АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность личности, ее строение, функционирование и этапы развития. Типы личности

Читайте также:
  1. Essence / Сущность.
  2. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  3. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  4. II. Механизмы и условия социализации личности
  5. II. Этапы кадастровых работ.
  6. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  7. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  8. IX. Эмпатия личности
  9. V. Гуманистическая психология о личности
  10. VI. ВНЕШНЯЯ КАРТИНА ЛИЧНОСТИ (манифестация и симптомы)
  11. VI. Психоаналитический подход в психологии личности
  12. VII. Концепция отношений личности

Введение

Быстрые качественные изменения современного российского общества, его социального облика и вектора развития, массовое изменение духовных и нравственных ориентаций различных социальных и возрастных групп населения страны делают как научно, так и социально-значимым изучение современных тенденций духовного развития, поскольку они определят как ценностно-нравственный и духовный облик России в обозримой исторической перспективе, так и выступают объективными границами возможных в будущем трансформаций российского общества.

Существует целый ряд новых процессов и факторов, существенно изменяющих духовные, ценностные, нравственные, мотивационные, образовательные, политические, бытовые и поведенческие цели, формы, оценки и стереотипы жизнедеятельности современной молодежи. Резкое изменение социально-позитивных ценностных и деятельностных ориентиров в российском обществе, длительное социально-психологическое напряжение, ярко выраженная социальная поляризация, все это и делает, в свою очередь, неизбежным изменение господствующих типов личности, формирование сложного и разнонаправленного духовного развития.

Анализ основных современных концепций. личности. Основой изучения духовного развития человека, социальных групп и, в частности, духовного развития молодежи служат наиболее общие представления о человеке и его сущности. Такие общие представления формируются в религиях, философии, социологии, психологии и ряде других приклад-ных дисциплин, занимающихся изучением человека.

Религиозные концепции теории личности Религиозная концепция личности является наиболее древней. В ней понятие "личность" не используется. Человек делится на тело и душу. "Душа" человека и есть, то, что позднее стали называть "личностью", она, как правило, в религиозных представлениях рассматривается как неуничтожимая и созданная Богом. Поэтому человек и его душа видятся в религиозном мировоззрении, в конечном счете, творениями Бога. Однако душа обладает активностью и играет определяющую роль по отношению к телу. Религиозное разделение “души” и “тела” стало первой формой постановки и решения вопроса о сущности человека, его определяющей части и ее происхождении.

Концепции теории личности в философии Философия с момента своего появления обращается к проблеме человека, его сущности и места в Мире. Эти представления формируются как критический рациональный антитезис религиозному мировоззрению. Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его “сущности”. В философии нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие личности фактически сливается с понятием “Я”, тождество личности усматривается в ее сознании. В философии Канта этот подход нашел свою классическую форму, когда личность стала рассматриваться как “свобода и независимость от механизма всей природы”. В ходе дальнейшего развития философии уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности. Основные проблемы изучения группировались вокруг проблем сущности личности, внешнего или внутреннего источника ее формирования и изменения. В XIX веке в марксистской (а позднее в советской) философии личность понималась прежде всего как совокупность общественных отношений. Классической формой концептуального решения проблемы стал известный тезис К. Маркса о том, что "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". В XX веке в западной философии получили наибольшее распространение такие течения, которые искали сущность личности в саморефлексии, иррациональном или спонтанно-чувственном (Экзистенциализм, Персонализм) содержании сознания. Таким образом, влиятельными направлениями философского анализа проблемы личности стали школы, научные результаты которых сегодня в прикладных науках не могут быть достаточно точно верифицируемы. Это, в свою очередь, вызвало бум попыток “прагматизации” и “эмпиризации” философии. В первой половине XX века в западно-европейской философии возникло направление, ставящее задачу создания специального философского учения о сущности человека - философская антропология (А.Гелен, Э.Ротхаккер, М.Ландман и др.). Это направление пересмотрело концепцию эпохи Просвещения о человеке как высшей форме Природы, рассматривая его только как один из уровней бесконечного развития жизни. Но теоретические притязания создать всеобъемлющую концепцию человека и личности так и не увенчались успехом. В результате, в 60-80-е гг. это философское течение большей частью растворяется в набиравших силу новых направлениях прикладных психологических исследований (прагматизме, глубинной психологии, структурализме).

Концепции теории личности в социологии Развитие научных исследований проблем развития личности привели в конце XIX - начале XX вв. к появлению социологии (совокупности социальных теорий среднего уровня), соединяющих теоретические концепции с эмпирическими исследованиями. Советская и российская концепция. В советской социологии личность рассматривалась как "устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности". Наиболее развернутую позицию советской науки изложил известный социолог - И.С.Кон. По Кону "личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности”. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик - терминологически вполне различимы, они употреблялись и употребляются иногда как синонимы.. Отправная точка социологических исследований личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет. Социология исходит из того, что именно изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания и идейную направленность, возможную степень ее творческого проявления. Но социальное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Таким образом, каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному осознано и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Современная российская социология в своем понимании личности сохраняет в основе традицию советской социологии, соединив ее с теми или иными подходами западной философии, социологии и психологии. Эклектика в познания личности получает распространение, тем более, что неудача философской антропологии в монистическом изучении человека привела к господству в прикладных науках сознательного сформулированной эклектической методологии, к отказу от поиска “определяющего”, к многофакторности рассмотрения как основе гносеологии. Социология различает “человека”, “индивида” и “личность”. Человек - родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду. Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Точнее говоря, индивид - это единичная особь, принадлежащая человеческому роду. Под личностью понимается "конкретное выражение сущности человека определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества....Понятие "личность" охватывает как общие, так и индивидуальные черты" Личность предстает как иерархическое единство социально-психологического и индивидуально-психологического. В этом единстве личность выступает как объект и субъект социальных отношений.

В целом к предмету социологии личности в российской социологии относят частно-социологические закономерности, выражающие:

1) взаимосвязь и иерархию различных элементов социологической структуры личности;

2) функционирование личности во всех сферах общественной жизни;

3) формирование и развитие личности под воздействием различных социальных факторов.

Западные концепции. В конце XIX века внимание исследователей переключилось с макроструктур и процессов на процессы социального взаимодействия и их последствия для индивида и общества. Социология делится на теоретическую и эмпирическую. Существует множество теоретико-методологических ориентаций социологии личности в зависимости от того, внешние (структурный функционализм: Парсонс, Мертон; интеракционизм: Дж.Хоманс, Э.Гофман) или внутренние (феноменология: Шюц; неофрейдизм: Фромм и др.) факторы рассматриваются в качестве определяющих по отношению к личности и какие именно эти факторы (социальные институты, отношения, индивидуальное или коллективное бессознательное и т.п.).

В западной социологии значительным влиянием пользуется теория интеракционизма, теория ролей (У.Джемс, Дж.Болдуин, Дж.Мид и др.), формировавшаяся в первой трети XX века. Личность рассматривается в ней как индивид, включенный в макро- и микросоциальные группы и характеризующийся своеобразием своего многоуровневого и многоролевого социального положения и особенностями своего поведения в этой "позиции" (социальном месте). В соответствии с этим личность описывается рядом таких терминов как сценарий, роль, статус, экспектация (ожидание) и др. При этом подходе предполагается, что определяющее воздействие на индивида оказывает общество, предлагающее индивиду набор "позиций", ролей и сценариев.

В 60-е гг. возникает модификация интеракционизма - символический интеракционизм (Г.Блумер), пытающийся соединить теорию ролей с самостоятельностью субъекта путем подчеркивания его активности как "игры", то есть возможности определенного самоосуществления и выбора действия индивида в социальной среде. Таким образом, в концепции символического интеракционизма личность рассматривается как взаимодействующий с другими индивид, "играющий" (действующий в рамках вариативного действия) в "символических" (включающих согласование интерпретаций, оценок, определений и т.п.) полях социальной среды. Для характеристики "определяющего" в формировании и функционировании личности используется многофакторный подход, то есть постулируется релятивное определяющее. Сегодня символический интеракционизм или отдельные его подходы получили значительное распространение в российской социологии, особенно связанной с анализом личности и политической жизни.

В целом, можно констатировать, что социология личности имеет более высокий уровень обобщения, чем социальная психология. Для нее личность - это прежде всего представитель определенного класса или социальной группы. Внутриличностные феномены (потребности, мотивы, ценностные ориентации и др.) интересуют социолога постольку, поскольку они характеризуют социальную и классовую позицию личности, и лишь в той мере, в какой они отражают действие социальных закономерностей. Современные концепции теории личности в психологии

Советская и российская психология. В советской школе психологии личность понималась как "определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении". Личность характеризуется активностью, направленностью, "глубинными смысловыми структурами", степенью осознанности своих отношений к действительности. Социально-психологический подход более конкретен. Здесь личность выступает как объект и субъект общения, как член определенной малой группы. Установки, мотивы деятельности, ценностные ориентации личности здесь рассматриваются как следствие непосредственных взаимоотношений людей, их симпатий, антипатий, восприятия и понимания друг друга, как результат их общения, сквозь призму которого преломляется воздействие всей общественной системы.

Западные школы психологии личности формировались на стыке медицинской практики и прикладной эмпирической психологии. Различные концепции теории личности возникали как конечный объяснительный принцип поведения человека и его мотивов.

Теория личности Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.) Личность трактовалась им как область сознательного в человеке, определяемая подсознательным и бессознательным. Главным побудительным мотивом деятельности и развития личности является сексуальный и агрессивный инстинкт. Он был убежденным биологическим детерминистом. Теория личности Альфреда Адлера (1870-1937 гг.). Для Адлера человек - это индивидуум - органичное целое. Личность же - это психология индивидуума. Цели, выдвигаемые человеком, считал А.Адлер, и определяют развитие личности. Теория личности Юнга (1875-1961 гг.). Для него личность - это душа человека, состоящая из эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного, развитие которой определяется бессознательным. Диспозициональная теория личности. Гордон Олпорт (1879-1967 гг.). Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. С его точки зрения "личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Он сознавал, что многие персонологи его времени не могут даже дать определение здоровой личности и, что еще хуже, не прикладывают сколько-нибудь существенных усилий для ее описания. Он считал, что личность человека определяет его "философия жизни", которая основана на системе ценностей. Олпорт впервые попытался выявить, определить и измерить ценности на основе факторного статистического анализа. Теория личности Реймонда Кеттела (род. 1905 г.). - "самого выдающегося персонолога нашего времени". Он создал наиболее комплексную систему воззрений в современной персонологии на основе статистического анализа поведенческих характеристик. Личность по Р.Кеттелу - это функции человека, которые проявляются во взаимодействии с внешней средой. Эти функции и следует изучать, как ему представляется, через поведение статистическим методом. Теория личности Ганса Айзенка (род. 1916 г.). Личность для него - это иерархически упорядоченная совокупность психологических черт. Бихевиоральное направление. Б.Ф.Скиннер (1904-1990 гг.). Это направление считает, что личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Внешнее при этом является главным как для формирования опыта, так и для определения по- ведения человека. Таким образом, теория личности в западной психологии - это главным образом теория поведения. Человек рассматривается в ней как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций. Личность рассматривается не как порождающий фактор, она - точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Психологи, занимающиеся изучением личности в собственном смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро личности как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в ее составе потребности, интересы и направленности. Западная психология в целом исходит прежде всего из эмпирического наблюдения и практической потребности в корректирующем регулировании поведения конкретного человека. Элементы теории личности возникали чаще всего лишь как конечный результат того или иного комплекса психических исследований человека и призваны были систематизировать хотя бы в какой-то степени результаты накопления эмпирического материала, сводя личность к накопленному и измеренному. Для такой психологии теория - это эклектически формируемая, широкая "пограничная полоса", отграничивающая применяемый практиком-исследователем подход от других психологических концепций человека и создающая образ определенной упорядоченности эмпирического материала. Таким образом, в общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические, биосоциальные, психосоциальные, психостатистические (факторные) и т.д. Большие теоретические трудности представляет сегодня для психологии проблема структуры личности. Отказавшись от традиционного понимания личности как более или менее случайной совокупности психологических черт, современные психологи видят в ней определенную систему, состав и структуру. Но раскрывается это по-разному. "Многофакторные теории" рассматривают личность скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или ме-нее автономных психологических характеристик. "Холистические" или "организмические" теории, напротив, видят в личности субстанциональное единство, которое лишь проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах. Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях - от организмического до социального включительно, выходит за рамки не только теорий личности, но и психологии в целом. Развитие исследований личности в XX веке показывает, что увлечение чисто эмпирическими и прикладными исследованиями создает интересную и нужную базу данных для дальнейшего изучения человека, но не может дать ответ на возникшие гносеологические и концептуальные проблемы. Дальнейшее позитивное изучение развития личности в социологии и психологии требует, видимо, решения ряда общих исходных философских и гносеологических проблем взаимоотношений Человек - Мир.

Сущность личности, ее строение, функционирование и этапы развития. Типы личности

Сущность личности Современные концепции личности исходят из разного решения вопроса о том, в чем состоит и где находится сущность человека. Одни полагают, что личность определяется внутренними качествами человека и тогда личность выступает как совокупность его психологических черт (западные школы). Другие склоняются к мнению, что качества человека и личности определяются совокупностью общественных отношений, в которых он включен, и в этом случае личность понимается как совокупность общественных отношений и ее изучает социология (например, К.Маркс). В начале 80-х годов И.С.Кон стал говорить о том, что "в значительной мере преодолен современной психологией традиционный дуализм "внешних", интерпсихологических, и "внутренних", интрапсихологических, процессов. Согласно Л.С.Выготскому и его последователям, внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации, исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует, свои психические процессы. Таким образом, "социальное" и "индивидуальное", на первый взгляд являющееся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально". Учитывая, что общественные отношения существуют, в первую очередь, как межличностные отношения и без сторон отношений - взаимодействующих личностей - не существуют, что характер отношений определяется сторонами отношений, а не наоборот, - мы должны признать определяющую роль личности в сравнении с отношениями. Но в то же время следует признать объективность существования каждой личности по отношению друг к другу. Эта объективность проявляется для каждой из взаимодействующих личностей в отношении, что и порождает теоретическую сложность. Каждая из личностей во взаимодействии влияет на другую, изменяя ее и изменяясь сама. Таким образом, проблема соотношения внутреннего и внешнего в личности подобна проблеме соотношения формы и содержания в философии. Считаем правильным исходить из положения, что общественные отношения таковы, каковы люди - стороны этих отношений. Другим философским вопросом, предваряющим решение принципиальных вопросов о личности, является вопрос о свойствах вещей - их имманентности или относительности. Он порождается трактовкой сознания как свойства материи. Все свойства вещей, как нам представляется, относительны, они существую лишь в определенном взаимодействии. Поэтому сознание как свойство высокоорганизованной материи (общества) проявляется лишь во взаимодействии людей. Вне такого взаимодействия оно не возникает и не развивается. Именно поэтому рожденный ребенок так и не становится человеком, если он не развивается после рождения в обществе. Таким образом, свойство сознания является социальным и психическим одновременно - социальным по происхождению и психическим по форме существования. Личность, следовательно, - духовная (психическая) сторона существования человека, не могущая возникнуть и развиваться вне общества. Исходя из сказанного, человека можно, как и прежде, условно разделить на "душу" и "тело", "духовное" и "телесное". Условно, - потому, что духовное есть ни что иное, как свойства развитого тела, развитой телесности. Человека можно грубо определить как самоуправляемый компьютер - “одухотворенную машину" по переработке информации. Это позволяет выделить в нем несколько сторон или составляющих: - механизм (организм или орган) переработки информации, - перерабатываемую информацию,
- информацию с помощью которой происходит переработка основной информации. Поскольку человек является самоуправляемым организмом в нем следует, и это давно делается, выделить:

- уровень сознательного,

- - уровень подсознательного,

- - уровень бессознательного.

К личности относится уровень сознательного и, вероятно, подсознательного. То, что может управлять сознанием человека и само это сознание разумно относить к социально-психической стороне человека - личности, а не к телу. При анализе следует различать индивидуальность - индивидуума и личность человека. К первому относится все то неповторимое, что составляет конкретного человека, в том числе и неповторимое телесно, например, рыжие волосы в сочетании с зелеными глазами и т.п.. Личность же - это конкретный набор психических свойств человека, возникающих и проявляющихся в конкретных социальных условиях. Личность - не есть общественные отношения, она проявляется в отношениях и формируется в отношениях, но не пассивно (степень активности - дело другое). Таким образом, в личности следует различать: - содержание сознания - знание, - организм (орган сознания) - мозг, центральную нервную систему и т.д., - функции сознания, свойства сознания - программы по которым оно функционирует (они могут быть более простыми или более сложными - часто используют для анализа этого явления понятие - "уровень мышления"). Как в телевизоре, вскрыв его нельзя найти ни кусочка того изображения, которое вы только что видели на экране, так и попытки, вскрыв череп найти в мозгу мысль, обречены на неудачу. Все знание в человеке делится на две крупные части: - знание о себе, - знание об ином.

Отличение себя от иного, то есть знание себя наряду со знанием о другом и есть ничто иное, как сознание. Сознание возникает с того момента, как человек начинает отличать себя от внешнего мира. Поэтому сознание и самосознание есть по сути одно и то же. Нет и не может быть сознания без самосознания. Правда, в сознание включают кроме знания о себе, знание обо всем остальном. Таким образом, сознание и самосознание различаются как целое и часть и включают не только, конечно, знание, но и способность различать. Знание человека о себе и есть то самое пресловутое "Я". Главная и исходная способность психики вообще и в том числе человеческой - различать. Специфика же человеческой психики заключается не в различении, а в поименовании различенных образов и возникновение на этой основе качественного новых образований психики, которых нет и, видимо, не может быть в психике животных, а именно - слов. Следует, таким образом, четко различать свойства (характеристики) знания, мышления и свойства центральной нервной системы. Строение содержания сознания. В строении знания - содержания сознания следует выделить: принципы-ценности-убеждения - знания, играющие определяющую роль, в формировании поведения личности, так как они задают область допустимого - границы коридора в поведении. Схема соотношения ценностей личности, ее направленности (содержания сознания) и области поведения Область смерти и пограничных состояний личности Область поведения Область индивидуальной свободы Направленность (тип) личности Границы дозволенного в поведении личности. Заданы убеждениями-принципами-ценностями Убеждения-принципы-ценности иногда называют "ядром личности". Содержание этих знаний не осознается личностью в обыденной практике (лишь в ситуации выбора между жизнью и смертью они начинают осознаваться. См.: Сартр, Камю и др. экзистенциалисты). Они складываются стихийно в процессе жизнедеятельности человека в обществе. В содержательном аспекте принципы, ценности и убеждения представляют собой одно и тоже. Они различаются: - в сравнении с другими знаниями по степени проверки личным опытом - это убеждения (знания, истинность которых многократно проверена личным опытом, есть убеждения); - в сравнении с другими знаниями по критерию важности сох- ранения - это ценности (истинность их многократно проверена и неоднократно востребовалась в жизненной практике); - по способу использования в деятельности - ими руководствовались при принятии решения как заведомо истинными, которые необходимо учитывать - как принципы. По областям и объему - знания могут у конкретных личностей очень сильно отличаться, но есть области, которые присутствуют неизбежно у всех и различаются лишь объемом и глубиной знаний: - знания о себе, - знания об обществе, - знания о природе. Знания характеризуются сложностью организации, но это определяется сложностью мышления - функциональными возможностями сознания. Организмические свойства личности Ряд свойств личности задается, определяется объективными характеристиками ее биологическо-го организма. Сегодня совокупность этих свойств обычно выделяют и называют “организмическими”. К ним относят характеристики центральной нервной системы, мозга и физической конституции человека. Схема соотношения ценностных и организмических границ личности Область поведения Объективные границы поведения личности. Заданы убеждениями-принципами-ценностями Организмические границы возможного взаимодействия личности: характеристи-ки центральной нервной системы, мозга и физической конституции человека. Материальный носитель сознания - мозг человека и вся центральная нервная система харак-теризуется по Павлову: - устойчивостью, - подвижностью, - силой. Б.М.Теплов добавил к этим показателям дополнительные свойства нервной системы - лабиль-ность и динамичность. По этим показателям в общей психологии принято выделять 4 типа темперамента: - холерик - неустойчивый, подвижный, сильный; - сангвиник - устойчивый, подвижный, сильный; - флегматик - устойчивый, неподвижный, сильный; - меланхолик - неустойчивый, неподвижный, слабый.

Современные исследования показали, что состав основных свойств нервной системы намного сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее, указанные четыре типа темперамента используются для изучения характеристики нервной системы личности как базовые. В психологии различают также тип темперамента в зависимости от направленности активности личности на внутренний или на внешний мир: интравертный и экстравертный. Важнейшей объективной характеристикой личности является преобладание эмоционального или рационального типа взаимодействия с миром, или характер их сочетания. При эмоциональном типе отражения определяющим является синтез, рассмотрение любого единичного как элемента всеобщего. При рациональном типе господствует анализ, рассмотрение любого целого прежде всего как распадающегося на простейшие элементы. Преобладающее отношение находит свое отражение и функционировании языков. Русский язык, например, относится к синтетическим языкам, а немецкий - к аналитическим.

Одной из важнейших характеристик, определяющих производительность мозга является память. Память - это характеристика (свойство) органа сознания - способность сохранять информацию и предъявлять ее по требованию.

ПАМЯТЬ характеризуется: длительностью хранения информации. По этому показателю она делится на:

- оперативную,

- - кратковременную,

- - долговременную;

- - скоростью извлечения;

- - объемом хранения;

- - формой восприятия и делится на:

- - зрительную,

- - слуховую,

- - моторную;

- - подконтрольностью сознанию.

- Различается:

- - активная (сознательно управляемая),

- - пассивная. (спонтанно предъявляемая) память.

- Память также различается по следующим свойствам:

- - различение - чувствительность; - яркость образов.

- Характеристики функций мышления

- Мышление бывает:

- По уровням взаимодействия:

- - первичное (биологическое);

- - ручное;

- - конкретно-образное;

- - абстрактное - теоретическое.

- По формам существования:

- - внешнее;

- - внутреннее.

- По сложности функционирования, по сложности программ (алгоритмов) одновременной обра-ботки знания: - неустойчивое-неадекватное (глупость); - одноуровневое (нормальное, обыденное, “здравый рассудок”); - многоуровневое (теоретическое, ум). Выделяют следующие формально-логические процессы мышления: - понятие: - единичные, общие и собирательные; - конкретные и абстрактные; - положительные и отрицательные; - безотносительные и соотносительные.

- - суждение;

- - умозаключение:

- - дедуктивное;

- - индуктивное;

- - по аналогии.

-
Производными - сложными формами мышления, возникающими на основе основных процедур мышления, являются:

- - абстракция

- - анализ

- - синтез

- - идеализация

- - обобщение

- - гипотеза.

Выделяют также следующие диалектические процессы мышления:

- движение от абстрактного к конкретному;

- - единство анализа и синтеза;

- - тождественность логического и исторического;

- - отождествление неотождествленного.

- Развитие личности Этапы развития личности. Развитие личности рассматривается в психологи либо как процесс ее жизнедеятельности в течение всей жизни, или как процесс социализации, или как процесс формирования зрелой личности. Причем зрелая личность рассматривается двояко, иногда с формальной стороны (как социально “взрослая” особь, получающая по достижении определенного возраста общественные права и обязанности и готовая их выполнять) или с содержательной (как человека с высокой степенью социальной адаптации и самоконтроля).

- В процессе социализации личности выделяются обычно три этапа: адаптации, индивидуализации и интеграции.

- Надо отметить, что в науке не сложилось однозначного определения этапов развития личности и их хронологических границ. Так или иначе, во всех классификациях подчеркивается взаимозависимость между возрастом и социальными возможностями индивида. Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной. В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак).

- В возрастной психологии существует специальное понятие для выделения переходных периодов от одного возраста к другому - возрастных кризисов. Среди них выделяют “нормативные жизненные кризисы”, характеризующие социально-естественные периоды развития любой личности в этом обществе и “ненормативные жизненные кризисы”, характеризующие индивидуальные обстоятельства жизни конкретной личности, например, смерть родителей.

- В самом широком плане выделяются следующие этапы возрастного и социального развития личности - детство (0-14), молодость (14-30), зрелость (30-60) и старость (60-...). В период молодости в процессе социализации молодой человек не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, но и активно преобразует их в свои собственные ценности, интересы, потребности и знания.

- Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (0-3 года), детсадовский (4-6), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст (16-17).

- Таким образом, молодость является определяющим периодом в становлении личности, периодом формирования системы ценностей-убеждений-принципов, определяющих затем жизнедеятельную направленность личности и задающих внутренние объективные границы ее идеалов, интересов, потребностей и мотивов.

- Типы личности. Типы личности могут выделяться на основе определенной системы ценностей, или содержания сознания и его направленности (преобладающей, определяющей области знаний), или уровня мышления. В зависимости от этого выделяются и различные типы личности.

- Главной для характеристики типа личности считается система ценностей. Она имеет иерархическое строение. Различают познавательное, эстетическое, прагматическое (утилитарное), религиозное, политическое отношение к действительности. Оно формируется на основе той или иной системы ценностей. В соответствии с этим выделяют различные социальные типы личности. В современной литературе, например, выделяются в зависимости от преобладающего отношения к действительности 4 типа личности: “деятели”; мыслители; люди чувств и эмоций; гуманисты и подвижники. Можно также выделить в зависимости от отношения к общественным потребностям “гражданина” и “обывателя”. Исторически первичными являются утилитарное и религиозное отношения к действительности и соответствующие им типы личностей. Познавательное же отношение к действительности как определяющая направленность личности и соответствующая ей система ценностей складывается только на развитых стадиях социальности и индивидуальности.

- В то же время сегодня очевидна недостаточность этих критериев для реального анализа существующих вариативностей личностей и этапов их развития. Обладать политической, познавательной или религиозной направленностью могут люди с отличными, в том числе качественно различного уровня, системами ценностей. Можно было бы, выделить типы личностей, фиксирующее их качественные различия во взаимодействии с окружающим миром и одновременно - ступени развития человека. Мы выделяем, например, - прагматический тип личности, духовно-познавательный и “играющий” (Homo ludens). Сам этот процесс качественного изменения личности можно было бы назвать “вертикальным развитием личности”. Прагматический и духовно-познавательный типы различаются прежде всего источником формирования целей и смысла жизнедеятельности личности. Для прагматического (утилитарного, политического, познавательного, религиозного и эстетического) типа личности источником целей и смыслов жизнедеятельности являются внешние, объективно существующие. и субъективно ощущаемые как норма - смыслы, цели, стремления. и мечты.

- Для духовно-познавательного (духовно-эмоционального, духовно-рационального и духовно-религиозного) типа личности характерно формирование отличающегося от бессознательного набора социальных смыслов осознанной субъективной направленности личности, выработка смысла, целей и субъективной траектории развития в объективном социальном бессознательном. Но и в этом типе личности отношение личности и мира носит односторонний, раз и навсегда выбранный, характер. Личность не свободна в выборе подходящей формы своего взаимодействия с миром. И в этом случае, как и в прагматическом, происходит “окаменение” типа взаимодействия, хотя оно и носит качественно иной характер.

- “Игровой” тип личности находится только в процессе своего становления, которое впрочем и составляет его сущность.

- “Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса.”.

- “Игра” как определяющий тип взаимодействия с окружающим миром выходит не только за рамки природного процесса, но можно утверждать, что в какой-то степени - и за рамки социального. “Homo ludens” по настоящему “новый человек” и новая “сверхсоциальность” или “несоциальность”, которая сегодня если и не существует как определяющая реальность, то уже вполне заметна как реальная тенденция развития и общества, и человека.

- Такая “игра” предполагает конечно же не абсолютную свободы, а свободу от жесткой социальной детерминации истории (судьбы) личности (ее социального места, целей и социального “окаменения” типа взаимодействия личности и мира). “Человек играющий” выбирает цели и способы взаимодействия с миром, рассматривая себя и мир как непрерывное становление.

- В философии и международной политике начинает различаться также существование различных цивилизационных и религиозных (христианских, буддийских, исламских и т.п.) типов личности. Некоторые авторы, как, например, директор Института стратегических исследований Гарвардского университета С.Хатингтон считают, что несовпадение ценностей проявляется, прежде всего, как цивилизационное и религиозное отличия типов личностей, так как “...различия между цивилизациями - глубочайшие, они связаны с историей, языком, культурой, традициями и, самое главное - с религией. В различных цивилизациях у людей разные взгляды на отношения между Богом и человеком, гражданином и государством, родителями и детьми, свободой и властью, равенством и иерархией".

- В психологии различают в зависимости от степени субъективного контроля и способности к социальной адаптации - зрелую и незрелую личность. Зрелую личность характеризует развитое и управляемое самосознание, ответственное поведение, высокий уровень позитивной социальной адаптации. Незрелая личность характеризуется неразвитым самосознанием и поведением, которое во многом определяется подсознательным и бессознательным (коллективным и индивидуальным).

- Таким образом, подводя итоги второй главы можно выделить ряд следующих принципиальных положений.

- В личности следует различать:

- - содержание сознания - знание,

- - организм (орган сознания) - мозг, центральную нервную систему и т.д.,

- - функции сознания, свойства сознания - программы по которым оно функционирует (они могут быть более простыми или более сложными - часто используют для анализа этого явления понятие - "уровень мышления").

- Определяющим периодом в становлении личности является молодость. Это период формирования системы ценностей-убеждений-принципов, задающих затем направленность жизнедеятельности личности и задающих внутренние объективные границы ее идеалов, интересов, потребностей и мотивов, поведения в целом.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)