АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Всегда заканчивайте день практикой сила правды

Читайте также:
  1. AEI (навсегда, вечность, гр.)
  2. VIII. Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
  3. VIII. ПОЧЕМУ МАССЫ ВТОРГАЮТСЯ ВСЮДУ, ВО ВСЕ И ВСЕГДА НЕ ИНАЧЕ КАК
  4. VIII. Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием
  5. БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА НЕПРАВО?
  6. Быть всегда готовым к его освещению
  7. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
  8. В нашем стремлении жить радостной, изобильной и насыщенной жизнью дети могут быть самыми горячими сторонниками и всегда поддержат нас в этом.
  9. В это время чья-то рука нежно коснулась моего плеча. Надежда Вытерев слезы, я медленно подняла голову и узнала этого человека, тоже завсегдатая заведения.
  10. Война – всегда страшно: главное – остаться человеком
  11. Всегда жди подвоха

Вернёмся к силе правды. Одно дело знать, что для достижения успеха

в личной жизни или в бизнесе вы должны вести себя морально

устойчиво. Другое дело ежедневно и ежечасно вести себя в соответствии

с этим знанием. И ещё более высокий уровень — ясно понимать

механизм того, как эти вещи работают на самом деле. Однако

существует ещё один шаг, позволяющий немедленно заставить эту силу

работать на вас, шаг, который вы со всей очевидностью можете отнести к

вашему новому взгляду на мир и новому поведению в мире.

И это как раз сила правды. В конце рабочего дня, может быть, даже по

пути домой, достаньте свой шестиразовый ежедневник. Просмотрите все

положительные записи, что вы сделали за последние двадцать четыре

часа. Подумайте о том, что каждые такие поступки, слова или мысли

создали очень сильные отпечатки в вашем уме, чтобы в будущем вы

смогли увидеть совершенно обновлённый мир, достигли такого успеха в

бизнесе и личной жизни, который вам и не снился. Порадуйтесь даже

малейшим достижениям на пути к полному нравственному

совершенству.

Затем представьте, в чём именно заключается понятие нравственного

совершенства. Представьте, что, оглянувшись на прожитый рабочий

день, вы имеете полное право, не кривя душой, сказать, что вы были

абсолютно честны каждую минуту этого дня, — во всех ваших действиях

по отношению к другим, в каждом вашем хорошенько взвешенном слове,

обращённом к другим, и даже в ваших самых сокровенных мыслях.

Добры ко всем окружающим, честны по отношению к ним, полностью

честны по отношению к себе и можете сказать — да, это был день

полного нравственного совершенства.

Как только у вас будет такой день (а это потребует некоторой

практики) или хотя бы день, похожий на такой, тогда переходите к

практике силы правды. Призывание мощи этой практики переводит все

отпечатки, сделанные за день, на совершенно новый уровень силы. Это

звучит примерно так:

Если правда, что в течение целого дня я полностью осознавал всё,

что я говорил другим, делал другим, и даже думал о других; весь день

поступая сознательно, был абсолютно честен по отношению к каждому

человеку, с которым контактировал, то пусть тогда родится новая

сила. И властью этой новой силы пусть я и всё в моём мире — вместе

достигнем через ударный труд истинного счастья и процветания.

Когда тибетцы выполняют такую практику, они представляют, что из

их сердца выходят лучи золотого света, такие яркие, как будто в груди у

них солнце. Они направляют эти лучи ко всем окружающим — сначала,

например, к пассажирам автобуса, в котором едут, потом ко всем, кто

возвращается в это время домой, затем к тем, кто дома ждёт всех

возвращающихся домой. Затем пожелайте каждому из них того же успеха

в жизни и работе, которого надеетесь достигнуть сами. Если принципы, о

которых вы здесь прочитали — концепции скрытого потенциала и

ментальных отпечатков, — верны, тогда процветание сможет прийти к

каждому человеку, который им следовал, ко всем нам в одно и то же

время: его хватит на всех, его будет более чем достаточно, и дом каждого

станет полной чашей.

 

Глава 9

КАК ЗАДАТЬ ДЕНЬ

С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИКИ

МОЛЧАНИЯ

Давайте предположим, что вы поняли сущность Алмазного огранщика.

Вы понимаете, что само по себе ничто не является таким, каким оно есть,

— не имеет собственной независимой природы, — иначе каждая вещь и

любое явление воспринимались бы всеми одинаково. Но одно и то же

часто воспринимается всеми нами по-разному, причём ясно, что этот

взгляд на вещи не появился из ничего, а раз так, то он должен появляться

из нас самих. Вы также понимаете, что этот ваш взгляд вызывают семена,

или следы, или отпечатки, которые вы ранее оставили в своём уме, когда

делали, говорили или думали что-то хорошее или плохое в отношении

другого человека.

Наконец, вы понимаете, что исходя из вышесказанного вы можете

существенно планировать своё будущее, всего лишь отслеживая свои

мысли, слова и действия в течение дня. В результате вы достигли того,

чего надеялся достичь любой индивидуум за всю историю человечества и

за всю историю бизнеса: умения управлять своей судьбой. Вы теперь

знаете, как достичь успеха.

Теперь я хотел бы сказать несколько слов о том, как пойти ещё

дальше, о тех методах, которые позволят вам получить максимальное

удовольствие от вашего успеха. Буддийские мыслители говорят, что одно

дело преуспеть, скажем, материально, и совсем другое — в полной мере

насладиться этим успехом. В этой и последующих главах мы поговорим

о различных способах оставаться счастливым каждый день и каждый час,

при этом продолжая сражаться за успех в бизнесе. А начнём с того, что

научимся «задавать день».

Чтобы день задался, надо его «задать». Тибетские мудрецы называют

этот процесс репра tang. Это выражение означает задать настроение на

весь день, проведя утром несколько минут в тишине, а сама фраза близка

к другой, которая означает «выпустить стрелу». Это спокойное утреннее

время, проведённое наедине с самим собой и позволяющее мысленно

подготовиться к предстоящему дню, имеет — подобно шестиразовому

ежедневнику — исключительную важность для того, чтобы справиться с

задачей по обеспечению полного личного и коммерческого успеха в

будущем. Основы этой практики можно отыскать в древнем учении

Будды, например в Книге золотого света, содержание которой было

изложено более двух тысяч лет назад; кое-что в мире, конечно же,

изменилось, но только не основные принципы того, как задать свой день,

которые как непрерываемая традиция передавались через все эти

столетия от учителя к ученику в виде глубокой, личной практики на всю

жизнь.

В одной очень полной версии этой практики утверждается, что

начинать её нужно вообще накануне вечером. После того как вы улеглись

в постель, сначала оглянитесь на прожитый день, как мы описывали это

выше. Выберите три самые лучшие вещи, которые вы сделали, сказали

или подумали, потом три наихудшие. Особенно сосредоточьтесь на

лучших и, засыпая — входя в мир сновидений, который, как говорят

тибетские учителя, во многом напоминает призрачный мир между вашей

смертью в этой жизни и пробуждением в следующей, — представьте тот

самый момент, когда зазвонит ваш будильник. Представьте ваши первые

мысли по пробуждении, первые минуты, когда вы ещё сладко

потягиваетесь, зеваете и открываете глаза. Как вам, вероятно,

подсказывает ваш собственный жизненный опыт, эти несколько минут —

если быть точным, около часа — определяют ваш стартовый настрой на

целый день. И лучший способ сделать так, чтобы день задался, — это

начать его с практики молчания и размышления.

Существует несколько основных методов выполнения

индивидуальной практики молчания, которые столетиями

отрабатывались великими учителями в Тибете и задолго до этого. Если

вы знаете их и следуете им, тогда это время безмолвия — даже если вы

будете уделять всего несколько минут в день — станет, возможно, самой

важной и заветной частью вашей жизни. Практика молчания начинается с

поиска места в вашем доме или квартире, где вы собираетесь ею

заниматься.

Важно, чтобы у вас нашлось физически изолированное место, где вы

будете практиковать утреннее безмолвие. Прежде всего ни в коем случае

не делайте это в своей постели, то есть в том месте, где вы только что

несколько часов провели во сне, в том месте, которое до сих пор окутано

дремотой и мраком. За всю свою жизнь вы привыкли умолкать в кровати

и после этого засыпать, поэтому во время практики молчания вас, скорее

всего, там рефлекторно охватит сонливость. Поэтому важно встать и

уйти с кровати.

В Тибете монахи идут умываться; сначала они брызгают себе воду в

лицо, а потом сильно сморкаются, чтобы во время утреннего безмолвия

дышать очень тихо. Эта процедура каждое утро звучала в нашем

монастыре как грандиозная трубная симфония опорожняемых носов.

Затем вы чистите зубы, чтобы во время безмолвия во рту был приятный

вкус; это ещё одна вещь, помогающая вам не отвлекаться. Потом вам

необходимо ввести в организм какую-нибудь жидкость — вы наливаете

себе, скажем, чай или сок или чашечку вашего любимого кофе и

прихлёбываете, пока прибираетесь в своём спокойном уголке.

Это специально выделенный уголок в вашем жилище, куда вы всегда

уединяетесь для практики утреннего безмолвия. Думаю, прежде всего

нужно сказать о нём, что это укромное место, относительно которого вы

достигли соглашения с домочадцами, что они не будут беспокоить вас

там по утрам во время размышлений. Насколько мне известно, некоторые

бизнесмены для этого выделяют и приводят в порядок удобный закуток в

подвальном помещении; другие, у которых места не так много, покупают

изящные японские ширмы и отгораживают уголок в своей квартире;

третьи просто договариваются с семьёй о предоставлении комнаты в их

полное распоряжение, скажем, с семи до семи тридцати каждое утро. Что

бы вы ни выбрали, главное, добейтесь, чтобы окружающие в оговорённое

время не нарушали вашу уединённую тишину, а также непременно

устраните все остальные источники помех.

Это означает: отключите телефон в этой комнате; добейтесь того,

чтобы никто не вздумал слушать на всю громкость радио или смотреть

телевизор; постарайтесь уменьшить уличный шум, прикрыв окна,

например выходящие на шумную дорогу или улицу. Вы должны

обеспечить полную тишину во времени и пространстве, насколько это

позволяют ваши жилищные условия. Если к семи часам в доме или

снаружи уже слишком шумно, то вам стоит начинать ещё раньше, но и в

этом случае обязательно отводите для ночного сна столько часов,

сколько лично вам обычно требуется, чтобы хорошенько высыпаться, —

тогда ваша практика утреннего безмолвия будет успешной.

Если вы будете относиться к вашему закутку как к особенному, почти

священному месту, то ваши дела пойдут намного лучше. Это укромное

место должно быть чистым и опрятным, и поэтому утром, войдя туда, мы

всегда начинаем с уборки, подметания или вытирания пыли. Мы делаем

так, даже если там и так очень чисто, потому что это хороший повод

размяться. Тибетские мудрецы говорят, что, пока вы неспешно

прибираетесь, вы должны представлять, что это олицетворяет очищение

вашего бизнеса, вашей жизни и вашего ума. Если вы станете делать это

систематически (иначе и быть не может, а то ничего у вас не получится),

то обнаружите, что убирать-то в вашем уединённом месте стало почти

нечего: так, несколько пылинок и каких-то бумажек то здесь, то там.

Тогда мы переходим на более тонкий уровень и вычищаем мельчайший

мусор, который ещё остаётся на полу или где-то ещё. Этот процесс

показывает, что вы так наладили свой бизнес и свою жизнь, что вам

остаётся вносить только небольшие коррективы время от времени. Но

обязательно вносите эти коррективы и никогда не забывайте во время

уборки, что именно она символизирует.

Если ваше укромное место чисто и опрятно, то это способствует

успокоению вашего ума. Следующий шаг — найти удобное сиденье, на

котором вы сможете войти в безмолвное размышление. Это безмолвие

чем-то напоминает сны наяву, дневные грезы или слушание вашей

любимой музыки: вы откидываетесь в кресле и прикрываете глаза или

просто глядите перед собой; ваше тело расслаблено и неподвижно; вы

даёте своим мыслям полную свободу. Смысл в том, чтобы найти способ

устроиться примерно так же, пока вы будете углубляться в покой своего

ума. Идея состоит в том, чтобы придать телу такое положение, которое

будет оставаться удобным до тех пор, пока вы и ваш ум не решите

покинуть безмолвие.

Согласно древним учениям Тибета, лучше всего, если это положение

тела будет отвечать нескольким требованиям. Самое главное из них —

держать спину прямо. Как говорят тибетцы, если вы сидите прямо, тогда

что-то там, связанное с внутренним функционированием нервной

системы, работает правильней и помогает вам лучше сосредотачивать

свой ум во время безмолвия. Неплохо сидеть на чём-то достаточно

мягком, но при этом и крепком, а также приподнять область копчика

небольшой подушечкой: это помогает держать спину прямой. Если вам

удобно, вы можете скрестить ноги, но можно и просто сидеть в

нормальном положении, спустив ноги на пол, как вы обычно сидите.

Руки свободно положите на колени ладонями вверх и постарайтесь

полностью расслабить тело. Хороший способ сделать это — совершить

несколько медленных глубоких дыханий подряд. На тибетском языке эта

практика со смешным названием ооk joong-ngoop популярна по меньшей

мере шестнадцать столетий, с того времени как она появилась в тексте,

именуемом Сокровищница высшего знания. Идея состоит в том, чтобы

сконцентрировать ум для безмолвия путём отсечения других мыслей и

ощущений; мы делаем это за счёт привязки ума к дыханию, отслеживая

его вдохи и выдохи.

Правда, мы начинаем с выдоха, а затем вдыхаем! Вот как это работает.

Вы фиксируете свой ум на внутренней части обеих ноздрей, вверх до

самых дырочек. Представьте, что вы часовой, поставленный на посту у

этих двух пещерок следить за теми, кто входит и выходит. С каждым

вдохом и выдохом старайтесь осязать прикосновение воздуха к

внутренней части носа, чувствуя, как холодный сухой воздух входит

внутрь, а влажный тёплый воздух выходит наружу. Не покидайте свой

пост: не разрешайте уму отвлекаться от внутренней части носа и

прикосновения к ней входящего и выходящего воздуха. Если кто-то

хлопнет дверью или громко заговорит, вы можете на миг отвлечься, но

сейчас же немедленно возвращайтесь к дыханию.

Древний обычай гласит, что нужно повторять дыхание десять раз с

условием: если вы основательно отвлечётесь и собьетесь со счёта, то

должны всё начать сначала. Каждый счёт начинается с выдоха и

заканчивается вдохом. Говорят, что такой способ счёта дыхания

(противоположный нашему, который включает в себя вдох, задержку и

выдох, как, например, в плавании) придаёт дополнительную силу для

обращения ума вовнутрь, для фокусирования мыслей внутри. Если вы

частенько сбиваетесь, не досчитав до десяти, это знак того, что у вас есть

трудности с концентрацией. Это повлияет на всё, что связано с вашей

коммерческой деятельностью, поэтому вы должны с особым вниманием

проследить о том, чтобы регулярно — каждое утро — соблюдать

утреннее безмолвие.

Вы можете закрыть глаза, можете оставить их открытыми, это

неважно, лишь бы это вас не отвлекало. Если вы закроете глаза, то

можете почувствовать сонливость, поскольку за всю жизнь выработался

определённый рефлекс засыпания. Если вы откроете глаза, то, возможно,

начнёте рассматривать вещи в комнате и терять нить размышления.

Древние тибетские книги на это отвечают, что, если вы оставляете глаза

открытыми, вы должны стараться не фокусировать взгляд на чём-то

конкретном: просто позвольте глазам смотреть в пространство перед

собой, как часто бывает, когда вы глубоко о чём-то задумываетесь, глядя

в никуда. Будет ещё лучше, если вы слегка опустите взгляд вниз, чуточку

прикрыв веки.

Теперь, когда сидите вы правильно, как вам правильно молчать? И как

долго? Начнём со второго вопроса. Хорошо, если вы сможете проводить

в безмолвии от пятнадцати до тридцати минут каждый день. Обратите

особое внимание — «каждый день». Эти вещи не будут работать, если вы

не будете заниматься каждый день, без перерывов. Лучший способ

добиться ежедневности — выполнять эту практику в одно и то же время

изо дня в день. Я ездил на работу в Нью-Йорк из центра штата Нью-

Джерси на автобусе в одно и то же время каждое утро — вторая

половина маршрута состояла из прямого участка автострады,

заканчивающегося небольшим разворотом за минуту до въезда в тоннель

имени Линкольна, ведущий на Манхэттен. Я всегда дремал по пути в

Нью-Йорк, а просыпался каждое утро всегда в одно и то же время,

аккурат перед самым тоннелем, успевая повязать галстук и надеть

пиджак.

По пути домой я опять дремал всю первую часть поездки, чтобы

прийти в себя после очередного сумасшедшего дня и вчерашнего

недосыпа; этот сон почти всегда начинался в одно и то же время, скажем

в шесть пятнадцать. Так продолжалось более десяти лет, и дело дошло до

того, что где бы я ни был — даже на выходных, на праздниках или в

отпуске — я всегда начинал засыпать точно в шесть пятнадцать. То же

самое произошло и с обедом: мы уходили на обеденный перерыв ровно в

час дня так много лет подряд, что в какой части света я бы ни находился,

что бы ни делал, я всегда начинал чувствовать сильный голод в час

пополудни нью-йоркского, то есть восточного стандартного, времени.

Этот же принцип распространяется и на вашу ежедневную практику

молчания.

Начните с того, что выкройте себе время для практики, скажем, ровно

с семи утра каждый день. Сперва будет трудновато попасть в ритм. И вы

не привыкли к практике безмолвия, и она не привыкла к вам — у вас

поначалу не очень-то и получается. Но если вы просто продолжаете

делать её в одно и то же время каждый день, это становится рефлексом,

как сон или еда. И вот у вас начинает получаться всё лучше и лучше с

самой практикой, пока наконец она не становится для вас любимым

временем суток.

Так как же мы всё-таки должны практиковать безмолвие? Если

взглянуть на фотографию Его святейшества Далай-ламы, на которой он

сидит и медитирует в утреннее время, то может показаться, что он

вообще ничем не занят. Но ничего не может быть дальше от истины. От

начала до конца вашего безмолвного сосредоточения вы проделываете

особый комплекс умственных упражнений, совсем как футболист

проводит разминку в спортзале. И когда вы достигнете мастерства в

своей практике утреннего молчания, ваш ум и соответствующее умение

вести бизнес будут такими же ловкими, быстрыми и сильными, как

движения профессионального спортсмена.

Когда вы уселись в первый раз, добейтесь ощущения полного

удобства. Если вы не сделаете этого с самого начала, то позже вы

непременно будете ёрзать и вертеться. Приведите свою позу в порядок,

добейтесь того, чтобы спина была прямая, а затем просто посидите пару

минут, привыкая к молчанию. Постарайтесь сидеть так тихо, как это

физически возможно, то есть постарайтесь не шевелиться вообще, даже

не моргать. Медленно направьте свой ум на дыхание и начинайте

отсчитывать десять медленных глубоких выдохов-вдохов — не

сдерживайте дыхание и не напрягайтесь. Сознательно попытайтесь

отключить все чувства: ни на чём не задерживайте взгляд, ни к чему не

прислушивайтесь, старайтесь не обращать внимания на соблазнительные

запахи ожидающего вас завтрака и так далее. Если вам удалось досчитать

до десяти, значит, вы готовы сконцентрировать свой ум на задаче,

которую вы себе наметили на сегодня. Ведь нельзя же всё время только и

делать, что отслеживать дыхание, — это не принесёт вам никакой

пользы, разве что недолгое чувство уравновешенности, которое

улетучится при столкновении с первой же серьёзной проблемой рабочего

дня.

Поэтому большая часть практики молчания должна быть направлена

на то, чтобы путём тщательного предварительного обдумывания уладить

одну из проблем, которая мешает вам достичь успеха в коммерческой

или личной жизни. Предположим, что вы постоянно сталкиваетесь с

бизнес-проблемой № 18 из первой части книги: никто в компании, ни

начальство, ни рядовые сотрудники, не торопятся помогать вам, когда вы

остро нуждаетесь в помощи. Начните с безмолвия своего ума, пройдите

путём подсчёта дыхания, после ненадолго остановитесь, просто

наслаждаясь тишиной. Затем сознательно разверните свой спокойный ум

к вашей проблеме.

Сперва вспомните реальный случай (это будет нетрудно), когда в

течение примерно недели-двух вы в последний раз сталкивались с этой

проблемой. При этом постарайтесь не обобщать: точно припомните

конкретную ситуацию, когда кто-то не стал вам помогать, когда вы в том

нуждались. Обратитесь к своей памяти и восстановите точное время и

место — представьте то помещение, в котором вы находились,

вспомните, с кем вы сидели, кто стоял рядом, как вы попросили о

помощи; затем с кинематографической точностью воспроизведите

картину отказа. Вспомните выражения лиц, слова и интонацию, с

которой они были сказаны, вспомните, какие чувства вы при этом

испытали. Вообще-то вам потребуется некоторый самоконтроль, чтобы

снова не разозлиться или не расстроиться, так что будьте осторожны.

Затем рассмотрите пустоту или потенциал, который присутствовал в

этой ситуации. Как вы помните, для этого нужно мысленно подробно

рассмотреть, как разные люди по-разному воспринимали

разворачивающиеся события. Ясно, что у того человека, который

отказался вам помочь, не было проблемы с тем, с чем у вас есть

проблема. Скорее всего, окружающие вообще не увидели в этом большой

проблемы. Но вы увидели; вы увидели её как серьёзную проблему.

Это означает, что в действительности проблема не была сама по себе

проблемой, иначе все присутствующие восприняли бы её одинаково, как

одну и ту же проблему. Однако на деле эта проблема была чистой, или

пустой, или нейтральной: некоторые люди видели её как проблему, а

некоторые нет. Это означает, что её проблемность происходит не из неё

самой, а откуда-то ещё, — и как мы уже заметили, у нас нет большого

выбора, кроме как сказать, что она происходит из вашего собственного

ума.

Означает ли это, что вы создали проблему на голом месте, там, где её

и в помине не было? Ничего подобного. Сам факт, что ваш ум делает из

проблемы проблему, означает, что это проблема; в действительности

именно деятельность вашего ума может превратить в проблему всё что

угодно. Это также не означает, что если вы решили не создавать из этого

проблему, то это перестанет быть проблемой. Вполне возможно, что

неполучение вами необходимой помощи — есть всего лишь восприятие,

но это восприятие и его вариации и последствия вполне реальны: вы не

сможете закончить порученную вам работу, и начальство не погладит вас

за это по головке. Вы можете хоть весь день изо всех сил повторять, что

эта проблема вовсе не проблема, стараться не считать эту проблему

проблемой, но от этого она не перестанет быть проблемой, и она вам ещё

навредит.

Затем, продолжая пребывать в тишине своей комнаты и спокойствии

ума, мысленно обратитесь к источнику этой проблемы, которым, как вы

знаете, является отпечаток, врезавшийся в ваш ум в прошлом, когда вы

сами оставили кого-то без нужной помощи. Отложившись у вас в мозгу,

этот отпечаток нагуливал жир, плавая у подсознательной области вашего

ума, подобно прожорливой рыбе, а затем в подходящий момент всплыл

на поверхность сознания. Он определил, даже скорее создал ваши

ощущения во время того самого случая, когда вам было отказано в

помощи. Не нужно искать злодея ни в том начальнике, ни в сослуживце;

этот злодей — вы сами, и именно вы, и только вы можете и должны

исправить положение.

Теперь сознательно перенеситесь в своём воображении в

наступающий день и попытайтесь предвидеть похожую ситуацию,

которая может произойти сегодня снова. Постарайтесь представить

общую обстановку: то место, где вы, возможно, будете сидеть; тех

людей, которые могут оказаться рядом с вами; слова, которые будут

произнесены во время очередного отказа в помощи, которая необходима

вам для работы; интонацию, с которой они будут сказаны; выражение

лиц и позы окружающих. Затем сыграйте в своём уме в небольшую

ролевую игру. Вспомните, как вы обычно реагируете на подобную

ситуацию. Такой-то менеджер отказался вам помочь, и вот вы тешите

себя надеждой, как они в свою очередь обломаются, когда им самим

потребуется помощь от вашего подразделения в ближайшие же недели.

Но ведь теперь-то вы уже знаете, что «нормальная» реакция

диаметрально противоположна правильной реакции. Тот момент, когда

вы отказываете кому-то в помощи в отместку за то, что он не выручил

вас, вы врезаете в свой ум новый отпечаток, который заставит вас

увидеть, как в будущем вам снова отказывают в поддержке. Но вам-то

надо совсем другое: вы хотели бы отпечатать в уме такой след, чтобы

увидеть, как в следующий раз вы получаете необходимое содействие. А

это можно сделать, только если в одностороннем порядке помогать

другим: оказывать им всестороннюю поддержку, даже если они

отказывают вам в ней. Представляете, что бы случилось, если бы весь

мир узнал, что это лучший способ преуспеть для всех заинтересованных

в этом!

Такая разновидность ролевой игры в течение вашего утреннего

безмолвного созерцания не имеет ничего общего с прекраснодушной

сентиментальностью. Это вполне прагматичное и расчётливое

упражнение для достижения коммерческого и личного успеха. В

некоторый момент в ближайшие день-два та ситуация, которую вы себе

представляли, действительно произойдёт. И когда это случится, вы

будете к ней готовы. Модель поведения, которая выработана вами путём

подробного разбора возможных сценариев развития ситуации и

предусматривает новый способ ответной реакции, активизируется почти

автоматически. Вы сначала реагируете по-старому, но ваша постоянная

практика утреннего безмолвия заставляет вас остановиться и вспомнить,

что надо вести себя по-новому. Порочный круг самовоспроизводящегося

зла сломан в самой своей основе: вы разрываете цепь своих жизненных

неудач; вы прекращаете закладывать в ум отпечатки, которые заставят

вас снова переживать провал за провалом.

Видите, насколько ценными могут оказаться минуты утреннего

безмолвия для грядущего рабочего дня, насколько блестящей была идея

мастеров древнего Тибета практиковать работу над проблемами до того,

как они вообще случились. Благоприятная атмосфера вашего утреннего

молчания и располагающая обстановка уединённого уголка очень сильно

укореняют в вашем уме отпечаток, позволяющий вам правильно

реагировать, и поэтому эти утренние минуты, проведённые в молчании,

представляют собой бесценный вклад в часы наступающего дня.

В Тибете существует обычай заканчивать практику безмолвия особым

образом. В завершение уделите несколько минут тому, чтобы мысленно

вообразить себя таким, каким вы надеетесь стать в один прекрасный

день. Например, представьте, что вы уже пожинаете плоды изучения и

применения этой книги и принципов потенциала и отпечатков,

описанных в ней.

Деньги текут к вам рекой; но ещё лучше то, что вы точно понимаете,

как это работает, и точно знаете, что нужно делать, чтобы это

продолжалось. Более того, вы знаете, какие шаги надо предпринять,

чтобы и мысленно тоже получать удовольствие от денег. И вы аккуратно

ведёте свои шестиразовые записи и регулярно соблюдаете практику

утреннего молчания, чтобы мгновенно справляться со старыми

проблемами и добиваться того, чтобы не возникали новые.

Но не останавливайтесь на этом. Подумайте хорошенько: разве это

всё, к чему вы стремитесь? Что-то не верится, что может быть такой

живой гомо сапиенс, который не хотел бы стать чем-то большим. Почему

бы нам не изобразить вас не только богатым, но и щедрым филантропом:

вы зарабатываете кучу денег, а раздаёте ещё больше. Мир с уважением

смотрит на вас как на человека, который не только делает деньги, но и

умеет правильно ими распорядиться, знает, как и чем помочь другим с

помощью этих денег, и таким образом получить максимальное

удовлетворение от денег. Ну и вообще, почему бы не нарисовать себя

молодым, здоровым и жизнерадостным как двадцатилетний юноша, ведь

именно таков результат созревания отпечатка, заложенного вашей

заботой о здоровье и жизни других людей. Лично я напоследок добавил

бы к портрету ещё несколько штрихов — действительно важнейших

личных качеств: верный; чуткий; заботливый; нравственно безупречный;

друг всех своих знакомых; образец для подражания всех детей и для

делового общества страны; отличный семьянин; одним словом, просто

образцовый бой-скаут. Где-то в глубине души всем нам хочется быть

именно таким.

Тибетские мудрецы говорят, что этим должна завершаться ваша

утренняя практика безмолвия — созерцанием себя в виде наиболее

преуспевающего, мудрого и сострадательного человека, какого вы только

можете себе представить. Перед тем как покинуть уединение, проведите

несколько минут в тишине, в которую вот-вот ворвутся звуки утра, и изо

всех сил постарайтесь увидеть свой идеальный портрет. Это оставляет в

вашем уме очень сильный отпечаток, и вы непременно станете таким.

Вот увидите. А теперь вскочили и быстро на работу; похоже, вы уже

опаздываете!

Глава 10

КАК СОХРАНЯТЬ ЯСНОСТЬ И

СТАНОВИТЬСЯ ЗДОРОВЕЕ С

КАЖДЫМ ГОДОМ

Если вы будете аккуратно вести свой шестиразовый ежедневник и

регулярно выполнять практику утреннего безмолвия, то скоро

обнаружите, что ваши трудовые будни мало-помалу изменяются.

Медленно, но верно ваша решимость раз и навсегда разорвать порочный

круг зла начинает шаг за шагом очищать ваш мир. Сначала уходит одна

проблема, затем другая; один мерзавец стал вашим лучшим другом;

второго перевели; третий сам ушёл в другую компанию отравлять жизнь

кому-то другому, и, в конце концов, вы обнаруживаете, что окружены во

всех отношениях приятными людьми, а ваша работа стала вам в радость,

а фирме в прибыль. Утреннее молчание не только на всю жизнь

вооружает вас методами решать любые проблемы на работе; оно к тому

же делает ваш ум более удовлетворённым и спокойным.

В этой и следующей главах мне бы хотелось углубиться в то, как вы

можете получить наибольшее удовольствие от своего успеха, точнее, как

добиться того, чтобы к моменту достижения этого успеха ваше тело

оставалось бы таким же здоровым, как и ваш ум. Печальной стороной

коммерческой жизни является тот факт, что к тому времени, когда

бизнесмен, что называется, «состоялся» в корпоративном мире, часто

выясняется, что ему пришлось пожертвовать ради этого своим здоровьем

и семейной жизнью. Мы собираемся поговорить здесь о том, как нам

убить двух зайцев: как быть наиболее преуспевающим менеджером в

компании и при этом оставаться самым здоровым. Парадоксально, но

лучшее, что вы можете сделать, чтобы сохранить молодость и здоровье

своего тела, — это позаботиться о своём уме, а именно защитить его от

того, что тибетцы называют «ментальными омрачениями».

Древняя буддийская философия так определяет ментальное

омрачение: «любая эмоция, которая нарушает умственное равновесие

того индивидуума, который её испытывает». Вы могли бы назвать такие

омрачения «дурными мыслями». Существуют тысячи различных

разновидностей ментальных омрачений, но в итоге все они сводятся к

шести самым наихудшим: неправильная привязанность к вещам;

неправильная неприязнь к вещам; гордыня; непонимания истинного

механизма работы всех вещей; необоснованное сомнение в важнейших

истинах; ошибочное мировоззрение.

«Неправильные» привязанность или неприязнь к вещам имеют

специфическое истолкование. Вопреки некоторым неверным

представлениям об идеях Будды, любить или не любить вещи само по

себе вовсе не является неправильным. Вы можете любить свою семью и

своих учителей, любить добродетель, в конце концов. Будде нравится

видеть нас счастливыми и Будде не нравится то, что мы так много

времени и сил тратим на то, чтобы быть несчастными. Однако если ваша

привязанность к чему-то выводит вас из душевного равновесия или

побуждает вас наносить вред кому-то другому в надежде обрести это, то

это уже ментальное омрачение; мы называем это «дурной»

привязанностью, потому что нанести вред другому ради получения чего-

то — есть лучший способ не получить это.

Но самое главное, что вы должны узнать о ментальных омрачениях в

этой главе, — это то, что с утра до вечера, день за днём, они подтачивают

ваше здоровье. Существуют тайные тексты, хранившиеся в Гималаях, в

которых более подробно описывается, как эти негативные мысли влияют

на ваше тело; достаточно сказать, что сам процесс старения тесно связан

с этими скверными мыслями. То есть каждый раз, когда вы огорчены из-

за работы, каждый раз, когда вы рассержены или раздражены, каждый

раз, когда вы завидуете другому вице-президенту или что-нибудь ещё в

этом роде, что-то в вашем теле выходит из строя: появляется несколько

новых седых волос; углубляется морщинка; чуть больше сжимается

сердце. В результате всё это суммируется и приводит к тому, что вы

стареете и теряете большую часть той силы, которой обладали в

молодости. Как сказано в этих книгах, в конце концов всё это приводит к

вашей смерти.

Поэтому цель этой главы дать вам несколько ключевых советов,

помогающих в течение дня управляться с подобными мыслями. Мы

начнём с того, что вернёмся к Алмазному огранщику, к тому фрагменту

книги, где Будда описывает серьёзнейшее испытание, через которое ему

довелось пройти за много жизней до этого. История такая. Будда был

тогда монахом по имени Учитель Терпения. Как-то раз он медитировал,

прислонившись спиной к дереву, в том же лесу, где обычно охотился

царь

Калингка со своими придворными. Случилось так, что и царица со

свитой выехала в тот же день на природу пособирать цветы и всё такое,

пока муж и его егеря будут выслеживать дичь.

И вот, царица выезжает на поляну и видит созерцающего монаха.

Женщина глубоко религиозна и давно уже ждала возможности обсудить

несколько духовных тем с опытным наставником. Поэтому она

прерывает медитацию монаха, и он начинает отвечать на все её вопросы.

Спустя некоторое время на ту же поляну выбегает олень, которого

преследует царь со своей свитой. Не слезая с коня, царь смотрит вниз и

видит свою жену, горячо беседующую с монахом; он предполагает, что

дело тут нечисто, и, опасаясь, чтобы у него не выросли рога побольше

оленьих, приказывает своим телохранителям распять святого человека на

земле, привязав руки-ноги к колышкам. Затем начинает медленно,

фалангу за фалангой отрезать монаху сначала пальцы на руках и ногах, а

потом и другие части тела.

Вот как Будда описывает это событие в Алмазном огранщике; его

слова звучат несколько загадочно, но не переживайте раньше времени —

мы подробно во всём разберёмся, и к концу главы вы всё прекрасно

поймёте.

Почему это так? Потому что, о Субхути, случилось так,

что царь Калингка один за другим отрезал от моего тела

суставы и суставчики. В тот момент в моём уме не было

представления ни о Я, ни о живом существе, ни о вечной

душе, ни о личности — у меня не было представления

вообще. Но не было и такого, чтобы я не имел вообще

никаких представлений.

Сначала пусть Чоней Лама разъяснит нам, о чём же говорит Будда.

Помним, что слова из Алмазного огранщика даются жирным шрифтом:

По какой же причине это так? Потому что очень давно

случилось так, о Субхути, что царь Калингка был охвачен

порочным подозрением, что я вступил в преступную связь с

его женой. И вот он один за другим отрезал от моего тела

суставы и суставчики. (Под последними имеются в виду

фаланги пальцев.)

В тот момент я совершенствовал терпение, удерживая свой

ум в понимании отсутствия собственного существования в

каждом из трёх составных элементов акта терпения. Когда я

размышлял о «Я», существующем чисто номинально, в моём

уме не было представления, в котором содержалось бы некое

истинно существующее «Я». Поэтому у меня не было

представления о чём бы то ни было, начиная с истинно

существующего «Я», кончая понятием истинно существующей

«личности».

В тот момент у меня не было представления вообще о

любом из представлений об истинном существовании чего бы

то ни было. Однако в то же самое время не было и такого, как

будто я не имел других, чисто номинальных представлений

вообще.

Будда говорит здесь вот о чём. У меня всё же была мысль о

том, что я должен сохранять терпение: у меня всё же была

готовность переносить боль и не слишком огорчаться при виде

того вреда, который мне причиняют. И у меня всё же было что-

то вроде представления, ведь смог же я вновь подтвердить

обретённое мною ранее знание того, что ни один

существующий объект сам по себе не имеет истинного

существования.

Далее Будда начинает сам объяснять свои слова:

Почему это так? Предположим, о Субхути, что в этот

момент в моём уме появилось какое-нибудь представление

о Я. Тогда непременно возникло бы и представление о

причинении кому-то вреда.

В моём уме возникли бы представление о живом

существе, представление о вечной душе и представление о

личности. А из-за этого непременно возникло бы и

представление о причинении кому-то вреда.

Чоней Лама продолжает:

Вот в чём причина, почему это так. Предположим, что в

этот момент какое-нибудь представление о Я, которое

наделяет «Я» конечным, независимым существованием,

появилось в моём уме. Или предположим, что в моём уме

появились другие перечисленные концепции. Тогда

непременно возникло бы и представление о причинении кому-

то вреда; но на деле этого не произошло.

Похоже, эти строки можно свести к чему-то вроде:

Царь отрезал мне пальцы и другие части тела в наказание

за преступление, которого я не совершал. Если бы я

воспринимал любого из нас как личность, то я мог бы

разозлиться и мой ум могло бы охватить желание причинить

ему вред. Но у меня не было такого представления, поэтому я

сумел удержать свой ум от гнева.

Это очень трудное место. Да и какое это имеет отношение к тому,

чтобы на работе защитить ваше тело от разрушительной привычки

предаваться негативным эмоциям? Сначала поговорим о двух различных

способах неправильного понимания этих строк (а их смысл всячески

искажался на протяжении столетий), а затем объясним, что они означают

на самом деле.

Существует широко распространённое недопонимание, которое

возникло вместе с буддийскими книгами вроде этой, которые отрицают

существование «Я», или «личности». Люди восприняли это так, что, мол,

существует что-то вроде пространства, куда вы можете удалиться, когда

у вас есть проблема. Это пространство либо просто пусто, либо в нём всё

воспринимается как нереальное, и когда вы там оказываетесь, либо

проблема уходит, либо вы к ней уже больше не привязываетесь. Если,

например, ваша проблема в том, что кто-то на вас гневается, то эти люди

предложат вам или просто притвориться, что этого человека нет рядом,

или перестать о нём думать, и тогда у вас больше якобы не будет никаких

проблем. И они думают, что речь идёт именно об этом, когда мы говорим

об «отсутствии Я», которое Будда здесь развивает как «ни живого

существа, ни вечной души, ни личности».

Однако это совсем не то, что имел в виду Будда, и, уж конечно, это

никак не может помочь вам с отрицательными эмоциями на работе.

Например, ничем не помогает попытка представить, что некоторых

неприятных ощущений просто нет в помине, или что вы на самом деле их

не испытываете, или что вы могли бы каким-то чудом отделить их от

себя. Когда вы сидите в кресле стоматолога, а он сверлит вам корневой

канал и вдруг задевает нерв — или когда вас распяли на земле, а Его

Величество, растягивая удовольствие, не спеша, отрезает вам пальцы и

всё остальное, то вряд ли вы сможете представить, что его там нет или

что вас там нет. Не верите? Попробуйте. Но Будда имел в виду вовсе не

это.

Фразу об «отсутствии представлений» тоже легко понять

неправильно. Люди, прочитав эти строки, думали, что задача буддиста,

пытающегося разрешить сложную ситуацию, состоит в том, чтобы сидеть

и ни о чём не думать, либо стараться освободить свой ум от любых

мыслей вообще; либо видеть, что мысли продолжаются, но каким-то

образом умудряясь к ним не прислушиваться и за них не цепляться. Но и

это совсем не то, что имел в виду Будда; вы, конечно, попробуйте сами,

но на всякий случай не доводите дело до соблазнения царской жены,

ограничьтесь сеансом у стоматолога. Не помогает? Что ж, таким

способом боль не остановить. Так что же всё-таки имел в виду Будда?

Обратимся к ситуации в алмазном бизнесе; полем битвы у нас будет

зал для заседаний руководства компании или ювелирный цех, так чтобы

мы могли взять реальный случай из реальной жизни. Когда я работал в

«Андин» вице-президентом, то частенько мог махнуть через океан в

Азию, чтобы пожить в тибетском монастыре, где я проводил научные

исследования. Я договорился с владельцами компании, четой Азриелант,

что буду и там оставаться на связи по телефону в полной готовности

организовать закупки алмазов, скажем, из Бомбея (который был не так

далеко от моего монастыря) или Бельгии.

Легко сказать «оставаться на связи», но в те годы это было очень

непросто: монастырь начался с нескольких палаток посреди буйного леса

на юге Индии после того, как около сотни выживших монахов

(первоначально их в нашем монастыре было около восьми тысяч,

большинство из которых было убито или насильно обращено в мирян)

спаслись, перевалив через Гималаи во время вторжения китайцев в

Тибет. К тому времени, как я попал туда с научными целями, там было

несколько сот монахов, скромный зал для собраний и простые избушки

для монахов. Ближайший телефон, по которому можно было дозвониться

до Соединённых Штатов, был в Мадакери, — это около трёх часов езды

на автомобиле. Таким образом, краткий звонок, только для того, чтобы

«оставаться на связи», превращался в целый день, да и то если повезёт.

И вот стою в этом грязном домишке на вершине горы в глуши

индийских лесов, склонившись к древнему телефону, пытаясь разобрать,

что там на другом конце провода кричит Офер из своего ярко

освещённого офиса, выходящего окнами на огни башен-близнецов

Всемирного торгового центра и Гудзон:

«Алло! Алло! Нам нужны камни! Огромный заказ! Что? А ты что

думал? Десять тысяч каратов должны быть здесь, в Нью-Йорке, в течение

десяти дней! Алло! Договорись с Бомбеем! Позвони в Антверпен!

Займись уже этим вплотную!»

Вы знаете, десять тысяч каратов заказанных камней может означать

около миллиона маленьких алмазов; при этом, чтобы в итоге купить на

рынке один алмаз, вы порой должны выбрать его из двух или трёх. Итак,

ты говоришь, что нужно перебрать несколько миллионов алмазов за

десять дней. Предположим, что взять алмаз и рассмотреть его в

увеличительное стекло занимает десять секунд. Это означает 6 камней в

минуту и 360 камней в час на человека. Предположим, что вы сможете

сохранять этот темп в течение не более пяти часов в день, чтобы не

посадить глаза, то есть за день можно пересмотреть тысячи две камней

максимум. Итак, ты собираешься отнять у своей команды как минимум

тысячу человеко-дней, чтобы только приблизиться к выполнению этого

заказа. Поэтому я переспрашиваю: «Десять тысяч каратов, верно? Алло!

Офер! Ты уверен — десять тысяч?» — «Да, да, немедленно; прямо

сейчас! Обзвони всех, поставь на ноги весь мир, ничего страшного!

Удачи!» Короткие гудки.

Я записываю в блокнот количество и тип камня, который нам

требуется, и приступаю. Несколько часов уходит на попытки дозвониться

до всех наших закупщиков, разбросанных по земному шару. К тому

времени, когда я покидаю телефонную станцию на Мадакери, уже почти

темно. Мы выходим в небольшой садик, обращённый на прекрасную

широкую долину, наслаждаемся вечерним воздухом и полной грудью

вдыхаем запахи дикорастущих индийских цветов, смотрим, как на небо

высыпают яркие звёзды. Мне хорошо: прекрасное чувство выполненного

обещания переполняет меня, несмотря на то что сделать это было ох как

не просто. Потом мы втискиваемся в старый разболтанный монастырский

автомобиль и отправляемся назад. Меня ждёт ещё одна неделя

напряжённых занятий с величайшими в мире ламами.

Почти одновременно со стекающимися со всего света в нью-йоркскую

штаб-квартиру алмазами туда прибываю и я, пыльный, загорелый и очень

довольный. Офер вызывает меня в свой кабинет, и я иду к нему гордой

походкой уверенного в своих силах руководителя, который преодолел

горы препятствий, но снабдил фирму товаром. Я сажусь и жду, когда

начнутся поздравления.

— Ну и что всё это значит? — начинает Офер.

— Ты о чём?

— Об алмазах, ясен пень! Ты хоть знаешь, во что ты превращаешь

нашу наличку? Ты что, сдурел?

Вам известно такое ощущение. Просто земля уходит из-под ног. Это

не просто очередное недопонимание или коммерческая ошибка — это

потрясение самих основ мира, нашего мира. Ну почему, почему всё не

может идти по правилам? Думаю, вы понимаете моё состояние в этот

момент. Но продолжим.

— Подожди, Офер. Ведь это ты велел мне купить эти алмазы — ты

сказал, что тебе нужно десять тысяч каратов как можно быстрее.

— Десять тысяч каратов! Нет, он издевается! Я говорил тысячу! Ты

что с дуба рухнул? Ну куда я дену эти десять тысяч каратов?

— Но ты же сам сказал мне купить десять тысяч. Как сейчас помню, я

переспросил раза три. Вот и в блокноте я то же самое записал, когда мы с

тобой по телефону говорили. Смотри — чёрным по белому — десять

тысяч.

— Откуда я знаю, когда ты это накарябал? Может, сегодня утром с

перепоя! Я никогда не говорил десять тысяч. Кто вообще может в

здравом уме такое сказать — десять тысяч?

Когда в процессе изучения негативных эмоций вы отрабатываете

умение избегать тех мыслей, которые раньше времени сводят вас в

могилу, этот момент является решающим. Бизнес вообще требует

мгновенной реакции и быстрых рефлексов, но с этим ничто не сравнится:

в вашем распоряжении не более трёх секунд, чтобы активизировать свою

защиту, прежде чем вы столкнётесь с сильными чувствами негодования,

боли и гнева. Вы должны будете предпринять активные действия

предупреждающего характера в течение этих трёх секунд, иначе будет

поздно. В основе этих действий лежат концепции «отсутствие Я» и

«отсутствие представлений», о которых только что говорил Будда.

Только теперь мы должны наконец выяснить, что же он имел в виду,

когда упоминал об этом. Давайте привяжем их к нашей конкретной

жизненной ситуации. Мы будем использовать «три элемента»,

упомянутые Буддой, в рассказе о монахе, которого изощрённо истязал

злобный ревнивец царь Калингка.

Понятие «три элемента» относится к трём составляющим данной

ситуации: орущий босс (Офер); вице-президент, на которого орут (ваш

покорный слуга, увы); и сам факт того, что это событие вообще

происходит. Каждый элемент обладает собственной пустотой или тем,

что мы называем здесь «потенциалом». На самом деле здесь полно

всяких пустот-потенциалов, которые и создают всю эту кутерьму, но что

удивительно, те же самые пустоты-потенциалы вещей способствуют и её

устранению.

Рассмотрим потенциал босса. Да, его перекошенное злобой лицо

сейчас зрелище непривлекательное, но представьте, что в этот момент

вошла его жена, — она же по совместительству и совладелец фирмы. Она

сказала бы, что гнев его прекрасен, ведь он защищает их компанию от

безответственного идиота, который совсем рехнулся и скупает по всему

миру алмазы, которые им не нужны и не по карману. Поэтому сам по

себе босс не монстр или гений, всё зависит только от того, кто смотрит.

Как мы уже много раз говорили раньше, сам по себе он попросту чист

или пуст, а то, что он кажется мне хорошим или плохим в данный

момент, зависит исключительно от того, какие именно отпечатки я

заложил в свой ум в прошлом.

Не забывайте также ещё одну важную вещь, которую мы всегда

упоминаем в подобной ситуации. Действительно, то, как он выглядит

сейчас, не только обусловлено, но и вообще создано моим собственным

умом, но это отнюдь не означает, что я могу тут же превратить его в

славного парня. А всё потому, что в моём уме (в отличие от ума его

жены) есть отпечатки, которые заставляют меня видеть его в облике

рассерженного босса именно сейчас. Лучшее, что я могу теперь сделать,

— это быть очень осторожным, чтобы не отпечатать новые следы в моём

уме именно сейчас.

Какие отпечатки я имею в виду? Ну, конечно же, отпечатки,

заставляющие вас видеть босса распекающим вас за то, что вы в точности

выполнили его поручение. И как, по-вашему, получаются такие

отпечатки? Вообще-то есть только один способ заполучить такой

ментальный след — это самому накричать на человека, который — как

ваш босс сейчас — рассержен тем, что он совершенно искренне считает

серьёзной и разорительной ошибкой. Так какое поведение будет

наиглупейшим в ситуации, когда на вас кричат? Правильно: накричать в

ответ.

Если в течение трёх секунд — до того, как вас охватили досада и

злость, — вы даёте своему уму возможность шаг за шагом рассмотреть

этот процесс или хотя бы его значительную часть, происходят две вещи.

Прежде всего вы избегаете ментального отпечатка, который позже

принёс бы вам много бед. Представьте, что вы собирались взять чашку

кофе со стола, а вместо этого случайно схватили банку с соляной

кислотой (вполне реальная ситуация, если вы недостаточно осторожны

в ювелирном цеху). Вы поглощены оживлённой беседой с кем-нибудь,

так что не замечаете этого. Вы подносите банку к губам, уже начинаете

наклонять её и вдруг, уловив в последний момент слабый запах кислоты,

мгновенно ставите банку на место с вздохом облегчения. Но куда

большее облегчение, когда вам в последний миг удаётся остановить свою

досаду и злость. Это настоящая победа, ведь форточка была открыта

только в течение трёх секунд, однако вы успели воспользоваться этой

возможностью: распознать реакцию своего ума и, предотвратив гнев,

обезвредить ту бомбу замедленного действия, которую он собирался

заложить в ваш ум в виде ментального отпечатка.

Запомните: один-единственный момент гнева, отпечатывающий этот

негативный след в вашем уме, может привести к дням, неделям или даже

месяцам в будущем, в течение которых вы будете ощущать последствия

этого отпечатка в окружающем мире. Как только вы сможете

предотвратить один-единственный случай гнева, значит, все те усилия,

что вы вложили в понимание идей этой книги, многократно окупились.

Вы только что оградили себя от множества бед и страданий; вы только

что свернули с неверного пути, на котором вас неминуемо ожидало бы

несчастье.

Что касается концепций «отсутствие Я» и «отсутствие

представлений», то теперь, когда мы подробно рассмотрели сам

инцидент, с этим уже проще. «Отсутствие Я» означает, что вашему боссу

самому по себе не присуща именно в этот момент природа той

отвратительной визжащей личности. Если бы он имел такую природу, то

даже его жена в этот момент сочла бы его отталкивающим, но этого не

произошло. Таким образом «отсутствие Я» означает, что именно от вас, а

не от него исходит всё, что вы в нём видите. Это вовсе не означает, что

он как бы не существует или что было бы полезно притвориться, что его

как бы нет сейчас перед вами.

«Отсутствие представлений» означает, что вы перестаёте думать о нём

неправильным образом. Вместо того чтобы представлять его чем-то

таким, что само по себе плохо, считайте его чем-то вроде пустого

киноэкрана, на котором в одно и то же время показывают мелодраму для

его жены и триллер для вас. Кинопроектором, конечно же, является ваш

собственный ум, а электричеством ему служат ментальные следы ваших

прошлых деяний, направленных на других. И опять-таки важно понять,

что нет совсем никакой пользы в том, чтобы не думать о чём-то, или не

считать что-то хорошим или плохим, или не привязываться к любым

вашим чувствам или эмоциям. Запомните: и само это событие, и то,

каким вы кажетесь себе и другим, и то, каким ваш босс кажется вам и

другим, — все эти три элемента, несомненно, реальны. Реальные люди

пострадают, реальные компании потерпят убыток, реальные вице-

президенты лишатся очередной премии, но не из-за той причины,

которую вы привыкли в этом видеть. Это всё следствие тех поступков,

которые вы совершили ранее.

Ну и что же теперь делать? Одно дело ясно понимать, что если по

прошествии трёх секунд вы отреагировали негативно, то вы непременно

заложите в свой ум негативные отпечатки того же вкуса и вдоволь

накушаетесь ими впоследствии. Мы об этом уже подробно говорили. Но

давайте теперь поговорим о непосредственных последствиях вашей

негативной реакции: вместо того чтобы без толку беситься, взглянем ей

прямо в лицо.

В одной старинной индийской буддийской книге есть известный

афоризм, который гласит:

Если ситуацию можно исправить,

То нечего переживать.

Если ситуацию нельзя исправить,

Что толку переживать?

Мы сейчас говорим о непосредственной пользе отказа от гнева.

Главное испытание позади. Вы удержались от негативной реакции и этим

защитили себя от повторения той же ситуации в будущем. Теперь

вглядитесь в свой ум и искорените любой намек на гнев, любой зародыш

гнева; затем пойдите ещё дальше и настройте свой ум на позитивную

волну. Вместо спора о том, по чьей вине куплены ненужные бриллианты,

вместо поиска того, кто разбазарил финансы компании, немедленно

направьте свой ум на решение насущной проблемы текущего момента. В

контексте данного реального случая самая важная идея всего этого

упражнения, возможно, содержится в следующем: вы обнаружите, что

благодаря тому, что вы перебороли свой гнев как раз перед тем, как он

полностью овладел вашим умом, вы теперь можете направить всю свою

энергию на решение проблемы. Ваш ум чист. Ваше лицо спокойно. Ваше

сердце бьётся ровно, вы дышите спокойно.

Вот каким вы должны быть, когда сталкиваетесь с серьёзной

проблемой, и это без сомнения самое лучшее, что вы можете сделать для

укрепления вашего тела и здоровья на долгие годы. Каждый раз,

подавляя очередные приступы гнева или других негативных эмоций, вы

присоединяете к своей жизни и коммерческой карьере несколько

дополнительных часов здоровья и счастья — всё это время добавляется в

конец. Да и сиюминутные проблемы в бизнесе гораздо разумней

разруливать, будучи в ясном уме и трезвой памяти.

И заключительный совет. Вы, наверное, заметили, что подход,

представленный в этой книге, в целом очень похож на садоводство.

Аналогия вполне уместная и основана на том, что проблемы возникают

из прорастания семян, или ментальных отпечатков, которые вы посеяли в

своём уме в прошлом. Как только эти ростки-отпечатки достигли

определённой силы и взошли или почти взошли, готовые превратиться в

растение, с ними, по существу, уже ничего нельзя поделать. С другой

стороны, наивно ожидать дружных всходов вечером, если вы посадили

семена-отпечатки утром.

Я это к тому, чтобы вы заранее привыкали смотреть на мгновенные

результаты ваших действий скептически. Может быть, вы сможете сразу

успокоить свой ум и приготовиться к тому, чтобы хладнокровно и

рационально приступить к решению проблемы, но это вовсе не означает,

что всё в комнате тут же успокоятся. Это вовсе не означает и того, что

решение, к которому вы придёте в спокойном состоянии ума,

обязательно сработает: не забывайте, что и его эффективность зависит от

семян, посеянных задолго до этого. Однако это совершенно точно

означает, что вы ухаживаете за будущими плодами своих нынешних

посевов — это совершенно точно означает, что всё меньше и меньше

напряжённых ситуаций будет случаться в вашем мире.

Глава 11

КРУГ, ИЛИ РАБОТА НА

ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В предыдущей главе мы увидели, как умение наблюдать за своим

умом и избегать отрицательных эмоций не только обеспечивает более

радужные перспективы на будущее, но и вносит решающий вклад, как

непосредственный — в ваше сегодняшнее физическое состояние, так и

долгосрочный — в здоровье на все многие годы вашей корпоративной

карьеры; не говоря уже о том, что каждый рабочий день приносит вам

намного больше радости, если вы умеете подавлять и в конечном счёте

сможете полностью победить каждое негативное состояние ума. В этой

главе мне хотелось бы раскрыть ещё один приём, который используют

великие тибетские мудрецы для поддержания здоровья и высокой

степени интеллектуальной творческой активности в течение всей жизни.

Нередко можно встретить тибетских монахов в возрасте за шестьдесят и

даже за семьдесят лет, неутомимое любопытство и интеллектуальный

голод которых с годами только возрастают. Физически они способны к

плодотворной многочасовой работе, а по лестнице легко перепрыгивают

через две ступеньки — способности, которые западные люди утрачивают

уже годам к сорока. Приём называется tsam.

Tsam по-тибетски означает «граница» или «разделительная линия», а

само слово используется для описания умения регулярно время от

времени оставлять работу, уходя от неё куда-нибудь подальше, как бы

очерчивая около себя круг, внутри которого вы можете спокойно

посидеть и поразмышлять.

В течение более чем пятнадцати лет моей работы в «Андин

Интернэшнл» я соблюдал этот принцип Круга. Я строго придерживался

правила, согласованного с владельцами компании, что каждую среду

меня не будет на работе, чтобы иметь возможность физически

отстраниться от служебных обязанностей и офиса для размышлений и

поиска вдохновения. Вначале по моей инициативе начальство вычитало

из моей зарплаты некоторую сумму за пропущенный день. Позже, когда

выгоды практики Круга стали очевидны, мой оклад сравнялся с окладами

тех сотрудников, которые не брали такой еженедельный отгул. Мы

выбрали среду, потому что это менее всего вредило моим обязанностям

руководителя подразделения: у меня всегда было два дня подряд —

понедельник/вторник или четверг/пятница — для решения торговых или

кадровых задач, которые легко могли растянуться более чем на день.

В качестве практической меры я подготовил очень сильного

заместителя; это давало мне свободу удаляться в Круг и по возвращении

вкладывать в фонды фирмы обретённую там силу. Кроме того, это

значительно усиливало административный ресурс нашего отдела, что

было особенно полезно в периоды максимальной производственной

нагрузки. Персонал был приучен получать руководящие указания в

равной степени от меня и от моего зама, и это снижало

административную нагрузку в те периоды, когда нам вдруг приходилось


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.208 сек.)