АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как в психоанализе понимается личность?

Читайте также:
  1. ГЛАВА 3. Размышления о природе доказательств в психоанализе
  2. Детерминирована ли личность?
  3. Как в психоанализе понимается психологическая защита и ее типы?
  4. Как в психологии понимается структура конфликта и динамика его развития?
  5. Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается необходимый количественный и качественный состав ее работников.
  6. Под карьерой понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).
  7. Под правовым актом понимается тот или иной юридический документ, оформленный надлежащим образом.
  8. Под структурой санитарных потерь понимается процентное отношение различных категорий пораженных к общему числу санитарных потерь среди населения.
  9. Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства».
  10. Тема 4. Другие концепции и роль теории объектных отношений в современном психоанализе.
  11. Тема 5. Представление о религии в психоанализе.

Основой психодинамического подхода к пониманию личнос­ти является структурная модель личности, разработанная 3. Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрей­ду, общей целью жизни души является поддержание приемле­мого уровня динамического равновесия — увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, пред­ставляя собой динамическую систему (см. вопр. 32); зависит от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блоки­руют биологические побуждения, возможные способы разре­шения конфликтов противоречат друг другу. Структурная тео­рия, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажу­щийся хаос душевной жизни. В представлении Фрейда, лич­ность состоит из трех инстанций — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное и характеризуется следующими особенностями: а) является источником инстинктивной энергии для индивида и резервуаром либидо. Согласно Фрей­ду, либидо — энергия инстинктов жизни, важной характерис­тикой которой является подвижность. Ее актуализация, увели­чение и уменьшение, перераспределение и перемещение дают возможность объяснить психосексуальные феномены; б) слу­жит удовлетворению побуждений либидо, повинуясь принци­пу удовольствия; в) аморально и алогично, не отличается един­ством намерений; г) обладает филогенетической памятью.

Оно является исходной структурой личности, открытой со­матическим импульсам и влиянию Я и Сверх-Я. Другие части структуры личности развиваются из Оно, которое бесформен­но, хаотично и неорганизованно. Оно подобно слепому коро­лю, власть которого абсолютна, но он вынужден полагаться на других в распределении и использовании своей власти (коро­ля играет свита). Содержание Оно также включает в себя мыс­ли или воспоминания, вытесненные из сознания, пребываю­щие среди теней Оно, но по-прежнему способные влиять на психическую жизнь человека. Само по себе вытеснение из со­знания (прототип всех типов психологической защиты) не­угодного содержания — самый эффективный и самый опасный, потенциально-патогенный механизм защиты. Это объяс­няется тем, что изоляция инстинктивной и аффективной жиз­ни от сознания может полностью разрушить целостность лич­ности.

2. Эго (Я) — главный принцип, которым руководствуется эта инстанция — это принцип реальности. Я олицетворяет со­бой рассудок, рациональность; в противоположность Оно, содержащему страсти. Восприятие имеет для Я такое же значе­ние, как влечение для Оно. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я защищает Оно подобно коре дерева. Но при этом Я пользует­ся энергией Оно и обретает контроль над требованиями ин­стинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетво­рение, откладывая удовлетворение до благоприятного време­ни и благоприятных обстоятельств во внешнем мире или же полностью подавляя требования инстинктов. Я контролирует и модулирует импульсы Оно, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Главная за­дача Я — найти компромисс между требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в теку­щей реальности, накопления опыта, способности к прогнози­рованию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности.

3. Сверх-Я является хранителем моральных устоев, норм поведения и запретов. Фрейд указывал на три функции Сверх-Я: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса, под которым подразумевается возникающее в раннем детстве (преимущественно бессознательно) половое влечение к роди­телю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Это кульминационный пункт инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой развития нормальной взрослой сексуальности, успешной социализации и психичес­кого здоровья личности. Сверх-Я является наследником роди­телей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и в качестве гаранта защиты и любви. Хорошее или плохое отно­шение Сверх-Я так же важно, как в прошлом отношение роди­телей. Переход от контроля родителей к контролю Сверх-Я яв­ляется предпосылкой для установления независимости. Само­уважение регулируется уже не одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а собственным ощущением пра­вильности или неправильности сделанного. Согласие с требо­ваниями Сверх-Я доставляет такое же наслаждение и чувство безопасности, которые в прошлом ребенок получал от люби­мых людей. Отказ от послушания требованиям Сверх-Я вызывает чувство вины и угрызения совести, подобные ощущениям ребенка при утрате любви. Когда психическая конституция взрослого дисгармонична, инфантильна, то она находится во власти какого-нибудь невроза. Сверх-Я в таком случае следует рассматривать как грозную силу, как источник всех неврозов, как помеху во взаимопонимании Я и инстинктов.

Таким образом, взаимодействия между элементами струк­туры личности понимаются в психоанализе следующим обра­зом. Энергия психической активности личности черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой; Я, возни­кающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности; Сверх-Я дейст­вует как моральный тормоз или противовес практическим за­ботам Я, устанавливая границы подвижности последнего. В психоанализе представление о личности неотделимо от следу­ющего триединства: динамики психических процессов, прин­ципа психического детерминизма, трех уровней структуры личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

I.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 65—68, 97—98, 136-140,171-173,183-185.

2.КуттерП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 92—95,101 — 105.

3..ХъеллЛ ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997.С. 112—116.

4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 8—13,47.

5. Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 370—398.

6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273.

7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Т. 5. С. 259—278.

 

34. Какое представление о взаимосвязи сознания и бессознательного личности существует в психоанализе?

Первоначально 3. Фрейдом была предложена топографическая модель личностной организации. В рамках этой модели пси­хическая организация личности разделяется на три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание сле­дует понимать как ограниченный предварительным отбором ряд мыслей, восприятий, чувств и воспоминаний, которые осо­знаются человеком в каждый конкретный момент времени. Метафорически можно представить, что в психической жизни личности сознание относится к бессознательному так же, как видимая часть айсберга к его подводной части. Каждое явление психики, например эмоция или образ, как правило, не может быть длительное время представленным в сознании. Представ­ление, которое в данный момент находится в сознании, в сле­дующее мгновение перестает быть таковым, но при определен­ных условиях оно может вновь стать сознательным.

Бессознательное как отдельное понятие и специальная психологическая категория (уровень психики) впервые было введено Фрейдом, хотя в философии на протяжении многих веков существовало представление о скрытых, неосознавае­мых сторонах душевной жизни. Фрейд поставил понятие бес­сознательного во главу угла своей психологической теории, считая, что выделение сознательного и бессознательного в психике является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает возможность понять природу душевной жиз­ни человека. Бессознательное — самый глубокий и наиболее значимый уровень психики личности. Именно здесь находят­ся основные детерминанты личности, источники психичес­кой энергии, побуждения и инстинкты. Бессознательное вклю­чает в себя инстинктивные элементы, изначально не доступ­ные сознанию, а также материал, который был отщеплен от сознания, подвергнут цензуре и вытеснен. Основную часть вы­тесненного материала составляют угрожающие нормальному функционированию психики (психотравмирующие) момен­ты, например запретные враждебные и сексуальные чувства к родителям и близким людям. Это не означает, что такой мате­риал утерян для сознания, он продолжает воздействовать на сознание опосредованно, через парапраксис (описки, оговор­ки и т.п.), сновидения, неврозы и отдельные невротические симптомы, через фантазии и грезы. В бессознательном не су­ществует непоследовательности или перерывов, а фактически не существует пространства и времени. Бессознательный ма­териал обладает жизненностью и непосредственностью, и через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущен­ные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Предсознательное — это все, что еще не осознано, но спо­собно проникнуть в сознание и при возникновении соответ­ствующих условий, без особого сопротивления, стать объектом сознания. Предсознательное рассматривается некоторы­ми психоаналитиками только как субсфера или часть созна­тельного. 1 Образно говоря, предсознательное представляет собой «оперативную память души», которая содержит весь психический опыт, актуально не осознаваемый, но возвраща­ющийся либо спонтанно, либо в результате минимальных уси­лий.

Суть взаимодействия сознания и бессознательного заклю­чается в постоянных переходах психологического материала с одного уровня на другой. Познать содержание бессознатель­ного можно только после того, как оно переведено в сознание. Психоаналитическая работа направлена на то, чтобы помочь пациенту преодолеть силы сопротивления, которые в свое время удалили из сознания тот или иной материал и продол­жают удерживать его в бессознательном. Психоаналитическая техника располагает средствами, с помощью которых можно устранить противодействующие силы сопротивления и довес­ти вытесненный материал до сознания. К техникам такого ро­да в первую очередь относятся свободные ассоциации.

Логическим развитием топографической модели органи­зации психики стала структурная теория личности 3. Фрейда.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М,, 1996. С. 49— 53.

2. КуттврП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 100—101.

3. ХьеллЛ.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997.С. 110—112.

4. Фрейд 3.0 клиническом психоанализе. М., 1991. С. 53—81.

5. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 201—255.

 

35. Как объясняют представители психоаналитического направления особенности развития и поведения личности?

В психоанализе предлагается стадийная модель развития лич­ности. В теории 3. Фрейда формирование личности представ­лено как последовательно сменяющие друг друга фазы психо­сексуального развития. Их смена биологически детерминиро­вана, происходит в строго определенной последовательности и присуща всем людям независимо от специфики культурной среды. Этот взгляд базируется на теории детской сексуальнос­ти, развитой Фрейдом в работе «Три очерка по теории сексу­альности» (1910).

Фрейд выделяет четыре последовательных стадии прегенитального развития либидо: 1) оральная, которая начинается в момент рождения и заканчивается приблизительно в 12 ме­сяцев; 2) анальная фаза развития либидо имеет продолжи­тельность приблизительно с 9 месяцев до 3 лет; 3) фалличес­кая фаза от 2,5 до б лет; 4) латентная фаза от б до 12—13 лет. Перечисленные фазы нечетко отграничены, они постепенно переходят одна в другую и перекрываются. Психосексуальное развитие личности завершается генитальной организацией либидо.

Оральную фазу К Абрахам разделяет на две субфазы: 1) орально-эротическая (преамбивалентная) субфаза характеризует­ся тем, что главным средством удовлетворения потребности младенца являются губы и язык, способом получения удовле­творения является сосание, а объектом — материнская грудь. Акт сосания кроме удовлетворения голода доставляет удо­вольствие как таковое, отщепленное от простого удовлетво­рения потребности в еде. Рот на этой фазе является ведущей эрогенной зоной, к которой устремляется либидо. Во время этой субфазы закладываются основные установки зависимо­сти — независимости, доверия — недоверия по отношению к другим и миру вообще. Депривация либо чрезмерная стиму­ляция на этой субфазе приводит к формированию орально-пассивного типа личности. Этот тип характеризуется повы­шенным оптимизмом, установкой на «материнское» отноше­ние мира к себе, неистощимой потребностью в одобрении окружающими, основные черты характера — доверчивость, пассивность, незрелость, чрезмерная зависимость; 2) орально-садистическая (амбивалентная) субфаза возникает после того, как у младенца прорежутся зубы, и включает удовлетво­рение агрессивных инстинктов. На этом этапе впервые про­является амбивалентность в отношении к первичному объ­екту — материнской груди. Фрустрация в сфере кормления вызывает попытки младенца кусаться; желание повредить или разрушить объект указанным способом называется оральным садизмом (в отличие от раннего орального эро­тизма).

Анальная, или аналъно-садистическая фаза связана с тем, что ребенок открывает для себя новые источники удовлетво­рения. Обращая особое внимание на уринацию и дефекацию, родители обучают его контролировать мочевой пузырь и сфинктер. Увеличение внимания, уделяемого этим сферам жизнедеятельности, приводят ребенка к тому, что они стано­вится новым источником получения удовольствия для ребен­ка. Способ, которым родители или заменяющие их фигуры приучают его к туалету, оказывает влияние на его более позд­нее личностное развитие. При этом ребенок должен учиться разграничивать требования Оно к получению удовольствия от немедленной дефекации и социальные ограничения, исходя­щие от родителей. На протяжении анальной фазы со стороны Я одновременно имеют место побуждения любопытства и лю­бознательности, направленные на телесные внутренности, ра­дость игры с водой, песком и пластилином, удовольствие от опорожнения переполненных сосудов и т.п., агрессивные же­лание к овладению, удержанию или, наоборот, к разрушению. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции также бе­рут начало в анальной фазе. Как правило, говорят о двух типах анального характера личности взрослого человека, являю­щихся экстраполяцией анальной фазы развития. Первый — анально-удерживающий тип; человек, относящийся к этому типу, необычайно упрям, скуп, аккуратен, пунктуален, плохо переносит неопределенные ситуации и беспорядок. Второй — анально-выталкивающий тип; человек этого типа склонен к разрушению, импульсивен, сварлив, иногда садистически жес­ток, в сексуальных отношениях воспринимает своих партне­ров только как объекты обладания.

Следующая фаза получила название «фаллическая фаза». В психоанализе данный термин имеет как анатомическое, так и символическое значение. Анатомически он означает для муж­чин пенис, а для женщин клитор; символически прилагатель­ное «фаллический» описывает такие личностные черты, как сила, убедительность, агрессия и потенция. Эти черты обычно ассоциируются с маскулинностью в противоположность феминности. На этой фазе либидо сдвигается на следующую эро­генную зону — область гениталий. Фаллическая фаза характеризуется тем, что инстинктуальные побуждения ребенка, объ­ектные отношения, конфликты и фантазии сосредоточивают­ся на родителях или замещающих их фигурах. В течение этой фазы развитие мальчиков и девочек расходится. Завершаю­щий этап этой фазы называется фаллически-эдипальным и ха­рактеризуется полным расцветом и разрешением эдипова комплекса. В итоге происходит формирование Сверх-Я и (обычно) завершается идентификация с родителем того же пола, что и ребенок. Характерными игрушками у мальчиков в этой фазе являются пистолеты, ножи, самолеты, а также увле­чения такими играми и фантазиями, которые символически прославляют фаллос. Особое внимание вызывает обнаженное тело; возникает повышенный интерес к противоположному полу, подглядыванию (визионизм), демонстрации своих гени­талий (эксгибиционизм).

Фаллический или фаллически-нарциссический характер чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Он характеризует­ся преувеличенной эксгибиционистской самоуверенностью (доходящей до уровня высокомерия), надменной сдержаннос­тью, легко уязвимым тщеславием (что приводит к депрессиям), презрением к женщинам и страхом перед ними, отношением к пенису как к символу агрессии, а не любви, безрассудностью.

За фаллической фазой следует латентная фаза. Это пери­од относительного затишья, продолжающегося примерно б— 7 лет, в течение которого гормональные и соматические изме­нения приводят к пубертату (половому созреванию). В этот пе­риод инфантильная сексуальность отходит на задний план, а либидо направляется на такие виды деятельности, как интел­лектуальные занятия, спорт, увлечения и игры, не связанные напрямую с сексуальностью. Латентный период представляет собой время подготовки и перехода к взрослению, к послед­ней, генитальной стадии психосексуального развития.

Генитальная фаза характеризуется возвращением либи­до к половым органам и повышением сексуальной активнос­ти подростков. Гармоничное психосексуальное развитие приводит к формированию генитального характера, в идеале отличающегося умением личности откладывать удовлетворе­ние, адекватно сублимировать бессознательные импульсы, активно и адекватно подходить к решению жизненных проблем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 70—71; 105—1 Об; 123; 129—132; 171—175; 180-183; 203—213.

2.КуттерП. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 95—96; 124—131.

3.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 118— 127.

4.Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1995. С. 121—156.

5.Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990. С. 42—70.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)