|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические аспекты смертиОписать с психологической точки зрения финальный период жизни человека достаточно сложно. И дело не только в том, что эта тема является в определенной мере табуированной. Отношение к смерти является чрезвычайно личностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-объективных факторов. Например, такой фактор, как возраст, во многом определяет восприятие смерти человеком. Очевидно, что люди разного возраста по-разному относятся к смерти. На отношение к смерти влияют также экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья. Несмотря на это мы все-таки попробуем выделить некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти. Смерть с точки зрения психологии – это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Человек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В связи с этим смерть имеет неминуемую личную значимость для человека и одновременно является элементом психологической культуры человечества. Французский демограф и историк Филипп Арьес изучал установки человека в отношении смерти на разных этапах исторического развития общества и пришел к выводу, что они непосредственно связаны с развитием самосознания человека и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок. Первый этап он обозначил термином «прирученная смерть». Он характеризуется установкой «все умрем», т.е. к смерти относятся как к естественной неизбежности, обыденному явлению, ее не воспринимают как личную драму. С развитием самосознания у человека появляется потребность прояснения смысла своего существования, и на этом этапе смерть приобретает иную значимость. Человек начинает задумываться о сущности не только своей жизни, но и о сущности своей смерти. В связи с этим второй этап развития установок человека по отношению к смерти Ф. Арьес обозначил термином «смерть своя»: по его мнению он связан с идеей индивидуального суда над душой прожившего жизнь и умершего человека. Здесь смерть воспринимается как рубеж, с которым связана оценка человеком собственной жизни и ее смысл. Третий этап, он называет «смерть далекая и близкая». Он характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности – к смерти возвращается дикая, неукрощенная природа и она воспринимается как поглощающая сущность. Именно на этом этапе развития человеческого самосознания смерть становится не только темой для размышления, критерием формирования смысложизненных ориентаций, но и приобретает черты некой сущности, которой приписываются определенные внешние и даже внутренние (психологические) особенности. Четвертый этап установок человека по отношению к смерти Арьес называет – «смерть твоя». Это связано с тем, что узы между людьми становятся теснее и кончина близкого воспринимается трагичнее, чем собственная смерть. Уход из жизни близкого человека вызывает комплекс трагических эмоций, который длится продолжительное время и имеет этот свои закономерности протекания. Пятый этап связан с более глубоким осознанием ценности человеческой жизни и, в связи с этим, с актуализацией страха смерти и самого упоминания о ней – это, по Ф. Арьесу, «смерть перевернутая». На этом этапе человек, пытаясь справиться со страхом смерти, либо углубляет попытки проникновения в феномен смерти в разных областях знания, либо развивает защитные механизмы, такие как вытеснение, регрессия и др. Психологические аспекты проблемы смерти изучал основатель психоанализа З.Фрейд. Исследуя бессознательное, он обнаружил у человека наряду с инстинктами самосохранения, которые назвал «влечением к жизни», неосознанные тенденции к саморазрушению и возвращению в неорганическое состояние, и обозначил их понятием «влечение к смерти». По его мнению, влечения к жизни и смерти противоположны и едины в одно и то же время. Элизабет Кюблер-Росс, разделяющая позиции 3.Фрейда и К.Г.Юнга, утверждает, что смерть во все века и во всех культурах воспринималась человеком разумным как несчастье. Поэтому традиционно смерть ассоциируется с пугающим действием, злым и несправедливым деянием. Второе, о чем говорит Э. Кюблер-Росс, – это то, что смерть близкого человека почти всегда сопровождается чувством страха и чувством вины. Истоки этих чувств находятся в детском опыте человека. Несознающий разум ребенка не делает различий между желанием и деянием. Ребенок, который, рассердившись, пожелал, чтобы мать умерла, из-за того что она не выполнила его просьбу, будет в высшей степени травмирован ее реальной смертью. Он будет всегда повторять себе: это я сделал, я виноват, я был плохим, поэтому мама покинула меня. Когда люди взрослеют и начинают понимать, что не так всемогущи, чтобы сделать невозможное возможным, страх, а вместе с ним и чувство вины, что они виноваты в смерти дорогого человека, уменьшается. Страх угасает, но в различных жизненных обстоятельствах он может внезапно усилиться. Он ясно виден на лицах людей, имеющих тяжелые заболевания, или у тех, кто понес тяжелую утрату. Супружеская чета может годами ссориться, но после смерти жены муж начинает сокрушаться, винит себя, плачет в раскаянии и страхе и в результате начинает еще больше бояться собственной смерти. Также Э. Кюблер-Росс выявила, что чувства горя, раскаяния, вины не так далеки от гнева и ярости. Скорбь всегда несет в себе гнев. Поскольку никто не хочет обратить гнев на покойного, эти эмоции часто маскируются или подавляются и служат проявлением скорби или выражаются иначе. Нельзя расценивать подобные чувства как плохие или постыдные, нужно постараться понять их подлинное происхождение как нечто в высшей степени присущее человеку. Например, пятилетний мальчик, потерявший мать, и обвиняет себя в ее исчезновении, и сердится на нее за то, что она покинула его и глуха к его просьбам. Ребенок любит умершего и жаждет его появления, но столь же сильно ненавидит его за свое одиночество. Такие же чувства может переживать и взрослый, но они не столь очевидны из-за механизма вытеснения. Страх смерти, как экзистенциальный феномен, осмысливался и представителями гуманистического направления в психологии. В частности по мнению Э.Фромма, избавиться от страха перед смертью – все равно что избавиться от собственного разума. В книге «Человек для себя» он пишет: «Сознание, разум и воображение нарушили «гармонию» животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец – смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни» (и бояться смерти). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |