|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОДИННАДЦАТАЯ КНИГА8. Ветка, отрубленная от соседней ветки, непременно уже отрублена и от всего растения. Точно так же человек, отщепленный от одного хотя бы человека, отпал уже от всей общности. Да ветку-то хоть другой отрубает, а человек сам отделяет себя от ближнего, если ненавидит и отвращается, а того не ведает, что заодно и от всей гражданственности себя отрезал. И тут — дар Зевса, зиждителя общности: нам дано вновь срастись с соседом и вновь составить целое. (...) ДВЕНАДЦАТАЯ КНИГА 1. Все к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твое, если к себе не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и только с настоящим станешь справляться праведно и справедливо. Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо — это благодарно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству. (...) Гай Институции [25] КНИГА 1 1. Все народы, управляемые законами и обычаями, частью пользуются своим собственным правом, частью — общим всем людям; ведь то право, которое каждый народ установил сам для себя, является его собственным и называется гражданским правом (ius civile), как бы собственным правом гражданской общины (civitas); то же право, которое установил естественный разум среди всех людей, соблюдается одинаково у всех народов (populi) и называется всеобщим правом (ius gentium), как бы тем правом, которым пользуются все народы (gentes). Итак, римский народ пользуется частью своим собственным правом, частью—правом, общим всем людям. Каковы отдельные права, мы изложим своем месте. 2. Права же римского народа состоят из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, конституций принцепсов, эдиктов тех, кто имеют право издавать эдикты, и ответов юристов. 3. Закон—это то, что народ повелел и установил. Плебисцит— это то, что плебс повелел и установил. Плебс же отличается от народа тем, что наименование «народ» означает всю совокупность граждан, включая патрициев; наименование же «плебс» обозначает прочих граждан без патрициев: поэтому прежде патриции говорили, что плебисциты на них не распространяются, так как они приняты без их решения; однако позже был принят закон Гортензия, который предписывал, чтобы плебисциты распространялись на весь народ в совокупности; и так образом они были приравнены к законам. 4. Сенатусконсульт — это то, что сенат повелел и постановил, и он имеет силу закона, хотя прежде об этом спорили. 5. Конституция принцепса—это то, что император установил посредством декрета, эдикта или письма. И никогда не ставилось под сомнение, что это имеет силу закона, раз сам император получает высшую публичную власть посредством закона. 6. Эдикты — это предписания тех, кто имеет право издавать эдикты. Право же издавать эдикты имеют магистраты римского народа; однако наиболее полное право содержится в эдиктах двух преторов, городского и перегринского, судебные полномочия которых в провинциях имеют губернаторы провинций; а также в эдиктах курульных эдилов, судебные полномочия которых в провинциях римского народа имеют квесторы; ибо в императорские провинции квесторы не направляются вовсе, и поэтому в этих провинциях этот эдикт не издается. 7. Ответы юристов—это суждения и мнения тех, кому дозволено правотворчество. И если все они сходятся на одном мнении, то, в чем они так придут к согласию, имеет силу закона; если же они расходятся во мнении, судья имеет право следовать тому суждению, какому пожелает; и это отмечается в рескрипте божественного Адриана. 8. Все же право, которым мы пользуемся, относится либо к лиц либо к вещам, либо к искам.... КНИГА 3 88. Теперь перейдем к обязательствам. Их главное разделение сводится к двум частям; ведь всякое обязательство возникает или из контракта, или из деликта. (...) 9-І. Также тот, кто принял недолжное от того, кто по ошибке совершил исполнение [в его пользу], заключает обязательство в силу передачи вещи. Ибо против него можно вчинить кондикци-онный иск, «если выяснится, что он обязан дать» так же, как если бы он получил взаймы. (...) Но этот вил обязательства не считается основанным на контракте, так как тот, кто дает с намерением исполнить обязательство, скорее хочет расторгнуть сделку, чем заключить. 188. Считается, что купля-продажа и наем настолько близки, что в некоторых случаях обычно спрашивают, купля-продажа это или наем. Допустим, если у меня будет договоренность с ювелиром, что он из своего золота сделает мне кольца определенного веса и определенной формы, взяв, к примеру, триста, это купля-продажа или наем? Ясно, впрочем, что это одна сделка и является скорее куплей-продажей. Если же я дам золото, назначив плату за работу, это, несомненно, наем. Павел Комментарии [26]
D. 18, 1, 1: Купля-продажа происходит от мены. Ведь когда-то не было денег и одно не называлось товаром, а другое ценой, но каждый соответственно потребности, вызванной хозяйственными делами, выменивал нужное за ненужное, ибо часто случается, что одному недостает того, что имеется в избытке у другого. Но поскольку не всегда так просто получалось, что при наличии у тебя нужного для меня я в свою очередь обладал бы тем, что желал бы взять ты, была выбрана материя, чья неизменная общественная оценка в силу количественной сопоставимости помогала в трудностях, сопряженных с меной. Эта-то материя, пройдя государственную чеканку, предоставляет право пользования и собственности не столько благодаря материалу, сколько благодаря количеству, и в дальнейшем уже не называют то и другое товаром, но одно из двух называют ценой.
D. 18,6,7 рг: То, что после заключения купли в результате намыва присоединилось к участку или погибло, составляет выгоду или невыгоду покупателя: ведь и в том случае, если после заключения купли поле целиком оказалось бы занято рекой, риск лежал бы на покупателе; следовательно, выгода также должна принадлежать ему.
D. 18,1,57 рг: Я купил дом, причем ни я, ни продавец не знали, что он сгорел. Нерва, Сабин, Кассий утверждают, что продажа ничтожна, хотя бы место застройки осталось, и уплаченную сумму можно потребовать обратно по кондикционному иску. Но если останется часть дома, Нераций говорит, что в решении данного вопроса играет большую роль, какая часть дома осталась после пожара, так что, если большая часть дома сгорела, покупателя не принуждают исполнять договор купли, и более того — то, что он, возможно, уже уплатил, он может потребовать назад; если же сгорит половина дома или еще меньшая часть, тогда покупателя следует заставить довести исполнение договора купли до конца, произведя оценку на основании суждения порядочного человека, чтобы, когда будет установлено, насколько цена уменьшилась в результате пожара, он был освобожден от исполнения этой обязанности.
D. 19, 2, 7: Если я сдам тебе чужую инсулу за пятьдесят, а ты сдашь ее за шестьдесят Тицию и собственник воспрепятствует проживанию Тиция, установлено, что ты должен добиваться шестидесяти поиску из договора найма, так как ты сам несешь перед Тицием ответственность в размере шестидесяти.
D. 19,2,54, 1: Между арендодателем и арендатором участка заключено соглашение о том, что в течение срока аренды арендатор Сей не будет выдворен с участка против его воли; если же он будет изгнан, арендодатель Тиций выплатит арендатору Сею в виде неустойки десять. Так же и арендатор Сей, если он пожелает до истечения срока аренды расторгнуть договор, то он принимает на себя обязательство выплатить десять арендодателю Тицию. Об этом они заключили взаимную стипуляцию друг с другом. Я спрашиваю: если арендатор Сей не вносит арендную плату в течение двух лет, можно ли его выдворить, не опасаясь неустойки? Павел ответил: хотя в стипуляции о неустойке не было сказано о выплате арендной платы, однако вероятнее всего они договорились о том, чтобы арендатора нельзя было выдворить в течение определенного времени при условии, что он будет вносить арендную плату и будет возделывать участок, как следует. А потому, если тот, кто не внес в полной мере арендную плату, станет требовать неустойку, арендодатель успешно воспользуется эксцепцией о злом умысле.
D. 19,2,55, 1: Если арендатор своим трудом что-либо расширит, построит или соорудит по необходимости или ради пользы, хотя об этом не было уговора, для возмещения расходов он может вчинить собственнику участка иск по договору найма.
D. 19, 2,24 рг: Если соглашение при договоре подряда предусматривало, что работа должна быть принята по усмотрению заказчика, это расценивается также, как если бы предусматривалось решение порядочного человека, и это соблюдают и в том случае, если предусматривается решение любого другого человека. Ведь добросовестность требует, чтобы выносилось такое решение, какое подобает порядочному человеку. И это решение относится к качеству работы, а не к увеличению срока, определенного в соглашении, если только это не предусматривалось в соглашении. Из этого следует, что одобрение, полученное подрядчиком обманным путем, не дает права на иск из договора подряда.
D. 19,2,38: Кто сдал внаем свои услуги, должен получить плату за все время, если от него не зависело, что работа оказалась невыполненной. Адвокаты также не должны возвращать гонорар, если дело не слушалось не по их вине.
Ульпіан [27] Комментарий к преторскому эдикту
D. 1,1,1: 1. Тому, кто намерен посвятить себя праву, следует прежде узнать, откуда происходит название права (ius). Оно же получило название от слова «справедливость» (iustitia). Ибо, как ясно определяет Цельс, право — это наука о добром и справедливом. Кое-кто небезосновательно мог бы назвать нас его священнослужителями: ибо мы насаждаем правосудие и распространяем знание о добром и правильном, отделяя подобающее от неподобающего, отличая дозволенное от недозволенного, стремясь сделать людей порядочными не только страхом наказаний, но и поощрением дарами, обретая, если не ошибаюсь, истинную философию, а не мнимую. 2. Существует два аспекта этого изучения: публичный и частный. Публичное право—это то, которое относится к положению римского государства, частное — то, которое принадлежит к пользе отдельных лиц ведь что-то полезно в публичном отношении, что-то в частном. Публичное право заключается в священнодействиях, жрецах и магистратах. Частное право трехмастное: ведь оно собрано из предписаний естественных, или всеобщих, или гражданских. 3. Естественное право—это то, которому природа научила всех животных. Ведь это право не является исключительным правом человеческого рода, но правом всех живых существ, которые родятся на земле и в море, а также птицам. Отсюда берет начало соединение мужчины и женщины, которое мы называем браком, отсюда производство и воспитание потомства; ведь мы видим, что и другие животные, даже дикие, выказывают знакомство с этим правом. 4. Всеобщее право — это то, которым пользуется род людской. Чем оно отличается от естественного, понять легко, раз то является Общим для всех животных, а это—только людям в отношениях между собой.
D. 1, 1, 10: Справедливость—это постоянная и длительная воля воздавать каждому его право. Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому свое. Юриспруденция — это познание дел божеских и человеческих, знание праведного и неправедного. Кодекс Юстиніана [28] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |