АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IX. Эмпатия личности

Читайте также:
  1. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  2. II. Механизмы и условия социализации личности
  3. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  4. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  5. V. Гуманистическая психология о личности
  6. VI. ВНЕШНЯЯ КАРТИНА ЛИЧНОСТИ (манифестация и симптомы)
  7. VI. Психоаналитический подход в психологии личности
  8. VII. Концепция отношений личности
  9. VII. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
  10. VIII. Экспрессия личности
  11. XI. Психологические особенности уверенной в себе личности

Что такое эмпатия? Какие виды и формы эмпатии существуют? Под влиянием каких факторов развивается и проявляется эмпатия личности? В чем состоят функции эмпатии в межличностном общении? Какими характеристиками личности обладает эмпатийный человек? Какие методы определения степени эмпатийности личности существуют?

 

50. Что такое эмпатия?

Многие из феноменов, рассматриваемых психологической наукой, имеют определенную предысторию изучения в раз­личных отраслях философского знания. Аналогичным обра­зом обстоит дело и с понятием «эмпатия». История его изуче­ния берет начало в конце XIX — начале XX в. в таких фило­софских дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях описываются особеннос­ти человека, отражающие специфику его отношений с окру­жающими и способствующие пониманию и познанию дру­гих людей. Эти теории положили начало исследованиям фе­номена эмпатии в психологии. Первым ввел термин «эмпа­тия» в психологическую науку Э. Титченер. Согласно психо­логическому словарю (1990), эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого. Данное определение не дает полного представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления. Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследова­нии этого явления.

Во-первых, эмпатия определяется как психический про­цесс, направленный на моделирование внутреннего мира пе­реживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу: 1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека; 2) экспрессивное сообщение о возникнове­нии этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого; 3) этап эмпатичес-кой коммуникации, во время которой эмпатическое понима­ние проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимо­понимания. Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гав­рилова выделили две фазы эмпатического процесса: 1) воспри­ятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его пе­реживаний; 2) построение во внутреннем плане модели откры­той и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.

Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психи­ческой, эмпатической реакции в ответ на стимул. Существует несколько видов эмпатических реакций, составляющих две большие группы: 1) эмпатические реакции в ответ на поведе­ние группы; 2) эмпатические реакции в адрес конкретной лич­ности.

В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Данная способность раскры­вается в умении давать опосредованный эмоциональный от­вет на переживания другого, которое включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпа­тии. Некоторые исследователи считают, что эмпатия — это эмоциональная способность реагировать на сигналы, переда­ющие эмоциональный опыт другого человека. А другие опре­деляют эмпатию как поведенческую способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистичес­ком поведении в ответ на переживания другого (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс).

В целом эмпатия — это социально-психологическое свой­ство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством кото­рых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъ­екту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способ­ность распознавать эмоциональные состояния другого и мыс­ленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия,.облегча­ющие страдания другого человека.

Таким образом, эмпатия — это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмо­циональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное — дис­гармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного пережи­вания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА

I.Бойко ВВ. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. С. 114-150.

2.Гаврилова ТЛ. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы пси­хологии. 1975. № 2. С. 147—168.

3.Гиппенрейтер ЮБ., Карягина Т.Д., Хозяева ЕН. Феномен конгруэнтной эмпа­тии //Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61—68.

4.Морозов ВЛ., Васильева АГ. Невербальный слух и эмпатия // Труды Ин-та
психологии РАН. 1995. Сер. 1. № 2. С. 253—260.

5.Психология: Словарь / Под общ. ред. АВ. Петровского, МГ. Ярошевскога. 2-е изд., испр, и доп. М., 1990. С. 463.

б. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С. 234—238.

7. Юсупов ИМ Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: Ав-тореф. дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1995.

 

51. Какие виды и формы эмпатии существуют?

Существуют различные критерии выделения видов и форм эм­патии, например: 1) генезис эмпатии (на основе этого крите­рия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию); 2) диспозиционность эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия); 3) уровень развития эмпатии (элемен­тарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии). Такой критерий определения форм эмпатии, как направление эмпатических переживаний, связан с общей направленностью лич­ности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому кри­терию, эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Раз­личия между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентифи­кации с объектом эмпатии, Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием.

В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда вос­принимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии пере­живания, но они обращены на себя. Это выражается в их со­держании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Пе­реживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида; они несут охранную функцию.

форму эмпатии, направленную на другого, обозначают как сострадание, сочувствие или эмпатическую заботу. В сочувст­вии отражается переживание индивидом неблагополучия дру­гого как таковое безотносительно к собственному благополу­чию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состо­яние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.

Названные виды эмпатии рождают разное поведение по от­ношению к другому и его нуждам. В случае личностного дис­комфорта или дистресса человек предпринимает усилия, на­правленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стра­тегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические дейст­вия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодейст­вия, именуемой «за другого».

Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностны­ми ориентациями, системой отношений и особенностями ми­ровоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцен­трической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро ко­торых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотиваци­ей и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека чело­веком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17—19,

2.Гаврилова Т.П.. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122-139.

3. Сопиков АЛ. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С. 89—96.

 

52. Под влиянием каких факторов развивается и проявляется эмпатия личности?

Факторы, определяющие развитие и проявление эмпатии лич­ности, можно условно разделить на две группы. Первая группа факторов представлена теми из них, которые играют первостепенную роль в развитии эмпатии в детском возрасте, Во вторую группу входят факторы, определяющие осо­бенности проявления эмпатии у взрослого человека. Эти фак­торы принадлежат к одной социально-психологической реальности: они представляют особенности взаимодействия и общения личности с другими людьми на различных этапах ее жизненного пути. Факторы, составляющие первую группу, в какой-то степени предопределяют влияние факторов из вто­рой группы.

Работы, освещающие факторы развития эмпатии, объеди­нены общим интересом к выявлению взаимосвязи между осо­бенностями воспитания в первичной семье и характером эм­патии у ребенка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Изучая проблему эмпатии с точ­ки зрения эмоционального развития ребенка, он подчеркивал важность удовлетворения родителями потребности ребенка в эмоциональном контакте. Удовлетворение этой потребности позволяет ребенку в дальнейшем научиться осознавать и раз­делять переживания партнера по общению, предвидеть по­следствия своего поведения. Например, согласно данным анг­лийских и американских психологов, в семьях, где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем выраженности эмпатии. И наоборот, ребенок, не по­лучающий в семье удовлетворения потребности в самоутверж­дении и подвергавшийся сексуальному насилию со стороны взрослых членов семьи, характеризуется низкой способнос­тью к сочувствию и собственно эмпатии. Деформация эмпа­тии происходит в сторону снижения способности эмпатически реагировать на отдельные эмоции, проявляемые другим. Это происходит в тех случаях, когда число дистрессирующих субъективно значимых ситуаций непомерно увеличивается, тогда как небольшое количество субъективно значимых, но эмоционально-напряженных (дистрессирующих) жизненных ситуаций, пережитых в детстве, положительно влияют на раз­витие эмпатии.

Среди факторов, влияющих на особенности проявления эмпатии у взрослого человека, одно из первых мест по значи­мости занимают особенности отношений к объекту эмпатии и система социальных потребностей субъекта эмпатии. Боль­шинство психологов согласно с тем, что система отношений к другому, включающая неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающая от­чужденности и безразличия в адрес переживаний другого, способствует проявлению эмпатии. Наибольшее внимание при анализе социальных потребностей, влияющих на прояв­ление эмпатии, уделяется потребности в самоутверждении. Предполагается, что доминирование потребности в самоут­верждении в ряду социальных потребностей личности, с од­ной стороны, приводит к снижению частоты проявления эм­патии, а с другой — может активировать выражение эмпатии, если индивид преследует цель получить самоутверждение че­рез социально одобряемый и моральный поступок

Взаимосвязь между характеристиками системы отноше­ний, иерархией социальных потребностей и уровнем разви­тия эмпатии не исчерпывается односторонним влиянием пер­вых двух на третью. Характеристики эмпатии, ее формы и ви­ды Оказывают существенное влияние на содержания социальных потребностей и межличностных отношений человека. Они выступают в качестве самостоятельного фактора станов­ления личности как субъекта общения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бойко ВВ. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М, 1996. С. 114—150.

2.Гаврилава ТЦ. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //Вопросы пси­хологии. 1975. № 2. С. 147-168.

 

53. В чем состоят функции эмпатии в межличностном общении?

Все виды межличностного общения являются базовой соци­ально-психологической средой, в которой эмпатия зарожда­ется, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия как свойство личности выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении можно осуществить, во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения, и, во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объ­екта эмпатии.

В психологических исследованиях традиционно, обраща­ются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения (в восприятии человека человеком). В них указывается на то, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональ­ных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами: 1) мотивируя индивида на по­лучение какой-либо информации с целью усиления собствен­ной вовлеченности в процесс общения; 2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз на­иболее адекватных способов поведения в соответствии с эмо­циональным состоянием участников. Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодей­ствия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

В жизни конкретного человека: 1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;

3) расширяет представление о жизни других; 4) обогащает соб­ственный эмоциональный опыт; 5) развивает личность и систему ее ценностей; 6) несет охранные функции, если восприни­маемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в при­знании, принятии и одобрении неповторимости и самоцен­ности его Я. Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки.

Многими исследователями независимо от того, какой тео­ретической модели объяснения насилия и агрессии они следу­ют, указывается, что низкий уровень эмпатии является одной из причин проявления агрессии. Группа американских психо­логов, опираясь на результаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они понимают способность индивида к оценке пер­спективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такой чертой лич­ности, как агрессивность. Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситу­ации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени ве­роятности проявления агрессии способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда сте­пень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.

Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпа­тии в связи со склонностью к насилию, проведенный в ряде исследований, где в качестве испытуемых выступали преступ­ники и люди с высоким уровнем агрессивности, показал, что склонность к насилию связана с нарушением эмоционального и когнитивного компонент эмпатии. Эти нарушения выража­ются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же пережи­вания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень раз­вития эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии наряду с другими факторами обусловливает наличие агрессив­ных тенденций в поведении личности.

Несколько противоположные по содержанию выводы о связи эмпатии и насильственных тенденций во взаимодейст­вии приводит Дж. Дайх в своей работе, посвященной анализу психологических особенностей садистов; установлено, что способность садистов к эмпатии выражается в достаточно развитом умении представлять себе страдания и пережива­ния жертвы, которое необходимо преступнику для соверше­ния преступления. Автор объясняет существование этого факта той формой эмпатии, которой обладают садисты. Речь идет о примитивном уровне развития эмпатии — эгоистичес­кой эмпатии, на котором еще нет четкой границы между соб­ственными переживаниями и автономными переживаниями другого.

Таким образом, эмпатия: 1) выполняет коммуникативные, регулятивные эмотивные социально-перциптивные функции в процессе общения; 2) опосредует личностное развитие уча­стников общения — снимает эмоциональный дистресс, помо­гает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адапти­роваться к партнеру по взаимодействию; 3) способствует под­тверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению стра­даний объекта эмпатии; 4) выполняет функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоцио­нальные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвраще­ния агрессии, В этом случае она бессильна.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. Разд. 2.

2.Бойко ВБ. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. С. 114—150.

3.Гаврилова TП.. Эмпатия как специфический способ познания человека чело­веком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17— 19-

4.Сухов АН. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993,

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)