АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Возобновление служения Церкви в тюрьмах в настоящее время

Читайте также:
  1. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  2. III. Опыт тюремного служения инославных церквей.
  3. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  4. АРКАН СУДЬБЫ – ЭНЕРГИЯ «СЛУЖЕНИЯ» и «ИНОГО ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ», «ИНОГО ВИДЕНИЯ»
  5. Библейское благословение: нужда церкви
  6. Богослужебные особенности Русской церкви и развитие обрядности в религиозной жизни.
  7. В 1978 году брат Чарльз Кэппс сказал следующее пророчество о передаче богатства в последнее время.
  8. В пятой главе объясняется, как можно понять больше из того, что вы видите, и за меньшее время.
  9. В столовой, спустя некоторое время.
  10. Введение в историю Русской церкви: христианство в России при святом Владимире.
  11. Вечное настоящее

 

1.Законность деятельности Церкви в местах лишения свободы.

 

За последние годы во многих тюрьмах и лагерях появились церкви, часовни и молитвенные комнаты. Священники ходят к заключенным, проповедуют Евангелие, совершают богослужения и поддерживают заключенных в несении такого тяжкого жизненного креста - тюрьмы.

Но эта пастырская работа стала возрождаться в современное время не так давно. "Зачинателем духовно-церковного окормления мест заключения оказался Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, который в 1990г. посетил колонию строгого режима в Металлострое. Вскоре он был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II и продолжает поддерживать с этой колонией духовные отношения.”[19][20] - пишет проф. прот. Глеб Каледа. Он стал одним из первых священников, активно начавших посещать тюрьму в последнее время. Его опыт, накопленный за время посещения Бутырской тюрьмы, особенно интересен.

Почему интересен именно современный опыт пастырского окормления заключенных? Потому, что слишком сильно отличается царская тюрьма от современной в своей общественной и духовной обстановке. Сильно отличается и положение дореволюционных тюремных священников от современных, что еще более усложняет это служение - от устроения церквей до налаживания отношений с практически не воцерковленной администрацией мест заключения и самими заключенными. "Принципиальные различия церковной и общественной духовной обстановки делают невозможным прямой перенос опыта тюремной работы царской России в государство, возникшее на ее месте. Раньше тюремные священники в своем служении могли опираться на арестантов и тюремных служек, которые в своем большинстве верили в Бога, были как-то знакомы с православием и церковной службой, и многие могли

петь на клиросе, ибо они и с пеленок слышали церковное пение. Теперь этого нет...

Сейчас ситуация принципиально иная: в тюрьмах и лагерях сидят некрещеные или крещеные, но совершенно не воцерковленные уголовники, часть из которых лишь в тюрьме обратилась ко Господу. Для их духовного развития храм как место, организующее молитву, как место не знаемого ими богослужения и место совершения Таинств более важен, чем это было для арестованных за веру Православную в двадцатые и тридцатые годы..."[20][21]

В Российском государстве, в настоящее время происходит переоценка роли Церкви в духовном возрождении нашего Отечества и общества. После окончания периода правления коммунистической партии в России, происходит восстановление попранных принципов свободы совести и вероисповедания людей, что отразилось в законодательстве Российской Федерации: в Законе “О свободе вероисповеданий” (1990г.) и в Конституции (1993г.)

Группа исследователей тюремного вопроса НИИ МВД Российской Федерации, относительно деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях пишет: “Данное обстоятельство не могло не сказаться и на происходящем в последние годы процессе совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в России, связанном с поиском различных новых направлений, форм и методов духовно-нравственного и психолого-педагогического воздействия на лиц, совершивших преступления. Последние пять лет позволяют утверждать, о качественно новом этапе взаимоотношений органов, исполняющих наказания, с различными религиозными конфессиями.”[21][22]

В 1989 г. приказом МВД СССР N250 были приняты “Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов”, в 1992 г. в исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения, в частности, новая ст.8 “Обеспечение свободы совести осужденных”.

В 1994 г. между Московской Патриархией и МВД России была достигнута договоренность о совместной работе с заключенными. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно с министром внутренних дел В.Ф. Ериным сделали совместное заявление, в котором, в частности, говорится: ”На добровольной основе и с учетом специфики режима исправительно-трудовых учреждений способствовать реализации прав верующих из числа осужденных, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах. Обеспечить благоприятные условия для проведения священнослужителями епархий Русской Православной Церкви духовно-нравственных и просветительских бесед, совершения треб и богослужений. Содействовать оборудованию в местах лишения свободы помещений для совершения молитв и богослужений.”[22][23]

И в новом Уголовно-исполнительном кодексе Р.Ф. 1997 г., также оговаривается обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных:

"ст.14 п.1. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

п.2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а так же ущемляться права других лиц.

п.3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

п.4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

п.5. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

п.6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей."[23][24]

Согласно с постановлениями Закона и соглашениями между Московской Патриархией и МВД РФ, а также Санкт-Петербургской Епархией и ГУВД С-Пб, совершается служение священнослужителей и православных религиозных организаций в местах лишения свободы. Такое служение совершается по всей России, для обмена опытом был созван международный семинар, работавший в Москве 1997г. На нем делились опытом те, кто занимается заключенными и местами заключения. В настоящее время, когда тюрьма становится не безусловно закрытым местом содержания людей, очень важно правильно видеть и решать те вопросы, которые появляются перед работниками и попечителями тюремной системы. Вопросы эти совершенно разнообразны: духовного служения в тюрьмах; катехизации сотрудников; организации института тюремных священников; взаимоотношения священнослужителей с представителями организаций и представителями власти; использования различных возможностей для влияния на общественное мнение; организации сбора средств для оказания помощи заключенным и контроля за ее распределением; разрешения вопросов с различными сектами, так же проникающими в тюрьмы. Вместе с этими вопросами, у тюремного священника имеются и свои пастырские обязанности, приобретающие в тюрьме свои особенности.

Кроме вышеперечисленных вопросов, перед священником, собирающимся войти в тюрьму для совершения пастырского служения, появляются следующие задачи: организация общины, регулярное совершение богослужений, встречи и беседы с заключенными, организация библиотек, организация, по возможности, совместного проживания верующих заключенных, урегулирование взаимоотношений между различными (по группам и "кастам") заключенными, помощь бывшим заключенным после освобождения и проч.

В частности, опыт попечения о находящихся в местах лишения свободы последнего времени показал, что священник в тюрьме не должен быть одинок. Система духовного попечения должна быть открытой для сотрудничества и с заключенными и их родственниками (когда речь идет о подготовке к освобождению и заключенных и их родных), и с администрацией колоний и МВД (для осуществления более успешной деятельности общин и общественных организаций в тюрьмах и колониях) и с правозащитными и социальными структурами (для обеспечения помощи заключенным - как находящимся в заключении, так и отбывшим свой срок).

 

 

2. Отношения Церкви и администрации тюремных учреждений.

 

Особого внимания заслуживает изучение вопросов, возникающих в связи с деятельностью религиозных организаций в исправительных учреждениях Российской Федерации, а так же их взаимодействием с представителями администраций тюрем, так как от их успешного решения в значительной мере зависит достижение цели исправления осужденных. “Процессы демократизации и гуманизации в работе ИТУ, начавшиеся в конце 80-х годов, существенно изменили отношение к участию в воспитательной работе среди осужденных представителей различных благотворительных, попечительских и религиозных организаций. Справедливости ради следует вспомнить и тот факт, что уже в программе “ИТС-2000” в комплексе мер, направленных на реформу управления исправительно-трудовой системой, в частности, предусматривалось: “Обеспечить реализацию гарантий свободы совести осужденных. Предусмотреть возможность приглашения ими служителей культа для отправления обрядов исповеди, бракосочетания, крещения, отпевания и т.п., приобретения отдельных видов религиозной атрибутики, получения индивидуальных консультаций” (2.5)(Основные направления социальной переориентации исправительно-трудовой системы (“ИТС-2000”). М. МВД СССР, 1989.с.7). К сожалению, многие идеи данной программы остались лишь на бумаге, но пункт 2.5 получил (и продолжает получать) свое реальное воплощение в жизни.

В контексте этого все пристальнее начинает рассматриваться вопрос обеспечения реального права осужденного (равно как и подследственного) на свободу вероисповедания и отправления религиозных культов, которые составляют один из важнейших элементов личных неотъемлемых свобод граждан любого цивилизованного государства. Этот процесс неминуемо вторгается в жизнь исправительных учреждений. Сегодня во многих ИТУ накоплен определенный опыт совместной работы администрации со служителями культа в духовно-нравственном воспитании осужденных.

В этой поистине подвижнической работе принимают живейшее и зачастую бескорыстное участие священнослужители Русской Православной Церкви; представители других христианских деноминаций (религиозных обществ, сект); мусульмане; буддисты; миссионеры различных благотворительных миссий и фондов, как отечественных, так и зарубежных (таких, например, как “Международное тюремное братство”, “Родник жизни”, ”Международная тюремная миссия”, “Единство”, “Московское общество попечителей пенитенциарных учреждений”, Христианская благотворительная ассоциация “Санкт-Петербургское святое братство”, “Добрая воля”, “Армия спасения”, “Российская пенитенциарная ассоциация”, “Вера, Надежда, Любовь” и др.).”[24][25]

Принимая во внимание тот факт, что в последние десятилетия о совместной деятельности работников тюрем и представителей Церкви не приходилось даже думать, приобретают особую ценность те добрые отношения, которые начинают возникать между ними. Радостно видеть, как после стольких лет открытых гонений на всякую религию в России, руководители тюремной системы не только идут навстречу Церкви, но и признают важнейшую Ее роль в деле исправительного воздействия на людей, оказавшихся за решеткой.

Весьма интересным по этому вопросу является мнение выше упомянутой группы исследователей НИИ МВД РФ: “В условиях изоляции от общества происходит наиболее обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, греха и раскаяния и т.д. Именно поэтому проблема выбора мировоззренческих основ и базисных религиозных представлений для осужденного имеет не надуманный характер, а жизненно необходима. Решение необходимо принимать осознанно и на сугубо добровольной основе (как в выборе той или иной веры, так и в отказе от нее). В противном случае вполне реальной является угроза заформализовать деятельность религиозных организаций в ИТУ.

Духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в условиях изоляции мест лишения свободы приобретает еще большее значение в силу

целого ряда обстоятельств. И прежде всего, благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Не случайно понятие “пенитенциарное учреждение” от латинского penitencia - покаяние.

Немаловажное значение имеет и социально-педагогическая функция религиозного воздействия, заключающаяся в утолении эмоционального голода, подготовке к правопослушному образу жизни. Элементы религиозного образования, которые неизбежно присутствуют при душепопечительстве осужденного со стороны пастыря, способствуют не только отходу от преступного образа мыслей, но и нравственному очищению преступника от накопившихся пороков и вредных привычек. Таким образом, общегуманитарное воздействие религиозных верований на осужденных, несомненно несет в себе благотворный потенциал, реализовать который и призвано сотрудничество администрации ИТУ с религиозными организациями в их лучших традициях и образцах проявления человеколюбия, милосердия и благотворительности...

Произошедшие в нашей стране изменения не могли не отразиться и на деятельности органов, исполняющих наказания, пенитенциарных учреждениях России. Развитие за последние годы (около пяти лет) в местах лишения свободы религиозной жизни, деятельности различных конфессий по оказанию нравственного воздействия на отбывающих уголовное наказание требуют дальнейшего совершенствования правовой, организационно-методической и психолого-педагогической обеспеченности этой сферы. Деятельность религиозных организаций в стенах ИТУ получила развитие сравнительно недавно, но уже за это небольшое время в местах лишения свободы сложился новый вид общественных отношений, которые можно определить как религиозные (или относящиеся к сфере религии), отражающиеся в реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания и в определенной системе правоотношений. К ним следует отнести отношения, которые возникают по линии: осужденные - религиозные организации - администрация ИТУ.

Первоначальный этап развития религиозных отношений в ИТУ характеризовался эпизодичностью посещения колоний представителями религиозных организаций и совершением в основном разовых культовых действий. Зачастую решение вопроса о допуске служителей культа в учреждения зависело от воли администрации, вышестоящего руководства, а подчас и от настойчивости самих осужденных. И такое положение дел объяснялось тем, что отношения в сфере реализации права осужденного на свободу совести и участие религиозных организаций в исправительном процессе начали зарождаться без какой-либо правовой базы, так сказать “явочным порядком”. Достаточно вспомнить, что официально до конца 1990 г. в силе было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. “О религиозных объединениях” (с изменениями и дополнениями, внесенными 23 июня 1975 г.), которое фактически сводило на нет право на свободу совести вообще, а для осужденных в особенности. Справедливости ради следует признать, что хотя это постановление (начиная примерно с 1989 г.) уже практически не соблюдалось, сложившаяся ситуация продолжала задерживать развитие религиозных отношений в ИТУ.

Положение существенно изменилось, когда на ведомственном уровне в 1989 г. были приняты некоторые меры по урегулированию этих отношений. Так, приказом МВД N250 от 10.10.89 г. были утверждены Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов.

В этих Рекомендациях (действующих и в настоящее время) регулируется целый ряд важных организационно-практических вопросов: осужденным предоставляется право на хранение книг религиозного содержания; разрешено иметь при себе нательные крестики и аналогичные предметы культа, изготовленные из недрагоценных металлов; любой осужденный вправе в установленном порядке обращаться в религиозные организации с просьбой о встрече со служителями культов. В них наряду с предоставленными правами на верующих осужденных и служителей культа накладываются и определенные обязанности: невмешательство религиозных организаций и их представителей в деятельность ИТУ (2.5); соблюдение установленного режима отбывания наказания и требований Правил внутреннего распорядка ИТУ при отправлении религиозных обрядов и культов (2.6); осужденные не в праве, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения общегражданских обязанностей (4); ИТУ могут посещать лишь представители зарегистрированных религиозных организаций (5) и т.д.

В последнее время в местах лишения свободы отношения между осужденными, религиозными организациями и администрацией развиваются и принимают все более устойчивый характер. Процесс духовного возрождения России во многом определил возросшую проповедническую миссию представителей различных религиозных объединений в ИТУ. Результаты исследований показали возросший интерес и тягу осужденных к вопросам религии и целесообразности активизации участия религиозных организаций в оказании воспитательного и общегуманитарного воздействия на осужденных. В ИТУ имеется большой потенциал для развития отношений в сфере религии. Администрации учреждений следует всемерно содействовать представителям религиозных организаций в работе по удовлетворению религиозных потребностей осужденных и общегуманитарной деятельности в местах лишения свободы.”[25][26]

Необходимо также иметь в виду то, что сотрудники тюремных учреждений воспитаны на принципах безусловного подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, поэтому в повседневной работе священнослужителей в тюрьмах, важны те инструкции о сотрудничестве Церкви и МВД, которые выработаны в ходе совместных соглашений представителей Русской Православной Церкви и МВД России. Так, в марте 1996 года состоялась научно-практическая конференция “Духовность. Правопорядок. Преступность”, в ходе которой разрабатывались основные принципы практического сотрудничества МВД России и Русской Православной Церкви, отображенные в “Соглашении о сотрудничестве”, подписанным Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II и Министром Внутренних Дел РФ А. Куликовым 30 августа 1996г.

Согласно плану мероприятий по реализации этого Соглашения, МВД дает следующие рекомендации администрации учреждений, исполняющих наказание:

“п.6. Обобщить практику добровольного участия сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск в проведении ремонта и строительства храмов, церквей и часовен в свободное от службы время.

п7. Согласовать с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями перечень учебных заведений Русской Православной Церкви, при которых возможно обучение представителей администрации учреждений исполняющих наказания (по их желанию) основам православного вероучения в целях проведения более эффективной работы по исправлению осужденных и оказания на них соответствующего воспитательного воздействия.

п.8. В целях сокращения рецидивной преступности обратиться в синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями с предложением об организации реабилитационных центров при церквах и монастырях для адаптации в обществе лиц, в том числе несовершеннолетних, утративших социально-полезные связи и желающих стать на путь исправления, которые освободились из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

п.9. Проработать с епархиями РПЦ вопрос о возможности изготовления на предприятиях учреждений, исполняющих наказание, изделий и продукции для реставрируемых и строящихся храмов, религиозной атрибутики по заявкам епархий и благочиний.

п.10. Рекомендовать учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы, привлекать осужденных к творческой работе по изготовлению предметов культа, изделий для реставрируемых и строящихся храмов.

п.11. В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы и следственных изоляторах создать условия для проповеднической деятельности священнослужителей РПЦ (при необходимости и иных конфессий), выделить специальные помещения для отправления религиозных обрядов, создать библиотеки духовной литературы в соответствии с потребностями осужденных и подследственных, содействовать созданию “воскресных школ”, “библейских курсов” для осужденных, ввести в практику деятельности учреждений проведение культурно-просветительных вечеров с выступлениями коллективов духовной музыки и пения с участием представителей творческой интеллигенции.”[26][27]

Конечно, самым главным условием совместной деятельности Церкви и тюрем является свобода вероисповедания заключенных, люди больше не преследуются из-за своих религиозных убеждений, государством больше не создаются препятствия в вопросах вероисповедания и отправления религиозных обрядов. В общественном сознании и в государственной политике произошла переоценка взглядов на Церковь в сторону признания ее положительной роли в социальной среде, возможности нравственного воздействия на человека, заслуг Церкви в истории развития государства.

“Всего несколько лет взаимодействия мест лишения свободы с религиозными организациями дали различные примеры как участия священнослужителей в работе с осужденными, так и реального использования последними права на свободу религиозных убеждений и отправление соответствующих культов. 1989-1990 гг. можно определить как первоначальный этап развития религиозных отношений в жизни ИТУ. Характерными были эпизодичность посещений колонии представителями религиозных организаций, совершение в основном разовых культовых действий. Нередко решение вопроса о допущении служителей культа в учреждении зависело от того, насколько в конкретных ИТУ представители администрации прогрессивны и самостоятельны, а так же настойчивы сами осужденные.

Происходящие в этом направлении процессы показывают, что эпизодические посещения колонии представителями религиозных организаций и совершение разовых культовых действий (крещения, исповеди) вырастают в устойчивые формы и связи, формируются определенные общественные отношения по линии: осужденные - религиозные организации - администрация ИТУ.”[27][28]

 

3. Пастырская работа в местах лишения свободы.

 

После возобновления деятельности Русской Православной Церкви в тюрьмах в 1989 году, прошло десять лет. За эти годы священнослужители и миряне не просто посещают колонии и тюрьмы, проповедуя истины веры Христовой. Они утраивают там храмы и часовни, организовывают духовные библиотеки и проводят беседы (как с заключенными, так и с представителями администрации учреждений), помогают (насколько это возможно) в доставке тюрьмам и колониям различных видов гуманитарной помощи - продуктов питания, медикаментов, одежды - ведь всего этого теперь нет не только в тюрьмах, но и во многих других социальных учреждениях (больницах, домах престарелых, интернатах и проч.). Вся эта работа благоприятствует утверждению Православной Церкви в ИТУ, и таким

образом служители Церкви постепенно занимают свое надлежащее место в этой

системе - место духовного сердца, связующего, умиротворяющего и сотрудников тюрем, и заключенных, и их родственников, всех разными путями приводя ко Христу.

Администрация тюрем в свою очередь не может не заметить той пользы которую приносят священнослужители, посещая тюрьмы. Официальные данные, свидетельствующие об эффективности работы священников в ИТУ, в частности, были опубликованы в журнале ГУИН МВД “Преступление и наказание”: “...заметно увеличение числа осужденных и подследственных, нуждающихся в духовном окормлении священниками, возрастание роли религии в повседневной жизни исправительных учреждений требует дальнейшего более тесного взаимодействия между администрацией этих учреждений и религиозными конфессиями. Именно потому поддержание и укрепление связей между осужденными и религиозными организациями в духовно-нравственном воспитании осужденных и включение их в правопослушную жизнь общества после освобождения заложены в Концепцию реорганизации уголовно-исправительной системы МВД России (на период до 2005 года).

Учитывая подписанное в 1996 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром Внутренних Дел РФ генералом армии А. Куликовым “Соглашение о сотрудничестве”, работники уголовно-исправительной системы во взаимодействии с религиозными организациями ориентируются прежде всего на укрепление связей с традиционной для России конфессией - Русской Православной Церковью. Для обеспечения благоприятных условий проведения священнослужителями духовно-нравственного воздействия на осужденных, совершения треб и богослужений более 30 территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы заключили совместные договора с епархиями. Первопроходцами в этом отношении стали УИН МВД республик Адыгея, Карелия УВД Курганской, Кировской, Курской, Сахалинской и Тверской области, а УИН ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области заключило договора о сотрудничестве с девятью различными религиозными и общественными организациями. В большинстве регионов епархиями и благочиниями за каждым исправительным учреждением закреплены для пастырских посещений конкретные священнослужители.

Расширяется и укрепляется материальная база деятельности религиозных конфессий в колониях и следственных изоляторах. В настоящее время в 113 учреждениях действуют храмы (часовни, домовые церкви), в том числе два буддийских дугана (республика Бурятия), в 44 - культовые объекты находятся в стадии строительства и оформления, кроме того, в исправительных учреждениях оборудованы 588 помещений для совершения молитв и богослужений представителями различных вероисповеданий. Наиболее активно эта работа ведется в ИТУ Санкт-Петербурге и Ленинградской области (7 церквей и 7 молельных комнат), Чувашский район (соответственно - 6 и 7), Волгоградской (5 и 6), Кемеровской (5 и 17), Новосибирской (5 и 10) областей, а так же Республики Бурятия, Алтайского Края, Костромской, Пермской, Иркутской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тульской областей и ряда других регионов.

Улучшению совместной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы с Русской Православной Церковью способствовало создание в 1995 году Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, председателем которого стал епископ Красногорский Савва.

Большинство практических работников ИТУ положительно оценивают влияние религиозных конфессий на осужденных. Повсеместно отмечается уменьшение межличностной напряженности в отрядах, позитивное изменение в нравственных ориентирах осужденных, улучшение их дисциплины. Кроме того, религиозные организации способствуют занятости свободного времени спецконтингента, поддержанию социально-полезных связей, оказывают колониям и СИЗО гуманитарную помощь. Примечательно, что с началом посещения представителями религиозных конфессий пенитенциарных учреждений стало заметно снижаться количество преступлений и нарушений режима содержания осужденными; не допущено массовых беспорядков и групповых эксцессов. Все это можно объяснить и большой, поистине подвижнической деятельностью в местах лишения свободы Русской Православной Церкви, других конфессий.”[28][29]

Действительно, Православная Церковь в России всегда сострадательно относилась к преступникам. До революции 1917г. церкви существовали во всех местах лишения свободы. После революции, в годы советской власти, во времена открытых гонений государства на Православную Церковь, духовенство и

верующие, православные миряне так же находились во всех лагерях и тюрьмах (теперь уже в качестве заключенных), являясь и там духовным авторитетом для заключенных. Когда в 90-х годах у Православной Церкви снова появилась возможность совершать богослужения в тюрьмах, многие представители духовенства, по слову Спасителя стали совершать пастырское служение в тюрьмах, оставляя 99 благополучных овец, и разыскивая одну заблудшую. (Мф.XVIII,12-14).

И хотя, может быть, некоторым представителям тюремной администрации не очень привычно видеть служение Церкви в тюрьмах и даже (по необходимости) сотрудничать с духовенством, обеспечивая технические моменты богослужения - встречи священника, привода заключенных в церковь и проч.; пастырское служение в тюрьмах, в настоящее время налаживается и становится обычным, рабочим явлением. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры, также отраженные в различных печатных изданиях МВД:

“С радостью могу только отметить, что администрация и население изолятора сегодня принимают нас благожелательно.[29][30] За это время мы многому научились сами: у нас выработался особый подход к заключенным под стражу, они поверили в нас, поняли, что мы бескорыстно приходим им помочь. А это важно, потому что эти люди в своем большинстве ни во что и ни в кого не верят. Отрадно видеть с какой радостью и надеждой они ждут встречи с нами, что многие после бесед наших начинают задумываться над своей жизнью, осознают свое падение, а это уже первый шаг к Богу...

Если нам удалось смягчить чьи-то страдания, поддержать кого-то в минуты отчаяния, то можно считать, что наш скромный труд в изоляторе оправдан. Одна из наших задач - пробудить в душе всех заблудших, оступившихся, надежду на спасение, внушать, что никто не потерян для Бога, даже если общество считает его потерянным. В каждом человеке запечатлен образ Божий, заложено доброе начало, и душа каждого человека “по природе своей христианка”. [30][31]

“В ИТК-3 (Новосибирская обл.) девятого июня 1993 г. состоялось освящение прихода (первого в ИТУ на территории Западной Сибири) преосвященнейшим епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном. Настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца - отец Николай (Н.В. Соколов) начинал в этой колонии с маленькой комнаты.

Священник Никольского собора отец Николай первым посетил ИТК-2 (Республика Татарстан), а уже через два года в 1993 г. настоятель этого собора протоиерей Иоанн освятил там православную часовню. Причем поначалу в зону приходили, если не сказать больше, зачастили представители общины ЕХБ (Евангельских Христиан Баптистов),однако, большинство осужденных решительно высказывалось за Православие.

В одной из ИТК Пермской области находится храм Божией Матери “Умягчение злых сердец”. Староста храма осужденный И. Музев написал: “Добродетелями милосердия мы можем искупить свои грехи, в которых каемся перед лицом нашего Небесного Отца”.

В одной из колоний Кемеровской области в 1992 г. открыта церковь во имя св. Феофана Затворника. В ИТК-6 Мурманской области так же строится Православная церковь, в ИТУ-4 (Чувашская Республика) - Никольская церковь. Отец Петр, встречаясь с осужденными ИТУ Липецкой области, выразил им благодарность за помощь в восстановлении Христо-Рождественского собора в г. Липецке, а также церквей г. Ельца.

У осужденных ИТК-1 (г. Вологда) состоялась встреча с настоятелем храма “Покрова Пресвятой Богородицы на торгу” отцом Василием. В колонии имеется молельная комната и многие из осужденных приняли в “зоне” крещение, исповедуются, причащаются.”[31][32]

В жизни каждого верующего христианина Церковь безусловно занимает важнейшее место, и таинства церковные сопутствуют христианам в течение всей жизни - и в рождении и в смерти, и в труде и в семейной жизни, и в болезни и в заключении - во всех жизненных обстоятельствах Господь через Церковь освящает и премудро устраивает нашу жизнь. Неверующему человеку трудно усмотреть Промысл Божий в судьбах людей, попавших в заключение, но сами заключенные, пришедшие к Богу в тюрьме, проведя там долгие годы и даже десятилетия, признаются сами себе, что в них действительно проявилась Премудрость Божия, могущая обратить даже самых больших грешников к покаянию.

Церковь существует сегодня в самых разных местах лишения свободы - и в мужских тюрьмах разных режимов, и в детских, и в женских учреждениях и в следственных изоляторах и в тюремных больницах. Уместно поэтому будет проследить, как проходит (к сожалению, в основном традиционный) путь заключенных по разным тюрьмам и как там проходит пастырское служение. Сведения, излагаемые далее, взяты из личных бесед автора со священнослужителями, окормляющими различные места лишения свободы в Санкт-Петербурге и области.

СПЕЦ.ШКОЛА, СПТУ. Самым первым местом лишения свободы для несовершеннолетних является спецшкола, затем СПТУ. И хотя эти учебные заведения нельзя назвать тюрьмой в полном смысле этого слова, подростки, содержащиеся там лишены полной свободы. Попадают в такие школы следующим образом. В комиссию по делам несовершеннолетних (при мэрии) подаются материалы из РУВД на детей подростков, совершивших нарушения, но по возрасту не достигших уголовной ответственности, бродяжничество, хулиганские действия, кража и грабежи. Комиссия (КДН) принимает решение о наказании: предупреждение, выговор, строгий выговор, штраф родителей, условное направление в спец.школу или СПТУ. Дети школьного возраста от 7 до 14 лет направляются в спец.школу; от 14 лет и старше - в СПТУ. (Спец.школа в Петербурге одна, на ул. Аккуратова; СПТУ No 1 в г.Колпино).

Спецшколы представляют собой закрытые, режимные детские учреждения с трудовой ориентацией. Ребята находятся там, пока совет учреждения не выйдет на свою комиссию с положительной характеристикой и ходатайством. Колючая проволока над забором, двери на замках, палаты. Есть карцер (штрафной изолятор). Есть родительские дни, экскурсии, - с сопровождением.

Одним из самых отрицательных факторов пребывания подростков в спецшколе и СПТУ заключается в том, что общаясь друг с другом в переходный возраст, они перенимают друг от друга пороки и дурные наклонности и это приносит много вреда для ребят. В итоге пребывание подростков в спецшколе и СПТУ приводит их в колонию для несовершеннолетних. Вывод очень прост - в эти учреждения надо посылать меньше. Лучше там они не станут.

Но вместе с тем в СПТУ №1 г.Колпино существует и духовная жизнь. Окормляет это учреждение причт храма Вознесения Господня г. Колпино. Своим опытом делится настоятель храма - свящ. Серафим Сологуб:

На протяжении 3-4 лет, в среднем один раз в месяц, СПТУ дает автобус с сопровождающими и желающими подростками, которых привозят 15-20 человек. Совершается исповедь, причастие, чай в трапезной храма. Крещение совершается в СПТУ (по желанию и готовности детей) священниками прихода. За последние 3 года окрещено около 20 человек. По праздникам служатся молебны - на Рождество Христово, на Пасху, на начало учебного года. Администрация отмечает, что за последнее время не было ни одного побега, ни одного значительного нарушения. В настоящее время в учреждении строится отдельно стоящая часовня (заложен фундамент).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)