АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Больница д-ра Гааза. (Исправительная колония - 12)

Читайте также:
  1. Больница на Принтинг-Хаус-Сквер
  2. Больница Святого Франциска, Колдвелл, Нью-Йорк
  3. Городская клиническая больница №20
  4. Городская клиническая больница №63
  5. Городская клиническая больница №7
  6. Исправительная колония особого режима для пожизненно осуждённых.
  7. Исправительная колония особого режима.
  8. ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
  9. Моделирование искусственных сообществ. Клеточные автоматы. Игра Колония
  10. Новый период истории английского языка. Образование национального языка. Английский язык в колониях.
  11. Обострение отношений между колониями и метрополией

Тюремная больница. Место, куда попадают и тяжело больные заключенные из всех мест заключения Санкт-Петербурга и области. В больнице так же есть

 

храм - Часовня св.ап. Петра и Павла, и постоянный священник прот. Борис Безменов, который делится своим опытом служения в этом учреждении:

В больницу привозят тех, кого не вылечить на месте. Много нейрохирургии (травмы головы), туберкулезное отделение. Заключенные очень нуждаются в помощи священника. Ядро общины составляет хозяйственная бригада. Эта бригада состоит из числа заключенных, и находится постоянно в больнице до конца срока заключения. Больные же заключенные находятся в больнице от силы 3 месяца.

Многие принимают крещение. Беспокоятся за домашних, просят помолиться, отпеть умерших родственников. Осознают свою вину, например: убийство по неосторожности - ревность, авария. Человек скверно себя чувствует, есть родственники пострадавших. Он не прощает себя, и поэтому исповедь - большая отрада.

Больница диктует свои условия. В основном ко врачам относятся доверчиво. В настоящее время все дорого, но врачи хорошие, лечат; относятся к ним с большой благодарностью. В тюремной больнице заключенные не могут противопоставлять себя администрации, как это бывает в колониях. Здесь этого нет. Отдают право руководить врачам. Но когда появляется вор в законе, власть переходит к нему. Это чувствуется. Начальство с ним не конфликтует. Вопрос об опущенных до священника не доходит. У священника есть доступ в любой угол учреждения через сотрудников. Есть возможность ходить по отделениям. (копия пенсильванской тюрьмы - крест, 4 этажа).

Освобождаясь из мест лишения свободы, бывшие заключенные приходят в Духовную Академию. Исходя из острой необходимости, в 1993г., создалось“Санкт-Петербургское Православное Общество помощи заключенным св.ап. Петра и Павла”. Когда был поток гуманитарной помощи, была активная работа по оказанию помощи бывшим заключенным. Общество существует на пожертвования, имеет связь с Международным Тюремным Братством PFI. В настоящее время интерес иностранцев к нам остыл, и поток гуманитарной помощи иссяк. Деятельность общества велась в Академии, где находился пункт выдачи гуманитарной помощи. Сейчас этого помещения у общества нет, и одна из острых проблем - отсутствие помещения. Остались люди, которые освободились и готовы работать, остались личные связи с заграничными обществами, могущими помогать необходимыми вещами, но негде. Общество занималось собственно тем, что разовым порядком

кормило и одевало освободившихся из мест лишения свободы. В частности, с момента образования до апреля 1997 г., общество накормило, одело и выдало продуктов с собой 1411 бывшим заключенным. Причем сложилось твердое убеждение, что ни в коем случае нельзя давать деньги. Во первых деньги пропивают - это единственная радость, во вторых - весть о том, что кому-то дали деньги быстро распространяется, и тогда от просителей буквально не отобьешься. Поэтому надо давать еду, одежду, в некоторых случаях покупать билеты домой, но не деньги. Также общество предоставляло элементарную юридическую помощь, направляло в Наблюдательные комиссии, профсоюзные бесплатные консультации и проч. В настоящее время активной деятельности не ведется из-за отсутствия помещения.

Подобные православные благотворительные общества были созданы в некоторых колониях священниками и верующими людьми, для организации помощи в пастырской, миссионерской, катехизаторской работе в колониях и тюрьмах, больницах и различных учебных заведениях. Одно из таких обществ создано о. Александром Степановым, который имеет большой опыт работы не только в тюрьмах, но и в больницах. О созданном обществе он рассказывает следующее:“Санкт-Петербургское Православное благотворительное братство Анастасии Узорешительницы” зарегестрировано в 1992 году. Еще до создания этого братства у нас началось служение в больнице. Ходили в (Покровскую больницу еще с 1987 года). Потом то же самое в Мариинской больнице было, потом начали в тюрьмы ездить. Основные направления - это медицинское служение в больнице, сейчас три больницы находится у нас: Покровская, Мариинская, детская инфекционная больница; сестричество больше сорока человек; полугодичные и трехгодичные курсы сестер милосердия, окормляется приют для беспризорных детей.

Еще одно общество образовалось при начале строительства храма в колонии строгого режима пос.Форносово в 1993 году. Причем инициатором образования этого общества стала верующая мать одного из заключенных Осипова В.П., которая впоследствии, по благословению митрополита Иоанна, стала председателем Санкт-Петербургской православной благотворительной организации “Всех скорбящих радость”. При служении в церкви колонии, большую помощь оказывают члены этой организации. Именно трудами общества “Всех скорбящих радость”, в колонии построен (а в 1999 году и значительно расширен) храм прп.Серафима Саровского, успешно работает православная бригада и даже после освобождения, некоторые бывшие заключенные остаются трудиться в этом обществе для блага тех своих собратьев, которые остались в колонии. Ведь именно своим трудом - изготовлением и реализацией церковной продукции - община храма колонии имеет возможность сегодня и поддерживать в порядке церковные помещения и обеспечивать себя небольшим количеством дополнительного питания (за счет реализованной продукции покупаются различные крупы, макароны, консервы, чай и сигареты). В настоящее время ведется активная работа по образованию реабилитационного центра для верующих бывших заключенных, не имеющих сразу после освобождения возможности для нормальной человеческой жизни.

Существуют также общества, не входящие непосредственно в юрисдикцию Церкви, но работающие по благословению и под духовным окормлением священнослужителей Православной Церкви. Таким обществом является Санкт-Петербургский Межрегиональный Общественный благотворительный фонд Возвращение. (работа в местах заключения). Президент Василенко. Л.П. Фонд организован в апреле 1996 года. Духовное окормление осуществляет настоятель церкви Владимирской иконы Божией Матери, прот. Владимир Фоменко. Фонд занимается катехизаторской деятельностью в местах лишения свободы. В частности, воспитанниками Санкт-Петербургских духовных школ проводятся посещения нескольких тюрем нашей епархии.

Говоря о деятельности различных обществ в тюрьмах, необходимо упомянуть о работе нецерковных организаций, разноообразно помогающих заключенным. Например “Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия”, руководитель Абрамкин В.Ф.; московское “Общество попечителей пенитенциарных учреждений”; и другие общественные объединения, борющиеся за правовое положение заключенных.

Образующиеся различные общества - православные и неконфессиональные, имеют своей целью социальное служение заключенным. Тюремные общества создавались спонтанно, теми людьми, которые непосредственно столкнулись с массой проблем заключенных. Это или бывшие заключенные, или социальные работники, или церковнослужители. Социальное служение заключенным широко развито за рубежом, где также действуют и церковные и нецерковные организации. Опыт их работы очень значителен, т.к. они работают давно и успешно, совместно и с тюремной администрацией и с государственными органами. Их права и обязанности четко определены законодательством, так что они действуют эффективно с большой пользой для заключенных. В нашей стране, в основном, такие тюремные организации стали создаваться после 1989 года, когда тюрьмы стали более открыты для общества. В 1996 году Управлением исполнения наказаний г.Санкт-Петербурга и Управлением административных органов администрации г.Санкт-Петербурга было разработано “Положение об общественном социальном работнике в местах лишения свободы”, определяющем главные цели, направление деятельности, порядок назначения, полномочия, обязанности и требования для общественного социального работника в местах лишения свободы. (см. Приложение I).

Таким образом, в настоящее время, в колониях и тюрьмах успешно образуются церковные общины, строятся храмы, устраиваются молельные комнаты, организуются библиотеки и мастерские. Есть опыт устроения суточного круга богослужений в таких церквях: чтения утреннего правила, акафистов, дневных и праздничных канонов, чтения помянников и псалтири. В некоторых колониях есть возможность для отдельного проживания и трудоустройства верующих заключенных. Что дополнительно создает благоприятную атмосферу для заключенных. Но священник не может посещать колонию или тюрьму каждый день, поэтому церковные тюремные общины имеют старших братьев из числа самих заключенных, которые следят за внутренним порядком в общине и служат важным связующим звеном между заключенными и администрацией колоний. Такой человек в общине необходим для обеспечения нормального течения жизни всей общины.

Но для осуществления непосредственно духовного окормления заключенных, необходимо Богослужение, необходим священник. Причем опыт показывает, что посещение заключенных священником должны быть по меньшей мере еженедельными - для наиболее эффективного наблюдения и воздействия на духовно-нравственное состояние заключенных.

 

4. Организационные вопросы практического пастырского служения в тюрьмах.

 

В тюрьмах сегодня содержится большое количество заключенных, которые нуждаются в духовном окормлении, постепенно возрастает значение Церкви в повседневной жизни тюремных учреждений, посещения священнослужителями заключенных становятся регулярными и таким образом перед администрацией этих учреждений появилось немало организационных и практических вопросов для регулирования вновь появляющихся отношений между служителями Церкви в тюрьмах и администрацией учреждений. Причем эти вопросы, в основном, приходится решать начальникам учреждений на местах практически самостоятельно, т.к. детальных инструкций пока еще не создано, а появляющиеся в тюрьмах церкви, часовни и молельные комнаты требуют своего традиционного устроения со всеми особенностями эксплуатации, в условиях режимных учреждений. Интересны поэтому исследования ученых НИИ МВД РФ, со своей стороны рассматривающих различные вопросы, возникающие при взаимодействии служителей Церкви и сотрудниками учреждений:

“Взаимодействие и взаимопонимание между должностными лицами ИТУ и различными представителями религиозных организаций, зарегистрированных конфессий, проявляющих интерес к осужденным, тесно связаны с целым рядом сугубо практических вопросов.

Прежде всего стороны, собирающиеся взаимодействовать, должны совместно уяснить и согласовать правила, по которым будет осуществляться их деятельность. Так, администрация колонии, решившаяся на развитие отношений с конкретной религиозной организацией, должна хотя бы в общих чертах ознакомиться с основами вероучения, которым эта организация следует. Прежде всего это представление об истории возникновения данного вероучения, о правилах жизни верующих, об основных таинствах и службах (культовых действиях профессиональных священнослужителей), о религиозных традициях и обычаях, датах религиозных праздников и т.д.

С другой стороны, любые представители религиозной организации должны быть ознакомлены с правилами посещения мест лишения свободы гражданскими

 

лицами. При этом необходимо объяснить: что можно, а что нельзя проносить на территорию ИТУ, и почему; что можно принимать от осужденных, а что - нет.

Взаимодействовать будет легче и проще, если стороны заранее и подробно спланируют свои действия на территории колонии. Проход на территорию учреждения представителей религиозных организаций осуществляется по тем же правилам, что и обычных посетителей (исключая при этом личный досмотр священников. Если учреждение посещают только местные, хорошо известные ИТУ священники, то можно пойти на упрощенную форму допуска их на территорию учреждения (например, по личному постоянному пропуску как и сотрудникам - в любое, либо в специально выделенное время, если на КПП нет иных указаний на такие случаи от администрации). Некоторые неудобства, связанные с этим для оперативных работников и начальников отрядов, вполне окупаются доверительными отношениями с лицами, имеющими реальные возможности долговременного воздействия на осужденных.

При посещении осужденных священниками нередко возникают сложности с проносом на территорию учреждений предметов культа, запрещенных для хранения и употребления - обычно это касается использования вина при совершении Таинства Евхаристии. Здесь необходимо объяснять администрации о том, что церковное вино для причастия надо рассматривать не как алкогольный напиток, а в качестве “предмета религиозного культа”, которые разрешается использовать в местах лишения свободы по их прямому назначению.

Еще один сложный вопрос, который обычно встает перед администрацией ИТУ при сотрудничестве с различными религиозными организациями, - вопрос о допущении открытого, постоянно горящего огня в помещениях для молитв, а то и в жилых помещениях перед иконами, и другой религиозной атрибутикой (свечи, лампады и т.п.).

Поэтому открытый огонь в помещениях, зажигаемый в религиозных целях, вполне допустим, но при условии, если администрация примет все меры в соответствии с приказом МВД РФ от 14.12.93г. N536 “Правила пожарной безопасности в ИТУ” и действующим “Наставлением по организации пожарно-профилактической работы в ИТУ МВД СССР” от 15.12.1978г.”[32][33]

Развитие отношений Церкви и администрации тюрем естественно предполагает более внимательный подход к рассмотрению и решению тех вопросов, которые встают в связи с определенными особенностями служения Церкви в тюрьмах. Более тщательное рассмотрение таких вопросов требует времени а также внимания духовенства и сотрудников тюрем друг к другу.

“Взаимодействие с религиозными организациями, профессиональными священниками, конфессиональными властями требует от администрации ИТУ серьезного подхода. Желательно выделить должностных лиц воспитательной службы, на которых возложить постоянную обязанность по работе с представителями религиозных организаций (встреча и сопровождение при посещении учреждения, решение возникающих при этом вопросов, обеспечение транспортом, решение различных материальных проблем и т.п.).

Но тревожит и такая тенденция. Из многих бесед с практическими работниками создается впечатление, что далеко не все из них, в том числе руководители, осознают важность, значимость духовного воздействия на осужденных служителями культа, а также реально существующую потребность у части отбывающих наказание в следовании определенной вере и совершении соответствующих религиозных действий.”[33][34]

К сожалению, непонимание некоторыми представителями администрации тюремных учреждений, или органов управления важности служения Православной Церкви в тюрьмах не только существует, но и в отдельных случаях серьезно препятствует служению православного духовенства в тюрьмах. Многие практические вопросы, касающиеся непосредственных деталей богослужения решаются как в Управлениях Исполняющих Наказание отдельных регионов (например УИН г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области), так и на местах начальниками учреждений, их заместителями по воспитательной работе и прочими представителями администрации. И именно в их руках находится возможность предоставления наиболее благоприятных условий для служения духовенства в тюрьмах. Об этом, в частности, свидетельствует архимандрит Троице-Сергиевой Лавры о.Никодим, с 90-х годов, посещающий следственный изолятор г. Москвы: “Далеко не все сотрудники откликаются на наш призыв к покаянию и обращению к Богу. А нам бы хотелось видеть среди них больше единомышленников, убежденных в том, что в изоляцию от мира, за решетку, попадают люди с душой калеки, смятой, изуродованной. Они по-своему больны, и больны тяжело. Необходимо им помочь обрести себя, понять себя, но без поддержки этого сделать невозможно. Сотрудники исправительно трудовых учреждений могут оказать эту поддержку. И тогда их служба Закону (такая нелегкая!) приобретает иной, глубокий и гуманный смысл. Они будут служить и человеку, а значит, исполнять христианскую заповедь милосердного служения ближнему. Это дает силы вынести все тяготы службы, достойно нести этот крест. Священники приходят в эти учреждения еще и для того, чтобы помочь и блюстителям правопорядка врачевать душевные раны потерявших себя людей. Это их общая цель.” [34][35]

Опыт сегодняшнего времени показывает, что независимо от того нравится администрации учреждений присутствие и работа священнослужителей в тюрьмах, или не нравится, но исходя из новых законов, работники ИТУ обязаны предоставить верующим заключенным возможность жить по своей вере. В целом можно отметить, что в последнее время в исправительных учреждениях отношения между священнослужителями и администрацией налаживаются, становятся более твердыми и спокойными. Работники ИТУ, особенно представители воспитательных отделов понимают важность духовного воспитания осужденных, стараются и предоставить нормальные условия для служения священнослужителям, и по возможности сами пытаются приблизиться к пониманию различных религиозных вопросов. Об этом говорит один из научных сотрудников ВНИИ МВД РФ, Е. Данилин:

“Духовное воспитание осужденных - дело новое, требующее от сотрудников ВТК решения необычных воспитательных и организационных задач. Поэтому нередко они испытывают вполне понятные трудности в проведении такой работы. Они усугубляются и тем, что в настоящее время отсутствует методическая литература по таким вопросам. Чтобы хоть в какой-то мере восполнить этот пробел, представляется важным в планах служебной подготовки личного состава ВТК предусмотреть изучение проблем организации религиозного воспитания осужденных, привлекая к проведению таких занятий специалистов по религиозным вопросам. Необходимой является и самоподготовка воспитателей по этим темам. На наш взгляд, было бы целесообразным на курсах переподготовки работников ИТУ, проводимых на базе Домодедовского института, организовать специальный семинар - учебу начальников ВТК и их заместителей по воспитательной работе, по проблеме религиозного воспитания осужденных и взаимодействия с церковью и культовыми организациями.”[35][36]

В настоящее время можно сказать, что деятельность Церкви в тюрьмах нисколько не мешает нормальной жизнедеятельности учреждений, напротив, практическое служение православных священнослужителей приносит огромную пользу как заключенным, так и администрации (т.к. само присутствие церквей в тюрьмах оказывает благотворное влияние на непростые отношения заключенных и сотрудников тюрем). Причем важно то, что в этом согласны и представители администрации тюремной системы, и представители Церкви и сами заключенные:

“Наблюдая за развитием отношений Церкви и ИТУ убеждаешься, что культовая практика стала важным элементом колоний. И это неудивительно. Ведь в целом деятельность религиозных организаций полностью соответствует целям, которые стремится достичь общество, применяя уголовное наказание: подготовить правонарушителя к законопослушному образу жизни.

Подтверждение этому можно найти и в результатах социологического исследования. Анкетирование 1600 человек в восьми колониях (каждого 10-го осужденного, содержащегося в учреждениях Кемеровской обл.), показало: большинство опрошенных находят в религии утешение, способ покаяния и нравственного возрождения. Деятельность служителей культа, приобщение к вере, по мнению респондентов, способствуют улучшению отношений между осужденными, укрепляют порядок и дисциплину.” [36][37]

Архиепископ Омский и Тарский Феодосий так же писал в этой связи: “Служителицеркви и администрация ИТУ, объединившись, будут способствовать участию в благотворительной деятельности. Клирики и церковный актив, включившись в процесс закрепления в обществе лиц, освобожденных из мест лишения свободы, облегчат их социальную адаптацию, окажут им по мере сил духовную и материальную помощь. Мы - за сотрудничество!”[37][38]

 

 

5. Обязанности тюремного священника.

 

В деле нравственного воздействия на заключенных необходимо слово Божие, необходимо человеческое общение, нужны Таинства и Богослужения. Это может сделать только священник.

“В дореволюционной России православные священники накопили богатейший опыт морально-нравственного воспитания осужденных в острогах и тюрьмах. Например, православный священник Иосиф Фудель в течение 15 лет (1892 - 1907 гг.) был духовником осужденных Бутырской тюрьмы. Есть богатые материалы: его собственные записки, записки его сына С.И. Фуделя, его письма об этих трудах и целая подборка писем заключенных о нем и его работе на этом поприще. Есть интереснейшие записки на эту тему у архимандрита Спиридона в журнале “Христианская мысль” за 1916 - 1917 гг., в который отмечается гражданский подвиг многих служителей Церкви, занимавшихся перевоспитанием человека - этим “искусством из искусств и наукой из наук” (Св. Григорий Богослов).” [38][39]

Но когда служение духовенства в тюремных церквях только начиналось, то оно было очень необычным делом пастырского служения, так как к началу этого служения подобного опыта не имелось. Поэтому были выработаны специальные правила для тюремных священников (находящиеся в Уставе о содержащихся под стражей, изд.1890г.):

“В инструкции Смотрителю Губернского Тюремного Замка содержатся следующие правила относительно тюремных священников:

1. Священник церкви при тюремном замке, в отношении к Богослужению, отправляет обязанности свои по установлению, стараясь сколь можно чаще совершать оное, и по крайней мере в дни, посвящаемые говению, кануны воскресных, праздничных и торжественных дней, самые эти дни, каждая среда и пятница, страстная неделя и все дни Св. Пасхи.

2. Все требы христианские по тюремному замку Священник исполняет со всею тщательностью, благочестием, благонравием. Священник должен показывать пример всем служащим и содержимым в тюремном замке.

3. Священник во всех действиях его в отношении к тюремному замку, сообразуется с правилами, инструкцию сею определяемыми, для достижения цели, с которою люди, состоящие в тюремном замке, поручаются его пастве.

4. Поучения в церкви, увещания и наставления во всяком случае, назначение чтения приличных мест из книг церковных вообще, и частию каждому из содержимых в тюремном замке, суть предметы, коими священник весьма внимательно должен заниматься.

5. Священник церкви стараться должен ознакомиться с нравственностью каждого из содержимых в тюремном замке, приобрести его доверенность к себе, и основывать действия в отношении к исправлению каждого соответственно обстоятельствам.

6. Священник, независимо от исправления треб, посещает содержимых в тюремном замке в приличное время, сколь можно чаще, и по крайней мере два раза в неделю.

7. На Священника возлагается и обучение Закону Божию или же и другим предметам несовершеннолетних, в тюремном замке содержимых.

8. Попечение о благолепии храма Божия есть обязанность каждого, в особенности же возлагается сие на Священника онаго храма.

Во временных правилах о распределении служебных обязанностей между чинами управления в местах заключения г.Санкт-Петербурга преподаны следующие указания относительно тюремных священников.

1. Священник тюремной церкви, состоя в ведении духовного начальства на общем основании, в то же время в отношении всех своих обязанностей по тюрьме состоит в непосредственном подчинении Начальнику.

2. Священник несет троякого рода обязанности: а) в отношении тюремной церкви; б) в отношении тюремной школы; в) в отношении заключенных в тюрьме.

3. Священник есть настоятель тюремной церкви. Он совершает церковные службы и требы, причем прилагает все старания, чтобы Богослужение в церкви было сколь возможно более благолепно. Особенно наблюдает он, чтобы чтение в церкви было вполне внятное, дословно доступное слуху, отнюдь не спешное, а благоговейное, и пение согласное. Для сего он руководит обучением назначенных в пение арестантов.

4. В воскресные и праздничные дни Священник не упускает случая произносить в церкви проповеди и поучения, имея в виду главным образом объяснение чествуемых праздников.

5. Особенной заботе священника поручается приготовление заключенных к таинствам Исповеди и Приобщения Св. Таин.

6. Священник лично преподает в тюремной школе уроки Закона Божия.

7. Независимо от сего он исполняет в отношении тюремной школы обязанности инспектора классов, наблюдая за правильностью школьного преподавания и за успехами обучающихся.

8. Священник наблюдает за исправным хранением тюремной библиотеки и за выдачей книг для чтения.

9. Священник входит к Начальнику с представлениями о пополнении библиотеки новыми сочинениями, а так же дает свое заключение по всем предположениям о покупке новых книг.

10. Священник принимает указанные ниже сего, а также и другие зависящие от него меры к благотворному религиозному и нравственному воздействию на заключенных в тюрьме.

11. Каждое воскресенье и в праздничные дни, когда в тюрьме не положено работ, Священник предлагает заключенным религиозно-нравственные беседы.

12. Часы, в которые должны происходить беседы, и помещения назначаются Начальником тюрьмы с таким расчетом, чтобы в каждое данное воскресенье и праздник на беседе присутствовало по возможности до половины содержащихся в тюрьме арестантов.

13. Священник, отнюдь не вмешиваясь в дела управления, обязан знать все, что относится до порядка исполнения наказаний и тюремной дисциплины.

14. Священник обязан сколь возможно более знакомиться с заключенными и изыскивать случаи для бесед с ними наедине, для их увещания и в чем нужно назидания.

15. Священник прилагает особенное старание к благотворном воздействию на тех из заключенных, которые подвергаются дисциплинарным взысканиям и отличаются строптивым поведением и нравственной испорченностью.

16. Стремясь всячески поддерживать свое высокое духовное значение, Священник обязан внушать заключенным, что через его посредство они не могут рассчитывать получить от тюремного начальства какие-нибудь материальные выгоды и льготы.

17. Священник должен стараться разузнавать подробности о семейном положении заключенных, способствовать восстановлению нередко разорванных преступлением семейных уз, в необходимых же случаях обращаться за содействием к учреждениям и лицам, которые могли бы оказать семействам заключенных призрение и помощь.

18. Преимущественному вниманию Священника поручается неукоснительное посещение больных арестантов, оказание им религиозного утешения, а так же христианское напутствие умирающих."[39][40]

Таковы были обязанности тюремного духовенства конца XIX века. Многое изменилось с того времени, но тюрьма осталась тюрьмой и многие заключенные нуждались и нуждаются в утешении и вразумлении от Церкви. Поэтому изложенные выше обязанности священников вполне подходят и для настоящего времени. Необходимо только учитывать то обстоятельство, что по Закону Российской Империи от 15 июня 1887 г., священники, диакона и псаломщики входили в штат тюремных сотрудников. И поэтому могли осуществлять свое служение совершенно беспрепятственно.

В настоящее время духовенство, служащее в местах лишения свободы не имеет таких возможностей, поэтому их сегодняшнее служение более скромно, но по уже имеющемуся опыту современного служения, группой исследователей НИИ МВД России, есть попытка определения прав и обязанностей тюремных священников:

“С целью удовлетворения религиозных потребностей осужденных, проведения с ними воспитательной работы и распространения веры, религиозные организации и их представители имеют определенные права и обязанности при взаимодействии с исправительными учреждениями:

1. По приглашению осужденных и по своей инициативе посещать ИТУ для индивидуальной или массовой (групповой) работы с осужденными по распространению убеждений, религиозному обучению и воспитанию, удовлетворению потребностей осужденных в совершении обрядов, других религиозных церемоний, общегуманитарному воздействию на отбывающих наказание и совершение дел милосердия и благотворительности. ИТУ могут посещать лишь представители зарегистрированных организаций.

2. Проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным предметы культа и религиозной символики (изготовленные не из драгоценных металлов), а также религиозную литературу для совершения религиозных обрядов.

3. Оказывать помощь в оборудовании культовых помещений в выделенных администрацией ИТУ местах на территории жилой зоны, а также создавать на территории учреждений и вне их предприятия, производственные объекты и трудоустраивать на них осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 21.07.93 г. “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, помогать освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве.

4. Организовывать воскресные школы (например, “Библейские курсы”), иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям, нормам своих вероучений и культовой практике, а также в воспитательных целях проводить для осужденных лекции, беседы, иные мероприятия общегуманитарного характера.

5. Передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в виде предметов и вещей, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, а также разрешены к продаже им согласно Перечням, установленным Правилами внутреннего распорядка.

6. Проводить воспитательную работу с осужденными в составе различных организованных формирований общественности в исправлении отбывающих уголовные наказания, а также ходатайствовать перед администрацией ИТУ и вышестоящими органами о поощрении осужденных и смягчении наказания.

Представители религиозных организаций, проводящие работу с осужденными, обязаны предъявить администрации ИТУ справку о регистрации в качестве служителя культа, а также документ, удостоверяющий личность. Об официальном разрешении посетить учреждение необходимо позаботиться заблаговременно (лучше получить его у высшего руководства). При этом необходимо присутствие служителя церкви или просящий разрешение должен иметь письменную рекомендацию церкви во время переговоров с администрацией ИТК. Следует также заранее оговорить время и продолжительность посещения.

Практика показала, что представителю религиозной организации, работающему в данном учреждении систематически и по плану, может быть выдан и постоянный пропуск.[40][41]

Представители религиозных культов, организации которых расположены как на территории России, так и вне ее пределов обязаны (при наличии у администрации сомнений в том, что вероучительная сторона и культовая практика, формы деятельности представляемых ими религиозных направлений, течений, сект будут способствовать целям исправления осужденных, поддержанию должного порядка в учреждении) представить администрации благословение или подтверждение о возможности работы с осужденными со стороны вышестоящих церковных организаций России. Кроме того, администрации ИТУ рекомендуется более подробно выяснить содержание проповеднической деятельности тех религиозных представителей, которые намерены проводить у них работу (отзывы об их прошлой деятельности; рекомендательные письма; оперативные данные и т.д.). [41][42]

На представителей религиозных организаций, посещающих ИТУ, распространяются требования выполнения условия совместной работы вольнонаемного персонала с осужденными и допуска лиц на объекты мест лишения свободы, предусмотренные исправительно-трудовым законодательством и Правилами внутреннего распорядка. При посещении ИТУ представителями религиозных организаций администрация учреждения доводит до их сведения установленный порядок встречи и обеспечивает меры безопасности. (Например, осужденным нельзя передавать деньги и другие запрещенные к хранению предметы.) Рекомендуется так организовывать взаимодействие исправительных учреждений и религиозных организаций, чтобы, с одной стороны, организовать выступления и консультации пенитенциарных работников для представителей религиозных организаций по проблемам исполнения (отбывания) уголовного наказания в местах лишения свободы,

с другой - инициировать просветительную деятельность религиозных организаций для обучения сотрудников ИТУ основам вероучений. Как показывает изучение практики, работники пенитенциарной системы нуждаются в элементарных знаниях о духовной работе с осужденными, о ее значении, ибо некоторые имеют предубеждение к ней.”[42][43]

Действительно, сейчас можно говорить о том, что работники учреждений нуждаются в знании элементарных основ вероучения. С одной стороны, тюремное заключение сегодня состоит уже не только в наказании преступника за совершенное преступление, но и в попытке его исправления; доказательством этому служит сама

предоставленная возможность официального появления церковнослужителей в

тюрьмах, и сотрудники ИТУ - такие же советские люди, как и многие другие, в

настоящее время проявляют совершенно естественный интерес к учению веры, таинствам, церковным обычаям. И на практике имеются случаи того, как после совершения богослужения для заключенных, в тюремную церковь подходят сотрудники ИТУ, для того, чтобы также встретиться со священником. С другой стороны, офицеры МВД, занимающиеся непосредственно от лица администрации учреждений в устроении религиозных мероприятий - в основном заместители начальников ИТУ по воспитательной работе, или воспитатели, начальники отрядов и проч., представляют свою работу (в том числе и работу со священнослужителями) в определенных условиях, соответствующих своим должностным обязанностям, а также правилам и инструкциям, полученным от вышестоящих органов (ГУИН - Главное Управление Исполнения Наказаний). И эти сотрудники учреждений могут стать как помощниками для священнослужителей в наиболее благоприятном устроении богослужений, так и препятствием, усложняющим всю миссионерскую деятельность. Конечно, в каждом конкретном случае все зависит от личных отношений между священником и ответственным сотрудником учреждения, но все же, если при совместной работе с заключенными обе стороны будут заранее осведомлены о необходимых особенностях и обязанностях своих служб, возможность возникновения непонимания между священнослужителями и сотрудниками учреждений в дальнейшем должна уменьшиться. К сожалению, в настоящее

время можно видеть как нормальное развитие отношений между священнослужителями и администрацией ИТУ, так и почти полное непонимание и нерасположение друг ко другу.

Священник в тюрьме должен быть очень многим для заключенных, и практически дело обстояло именно так - за простым человеческим участием и помощью заключенные могли обратиться только к двум людям в тюрьме - врачу и священнику. Ведь религия - это "предмет" сердца, совести человека. И когда заключенные духовно отрезвляются, "приходят в себя" от предыдущей, полной грехов жизни, то они именно в религии часто находят утешение в своих скорбях. И их религиозным чувством надо дорожить, развивать и очищать от всевозможных невежественных предрассудков и заблуждений, вселяя в них ясные, светлые понятия о религии, создающие нравственность, вселяющие надежду на новую жизнь, укрепляющие доверие к Богу и ближним.

Таким образом, на основании вышеперечисленных правил для тюремного духовенства дореволюционной России, а также в условиях современных реалий и не имея еще твердой разработанной системы обязанностей для тюремных священников, можно было бы предложить к рассмотрению определенную систему, которая органично включала бы в себя, ценный опыт духовенства прошлого, взглядов сотрудников исправительной системы на служение Церкви в тюрьмах и личный опыт служения. Необходимость разработки таких правил была подчеркнута на собрании тюремного духовенства Санкт-Петербурга и руководителей воспитательных отделов, проведенном в Князь-Владимирском соборе СПб., в марте 1999 г. В частности, была создана рабочая комиссия, состоящая из председателя отдела по связям с ИТУ прот. Владимира Сорокина, священника ИЗ 45/4 иерея Олега Скомороха и заместителя начальника УИН СПб Самоловова В.П. Комиссии было поручено разработать правила для тюремных священнослужителей, определяющих положение, права и обязанности православного духовенства, совершающих служение в местах лишения свободы в настоящее время.[43][44]

В целом можно выделить четыре основных момента в деятельности священника в тюрьме: богослужение, просвещение, материальная помощь и поддержка заключенных после их освобождения.

Главной же задачей священника в тюрьме является приведение людей к Богу. И если исполнить эту задачу, то все остальные задачи тоже исполнятся по слову Спасителя: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф.VI,33).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)