|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. О СУЩЕСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ§ 1. Моторные раздражения и мотивы поведения Современная психология знает и различает три категории элементов психологической жизни: 1) познание (ощущения и представления), 2) чувства (наслаждения и страдания), 3) волю (стремления, активные переживания). Эта классификация не может быть признана удовлетворительной.... Все явления человеческой и животной психики, имеющие... двустороннюю, пассивно-активную природу, мы объединяем в особый класс и называем этот класс импульсами или эмоциями. Вместо традиционного тройственного деления элементов психической жизни: на познание, чувство, волю в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений, — наук о праве, о государстве, о нравственности, хозяйстве и т.д., необходимо положить деление на: 1) двусторонние, пассивно-активные переживания, моторные раздражения — импульсии или эмоции; 2) односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на а) односторонне-пассивные, познавательные и чувственные и б) односторонне-активные, волевые.... § 3. Два вида обязанностей и норм Следует различать две разновидности этических эмоций и соответственно два вида этических эмоционально-интеллектуальных сочетаний и их проекций: обязанностей и норм.... В некоторых случаях этического сознания то, к чему мы себя считаем обязанными, представляется нам причитающимися другому, как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответственное исполнение с вашей стороны.... Такие обязанности, которые сознаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, мы назовем нравственными обязанностями. Такие обязанности, которые сознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное, мы будем называть правовыми или юридическими обязанностями. Те отношения между двумя сторонами, или связи между ними, которые состоят в лежащих на одних и закрепленных за другими долгах, мы будем называть правоотношениями или правовыми связями... Правовые обязанности, долги одних, закрепленные за другими, рассматриваемые с точки зрения той стороны, которой долг принадлежит, мы, с точки зрения актива, будем называть правами. Права и правоотношения в нашем смысле не представляют таким образом чего-то отдельного и отличного от правовых обязанностей.... Такую форму выражения юридических норм, которая состоит в указании и пассива, обязанности одной стороны, и актива, права другой стороны, закрепленности за ней долга первой, можно назвать обязательно-притязательной, императивно-атрибутивной или полной, адекватной редакцией юридических норм.... § 4. Нравственные и правовые моторные возбуждения и интеллектуально-эмоциональные сочетания...Между тем как в нравственности дело идет только об императивных субъектах, субъектах обязанностей, в праве субъектам императива противостоят субъекты атрибутива, субъекты прав, имеются две стороны, пары субъектов.... ...Получается следующая схема интеллектуального состава: 1) Объективные представления, представления: а) объектов обязанностей, обязательных действий и б) объектов прав, причитающихся получений. 2) Субъективные представления, представления: а) субъектов обязанностей и б) субъектов прав. 3) Представления релевантных, юридических фактов. 4) Представления нормативных фактов. Эта схема интеллектуального состава права — полная, исчерпывающая в том смысле, что все встречающиеся в правовых переживаниях интеллектуальные составные части можно подвести под перечисленные рубрики.... Специфическая природа явлений права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного в нашем смысле их состава.... Сообразно вышеизложенному мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер. Все прочие этические переживания, то есть переживания с чисто императивными моторными возбуждениями, мы будем называть нравственными явлениями, относить к нравственности. § 5. Объем понятия права как атрибутивных этических переживаний. Обзор обычно неотносимых к праву ветвей правовой психики Установленные выше понятия права отнюдь не имеет смысла определения того, что юристы относят к праву, то есть называют правом....Нормы права («совокупность норм права») юристы называют «объективным правом» или «правом в объективном смысле», правоотношения между субъектами, их обязанности и права (принимаемые за три различные вещи) — «субъективным правом», или «правом в субъективном смысле». Таким образом, получаются каких-то два вида права, и теоретикам следовало бы, по-видимому попытаться определить природу права просто, то есть рода, обнимающего и объективное, и субъективное право. Но этого не делается... Из совсем иной точки зрения, а именно из отрицания реального существования того, что юристы считают реально существующим в области права и нахождения реальных правовых феноменов, как особого класса сложных, эмоционально-интеллектуальных психических процессов, в совсем другой сфере (в сфере психики индивида...) исходит наше понятие права и вообще излагаемое учение о праве.... Предыдущее изложение отнюдь не имело в виду и не могло исчерпать всех тех областей жизни, которые находятся вне сферы государственного вмешательства и официальной нормировки, но входят в сферу действия права в смысле императивно-атрибутивной этической психики. Количество тех житейских случаев и вопросов поведения, которые предусматриваются и разрешаются официальной нормировкой, представляет по сравнению с тем необъятным множеством житейских случаев и вопросов поведения, которые предусматриваются правом в установленном выше смысле, совершенно микроскопическую величину.... Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |