АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XII. Источники права. Понятие и виды источников права

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. Ca, P, в питании человека их роль и источники.
  3. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  4. I. Дополните предложения глаголами, данными справа, поставив их в Imperfekt.
  5. I. Личные права и свободы.
  6. I. НОРМА ПРАВА, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  7. I. О СУЩЕСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ
  8. I. Поняття й ознаки об'єкта авторського права.
  9. II. Внедоговорные источники трудового права.
  10. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  11. II. Левая и правая стороны
  12. II. Особисті права Членів Державної Народньої Ради

ГЛАВА XII

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Понятие и виды источников права

Понятие «источник права» имеет в юриспруденции несколько значений. Под источником права в генетическом смысле понима­ются причины, обусловившие возникновение права, трактовка которых в свою очередь будет зависеть от типа правопонимания. Очевидно, что для правового этатизма генетическим источником права, понятого как совокупность установленных государством норм, будет государственная воля, сообщающая нормам общеобязательное значение и придающая им официальную форму. Для юснатурализма, трактующего право как естественную закономерность, в качестве генетического источника права будет выступать открываемый чело­веческим разумом некий «объективный» порядок бытия или «объективная» природа человека. Представители социологиче­ского типа правопонимания, рассматривающие право как систему правовых отношений, усмотрят генетический источник права в об­ществе, а для представителей психологической теории права таким источником права, понятого как правовые (императивно-атрибутив­ные) эмоции субъекта, будет индивидуальная психика.

В этатистски ориентированной советской правовой доктрине, базирующейся на парадигме классической научной рациональности, под источником права, во-первых, было принято понимать объек­тивные причины, обусловливающие конкретное содержание пра­вовых норм, — так называемый источник права в материальном смысле. Эти причины трактовались прежде всего как материаль­ные, под которыми понимались потребности общества, вытекающие


Глава XII. Источники права

из социально-экономических условий его существования. Вместе с тем в качестве причин, обусловливающих конкретное содержание правовых норм, выделялись и идеологические причины, т. е. опре­деляемые господствующей идеологией существующие в общественном правосознании представления, оказывающие влияние на содержание устанавливаемого государством позитивного права. Однако с точки зрения этатистской правовой доктрины только государственная воля в качестве генетического источника права способна сообщить тому или иному содержанию правовых норм официальную форму и общеобязательность. Отсюда вытекает второй аспект понятия «источник права» в этатистской правовой теории — формально-юридический. Под источником права в формально-юридическом смысле этатистская теория права понимает форму внешнего вы­ражения содержания правовой нормы, при помощи которой пра­вовая норма получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право: оно не существует вне государ­ственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т. д.). Классическое этатистское опреде­ление понятия формально-юридического источника права дает совре­менный представитель данного направления профессор М. И. Бай-тин: «С помощью формы происходит придание государственной воле доступного и общеобязательного характера, официальное доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы полу­чает "путевку в жизнь", приобретает юридическую силу».' Как пра­вило, с таким формально-юридическим значением понятия «источ­ник права» чаще всего и имеет дело этатистская юриспруденция. Здесь источник права и норма права соотносятся как форма (источ­ник права) и ее содержание (норма права).

В коммуникативной теории права предлагается различать вне-текстуальный и текстуальный источники права.

Как было показано в главе III («Правогенез»), именно совмест­ная коммуникативная деятельность «порождает» феномен права. Следовательно, под внетекстуальным источником права необхо­димо понимать интерсубъективную деятельность членов общества,

' Байтин М. И. Сущность права: Современное нормативное правопонима- ние на грани двух веков. Саратов, 2001. С. 67.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)