, который придаст ей динамизм и энтузиазм, который переплавит всю энергию, исходящую от плюрализма, в гармонию добровольных усилий» (с. 31).

Испанский федерализм, в отличие от национализма, либерален. Это составная часть объединяющей испанскую нацию идеи. Для федералистов все народы Испании одинаковы. Различия юридического, лингвистического, исторического и географического характера не противоречат принципу равенства граждан. Федерализм в Испании, в отличие от других стран, «не направлен на то, чтобы объединить разъединенное, а служит тому, чтобы лучше скрепить объединенное» (с. 36). Националисты и сторонники сегрегации отрицают единую испанскую культурную общность, сочетающую в себе собственный язык и историческое единство населения Испании, существующее в течение длительного времени. Национализм и его проявления препятствуют демократическому возрождению Испании.

Практическим выражением национализма является деятельность подпольной баскской организации «Эускади та аскатасуна»— ЭТА («Родина и свобода»). Конституция 1978 г. провозгласила широкую амнистию, полное прощение всем и приглашение всех к диалогу по проблемам, волнующим народ. Автор подчеркивает, что «террористы ЭТА не приняли этого приглашения и продолжали вакханалию убийств». Он указывает, что должно вести решительную борьбу с терроризмом на прочной правовой основе (с. 101).

Автор указывает и на слабые места демократии как формы правления. Критические взгляды, направленные против демократии, отмечает Аснар, ссылаясь на Геродота, с глубокой древности были связаны с феноменом коррупции. «Но это не значит,— подчеркивает он,— что коррупция... подстерегает демократию или что последняя более склонна к феномену коррупции, чем другие типы правления» (с. 62). Среди способов борьбы с коррупцией Аснар называет «контроль и механизм бдительности, правильное функционирование которых предохранит злоупотребление властью. Если в Испании появился этот феномен, значит отказал

сам механизм. Зло не в самих испанцах, а в форме

власти» (с. 64). Автор приводит примеры, когда правительство социалистов, без какого-либо парламентского контроля, перекачивало деньги из одного кармана в другой. Эта практика превратилась в «постоянный фактор в последние годы», что способствовало превращению бюджета «в банковский чек для исполнительной власти» (с. 67).

Важное место отводится автором совершенствованию национальной экономики, которая за тринадцать лет, когда у власти были социалисты, совершила огромный скачок в своем развитии. Но даже самая развитая экономика нуждается в постоянном совершенствовании и обновлении, подчеркивает Аснар, если не хочет отстать от других цивилизаций.

Причину отставания испанской экономики от других европейских стран он объясняет тем, что правительство социалистов «не воспользовалось периодами роста для осуществления необходимых реформ», связывая свои экономические просчеты с «международной конъюнктурой» (с. 100). Необходима модернизация экономики, создание новых рабочих мест, а одновременно развитие всеобщего образования, здравоохранения и совершенствование системы пенсионного обслуживания. При социалистах Испания вошла в Европейское экономическое сообщество, но правительство «с его помощью прикрыло себя технократическим зонтиком некритической безнаказанности», не использовав все средства для сохранения «прибылей и богатства» (с. 115).

В книге рассмотрены меры по дальнейшей интеграции Испании в европейскую экономику. Социалисты, считает автор, не смогли использовать экономическую конъюнктуру 80-х годов для проведения реформ, которые позволили бы «модернизировать экономику, они занялись финансированием роста административных органов, с большой растратой ресурсов» (с. 119).

Проблема безработицы, считает автор, имеет для Испании немаловажное значение (в 1995 г., когда книга уже вышла из печати, в стране насчитывалось 2,2 млн. безработных). Рассмотрены в книге и вопросы приватизации предпринимательского сектора. Осторожные попытки социалистов в этой области не дали существенных результатов. Приватизация, подчеркивает автор, должна сопровождаться повышением эффективности экономики и обеспечиваться дополнительными средствами (с. 132—143). Социальные преобразования Аснар рассматривает как переход от государства благополучия к обществу благополучия. Государство должно гарантировать пенсии, здравоохранение и образование (с. 137).

«В нашей стране, — подчеркивает автор, — которая пережила столько бед в своей истории, преобладает нетерпимость. Терпимость без убежденности делает невозможным диалог, делает людей немыми, потому что они прекращают выдавать идеи и мнения и выбирать свой путь» (с. 98). Солидарность, в понимании Аснара, «должна господствовать внутри общества, в отношениях с соседями, с местной властью, в школах, рабочих центрах, в различных сферах жизни» (с. 101). Укрепление семьи— это ключ к консолидации общества и создания стабильных и прочных уз солидарности. Семейный институт нуждается в социальной, юридической и экономической защите, что и было провозглашено в конституции 1978 года.

Испанская демократия отличается высоким уровнем консолидации народа и власти, и одновременно политическим плюрализмом, воплотившимся в многопартийности. Никакая политическая сипа не имеет права претендовать на монополию в сфере патриотизма или политического преобладания, подчеркивает автор (с. 83, 84, 89). «Возрождение нашей земли, завершение процесса консолидации нашей нации, восстановление нашего международного влияния,— пишет автор,— предусматривает улучшение нашего уровня жизни и благосостояния нынешнего и будущего поколения испанцев» (с. 109).

Характеризует автор и изменение международного положения Испании и ее роли в мировом сообществе за последние 20 лет. Испания, подчеркивает Аснар, добилась международного признания и высокого авторитета, обеспечила свою безопасность и постоянное партнерство в экономике. Испания должна содействовать созданию новой модели международных отношений, «политической осью которых должно быть открытое общество, общая защита прав и свобод человека, свободная торговля в глобальном масштабе, региональная безопасность и развитие науки, технологии и телекоммуникаций» (с. 151).

При правительстве Ф. Гонсалеса Испания вступила в НАТО (1982 г.) и в ЕЭС (1986 г.). Ныне приоритет отдается экономическим проблемам. С Атлантическим союзом автор связывает безопасность Испании. Вместе с тем, он считает, что теперь перед НАТО возникли новые задачи (с. 158). Маастрихтский договор, по мнению автора, не простая реорганизация и расширение компетенции Совета Европы. Фактически сформировался рынок, основанный на свободном передвижении граждан, товаров и капиталов, что означает ликвидацию остатков «холодной войны», переход к интегрированной Европе от Атлантического океана до Урала.

Рецензируемая книга—серьезное монографическое исследование, написанное политическим лидером, проникнутым заботой о формировании живого и динамичного испанского общества XXI века.

 

Отрывки из статьи: Пожарская С. П. Генералиссимус Франко и его время // ННИ. 1990, №6.

20 ноября 1975 г. Франко умер. В завещании, оглашенном по радио на другой день после его смерти, было сказано: "Да простят меня все, как и я сам от всего сердца прощаю всех, называвших себя моими врагами, хотя я в них таковых не видел". Но тут же: "Не забывайте, что враги Испании и христианской цивилизации не дремлют..." Кого он имел в виду?

15 декабря 1976 г. во время референдума по вопросу о политической реформе, в котором приняли участие 77,4% избирателей, только один испанец из 50 проголосовал за сохранение старых порядков53. Еще при жизни Франко, в 1973 г., согласно опросу общественного мнения, 75% заявили, что больше всего ценят право иметь собственные убеждения. Теперь они обрели эту возможность.

Демократически избранные Учредительные кортесы приняли в декабре 1978 г. конституцию, 1-я статья которой гласит: "Политической формой испанского государства является парламентарная монархия".

Консенсус состоялся. В этом Арангурен оказался провидцем.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)