|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание детей у чеченцев
В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.
Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу. В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.
Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: «Нана ерг ю цуьнан йо1» – дочь такая же, как мать; так же говорили: «Шен нана хилларг хир ю цуьнан йо1» – будет такая же, как и мать. Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчеты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать. В целом в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Примечательно, что чеченцы, соразмерно способностям и навыкам детей, поручали им тот или иной участок работы. А правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни, друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.
Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения. Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |